на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Процесс становления системы революционных трибуналов РСФСР

Это был по существу первый нормативный акт о наказаниях, налагаемых революционными трибуналами.

Во-вторых, в тот же день 05.12.17 г. Президиум Московского Совета принял еще одно постановление:

«В осуществление декрета СНК о создании народных трибуналов для борьбы против контрреволюционных сил и принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для борьбы с хищничеством, спекуляцией, саботажем и мародерством промышленников, торговцев, служащих и других лиц, в Москве и ее пригородах учреждается Московский Революционных трибунал».

Это было решение Президиума Московского Совета рабочих и солдатских депутатов. 15.12.17. состоялось пленарное заседание Московского Совета рабочих и солдатских депутатов, которое по докладу Бермана «о революционном трибунале» постановило учредить Московский революционный трибунал, которым: «Впредь, до выработки общих правил судоустройства и судопроизводства» должен был руководствоваться специальной инструкцией. Председателем революционного трибунала был избран большевик Тамарин, заместителем - большевик Белоруссов.

Фракции левых эсеров было предложено избрать второго заместителя.

Была избрана «судебно-следственная комиссия при революционном трибунале», в составе большевиков: Карпетьянца, Бодрова, Чагодаева и Ратнера, левым эсерам было поручено наметить своих кандидатов.

О судебных заседателях вопрос решался следующим образом - районным Советам рабочих депутатов было предоставлено право наметить по 3 кандидата в качестве судебных заседателей революционного трибунала и представить их на утверждение пленарного заседания Совета рабочих и солдатских депутатов 19.12.17 г.

19.12.17 г. состоялось пленарное заседание Московского Совета рабочих и солдатских депутатов, которое по существу выбрало новый состав Московского революционного трибунала. Так председателем был избран Молсеев, а заместителем - Цевуевадзе и Белкин. Судебно-следственная комиссия была избрана в составе: Дыбина, Гулецкого, Бермана, Карапетяна и Бодрова.

Заседателями были утверждены 22 конкретных кандидата, представленных различными районами Москвы и 3 кандидата от 2-й Запасной автомобильной роты.

Московский революционный трибунал начал свою деятельность 21.12.17 г.

С этого времени и по 01.07.18 г. в трибунал поступило 2022 дела. Все дела, поступившие в трибунал по постановлению следственного комитета революционного трибунала, были распределены между ее отделами:

1) спекуляции - 453 дела

2) общим (отдел должностных преступлений) - 901 дело

3) политическим - 1321 дело

4) отделом особо важных дел - 132 дела.

Из всего количества дел 740 было передано на рассмотрение в народный суд и другие учреждения;

171 - приостановлено;

222 - прекращено;

295 - окончено и

594 - остались в производстве.

Д.И.Курский в статье «Народный суд»[7], приводя те же цифры, писал, что из поступивших в Московский революционный трибунал за время с 21.12.17 г. по 01.07.18 г. «окончательно решены в публичных заседаниях с обвинительными приговорами 76 дел следующих категорий:

о печати - 15;

контрреволюция - 4;

саботаж - 3;

преступления по должности - 21;

спекуляция -14;

взяточничество - 7;

обще уголовные - 12.

Таким образом, даже в Москве, где местный народный суд организован был уже к февралю, Революционных трибунал решал и обще уголовные дела.»

V. Процесс создания Революционных трибуналов на местах

Процесс создания Революционных трибуналов на местах в РСФСР в первые месяцы Советской власти был необычайно сложным. Отсутствие устойчивой связи мест с центром, плохая работа транспорта, несвоевременное поступление нормативных актов центра о Революционных трибуналах, острая классовая борьба в ряде районов РСФСР, слабость в ряде мест местных Советов, засилье в отдельных Советах правых эсеров и меньшевиков, острейшая нехватка кадров, отсутствие во многих случаях необходимых финансовых средств юстиции - все это осложняло и затрудняло работу по созданию Революционных трибуналов.

Следует отметить весьма характерную закономерность в строительстве советских судебных органов в первые месяцы Советской власти.

Процесс строительства Революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Это свидетельствовало о том, что местные партийные и советские органы, трудящиеся массы основное внимание уделяли созданию судебных органов защиты революции от выступлений свергнутых эксплуататорских классов. Этому способствовало и наличие общереспубликанских нормативных актов о Революционных трибуналах.

Из этой закономерности вытекала следующая закономерность. В результате отсутствия в первое время на большей части территории РСФСР общих местных судебных органов местные Революционные трибуналы вынуждены были разбирать все обще уголовные дела и даже подчас гражданские дела, таким образом Революционные трибуналы осуществляли правосудие в первое время, до создания местных народных судов, на большей территории РСФСР.

Закономерностью процесса создания Революционных трибуналов на местах являлось широкое местное правотворчество. Оно объяснялось активностью широких масс трудящихся, вовлеченных в общественную деятельность социалистической революцией, а также несвоевременным поступлением нормативных актов из центра, их неполнотой, отсутствием четкого размежевания компетенции центральных и местных органов РСФСР. Лишь в Конституции РСФСР, принятой 10.07.1918 г. этот вопрос получил разрешение. Статья 49 Конституции РСФСР отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть решающую роль общереспубликанского законодательства в процессе создания Революционных трибуналов на местах.

Создание Революционных трибуналов проходило в условиях массового саботажа прежних юристов. Революционные трибуналы формировались из рабочих, крестьян, солдат, ставшей на сторону революции части интеллигенции, которые в основном не имели юридического образования, но были беззаветно преданы революции.

За период с ноября 1917 года по май 1918-го вся территория РСФСР покрылась сетью Революционных трибуналов. Они были созданы почти во всех областных и губернских городах, почти во всех уездах и даже ряде волостей РСФСР.

С созданием в основном на местах местных народных судов, в ряде губерний и областей окружных народных судов с обострением классовой борьбы в стране, с усложнением международной обстановки, встала задача освободить Революционные трибуналы от решения основной массы уголовных дел, сократить их количество, сосредоточить их усилия на борьбе с контрреволюционными и наиболее опасными уголовными преступлениями. Это стало возможным к началу мая 18 года, и Декрет СНК от 4.05.18 г. «О Революционных трибуналах» решил эту задачу. С изданием этого декрета развитие Революционных трибуналов на местах вступило в новую полосу своего развития.

VI. Декрет «О Революционных трибуналах»

Весной 1918 г. классовая борьба в стране резко обострилась. Необходимо было реорганизовать Революционные трибуналы, чтобы в новых условиях обеспечить судебное подавление активировавшейся контрреволюции. К тому же во многих губерниях и областях РСФСР к этому времени были созданы местные народные суды, и поэтому сокращение сети Революционных трибуналов было бы безболезненным для осуществления правосудия в республике. Одной из причин реорганизации Революционных трибуналов было осуществление задачи удешевления Советского государственного аппарата, кроме этого - нехватка кадров, так как небольшое количество трибуналов было легче обеспечить нужными работниками.

Проект декрета о Революционных трибуналах был разработан НКЮ и одобрен его коллегией. 30.03.18 г. НКЮ внес законопроект на утверждение СНК.

С этого времени активное участие в работе над проектом принял Ленин. В этом проекте наряду с нужными и важными положениями, которые затем вошли в текст Декрета «О Революционных трибуналах» от 04.05.18 г., были и положения, которые в тех условиях были неприемлемы, в частности предложение создать должность Советского трибуна на местах и в центре с довольно широкими правами в отношении Революционных трибуналов и следственных комиссий.

Ознакомившись с проектом, Ленин 30.03.18 г. направил членам НКЮ записку, копию председателю ЦИК: «Декрет о советских трибуналах, по моему мнению, совершенно направлен и подлежит коренной переделке». Ленин требовал «... создания действительно революционного, скорого и беспощадно строгого к контрреволюционерам, хулиганам, лодырям и дезорганизаторам суда».

СНК принял предложение Ленина о коренной переработки проекта декрета о Революционных трибуналах. НКЮ оперативно отреагировал на решение СНК от 30.03.18 г. и уже 31.03.18 г. коллегия НКЮ обсуждала этот вопрос.

02.04.18 г. СНК направил в НКЮ подготовленное Лениным постановление СНК от 30.03.18 г., поручив НКЮ переработать проект декрета в направлении «... сосредоточения центра тяжести не на мелких изменениях созданных с октября 1917 г. учреждений, а на практических результатах по созданию судов, действительно скорых и действительно революционно-беспощадных к контрреволюционерам, взяточникам, дезорганизаторам, нарушителям дисциплины.»

На первом Всероссийском съезде областных и губернских комиссаров юстиции 24.04.18 г. также рассматривался вопрос о Революционных трибуналах.

С учетом замечаний Ленина НКЮ переработал проект декрета о Революционных трибуналах, внес его в СНК. Коллегия НКЮ одобрила переработанный проект декрета 17.04.18 г.

4.05.18 г. проект декрета обсуждался в СНК. В ходе обсуждения в проект были внесены некоторые дополнения.

4.05.18 г. СНК принимает декрет «О Революционных трибуналах». Этот декрет сыграл важную роль в ликвидации теневых сторон практики Революционных трибуналов, созданием сравнительно небольшой, но четко действующей системы Революционных трибуналов.

В соответствии с этим декретом из ведения Революционных трибуналов изымались все обще уголовные дела и передавались в местные суды. Вместе с тем на Революционные трибуналы было возложено решение дел по борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием советских документов, хулиганством и шпионажем.

Резко сокращалась сеть Революционных трибуналов. Революционные трибуналы сохранялись лишь в крупных центрах: в столицах и промышленных центрах. Должны были быть упразднены все иные местные (уездные и волостные) и армейские Революционные трибуналы с передачей их дел в ближайшие Революционные трибуналы. Законодатель был сторонником единого революционного трибунала, исходя из принципа равного суда для всех.

Упорядочено обвинение в революционном трибунале. При каждом революционном трибунале учреждалась коллегия обвинителей в составе не менее 3 лиц, избираемых местными Советами рабочих и крестьянских депутатов непосредственно или по представлению революционного трибунала или НКЮ. Их деятельность была связана как со следственной комиссией революционного трибунала, так и с самим революционным трибуналом. Так, один из членов коллегии обвинителей участвовал в заседании следственной комиссии революционного трибунала при рассмотрении вопроса о придании суду революционного трибунала всех лиц, относительно которых возбуждалось обвинение. На коллегию обвинителей возлагалась обязанность дачи заключения следственной комиссии по вопросу о подсудности дел и полноте произведенного следствия, т.е. определенные контрольные функции в отношении следственной комиссии. Она давала предложение следственной комиссии возбудить обвинение против того или другого лица или группы лиц. На коллегию обвинителей возлагалась формулировка обвинительных тезисов по каждому делу в следственной комиссии при назначении дела к слушанию в Революционных трибуналах. И, наконец, на коллегию возлагалось публичное обвинение по всем делам в судебных заседаниях Революционных трибуналов. Создание коллегии обвинителей повышало качество работы следственной комиссии и улучшало дело государственного обвинения на судебных процессах в Революционных трибуналах. Обвинение по наиболее опасным преступлениям становилось теперь функцией государственного органа.

Декрет уделил внимание и следственным комиссиям Революционных трибуналов. Они разрешали все вопросы следствия в закрытых заседаниях. Следственные комиссии Революционных трибуналов по каждому делу сообщали свое заключение о предании суду революционного трибунала или о прекращении дела коллегии обвинителей. При отсутствии протеста со стороны коллегии в течение 3-х дней дело получало дальнейшее направление. Оконченное следственное производство по каждому делу предъявлялось обвиняемому или его защитнику, которым предоставлялось право делать свои замечания по поводу произведенного следствия. Вопрос о дальнейшем направлении дела разрешался следственной комиссией революционного трибунала.

Принятие этого декрета не в конце марта, а в начале мая 1918 г. дало возможность на местах использовать это время для создания местных народных судов там, где их не было, и укрепить те, что были созданы ранее.

Основной процесс реорганизации начался после 04.05.18 г. За май и июнь 1918 г. большинство волостных и уездных Революционных трибуналов было упразднено. Упразднялись также армейские и «все иные местные» Революционные трибуналы не предусмотренные декретом от 04.05.18 г.

Точных данных о количестве Революционных трибуналов в РСФСР после их реорганизации в соответствии с Декретом «О Революционных трибуналах» от 04.05.18 г. нет. Строительством судебных органов, в том числе и Революционных трибуналов, занимался НКЮ РСФСР.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.