Курсовая работа: Регистрация граждан по месту жительства и пребывания
Содержание
Введение
1.
Институт прописки (регистрации по месту жительства) и его эволюция
1.1
История прописки в России
1.2
Нормативно-правовое регулирование регистрации граждан в современной России
2.
Установленный порядок регистрации граждан
2.1
Регистрация по месту пребывания и по месту жительства
2.2
Органы регистрационного учёта. Ответственность за нарушение правил регистрации
3.
Проблематика, судебная практика по вопросам регистрации граждан
Заключение
Библиографический
список литературы
Приложения
В последние годы особую важность приобрели вопросы
реализации правил паспортно-регистрационной системы. Причиной этого послужило
значительное увеличение количества правонарушений, совершаемых лицами, проживающими
без документов или регистрации.
В соответствии с Конституцией и международными актами о правах
человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу
передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах Российской
Федерации. Существующий механизм реализации права на свободу передвижения,
выбора места пребывания и места жительства, содержащийся в федеральном
законодательстве (за некоторыми оговорками), однозначен в этих вопросах и
направлен на отмену всех ограничений.
В соответствии с законодательством ограничение данных прав
допускается только в пограничной полосе, в закрытых военных городах, в закрытых
административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия,
на территориях, где действует чрезвычайное или военное положение, на отдельных
территориях и в населенных пунктах, где вследствие опасности распространения
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены
особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
С целью обеспечения такого права был принят ряд нормативных
правовых актов, регулирующих вопросы соблюдения прав человека в данной сфере
общественных отношений. В частности, существенным образом изменен порядок учета
и регулирования миграции граждан, имевший разрешительный характер, под которым
ранее понималась прописка. Институт регистрационного учета, введенный новым
законодательством, решая практически те же задачи, что и прописка, отличается
от нее, поскольку в соответствии с законом должен иметь только уведомительный
характер.
Данным вопросам в научной литературе уделено недостаточно
внимания, хотя различные аспекты реализации правил паспортно-регистрационной
системы нашли свое отражение в работах А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, Н.И.
Буденко, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева,
Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, Л.Л. Попова и др., большинство же работ,
посвященных регулированию отношений по поводу документирования и учета граждан,
написаны в 60-80-х годах и в определенной степени утратили актуальность.
Вместе с тем, вопросы реализации законодательства о
регистрационном учете в деятельности паспортно-визовой службы органов
внутренних дел рассматривались И.Б. Кардашевой в диссертационном исследовании
"Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы
органов внутренних дел Российской Федерации" (1996 год). Некоторые аспекты
деятельности паспортно-визовой службы по обеспечению общественной безопасности
исследовались в докторской диссертации Б.П. Кондратова "Общественная
безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения" (1998
год).
Основной целью исследования является рассмотрение
проблем повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по
регистрации и документированию граждан Российской Федерации, а также связанных
с ней вопросов административной юрисдикции.
В соответствии с данной целью в исследовании поставлены
следующие задачи:
1. Рассмотреть историю прописки в России.
2. Раскрыть нормативно-правовое регулирование регистрации
граждан в современной России.
3. Охарактеризовать установленный порядок регистрации
граждан в Российской Федерации.
4. Показать проблематику и судебную практику по вопросам
регистрации граждан.
эволюция
1.1 История
прописки в России
Никакого отдельного закона о прописке в РСФСР/СССР не
существовало никогда. Сразу по установлении советской власти была отменена
паспортная система, существовавшая в дореволюционной России.
Однако в связи с гражданской войной паспортная система была
вскоре частично возрождена Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 25 июня 1919 года, который ввёл обязательные «трудовые книжки», которые фактически были паспортами
(декрет относился только к Москве и Петрограду). Это было частью политики
борьбы с так называемым «трудовым дезертирством», неизбежным в условиях полной
разрухи и голода на территории РСФСР.
После окончания гражданской войны Законом от 24 января 1922 года всем гражданам РСФСР было предоставлено право свободного передвижения
по всей территории РСФСР. Согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 года «Об удостоверении личности» воспрещалось требовать от граждан РСФСР обязательное
предъявление паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право
передвигаться и селиться на территории РСФСР.
Все эти документы, а также трудовые книжки, аннулировались.
Граждане, в случае необходимости, могли получить удостоверение личности, однако
это было их правом, но не обязанностью. Никто не мог понуждать гражданина
получать такое удостоверение.
Положения декрета 1923 года были конкретизированы в
постановлении СНК РСФСР от 28 апреля 1925 года «О прописке граждан в городских поселениях» (понятие «прописка» впервые введено именно этим документом)
и в постановлении ВЦИК и СНК СССР от 18 декабря 1927 года.
Согласно этим постановлениям, как прописка, то есть
регистрация в органах власти по месту жительства, так и любой иной официальный
акт могли быть произведены по предъявлении документа любого вида: расчетной
книжки с места службы, профсоюзного билета, актовой выписки о рождении или
браке и т. п. Хотя система регистрации по месту жительства (прописка) существовала,
однако сама множественность пригодных для этого документов исключала
возможность использования прописки для прикрепления гражданина к определенному
месту жительства.
В дальнейшем, после восстановления в декабре 1932 года внутренних
паспортов (сначала для ряда местностей СССР), отменённых в 1917 году,
установление и развитие института прописки в СССР было тесно связано с внутренней
паспортной системой.
В 1932 году в Советском Союзе была введена единая паспортная
система и создана Паспортно-визовая служба (ПВС), вошедшая в структуру органов
внутренних дел (НКВД). ПВС был поручен «учет населения городов, рабочих
поселков и новостроек, разгрузка этих мест от лиц, не занятых
общественно-полезным трудом, а также очистка от укрывающихся кулацких,
уголовных и иных антиобщественных элементов, в целях укрепления диктатуры
пролетариата» (Постановление ВЦИК и СНК от 27.12.1932 «Об установлении единой
паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов»).
На ПВС была возложена и обязанность регулировать прописку
населения. Многим категориям горожан (например, дворянам, нэпманам паспорта не
выдавали и они выселялись из крупных городов).
В период с 1933 года по 1935 год характер института прописки
постепенно изменяется и становится разрешительным, превращаясь в один из институтов
государственного управления.
Лиц без паспортов выдворяли из городов в 10-дневный срок.
Крестьян в города не допускали. В предвоенном 1940 году власть прикрепила
горожан к местам работы и учёб сильнее, ещё более ужесточив
ответственность за самовольные перемещения в годы Великой Отечественной войны.
В Советском Союзе с пропиской была связана вся жизнь
советского гражданина. Ею определялось медицинское учреждение, где ребенок
должен был появиться на свет, его ясли, детский сад, школа. Прописка была
условием приема на работу. И в первую очередь, она давала право на проживание в
жилом помещении по месту прописки.
Власти могли принять решение об «уплотнении» жильцов
квартиры и прописать в нее нового жильца. Получив штамп в паспорте, новый жилец
мог с уверенностью идти вселяться в квартиру, никто не решился бы противодействовать
ему. Также произвольно власти выписывали из жилья тех, кто отсутствовал без
«уважительных причин» более шести месяцев, или по каким-то иным соображениям. В
определенных городах и населенных пунктах прописка была ограничена и требовала
особого разрешения высоких инстанций.
Несмотря на очевидное наличие общих черт с крепостным
правом, в условиях советского государства наличие паспорта и прописки ставило
их обладателя в привилегированное положение, особенно, если человек проживал в
населённом пункте с особым порядком прописки. Человек, не обладающий паспортом
или пропиской, лишался большей части набора прав, который предоставляло
советское государство.
В определённые периоды советской истории паспорта крестьян
хранились централизованно под предлогом обеспечения сохранности, или крестьяне
вообще не имели паспортов, что не давало им возможности при желании покинуть
сельскую местность. В частности, без прописки было очень сложно устроиться на
работу, а одним из условий прописки могло быть подтверждённое наличие рабочего
места.
В Москве, Ленинграде и в других развитых и привлекательных
для проживания местностях прописаться было особенно сложно. Одним из законных
способов получения московской прописки населением была работа по рабочим
специальностям в течение нескольких лет на непривлекательных условиях по так
называемому лимиту.
Доля населения, подлежащая паспортизации, постепенно расширялась
и в 1974 году распространилась на всех граждан Советского Союза. Однако прописка
по-прежнему оставалась разрешительным институтом.
Положением о паспортной системе СССР 1974 года был
установлен порядок, при котором гражданин, изменивший место жительства или выбывший
в другую местность на временное проживание на срок свыше полутора месяцев,
обязан был выписаться перед выбытием (подтвердив наличие жилплощади на новом
месте), а при прибытии на новое место подать на новом месте заявление с
согласием лица, предоставляющего жилую площадь. Исключение составляли
командировки, каникулы, выезды на дачу, отдых или лечение.
На все действия по выписке и прописке, включая личные
посещения государственных учреждений, гражданину отводилось три дня. При этом
власти имели право немотивированно отказать в прописке на новом месте, после
чего гражданину предписывалось в 7-дневный срок выбыть из соответствующего
населённого пункта. Находиться без прописки на любой территории СССР запрещалось.
В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал,
что положения о прописке ограничивают право граждан на свободу передвижения и
свободу выбора местожительства и должны быть устранены из законодательства
путем его пересмотра с целью замены разрешительного порядка прописки
регистрационным. Однако, государственными органами СССР не были приняты
необходимые меры к отмене или изменению положений о разрешительном порядке
прописки.
В 1991 году Комитет конституционного надзора СССР признал
разрешительный порядок прописки неконституционным и принял решение об отмене с 1 января 1992 г. норм о прописке в части, обязывающей граждан получать разрешение
административных органов на проживание, устройство на работу и учебу,
приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также
устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей.
В то же время, Комитет конституционного надзора СССР не
исключил применения правил о прописке в качестве правил регистрации и учета
передвижения граждан, удостоверения факта их постоянного и временного места
жительства.
1.2 Нормативно-правовое регулирование регистрации граждан в
современной России
Правовую основу института регистрационного учета граждан
составляют прежде всего – Конституция Российской Федерации, а также
международные акты – Всеобщая декларация прав человека, принятая и
провозглашенная резолюцией 217 А (111) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года, международный пакт " О гражданских и политических правах"
от 16 декабря 1966 года, содержащие нормы, которые закрепляют за личностью
право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства,
которые не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые
предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности,
общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод
других граждан и совместимы с другими личными правами и свободами.
Прописка в России была отменена 1 октября 1993 года с момента введения в действие Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации»[1].
Закон в ст. 1 декларировал: «В соответствии с Конституцией
Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин
Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
допускается только на основании закона...»
Страницы: 1, 2, 3, 4
|