Таким образом, Древние Афины, в рассматриваемый период,
представляли собой аристократическое государство, где главную роль в управление
стали играть аристократы – эвпатриды. Главу Афинского государства – архонта,
избирал исключительно привилегированный слой общества. Остальные же не имели ни
пассивного избирательного права ни активного. Существовал так же ареопаг,
обладающий общими судебными и законодательными, который в течение ряда столетий
остававшийся строго аристократическим учреждением, никем не избираемым и ни
перед кем не подотчетным. Неудивительно, что захват власти эвпатридов вызывал
общий протест широких слоев населения, который впоследствии получил
наименование “демос”. Перед реформой Солона общество кипело: эвпатриды хотели
окончательно захватить всю полноту власти в свои руки и укрепления своего
положения за счет долговых обязательств, “демос” же желал политических прав,
передела земель и отмены долговых отношений. К началу периода правления Солона
страна стояла на истоках гражданской войны.[1,c.90-93]
1.2 Биография Солона
афины рим реформа солон туллий
Солон (Solon) (род. ок. 640 - ум. ок. 560 гг. до н.э.) -
греческий государственный деятель и поэт. Был сыном Эксекестида из афинского
аристократического рода Медонтидов, по материнской линии находился в родстве с
будущим тираном Афин Писистратом. Сыграл важную роль во время долгой войны Афин
с Мегарой за остров Саламин, призывая соотечественников к борьбе в знаменитой
элегии, из которой нам известно несколько стихов. Ок. 594 г. до н.э. был избран
архонтом и посредником, задачей которого было разрешение трудной политической и
хозяйственной ситуации в Аттике. [7]
Вот что написал о Солоне Плутарх: Поскольку неравенство
между бедными и богатыми дошло тогда, так сказать, до высшей точки, государство
находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у
богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым 6ую часть урожая,... другие
брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право
обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других продавали
на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой
закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев.
Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и
уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе
одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок
уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй. [3,c.86-87]
Впрочем, Фаний Лесбосский рассказывает, что сам Солон для
спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он оп секрету
обещал раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых обязательств: Его
выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с
удовольствием: богатые - как человека зажиточного, бедные - как честного.
Поэтическое творчество Солона было тесно связано с его
политической деятельностью и выполняло публицистические функции. От творчества
Солона сохранились только фрагменты. В поэзии Солон выражал свои политические
взгляды, защищал проводимые им реформы, объяснял их значение. Он также выступал
в роли наставника соотечественников и моралиста, благодаря чему его причислили
к семи мудрецам.
В более длинном ямбическом отрывке (фр. 20) Солон как бы
представляет отчет о своей деятельности. Он призывает в свидетели «черную
землю, мать олимпийских богов», которую он освободил от тяготивших ее межевых
столбов. Она была рабыней, а теперь свободна. Солон гордится тем, что он вернул
гражданские права афинянам, которые были проданы в рабство за долги и «уже
забыли аттическую речь». Он считает своей заслугой установление единого закона
для всех и напоминает, что другой на его месте стремился бы получить власть
тирана, а все достижения реформы присвоил бы себе. В трохеических тетраметрах
(фр. 16,13, 21) он отвергает упреки в том, что оказался глупцом, ибо не сумел
воспользоваться случаем, чтобы стать тираном. Солон полагает, что может
гордиться своими поступками, поскольку он поставил общественные интересы выше
личных. А тем, кто полагал, что он должен пойти в реформах еще дальше (в том
числе произвести передел земельных участков), отвечал, что он дал народу
столько власти, сколько было надобно (фр. 5), и не стоит превышать меру.
Чрезмерная же свобода столь же пагубна, как и избыток несправедливости. Всякое
же излишество рождает гордыню (hybris), причину всех неудач. Следовательно,
виной всему является глупость. В других произведениях он остерегал от тирании
(фр. 8), а когда она воцарилась в Афинах, утверждал, что их жители сами
призвали ее своими неразумными поступками и не должны искать причин в немилости
богов. Солон призывает к сохранению существующего общественного порядка
(эвномии), приводя аргументы, напоминающие о противопоставлении хорошо и плохо
устроенных городов у Гесиода (фр. 3). [7]
Солон происходил из знатного рода, но его отец разорился и
впал в бедность. Солон много путешествовал и занимался торговлей, разбогател и
после возвращения в Афины (610 г.) застал там ожесточенную борьбу партий. В это
время мегарцы заняли Саламин. По рассказу Плутарха, после многих неудач афиняне
запретили под страхом смертной казни продолжать войну. Солон будто бы явился на
площадь в дорожной войлочной шляпе, притворившись помешанным, и стал взывать к
чести и прошлой храбрости афинян; в результате Саламин будто бы был возвращен
Афинам (604 г.). В дальнейшем Солон проводит законодательство, направленное к
тому, чтобы уравновесить интересы знати и низших слоев. Однако его демократическая
реформа не удовлетворила ни знать, ни бедноту. После этого Солон предпринял
новые и очень дальние путешествия, по возвращении из которых он застал в Афинах
тиранию Писистрата, против которой он агитировал. [10]
В «Советах Афинянам» Солон изображает несчастное состояние
Афин до его реформ, рисует алчность, пресыщенность знати и грозит большими
бедствиями для всего народа, могущими возникнуть в результате ее
эксплуататорской практики. Солон проповедует меру, которую он выдвигает как
принцип человеческой жизни других своих произведениях.
Элегия «Советы самому себе» носит гномический, или
нравоучительно-афористичный характер. Он высказывает здесь мысль о том, что
счастье заключается в славе и богатстве, но в сочетании со справедливостью. [7]
1.3 Реформы Солона
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная
обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему
социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов
выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а
геоморов - превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это
1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в
рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной
верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число
бедня-ковфетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких
землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый
комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще
удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников,
стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких
собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между
богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым
богачами.[5,с.68]
Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в
единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические
преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году.
Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, включая право
изменять или отменять существующие законы. На его реформах лежит печать
компромисса, поскольку он пытался примирить интересы враждующих группировок. Да
и сама личность Солона как бы олицетворяла «золотую середину»: будучи знатным
эвпатридом по происхождению, он сделал свое состояние на
торгово-предпринимательской деятельности и потому был популярен среди широких
слоев демоса. Солон отчетливо сознавал, что консервативная идеология и политика
эвпатридов, стремившихся сохранить и упрочить отжившие родоплеменные порядки,
является главным препятствием на пути экономического и культурного прогресса.
Выход из сложной и взрывоопасной обстановки Солон видел прежде всего в
обеспечении условий для развития экономики на путях поощрения частного
предпринимательства, обеспечения интересов мелких и средних собственников, а
также в упрочении государственного порядка путем привлечения к активной
общественно-политической деятельности самых широких слоев свободного населения.
В целом, осуществленные Солоном мероприятия по своим непосредственным
результатам, а особенно по дальнейшим последствиям оказались равносильными
глубокой социально-политической революции, радикально преобразовавшей как
отношения собственности, так и общую систему основанных на ней
политико-правовых институтов.
Законодательство Солона затронуло практически все стороны
общественной жизни Афин: экономические отношения, комплекс социальных структур,
систему государственных учреждений, принципы военной организации. Прежде всего
Солон осуществил т. н. сисахфию (в переводе с греческого - «стряхивание
бремени»), т. е. полную отмену всех существовавших долговых обязательств. Все
заложенные земли возвращались их прежним владельцам, задолженность бедняков
аннулировалась. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получали свободу, а
проданные за границу - выкупались за государственный счет. Самозаклад должника
впредь отменялся. Отныне рабами могли быть только иноплеменники, захваченные в
плен, купленные на невольничьем рынке, или их потомки, рожденные в доме
господина. В дальнейшем экономические отношения в Афинах стали строиться не на
кабале соплеменников, а на извлечении прибыли из труда иностранцев-рабов,
вследствие чего интенсивность их эксплуатации постоянно возрастала, а сама
система рабовладения утрачивала свой патриархальный характер, превращаясь в
рабство классического типа.
Отмена долгового рабства была тяжелым ударом по
аристократии, поскольку в дореформенный период именно этим путем шел процесс
формирования крупной земельной собственности эвпатридов и закабаления ими
безземельных арендаторов. Осуществив сисахфию в интересах демоса, Солон
все-таки не выполнил требования бедняков, стремившихся после возвращения из
рабства к справедливому переделу земли; тем не менее, он установил максимальные
размеры частного землевладения, чтобы воспрепятствовать будущему новому
разграблению крестьянских наделов. Одновременно была санкционирована широкая завещательная
свобода, в том числе и в отношении земли - этим наносился еще один удар по
интересам аристократии. Солон поощрял развитие ремесла, предпринимательства,
торговли (в т. ч. внешней). Был разрешен, в частности, вывоз оливкового масла
за пределы Афин, приносивший большие доходы как отдельным торговцам, так и
казне в целом. Одновременно вывоз зерна за границу был законодательно запрещен.
Была унифицирована система мер и весов, осуществлена денежная реформа.
Проводились активные меры борьбы против расточительства и непроизводительных
расходов (например, запрещались пышные погребения, строительство роскошных
гробниц, бесцельные жертвоприношения животных). Были приняты меры по
рациональному регулированию водоснабжения в тех сельскохозяйственных районах,
которые страдали от засухи. В целом, финансово-экономические мероприятия Солона
закладывали прочный фундамент нового порядка, основанного на динамичном
развитии всех отраслей земледелия и ремесла, на предпринимательской инициативе,
предполагающей всемерное уважение прав и интересов собственника.
Не менее существенными являлись и политические реформы
Солона. Важнейшей среди них была тимократическая (или цензовая) реформа,
предусматривавшая деление всех свободных людей, независимо от их родоплеменной
принадлежности, на 4 имущественных разряда по признаку состоятельности.
Единицей измерения богатства был избран медимн - мера емкости, в среднем равная
52 литрам. Поскольку один медимн зерна стоил одну драхму, этот эквивалент можно
было легко перенести и на лиц, не имевших дохода с земли (купцов, ремесленников
и др.). Граждане, имевшие совокупный годовой доход сухих и жидких продуктов (зерно,
масло, вино и т.п.) в 500 медимнов и более (они были названы
пентакосиомедимна-ми - доел «пятисотмерниками»), были отнесены к первому
разряду, в 300 медимнов (всадники) - ко второму, в 200 медимнов (зевгиты) - к
третьему; четвертый разряд составляли бедняки (феты) с доходом менее 200
медимнов.
Принадлежность человека к тому или иному имущественному
разряду определяла уровень его политических прав. Руководящие должности могли
замещать только представители двух первых разрядов (должности архонтов и членов
ареопага - только первого). Феты были почти полностью исключены из сферы
управления: им было разрешено участвовать в народных собраниях, но выборные
должности для них были недоступны. Не следует, однако, думать, что
установленные Солоном имущественные разряды были вечными и неизменными, -
любому гражданину было предоставлено право увеличивать свою земельную
собственность (до установленного законом предела) и вследствие этого
подниматься в более высокий разряд.
Имущественный ценз определял и характер воинской службы.
Поскольку экипировка и содержание военнослужащего осуществлялись за его
собственный счет, первые два разряда приписывались к коннице - самому
привилегированному и дорогостоящему, но и наименее опасному роду войск (при
этом второй разряд был обязан личной службой, а первый мог уклониться от нее
различного рода поставками). Третий разряд служил в тяжелой пехоте, четвертый -
в легкой пехоте и на флоте. Таким образом, на смену аристократическому принципу
формирования государственных служб и старому способу отбывания воинской
повинности пришел новый принцип - принцип имущественного ценза, от которого
оказалась в выигрыше богатая верхушка. Правда, старое деление населения на
роды, фратрии и филы не было отменено, но родовая принадлежность афинян
окончательно перестала играть какую-либо общественно-значимую роль.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|