Курсовая работа: Проблема безработицы
План
Введение
1. Формы занятости и круг лиц,
являющихся занятыми
2. Понятие “безработные” и
условия признания граждан безработными.
3.
Международно-правовые акты и национальное законодательство о понятии
«занятость»
4. Правовой статус безработного
5. Трудоустройство и его виды в РФ
6. Девять правил трудоустройства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из
главных проблем всех уровней профессионального образования является его
недостаточная востребованность на рынке труда. Важным является ряд вопросов,
связанных с трудоустройством. Проблема реформирования
сферы образования, совершенствования системы профессиональной подготовки и
трудоустройства молодежи – одна из основных проблем современного российского
общества, и от того, насколько грамотно и обдуманно она будет решена сегодня, зависит
будущее нашей страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке. Как особая группа населения молодежь
имеет ряд, особенностей, обусловленных ее демографическими и
социально-психологическими характеристиками. Эти особенности имели место
всегда, в том числе и в период социалистических методов хозяйствования,
зачастую объективно снижая эффективность использования труда молодежи на
производстве, а в рыночных условиях снижая конкурентоспособность на рынке
труда. Рыночные отношения принципиально изменили положение молодежи. Прежде
всего, эти изменения затронули вопросы профессиональной подготовки и
трудоустройства. Данная работа может использоваться для участия в конференциях
и для проведения классных часов в учебных заведениях.
Цель данной работы – рассмотреть проблемы трудоустройства
молодежи и определить основные аспекты данной проблемы .
Объект исследования — феномен занятости.
Предмет - проблема трудоустройства.
Задачи: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью,
выявить работу социальных служб по решению молодежных проблем, выявить проблемы
занятости и трудоустройства на современном этапе.
Особенности
молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую
конкурентоспособность на рынке труда и являются не привлекательными для
работодателя. Понятно, что «недостатки» в качестве рабочей силы молодежи в
значительной степени связаны с ее возрастом, и с течением лет в той или иной
мере могут быть устранены. Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации
российские работодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и
средства на «взращивание» молодого работника в своем коллективе до состояния
зрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихся опытных
специалистов.
В условиях
командно-административной системы экономики формирование рабочей силы
предприятий и организаций происходило за счет нескольких источников: движения
рабочей силы между предприятиями; планового государственного распределения
выпускников вузов, техникумов и профессионально-технических учебных заведений;
подготовки квалифицированной рабочей силы непосредственно на производстве и
преимущественно из числа лиц, пришедших на производство из сферы домашнего
труда либо после окончания школы.
В настоящее
время выпускники учебных заведений, ведущих профессиональную подготовку,
по-прежнему являются одним из существенных возможных источников удовлетворения
потребности предприятий и организаций в рабочей силе. Анализ динамики выпуска
специалистов разного уровня квалификации учебными заведениями Российской
Федерации показал значительный рост масштабов выпуска специалистов со средним
специальным и высшим профессиональным образованием и сокращение подготовки
квалифицированных рабочих, потребность производства в которых растет наиболее
высокими темпами.
Особенно острая
проблема существует с подготовкой востребованных экономикой работников по
рабочим профессиям. Несмотря на сохранение высокого спроса на работников,
владеющих рабочими профессиями, трудоустройство выпускников учреждений
начального профессионального образования не является безпроблемным. Связано это
с рядом обстоятельств. Прежде всего, набор профессий, по которым ведется
подготовка в учебных заведениях, не всегда соответствует потребностям
предприятий региона.
Отсутствие
производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями и
организациями препятствует не только рациональной организации профессиональной
подготовки специалистов, но в значительной степени и их трудоустройству по
окончании обучения. Законодательство не предусматривает ответственности или
какой-либо заинтересованности учебных заведений в трудоустройстве
подготовленных ими молодых специалистов. Бесспорно, основной функцией учебных
заведений является качественная подготовка профессионалов. Однако,
совершенствование этой работы, придание ей адресного и динамичного характера
возможно только на основе установления производственных контактов с
работодателями.
Проблема
трудоустройства молодежи после получения профессиональной подготовки также
требует скорейшего решения. Существующее законодательство позволяет гражданину
Российской Федерации самостоятельно решать вопрос о трудоустройстве, в то время
как данная задача должна решаться и регулироваться на государственном уровне.
Отсутствие опыта работы и практических навыков делают молодежь наиболее
социально незащищенной категорией безработных граждан. Надо предоставить
возможность молодым людям реализовывать собственный потенциал еще на стадии их
обучения. Важную роль в этом направлении может сыграть создание на базе учебных
заведений «Бирж труда». создание «Бирж труда» позволит учебным заведениям
организовать собственный банк вакансий рабочих мест для молодежи и банк данных
молодых специалистов, ищущих работу. Они помогут наладить продвижение
молодежных инициатив и реализацию бизнес-проектов.
Практика показывает,
что большинство молодых людей не находят работы по полученной в учебных
заведениях специальности. Это объясняется рядом причин, одной из которых
является несбалансированность между профессиональной подготовкой специалистов и
потребностями рынка труда. В настоящее время, из-за отсутствия прогнозирования
в реальных потребностях подготовки специалистов, в сфере профессиональной
подготовки и в сфере занятости складывается ситуация, характеризующаяся
излишними объемами подготовки специалистов теперь уже рыночного профиля:
юристов, экономистов, бухгалтеров и т.п.
Очень часто
молодые люди в процессе обучения понимает бесперспективность выбранной им
профессии. Для таких людей государство должно создавать все возможности для
перевода на другие факультеты и даже другие учебные заведения.
В
Кирово-Чепецке более 2% граждан являются безработными и состоят на учёте в
центре занятости, по ним ведётся активная работа, применяется программы по
обучению, социальной адаптации, подбору вакансий и соцподдержке. Однако ещё
большее количество граждан обращается к различным источникам информации в поисках
альтернативы основной занятости. Они не являются безработными, однако не
удовлетворены уровнем зарплат, условиями работы и т.п. Для них необходимо
создавать ярмарки вакансий, но для этого надо хорошо знать рынок труда в городе
и районе, знать предпринимателей, их возможности, привлекать их к участию в
соцпрограммах. Большой проблемой является трудоустройство школьников из
небогатых семей в летний период. Предложение работы здесь превышает спрос.
Школьник, зная, что несколько его товарищей уже трудоустроили на месяц- два,
приходит в центр занятости, и ему отказывают, потому что уже все имеющиеся
вакансии заняты. Школьник получает негативный опыт работы с государственной
службой, предоставлен себе три летних месяца и, самое главное, не получает
личного трудового опыта, столь необходимого ему в начале самостоятельного
жизненного пути. Я располагаю статистическими данными, свидетельствующими о
высокой эффективности данной программы, например - снижение уровня подростковой
преступности в летний период, если в городе действует данная программа, то есть
в период, как правило, самый «горячий» для инспекторов по делам
несовершеннолетних! «Молодая Гвардия» в этом году уже участвовала в координации
программ трудоустройства в Кирово-Чепецке, получала высокие оценки своей работы
от социальных работников, в том числе от директора городского центра занятости,
и у нас есть необходимый опыт в этой сфере.
Кроме того,
есть и проблема, касающаяся всех учащихся. В городе и области наблюдается
острый кадровый дефицит рабочих профессий. Городу нужны инженеры и
квалифицированные рабочие, предприятия частного и государственного сектора
готовы платить солидную зарплату, а кадров нет. И всё это - на фоне крайней
избыточности экономистов, юристов среди молодых специалистов. Ребята с высшим
образованием, с корочками менеджеров вынуждены болтаться без дела, устраиваться
на временную подработку не по специальности в то время, как в их городе на
предприятиях не хватает рабочих рук. Всё это - следствие деструктивной
информационной политики, которую необходимо прекратить. Кроме того, существует
ряд специальных программ профориентации для несовершеннолетних, которые на
данный момент дают низкий результат. Сейчас я веду активные консультации с
Центром занятости населения, рядом общественных организаций и директорами школ
города, и у нас имеется общее видение модернизации этих программ. Итогом работы
должна стать ломка стереотипов об образовании в среде школьников и их
родителей, восполнение дефицита рабочих профессий, и, как следствие снижение безработицы
до уровня допустимого.
Для безработных,
ищущих работу и высвобождаемых граждан проводились ярмарки вакансий,
программы по информированию о ситуации на рынке труда, повышению
конкурентоспособности на рынке труда, предувольнительные консультации,
индивидуальное консультирование психологов и юристов, консультации по
самозанятости и организации собственного бизнеса.
Женщины меньше
востребованы на рынке труда, преобладают в числе безработных. У них выше
средняя продолжительность безработицы. Работодатели часто отказывают в приёме
на работу женщинам с малолетними детьми и предпенсионного возраста. Условия
работы женщин почти по всем показателям отличаются в худшую сторону. На
производстве они имеют меньшую заработную плату. Из общего числа безработных женщины
составили 49 %. Нашли работу 35,5 % представительниц слабого пола, прошли
курсовую подготовку 11%, на досрочную пенсию выведено 1,5 %.Существуют
различные государственные программы, рассчитанные на помощь в поисках работы,
трудоустройстве. Одна из них помогает сохранить рабочие места на предприятиях с
неполной занятостью персонала, субсидирует дополнительные рабочие места. Широко
распространены общественные работы без снятия с учёта в ЦЗН. И это не только
уборка улиц. – Я считаю, что успешное трудоустройство наполовину зависит от
профессии, от личностных качеств и активности человека, а не от его возраста.
1. Формы занятости и круг лиц,
являющихся занятыми
Согласно ст.1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от
19.04.1991г. № 1032-1 (в ред. от 18.10.2007г.)[6] занятость – это деятельность
граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не
противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило,
им заработок, трудовой доход (далее - заработок). Гражданам принадлежит
исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному,
творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если
иное не предусмотрено законом. Конституция РФ не обязывает трудоспособного
гражданина трудиться: она запрещает принудительный труд, указывая в ст. 37, что
труд свободен. Понятие «занятые» шире понятия «работники». Работником является
гражданин, работающий по трудовому договору. Согласно ст. 2 закона занятыми
считаются граждане: 1) работающие по трудовому договору, в том числе
выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного
рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая
сезонные, временные работы, за исключением общественных работ. 2)
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; 3) занятые в
подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 4) выполняющие работы
по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются
выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с
индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся
членами производственных кооперативов (артелей); 5) избранные, назначенные или
утвержденные на оплачиваемую должность; 6) проходящие военную службу,
альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы; 7) проходящие очный курс обучения в
общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального,
среднего профессионального и высшего профессионального образования и других
образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной
службы занятости населения; 8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи
с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации,
приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы,
привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе
(альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных
обязанностей или иными уважительными причинами; 9) являющиеся учредителями
(участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных
и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов,
объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют
имущественных прав в отношении этих организаций..
Страницы: 1, 2, 3
|