Земские органы рассматривались правительством
как "гибкое орудие" взимания налогов с населения, так как недобор податей
выборными старостами должен был покрываться за счет собственных средств. Подать
налагалась на земский округ в целом, а не на каждый двор в отдельности, что обеспечивало
большую исправность платежа.
Помимо сбора и уплаты налогов выборные
осуществляли надзор за общественным порядком в округе. Полицейскими функциями в
той или иной степени наделялись практически все органы управления (наместники и
волостели, губные власти, приказные люди). Не являлись в этом плане исключением
и земские учреждения. При этом объем полномочий местных администраторов в данной
сфере в разных самоуправляющихся округах был неодинаков. Компетенция земских органов
в тех местностях где не было губной организации, охватывала и сферу деятельности
губных властей, и была поэтому намного шире полномочий земских должностных лиц,
действовавших на своей территории совместно с губными.
Следующей важной обязанностью новых
властей было пересечение изготовления населением спиртных напитков на продажу и
содержание корчм. В случае нарушения этого запрета земским властям предписывалось
брать с виновных штрафы. Изготовление спиртных напитков разрешалось только по праздникам,
поминкам и только после получения разрешения у старосты.
Однако не только финансовые и полицейские
дела находились в ведении земских властей. Традиционно, значительное место в деятельности
всех местных органов, в том числе и земских, занимало осуществление административно-хозяйственных
функций. Совместное владение принадлежащими всей волости и посаду землями и угодьями,
необходимость общего участия в различных хозяйственных операциях требовали регулирования
поземельных и хозяйственных отношений, что и было поручено новым выборным.
Регулировали местные власти и использование
пахотной земли, лугов, лесов, выгонов, рыбных ловель и других угодий, находившихся
в совместном пользовании, нередко организуя их коллективную эксплуатацию и выступая
в этом случае в роли организаторов промыслов. Часто волостью осуществлялось совместное
использование рыбных ловель. Волость представляла собой промысловую артель при организующей
роли земской власти, распределяющей обязанности между волошанами и наблюдающей за
соблюдением общих правил. Подобный надзор осуществлялся и за охотничьими угодьями,
через регулирование промысловой деятельности местных жителей.
Кроме этого, на население посадов,
волостей было возложено отправление повинностей, связанных с обеспечением государственных
нужд, распределение которых по волостям и уездам происходило в зависимости от их
географического положения.
Важной задачей выборных органов являлась
защита подведомственной территории от посягательств на нее извне, с тем, чтобы при
описании земель общинные угодья не передавались в чужие руки.
Предметом заботы выборной власти
были также потребности и духовного характера. Под покровительством посадских и волостных
людей находилась церковь, символизируя не только идеологическое единство жителей,
но и материально выражая результаты общих забот. Именно от населения прихода исходила
инициатива постройки церкви, во исполнение которой выборными властями на каждого
жителя налагались обязанности по заготовке необходимых материалов (гвоздей, бревен
и т.п.), предоставлению денежных средств, а также осуществлялся наем церковных мастеров.
На волостных сходах избирались священнослужители.
Заведовали земские власти призрением
обездоленных людей, организуя у себя "общежительные монастыри" и выделяя
средства на их содержание. Монастыри являлись, в большей части, заведениями общественного
призрения, выполняя роль приюта или богадельни.
Возникшим вследствие отмены кормленщиков,
земским учреждениям были переданы и судебные функции. Так как в районах осуществления
земской реформы вотчинное и поместное землевладение, как правило, отсутствовало,
поэтому с отменой власти наместников и волостелей, земской администрации передавались
и губные дела, что тем самым приводило к концентрации в руках земских старост наместничьего
суда в полном объеме.
Однако, иногда, при замене кормленщиков
выборными земскими властями, в компетенцию последних рассмотрение губных дел не
передавалось, они продолжали находиться в ведении губных старост. По мнению А.А.
Зимина, эти изменения в проведении земской реформы в черносошных волостях были связаны,
в первую очередь, с дальнейшим обострением классовой борьбы: губные старосты из
дворян оказались более надежными карательными органами, чем земские власти, выбиравшиеся
из местных посадских людей и крестьян [8, стр.423].
Изучение состава, устройства и деятельности
новых учреждений, анализ законодательного и актового материала позволяет заключить,
что окончательный состав земских органов, объем полномочий должностных лиц и значение
их в местном управлении во многом определялись самими жителями самоуправляющихся
округов в зависимости от величины земской единицы и от объема дел, от уже сложившейся
в местном управлении специализации и других обстоятельств.
Одной из особенностей данной системы
управления являлось отсутствие строгой специализации в деятельности должностных
лиц земских органов, в переплетении, а зачастую и дублировании ими функций друг
друга, хотя в избирательных списках полномочия выборных могли быть и довольно четко
разграничены. Определяя полномочия своих избранников с различной степенью подробности,
земский мир с учетом местных особенностей иногда возлагает на земские власти осуществление
обязанностей, и не предусмотренных уставными грамотами.
Самостоятельное формирование и распределение
средств местного бюджета земскими органами не только создавало материальную базу
для их функционирования, но и обусловило довольно широкую компетенцию новых учреждений
в судебной, административной и финансовой сферах. В отличие от губного института,
земский мир, снабжая своих избранников широкими полномочиями, оставлял за собой
право контроля за их деятельностью: в любое время население могло провести перемены
в составе земского аппарата, а по окончании срока службы в земской избе требовать
отчета от своих избранников.
Помимо этого, деятельность местных
собраний (советов), без одобрения которых по наиболее важным вопросам выборные не
могли принимать самостоятельные решения, обеспечивало и текущий контроль за земскими
властями.
Сосредоточение в руках земских органов
всех отраслей местного управления, входивших в то время в круг государственных задач:
судебные функции, сбор и доставка податей, административная деятельность, привлечение
их к государственным сыскам, свидетельствовало не только о реальной их власти, но
и о том, что эти учреждения являлись опорой центральной власти и занимали важное
место в системе местного управления Русского государства.
Заключение
Довольно четко проявившаяся к началу
XVI в. тенденция падения эффективности
деятельности наместничьей администрации со всей очевидностью поставило перед правительством
вопрос о необходимости коренных преобразований в сфере местного управления в соответствии
с новой классовой структурой общества и новыми задачами государства. Идея о советной
форме организации власти получила свое воплощение в реформе местного аппарата, в
ходе которой учреждались губные и земские учреждения, построенные на принципах самоуправления
и сословного представительства.
В период, когда наместники и волостели
оказались неспособными эффективно управлять вверенной им территорией, созданные
органы самоуправления отвечали и интересам самой центральной власти, которая в местном
обществе искала как самих претендентов на выборные должности, так и материальные
средства, позволяющие управлять волостями без затрат, а также передать новым органам
осуществление ряда государственных функций.
Материал, собранный из источников
разного характера, свидетельствует об определенном различии в функциональном плане
прежних и новых учреждений, заключавшемся в том, что, несмотря на данный и выборным
органам довольно широкий объем полномочий, по основным своим направлениям совпадающий
с функциями кормленщиков, в деятельности выборного аппарата можно усмотреть определенные
ростки специализации: губных органов - на уголовно-полицейской деятельности, а земских
- в финансовом направлении.
Настойчивость, с которой земский
мир добивался самоуправления, а после реформы активно пользовался этим правом, как
в финансовой сфере, так и в судебной и хозяйственной областях, свидетельствует об
оживлении волостной жизни. Широкая компетенция выборных властей, тесная связь с
местными жителями, и как следствие, значительная осведомленность обо всех делах,
происходящих в округе, позволяли правительству использовать эти учреждения, и прежде
всего, губных старост, в качестве более надежного орудия (нежели наместников и волостелей)
в проведении государственной политики на местах, особенно в борьбе как с преступными
элементами, так и с антифеодальными выступлениями.
В сравнении с институтом земского
представительства, выборные власти которого были поставлены в зависимость, прежде
всего, от избирающего их населения, что обеспечивалось действием механизмов общинного
управления (выборности, подотчетности и ежегодной сменяемости), безграничная власть
губных учреждений, классовый характер должности губного старосты, неоплачиваемость
службы и безграничность сроков пребывания в должности, и, в то же время, отсутствие
действенных механизмов контроля со стороны выборщиков, приводило к росту злоупотреблений
губных старост и дальнейшему развитию противоречий между местным обществом и губными
властями.
Уделяя значительное внимание совершенствованию
деятельности органов самоуправления, законодатель устанавливает жесткие требования
к властям по надлежащему осуществлению возложенных на них задач, и, особенно, по
обеспечению правопорядка на управляемой территории, наделяет глав местных ведомств
рядом полномочий, которых не было у кормленщиков, позволяющих и предупреждать и
пресекать правонарушения.
Несовершенство организации выборных
органов, отсутствие четкой законодательной регламентации деятельности губных и земских
учреждений, особенно в случае их параллельного функционирования на одной территории,
а внутри выборного аппарата и имевшая место еще не устоявшаяся специализация должностных
лиц, приводили к конкуренции новых институтов друг с другом в смежных сферах деятельности,
к переплетению и дублированию функций выборных властей.
Организация и комплектование местного
аппарата, объем полномочий должностных лиц в каждом из самоуправляющихся округов
имели свои особенности, определявшиеся величиной управляемой территории и объемом
дел, а также сложившейся в местном управлении специализацией и другими обстоятельствами.
Земское самоуправление не могло соперничать
с самоуправлением дворянским, представленным губными учреждениями. Земские органы,
не обладая необходимым аппаратом принуждения, не могли оперативно и достаточно жестко
осуществлять политику центра, и в силу этого достаточно часто обращались за содействием
к центральной власти. Втягивание же последней в область местных дел меняло характер
земских учреждений и подрывало самостоятельность новых органов.
Губные учреждения, имеющие в своих
руках необходимый карательный аппарат для реализации решений и связанные с широкими
слоями местного дворянства, а также обеспеченные поддержкой крестьянского и посадского
населения, обязанных грамотами содействовать губным властям, представляли собой
достаточно крепкий и, по условиям того времени, достаточно действенный орган местного
управления с ясно выраженным классовым лицом.
В подчинении земских учреждений центральным
финансовым органам, расширении контрольных полномочий центральных ведомств в отношении
местных учреждений проявлялось стремление царской власти поставить органы местного
самоуправления под более жесткий контроль со стороны бюрократического центрального
аппарата, роль которого резко возрастала.
В ходе реформ была создана новая
система материального обеспечения служилого класса. Если ранее доходы кормленщиков
поступали в распоряжение местных администраторов, то с организацией земских учреждений,
введенный вместо наместничьих доходов единый государственный налог земство платило
непосредственно в казну, доходы которой резко увеличились и появилась возможность
провести реорганизацию военной службы и получить дополнительный источник финансирования
дворянства.
Посредством участия в деятельности
губных учреждений и решения, наряду с внутренними делами, и важнейших государственных
вопросов, поднимающееся дворянство значительно укрепило свои позиции, получив право
на создание своих сословно-дворянских органов управления в лице губных старост.
Значительные уступки в ходе реформирования
местного суда и управления были сделаны и зажиточным слоям посадского и крестьянского
населения, которые получили возможность самостоятельного управления и решения земских
дел через выборные органы.
В компромиссном характере реформы,
проявившемся в нацеленности ее на удовлетворение интересов боярства, дворянства
и "лучших" посадских и волостных людей, с одной стороны, и в подчинении
новых органов все возрастающему контролю со стороны центральных учреждений, с другой
стороны, проявились свойственная процессу эволюции центрального и местного аппарата
Русского государства взаимодействие и борьба выборного и приказного начал.
Но при всей своей половинчатости
реформы, начатые в правление Ивана Грозного, были шагом вперед на пути реформирования
системы местного управления и приспособления ее к потребностям и задачам, стоявшим
перед центральной властью, не имевшей в своем арсенале средств на создание эффективно
действующих казенных местных властей.
Органы губного и земского самоуправления,
органично вписавшиеся в новую фазу развития государственности и ставшие стержнем
системы управления вплоть до их официальной отмены, явились опорой Московского правительства
и надежными проводниками государственной политики на местном уровне.
Список использованных источников и литературы
1.
Буганов В.И. Эволюция феодализма в России / Буганов В.И., Преображенский
А.А., Тихонов Ю.А. - М., 1980.
2.
Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России.М., 1990.
3.
Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. в 2-ух томах. Изд. АН СССР, 1952-1954.
4.
Еремян В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XXв) / В.В. Еремян. - М.: Академический проспект, 2003. - 527
с.
5.
Жукова Л.А. и др. История государственного управления в России (IX-XVII вв.).
- М., 1996.
6.
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. - М., 2001. - Электронный текст. - Режим
доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic. php? t=2438552
7.
Зимин А.А. Иван Пересветов и его современники. - М., 1958. - Электронный
текст. - режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic. php? t=1266498
8.
Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного.М., 1960. - Электронный текст. - Режим
доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic. php? t=736123
9.
Золотухина Н.М., Исаев И.А. Политические и правовые учения на Руси в период
возникновения и развития феодализма. - М., 1995.
10.
Исаев И.А. История государства и права России. Гл.15, 16, 20, 22. - М., 1996.
11.
Казакова Н.А. Максим Грек и идея сословно-представительной монархии // Общество
и государство феодальной России. М., 1975.
12.
Казакова Н.А. Максим Грек и идея сословно-представительной монархии // Общество
и государство феодальной России. М., 1975.
13.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения. Т.2.М. - Л., 1957.
14.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.В. История России. М., 2000
15.
Носов Н.Е. Очерки по истории местного управления Русского государства первой
половины XVI в.М. - Л., 1957.
16.
Памятники русского права: научное издание // Под ред. Л.В. Черепнина. - М.:
Госюриздат, Вып.4, 1955.
17.
Платонов С.Ф. Очерки Смутного времени в Московском государстве XVI-XVII вв.М.,
1995.
18.
Российское законодательство Х-XX веков в 9 томах. Том 3: Акты Земских соборов.
// Под общей редакцией О.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 1985.
19.
Смирнов И.И. Судебник 1550 г. - Исторические записки. Т.24. - М., 1947.
20.
Щепетев В.И. История государственного управления в России / В.И. Щепетев.
- М.: Владос, 2003. - 510 с.
|