В узком смысле социальную защиту
рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и
правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан
и достижение социально-приемлемого уровня жизни.[8]
Но при всей новизне эта концепция
должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранее
исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как
социальное обеспечение и социальное страхование.
20-30-е годы изучением
социального обеспечения и социального страхования занимались H.A. Вигдорчик,
Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др.
В. Дурденевский рассматривал
социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную
на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования
различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной
помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством
разложения его на участников общественного процесса производства, составную
часть трудового права.
Л.В. Забелин считал социальное
обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с
его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени
характерны и для социального страхования.
В 50-60-е годы большой вклад в
развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г.
Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, В.Б. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В.
Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев и др.
B.C. Андреев называл социальным
обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность
определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в
старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию
и лечению граждан.
В дальнейшем исследования в области
социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И.
Иванова, A.C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, В.Б.
Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.
Важное теоретическое значение
имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей
общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению,
социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на
затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных
потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных,
инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов
общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за
счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях,
установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.
Данное определение является
универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от
конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в
которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: -
объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной
защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;
- особые фонды, источники социального обеспечения; - особые способы
предоставления средств к существованию; - закрепление правил предоставления
социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.
Сущность социального обеспечения
наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической,
демографической, реабилитационной и других.[9]
Экономическая функция социального
обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания),
утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца,
частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных
обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи
малоимущим гражданам.
Источником финансирования для ее
осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды
социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К
внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости,
обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной
поддержки.
Политическая функция социального
обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в
котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана
стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального
развития страны.
Социально-реабилитационная
функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных
граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя
полноценными членами общества.
Таким образом, социальное
обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по
распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению
части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических
лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных
расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи,
нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по
объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи
и социальному обслуживанию.
Удовлетворение потребностей может
осуществляться с помощью:
- назначения денежных выплат
(пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе,
либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой
взносов;
- предоставление бесплатных для
потребителя медицинских услуг по программам ОМС;
- оказания бесплатных для
потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов,
а сверх них - по льготным тарифам.
Существование указанного
комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство
заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.
Что касается соотношения
государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую
следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального
обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и
окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые
для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
Право на социальное обеспечение
закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных
социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему
от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Поощряются добровольное
социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и
благотворительность.
Осуществление конституционного
права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах,
которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых;
источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих
мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы,
предоставляющие обеспечение.[10]
С учетом названных признаков в
настоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное)
социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из
федерального бюджета; государственная социальная помощь.
Указанные формы создаются для
защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99
№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» понятие социального
риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск -
предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального
положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления
которого осуществляется обязательное социальное страхование.
На наш взгляд, данное определение
нуждается в серьезных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьи
союза "или" означает, что объектом обязательного социального
страхования служит возможное изменение не только материального, но и
социального положения определенных категорий граждан. Однако социальное
положение работающих лиц заключается именно в том, что они являются наемными
работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, либо
пособия по безработице ни в коей мере не сможет восстановить их трудовой
статус, а следовательно, «минимизировать» изменение их социального положения.
Это в равной степени относится и к возможности восстановления социального
положения индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятых лиц.
Компенсировать или минимизировать
можно лишь последствия изменения материального положения, наступившие
вследствие безработицы, инвалидности, старости и других социально-значимых
обстоятельств.
Во-вторых, из текста статьи не
ясно, что именно подразумевается под социальным риском - само «предполагаемое
событие» (т.е. трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь,
беременность и роды и др.) или его последствия в виде «изменения материального
и(или) социального положения» работающих или иных категорий граждан.
Согласно теории вероятности
страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее
вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим
социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального
положения.
Социальный риск - это вероятность
ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового
дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с
дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи,
нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных
услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального
риска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер;
объективные причины наступления.
Основной организационно-правовой
формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В
настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными
рыночным отношениям.
Обязательному социальному
страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен
законом.
Любое страхование базируется на
идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми
участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов
заинтересованных; сторон, из которого при наступлении страхового случая
выплачивается страховая сумма.
Применительно к государственному
(обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть
отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость,
смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.
Суть государственного социального
страхования заключается в разложении социального риска между работодателями,
наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному
социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие
указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального
(массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том
случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения
государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть
следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др.
Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием
иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в
медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными
событиями.
Потеря заработка из-за безработицы
зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам
выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае
отсутствия спроса на него, он должен нести свою долю ответственности в виде
части материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь,
работодатель, организуя производство, торговлю или бытовое обслуживание, может
разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды
безработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособий
по безработице. Государство также в определенной степени должно нести
ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оно
разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее
воплощение. Четко разграничить степень ответственности между названными
участниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решения
слишком тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм
распределения материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного
(обязательного) социального страхования на случай безработицы.[11]
По данной схеме можно рассмотреть
и другие социально-страховые случаи, установленные законом. К ним относятся:
болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и
другие. Они перечислены в ст. 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об
основах обязательного социального страхования».
При планировании расходов
федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное
страхование государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населения
производственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оценивать
влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное
положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во
внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственный
фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности
его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста
и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и
прочую информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическая
закономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социального
риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно
организовать страхование от него. Компетентные государственные органы
разрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровья
населения факторов, качества рабочей силы, в том числе степени ее
профессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых
функций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных
климатических зонах страны и пр.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|