Это был по
существу первый нормативный акт о наказаниях, налагаемых революционными
трибуналами.
Во-вторых, в тот
же день 05.12.17 г. Президиум Московского Совета принял еще одно постановление:
«В осуществление
декрета СНК о создании народных трибуналов для борьбы против контрреволюционных
сил и принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для
борьбы с хищничеством, спекуляцией, саботажем и мародерством промышленников,
торговцев, служащих и других лиц, в Москве и ее пригородах учреждается
Московский Революционных трибунал».
Это было решение
Президиума Московского Совета рабочих и солдатских депутатов. 15.12.17.
состоялось пленарное заседание Московского Совета рабочих и солдатских
депутатов, которое по докладу Бермана «о революционном трибунале» постановило
учредить Московский революционный трибунал, которым: «Впредь, до выработки
общих правил судоустройства и судопроизводства» должен был руководствоваться
специальной инструкцией. Председателем революционного трибунала был избран
большевик Тамарин, заместителем - большевик Белоруссов.
Фракции левых
эсеров было предложено избрать второго заместителя.
Была избрана
«судебно-следственная комиссия при революционном трибунале», в составе
большевиков: Карпетьянца, Бодрова, Чагодаева и Ратнера, левым эсерам было
поручено наметить своих кандидатов.
О судебных
заседателях вопрос решался следующим образом - районным Советам рабочих
депутатов было предоставлено право наметить по 3 кандидата в качестве судебных
заседателей революционного трибунала и представить их на утверждение пленарного
заседания Совета рабочих и солдатских депутатов 19.12.17 г.
19.12.17 г.
состоялось пленарное заседание Московского Совета рабочих и солдатских
депутатов, которое по существу выбрало новый состав Московского революционного
трибунала. Так председателем был избран Молсеев, а заместителем - Цевуевадзе и
Белкин. Судебно-следственная комиссия была избрана в составе: Дыбина,
Гулецкого, Бермана, Карапетяна и Бодрова.
Заседателями
были утверждены 22 конкретных кандидата, представленных различными районами
Москвы и 3 кандидата от 2-й Запасной автомобильной роты.
Московский
революционный трибунал начал свою деятельность 21.12.17 г.
С этого времени
и по 01.07.18 г. в трибунал поступило 2022 дела. Все дела, поступившие в
трибунал по постановлению следственного комитета революционного трибунала, были
распределены между ее отделами:
1) спекуляции -
453 дела
2) общим (отдел
должностных преступлений) - 901 дело
3) политическим
- 1321 дело
4) отделом особо
важных дел - 132 дела.
Из всего
количества дел 740 было передано на рассмотрение в народный суд и другие
учреждения;
171 -
приостановлено;
222 -
прекращено;
295 - окончено и
594 - остались в
производстве.
Д.И.Курский в
статье «Народный суд»[7],
приводя те же цифры, писал, что из поступивших в Московский революционный
трибунал за время с 21.12.17 г. по 01.07.18 г. «окончательно решены в публичных
заседаниях с обвинительными приговорами 76 дел следующих категорий:
о печати - 15;
контрреволюция -
4;
саботаж - 3;
преступления по
должности - 21;
спекуляция -14;
взяточничество -
7;
обще уголовные -
12.
Таким образом,
даже в Москве, где местный народный суд организован был уже к февралю,
Революционных трибунал решал и обще уголовные дела.»
V. Процесс создания Революционных
трибуналов на местах
Процесс создания
Революционных трибуналов на местах в РСФСР в первые месяцы Советской власти был
необычайно сложным. Отсутствие устойчивой связи мест с центром, плохая работа
транспорта, несвоевременное поступление нормативных актов центра о
Революционных трибуналах, острая классовая борьба в ряде районов РСФСР,
слабость в ряде мест местных Советов, засилье в отдельных Советах правых эсеров
и меньшевиков, острейшая нехватка кадров, отсутствие во многих случаях
необходимых финансовых средств юстиции - все это осложняло и затрудняло работу
по созданию Революционных трибуналов.
Следует отметить
весьма характерную закономерность в строительстве советских судебных органов в
первые месяцы Советской власти.
Процесс
строительства Революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов.
Это свидетельствовало о том, что местные партийные и советские органы,
трудящиеся массы основное внимание уделяли созданию судебных органов защиты
революции от выступлений свергнутых эксплуататорских классов. Этому
способствовало и наличие общереспубликанских нормативных актов о Революционных
трибуналах.
Из этой
закономерности вытекала следующая закономерность. В результате отсутствия в
первое время на большей части территории РСФСР общих местных судебных органов
местные Революционные трибуналы вынуждены были разбирать все обще уголовные
дела и даже подчас гражданские дела, таким образом Революционные трибуналы
осуществляли правосудие в первое время, до создания местных народных судов, на
большей территории РСФСР.
Закономерностью
процесса создания Революционных трибуналов на местах являлось широкое местное
правотворчество. Оно объяснялось активностью широких масс трудящихся,
вовлеченных в общественную деятельность социалистической революцией, а также
несвоевременным поступлением нормативных актов из центра, их неполнотой,
отсутствием четкого размежевания компетенции центральных и местных органов
РСФСР. Лишь в Конституции РСФСР, принятой 10.07.1918 г. этот вопрос получил
разрешение. Статья 49 Конституции РСФСР отнесла к ведению Всероссийского съезда
Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства.
Вместе с тем
необходимо подчеркнуть решающую роль общереспубликанского законодательства в
процессе создания Революционных трибуналов на местах.
Создание Революционных
трибуналов проходило в условиях массового саботажа прежних юристов.
Революционные трибуналы формировались из рабочих, крестьян, солдат, ставшей на
сторону революции части интеллигенции, которые в основном не имели юридического
образования, но были беззаветно преданы революции.
За период с
ноября 1917 года по май 1918-го вся территория РСФСР покрылась сетью
Революционных трибуналов. Они были созданы почти во всех областных и губернских
городах, почти во всех уездах и даже ряде волостей РСФСР.
С созданием в
основном на местах местных народных судов, в ряде губерний и областей окружных
народных судов с обострением классовой борьбы в стране, с усложнением
международной обстановки, встала задача освободить Революционные трибуналы от
решения основной массы уголовных дел, сократить их количество, сосредоточить их
усилия на борьбе с контрреволюционными и наиболее опасными уголовными
преступлениями. Это стало возможным к началу мая 18 года, и Декрет СНК от
4.05.18 г. «О Революционных трибуналах» решил эту задачу. С изданием этого
декрета развитие Революционных трибуналов на местах вступило в новую полосу
своего развития.
VI. Декрет «О Революционных трибуналах»
Весной 1918 г.
классовая борьба в стране резко обострилась. Необходимо было реорганизовать
Революционные трибуналы, чтобы в новых условиях обеспечить судебное подавление
активировавшейся контрреволюции. К тому же во многих губерниях и областях РСФСР
к этому времени были созданы местные народные суды, и поэтому сокращение сети Революционных
трибуналов было бы безболезненным для осуществления правосудия в республике.
Одной из причин реорганизации Революционных трибуналов было осуществление
задачи удешевления Советского государственного аппарата, кроме этого - нехватка
кадров, так как небольшое количество трибуналов было легче обеспечить нужными
работниками.
Проект декрета о
Революционных трибуналах был разработан НКЮ и одобрен его коллегией. 30.03.18
г. НКЮ внес законопроект на утверждение СНК.
С этого времени
активное участие в работе над проектом принял Ленин. В этом проекте наряду с
нужными и важными положениями, которые затем вошли в текст Декрета «О
Революционных трибуналах» от 04.05.18 г., были и положения, которые в тех
условиях были неприемлемы, в частности предложение создать должность Советского
трибуна на местах и в центре с довольно широкими правами в отношении
Революционных трибуналов и следственных комиссий.
Ознакомившись с
проектом, Ленин 30.03.18 г. направил членам НКЮ записку, копию председателю
ЦИК: «Декрет о советских трибуналах, по моему мнению, совершенно направлен и
подлежит коренной переделке». Ленин требовал «... создания действительно
революционного, скорого и беспощадно строгого к контрреволюционерам, хулиганам,
лодырям и дезорганизаторам суда».
СНК принял предложение
Ленина о коренной переработки проекта декрета о Революционных трибуналах. НКЮ
оперативно отреагировал на решение СНК от 30.03.18 г. и уже 31.03.18 г.
коллегия НКЮ обсуждала этот вопрос.
02.04.18 г. СНК
направил в НКЮ подготовленное Лениным постановление СНК от 30.03.18 г., поручив
НКЮ переработать проект декрета в направлении «... сосредоточения центра
тяжести не на мелких изменениях созданных с октября 1917 г. учреждений, а на
практических результатах по созданию судов, действительно скорых и действительно
революционно-беспощадных к контрреволюционерам, взяточникам, дезорганизаторам,
нарушителям дисциплины.»
На первом
Всероссийском съезде областных и губернских комиссаров юстиции 24.04.18 г.
также рассматривался вопрос о Революционных трибуналах.
С учетом
замечаний Ленина НКЮ переработал проект декрета о Революционных трибуналах,
внес его в СНК. Коллегия НКЮ одобрила переработанный проект декрета 17.04.18 г.
4.05.18 г.
проект декрета обсуждался в СНК. В ходе обсуждения в проект были внесены
некоторые дополнения.
4.05.18 г. СНК
принимает декрет «О Революционных трибуналах». Этот декрет сыграл важную роль в
ликвидации теневых сторон практики Революционных трибуналов, созданием
сравнительно небольшой, но четко действующей системы Революционных трибуналов.
В соответствии с
этим декретом из ведения Революционных трибуналов изымались все обще уголовные
дела и передавались в местные суды. Вместе с тем на Революционные трибуналы
было возложено решение дел по борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами,
неправомерным использованием советских документов, хулиганством и шпионажем.
Резко
сокращалась сеть Революционных трибуналов. Революционные трибуналы сохранялись
лишь в крупных центрах: в столицах и промышленных центрах. Должны были быть
упразднены все иные местные (уездные и волостные) и армейские Революционные
трибуналы с передачей их дел в ближайшие Революционные трибуналы. Законодатель
был сторонником единого революционного трибунала, исходя из принципа равного
суда для всех.
Упорядочено
обвинение в революционном трибунале. При каждом революционном трибунале
учреждалась коллегия обвинителей в составе не менее 3 лиц, избираемых местными
Советами рабочих и крестьянских депутатов непосредственно или по представлению
революционного трибунала или НКЮ. Их деятельность была связана как со
следственной комиссией революционного трибунала, так и с самим революционным
трибуналом. Так, один из членов коллегии обвинителей участвовал в заседании
следственной комиссии революционного трибунала при рассмотрении вопроса о придании
суду революционного трибунала всех лиц, относительно которых возбуждалось
обвинение. На коллегию обвинителей возлагалась обязанность дачи заключения
следственной комиссии по вопросу о подсудности дел и полноте произведенного
следствия, т.е. определенные контрольные функции в отношении следственной
комиссии. Она давала предложение следственной комиссии возбудить обвинение
против того или другого лица или группы лиц. На коллегию обвинителей
возлагалась формулировка обвинительных тезисов по каждому делу в следственной
комиссии при назначении дела к слушанию в Революционных трибуналах. И, наконец,
на коллегию возлагалось публичное обвинение по всем делам в судебных заседаниях
Революционных трибуналов. Создание коллегии обвинителей повышало качество работы
следственной комиссии и улучшало дело государственного обвинения на судебных
процессах в Революционных трибуналах. Обвинение по наиболее опасным
преступлениям становилось теперь функцией государственного органа.
Декрет уделил
внимание и следственным комиссиям Революционных трибуналов. Они разрешали все
вопросы следствия в закрытых заседаниях. Следственные комиссии Революционных
трибуналов по каждому делу сообщали свое заключение о предании суду
революционного трибунала или о прекращении дела коллегии обвинителей. При
отсутствии протеста со стороны коллегии в течение 3-х дней дело получало
дальнейшее направление. Оконченное следственное производство по каждому делу
предъявлялось обвиняемому или его защитнику, которым предоставлялось право
делать свои замечания по поводу произведенного следствия. Вопрос о дальнейшем
направлении дела разрешался следственной комиссией революционного трибунала.
Принятие этого
декрета не в конце марта, а в начале мая 1918 г. дало возможность на местах
использовать это время для создания местных народных судов там, где их не было,
и укрепить те, что были созданы ранее.
Основной процесс
реорганизации начался после 04.05.18 г. За май и июнь 1918 г. большинство
волостных и уездных Революционных трибуналов было упразднено. Упразднялись также
армейские и «все иные местные» Революционные трибуналы не предусмотренные
декретом от 04.05.18 г.
Точных данных о
количестве Революционных трибуналов в РСФСР после их реорганизации в
соответствии с Декретом «О Революционных трибуналах» от 04.05.18 г. нет.
Строительством судебных органов, в том числе и Революционных трибуналов,
занимался НКЮ РСФСР.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|