на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Психологические особенности личности следователя

Курсовая работа: Психологические особенности личности следователя

Содержание

Введение

1.  Профессиограмма

1.1  Цели, принципы, задачи, виды

1.2  Методика разработки

1.3  Основные методологические принципы

2.      Профессиограмма следователя

3.      Психологические особенности личности следователя

3.1 Темперамент и характер

3.2 Морально-волевая характеристика

3.3 Мышление следователя

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Данная работа посвящена теме психология личности следователя. Работа правоохранительных органов всегда являлась актуальной с момента появления общества, государства и права, но на следователей возложена особая задача поиска правонарушителей и преступников. Совершенно очевидно, что перед следователем стоит сугубо практическая задача - расследование конкретного уголовного дела. Но наряду с этим существует множество негативных условий профессиональной деятельности следователя, они характеризуются повышенной психической напряженностью, возможной экстремальностью в связи с:

– процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, а следовательно они работают в условиях дефицита времени (дефицит времени выражается в строгом временном режиме не только общих сроков расследования, но и сроков, связанных с процессуальными этапами движения уголовного дела);

– преодолением возможного противодействия заинтересованных лиц;

– недостаточностью в ряде случаев исходной информации;

– трудностями проведения некоторых следственных действий (например, судебных экспертиз в связи с экономическими трудностями);

– повышенной социальной ответственностью принимаемых решений, в связи с наличием властных полномочий и процессуальной самостоятельности;

– наличием ситуаций или факторов профессионального риска: ситуация получения (приобретения) каких-либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти блага предоставляются якобы "просто так", "из уважения", ситуация передачи взятки следователю. Это делается для налаживания неформальных отношений с целью получения выгодного результата; ситуации возможных провокаций (в местах общественного питания, кафе, ресторанах, гостиницах, допрос свидетеля или потерпевшего в его квартире), вовлечение следователя в конфликт, поступление на него жалоб клеветнического характера с целью оказания давления или его дискредитации.

Профессия следователя является типично юридической, поскольку эта деятельность дает возможность выявить психологические закономерности, в той или иной мере характерные для юридической деятельности вообще.

Повышение эффективности следственной деятельности невозможно без учета индивидуально-психологических особенностей личности следователя и соответствия его личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Предполагая выполнение конкретной работы в определенных условиях и с определенным эффектом, профессия требует от человека настойчивости или внимательности, осторожности или подвижности, усидчивости или терпения. Сам характер, процесс работы не позволяет уклониться от выполнения этих требований, ибо тогда невозможен успех, не гарантирована определенный уровень производительности труда.

Поэтому в данной работе с помощью закономерностей психической деятельности в следственной работе, будет раскрыто психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризована психологическая сторона профессиональных качеств, необходимых следователю, указаны пути их формирования и совершенствования.


1.  Профессиограмма

1.1 Цели, принципы, задачи, виды

Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.

Профессиографическое направление исследования базируется на принципе комплексного изучения профессий с экономической, социальной, психологической, физиологической, гигиенической, медицинской и профессионально-технической стороны. Профессиография ориентирована на обеспечение профессиональной успешности работников, как общий метод анализа и описания профессиональной деятельности.

Проблема психологического анализа различных видов профессиональной деятельности в течение более чем семи десятилетий занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений отечественной психологической науки (психотехника, психология труда, инженерная психология, эргономика, психология профессий).

Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для решения таких научно-практических задач как: профориентация, профконсультация, профотбор, профобучение и профутомление, профтравматизм, профдеформация.

В результате профессиографирования составляется профессиограмма, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей специалиста, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. При разработке профессиограммы в интересах профессионального отбора и оптимального распределения кадров особенно важно выявить профессионально важные качества, которые эффективно дифференцируют людей по успешности их профессиональной деятельности в течение всей продолжительности этой деятельности, являются устойчивыми, почти не поддающимися совершенствованию.

Профессиограммы можно подразделить на частные и комплексные. Частные профессиограммы дают лишь частные с точки зрения одной науки (например, психологии) представления о профессиональной деятельности.

Комплексная профессиограмма является всесторонним описанием работы, в котором собраны результаты профессиографии всех дисциплин – от психологии, физиологии, медицины до экономики, техники и т.п.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профотбора нужно выделить те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию кандидатов по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика профессиональных функций, знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления (например, выделяются признаки, обнаруживающие факторы, иници ирующие профессиональную усталость). Эти профессиограммы называются специальными.

Универсальные профессиограммы содержат сведения и характеристики профессиональной деятельности действительные для всех видов работ. Такая профессиограмма бывает весьма обширной и преследует многие цели, но разрабатывается редко.


1.2 Методика разработки

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

·  требования к должностным обязанностям работника;

·  требования к рабочему месту;

·  возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

·  варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

1.3 Основные методологические принципы

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Психограмма – это психологический портрет профессии, являющейся важной составляющей профессиограммы. В психограмме отражены те качества личности специалиста, к которым профессиональная деятельность предъявляет наиболее высокие требования, часто отмечаются и те особенности личности профессионала, которые являются противопоказаниями. И именно с этой части мы начнем изучение психологии личности следователя.


2.      Профессиограмма следователя

Следователь (следователь прокуратуры, следователь органов внутренних дел, cледователь налоговой милиции, следователь СБУ) - это лицо, которое проводит предварительное расследование дела.

Предварительное расследование дела представляет собой процессуальную деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры в отношении выявления, закрепления и оценки доказательств с целью раскрытия преступлений и установления лиц, которые их совершили.

Формы расследования:

-дознание - предшествует предварительному следствию и представляет собой процессуальную деятельность специальных органов, состоящую в сборе, проверке и оценке доказательств с целью всестороннего и объективного установления события преступления, лиц, виновных в совершении преступления;

-предварительное (досудебное) следствие - основная форма предварительного расследования, которая начинается с возбуждения уголовного дела и заканчивается составлением обвинительного заключения, закрытием дела либо составлением постановления о передаче дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Следователю принадлежит активная роль в досудебном следствии.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины следователь может самостоятельно решать уголовные дела, назначать экспертизу, проводить допрос, осмотр, обыск, выемку, эксгумацию трупа, наложение ареста на имущество и почтово-телеграфную корреспонденцию, восстанавливать обстановку и обстоятельства событий, проводить освидетельствование и другие следственные дела, привлекать лицо к участию в деле в качестве обвиняемого, закрывать дело.

Следственные действия - часть процессуальных действий, которые состоят в выявлении, фиксации и перепроверке доказательств в уголовном деле. Для их осуществления следователь должен уметь пользоваться вычислительной техникой, автотранспортом и машинописью.

При проведении предварительного следствия все решения о направлении следствия и проведения следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции или согласия прокурора или утверждения им решения, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Постановление следователя, вынесенное соответственно закону в деле, которое находится в его производстве, является обязательными для выполнения всеми учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами.

Начальник следственного отдела - это начальник следственного управления, отдела, отделения органов внутренних дел, службы безопасности и его заместители, которые действуют в границах своей компетенции. Они осуществляют ведомственный контроль за деятельностью следователей руководимого отдела.

Что касается начальников следственных отделов и управлений органов прокуратуры, то они пользуются всеми правами прокурора в отношении осуществления надзора за соблюдением законов следователями. Социальный аспект деятельности следователя состоит в том, что он:

·  выступает как организатор борьбы с преступлениями на вверенном ему участке, т.е. защищает законность и правопорядок в обществе;

·  способствует выяснению причин и условий преступности;

·  способствует принятию мер к их ликвидации.

Организационный аспект деятельности следователя выражается в организации:

·  собственной работы в течение рабочего дня, недели;

·  работы по юридическому делу в условиях ненормированного рабочего дня дела (не один час своего и чужого времени не должен пропадать даром);

·  организации совместной работы с коллегами и всеми участниками юридического дела (быстрое укомплектование группы людей, с которыми ему необходимо организовать взаимодействие или от которых ему необходимо получить дополнительную информацию).

Напр., при подготовке к осмотру магазина, из которого путем взлома совершена кража, следователь включает в группу специалиста-криминалиста, работников уголовного розыска, собаковода с собакой и понятых, а также вызывает на место участкового инспектора, представителя охраны и сторожа магазина, техника по сигнализации, представителя администрации магазина.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.