1.3 Государственная семейная политика в контексте поддержки
многодетных семей, региональный аспект
Есть институт семьи и
институт государства. До сих пор во всем мире институт государства совершенно
бесплатно берет в систему экономики в качестве рабочей силы новые поколения,
которые формируются в семьях. Государство ничего не делает для того, чтобы эти
поколения создавались. Раньше, до индустриально-рыночного капитализма, сельская
семья воспроизводила детей для себя, и они заботились о родителях в старости.
Но раз государство создало эти системы (страхования, пенсионного обеспечения,
наемного труда, зарплаты), то рождение и воспитание нескольких детей тоже
становится социально значимым трудом.
Семейное законодательство
России не устанавливает, какая семья является многодетной. В соответствии с
Указом Президента РФ от 5.05.1992 г. №431 органы исполнительной власти субъектов
России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При
этом понятие "многодетная семья" определяется ими с учетом
национальных и культурных особенностей социально-экономического и
демографического развития того или иного региона.
Основным документом
федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является
Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке
многодетных семей".
Указ устанавливает для
многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных,
медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных
отношений.
Законодательство о
государственной поддержке многодетных семей в основывается на общепризнанных
принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка,
Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных
нормативных правовых актах Российской Федерации. Также государством
разрабатываются различные программы, которые способствуют поддержке многодетных
семей[3].
Наиболее массовой
программой поддержки бедных семей с детьми является ежемесячное пособие
гражданам, имеющим детей в возрасте 16(18) лет. Большинство
многодетных семей являются получателями данного пособия: его получают 77% семей
с 4 и более детьми получают детские пособия; 81% неполных многодетных
семей. Помимо данного общефедерального пособия, порядка 20% многодетных
семей получают ежемесячные региональные пособия, и 7% многодетных
семей получают единовременно помощь либо от социальной защиты, либо
со стороны предприятий[4].
Несмотря на наличие
разветвленной системы социальных программ, реализуемых в регионах,
население слабо информировано о них. При этом бедные семьи информированы
хуже, чем небедные, и нельзя утверждать, что бедные интересуются такими
программами больше.
В целом система программ
социальной поддержки выстроена следующим образом: существует большое число
видов социальной помощи, но они адресованы ограниченному числу участников.
При этом нет пособий, которые были бы доступны всем бедным семьям. Анализ
состава участников рассматриваемых социальных программ
с социально-демографической точки зрения указывает на то, что
они сконцентрированы на поддержке семей с детьми, и в фокус
их внимания в большей степени попадают именно многодетные и неполные
семьи.
В тоже время
распределение финансовых ресурсов происходит не в пользу многодетных
семей: размер денежных выплат в расчете на одного члена семьи
существенно выше в семьях без детей. Размер помощи зависит от типа
населенного пункта: в крупных городах денежные выплаты выше,
а в мелких населенных пунктах и на селе — чаще
оказывается помощь в натуральном виде. Неденежные социальные программы
в большей степени направлены на поддержку семей с детьми. Чаще
всех участниками неденежных социальных программ становятся многодетные семьи,
имеющие высокий риск попадания в число бедных. Следовательно, можно
говорить об определенной роли социальных программ органов социальной
защиты для многодетных домохозяйств.
Законом Санкт-Петербурга
устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1. Оплата за счет средств
бюджета Санкт-Петербурга коммунальных услуг (отопление, вода, канализация, газ,
электроэнергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг,
установленных в Санкт-Петербурге, а для многодетных семей, проживающих в домах,
не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм,
установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого
топлива, в размере:
·
30% - семьям,
имеющим в своем составе трех несовершеннолетних детей;
·
40% - семьям,
имеющим в своем составе от четырех до семи несовершеннолетних детей;
·
50% - семьям,
имеющим в своем составе восемь и более несовершеннолетних детей.
Меры социальной поддержки
по оплате указанных услуг предоставляются многодетным семьям независимо от вида
жилищного фонда.
2. Прием детей из
многодетных семей в государственные образовательные учреждения, осуществляющие
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в первую
очередь.
3. Бесплатное посещение
членами многодетной семьи музеев, парков культуры и отдыха, находящихся в
ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также
выставок, устраиваемых исполнительными органами государственной власти
Санкт-Петербурга.
4. Предоставление вне
очереди жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в
соответствии с установленной в Санкт-Петербурге нормой предоставления площади
жилого помещения по договорам социального найма многодетным семьям, состоящим
на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при рождении трех и более
детей одновременно.
5. Включение в
региональные программы Санкт-Петербурга в сфере занятости населения
Санкт-Петербурга мероприятий по трудоустройству, созданию новых рабочих мест,
обучению и переобучению родителей (законных представителей) из многодетных
семей.
6. Включение в
первоочередном порядке многодетных семей, состоящих на учете в качестве
нуждающихся в предоставлении жилых помещений и (или) на учете нуждающихся в
содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в региональные
программы Санкт-Петербурга, направленные на улучшение жилищных условий граждан.
7. Включение многодетных
семей в региональные программы Санкт-Петербурга, предусматривающие мероприятия
по оказанию помощи в организации крестьянских (фермерских) хозяйств и создании
коммерческих предприятий, по предоставлению финансовой помощи для возмещения
расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
8. Предоставление в
установленном действующим законодательством порядке земельных участков для
организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства,
огородничества в размере не менее 0,15 га на многодетную семью.
9. Бесплатное
предоставление семьям, имеющим в своем составе восемь и более
несовершеннолетних детей, в том числе приемным семьям и семьям, имеющим
опекаемых (подопечных) детей, проживающих в указанных семьях более трех лет,
транспортного средства (пассажирского микроавтобуса). Размер стоимости и
порядок предоставления транспортного средства (пассажирского микроавтобуса)
определяются Правительством Санкт-Петербурга.
Мера социальной
поддержки, указанная в настоящем пункте, предоставляется один раз (пункт
дополнительно включен с 1 января 2009 года Законом Санкт-Петербурга от 14
ноября 2008 года №661-121).[5]
2.
Особенности социальной работы с многодетными семьями
2.1 Проблемы многодетных семей
К сожалению, и сейчас
кто-то смотрит на родителей с кучей ребятишек свысока. Многие до сих пор
считают, что много детей рождается исключительно в семьях алкоголиков и
тунеядцев. Тем не менее большая часть многодетных родителей совершенно
нормальные люди со средним достатком. К тому же сейчас, во время
демографического кризиса, именно
на этих людей уповают российские демографы. И одного ребенка воспитать очень
тяжело, а троих-то и подавно. А ведь некоторые растят и по 10-15 малышей.
Власти по старинке предлагают пособия, билеты на праздники и развлечения для
детей[6]. Однако мало кто
задумывается о том, что многодетные семьи – это та прослойка общества, которая
пытается сохранить семейственность несмотря ни на какие мировые финансовые
кризисы, а ведь у этих семей не меньше проблем, чем у каждого из нас.
Существует типология
социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или
субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в
помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального
обслуживания.
Выделяют две категории
семей социального риска:
1. Семьи, актуально
нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся
трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию
(семья с ребенком-инвалидом, многодетная, неполная семья, семья вынужденных
переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением ее членов
и т.д.).
2. Семьи, превентивно
нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения
трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребенка,
семья с новорожденным, семья, не способная создать полноценные условия для
развития и воспитания детей и т.д.)[7].
Многодетные семьи
относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий
спектр проблем данной категории семей:
1) Материально-бытовые
(финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с
низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов
пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а
структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей меньше получают
фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает большую тревогу. В связи с
постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять
потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде,
школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь
проблемы не решает[8].
Многодетные семьи имеют
самый высокий уровень бедности, что подтверждает весь комплекс индикаторов
мониторинга бедности, базирующегося на показателе располагаемых ресурсов[9] 82% этих семей попадают в
число бедных, хотя в структуре бедных они составляют только 5,2%.
Душевой дефицит доходов у
многодетных выше среднероссийского уровня в 1,5 раза и составляет 44,2% от
величины прожиточного минимума. В общем дефиците доходов на семьи с 3 и более
детьми приходится 13,1%.
Измерение бедности
многодетных семей в координатах множественных линий бедности – абсолютной,
депривационной и субъективной[10],
показало, что многодетные семьи сохраняют высокие риски бедности, независимо от
метода ее измерения, особенно в том случае, если таковыми являются неполные
многодетные семьи. Крайняя бедность (одновременно имеет доходы ниже
прожиточного минимума, испытывает лишения и является субъективно бедным)
характерна для трети многодетных семей, что в 4 раза чаще, чем у семей с 1-2
детьми.
2) Проблема
трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает
длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей,
возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием
законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Выживание
многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных
доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков)[11].
Уязвимость членов
многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким
образовательным потенциалом и, прежде всего, дефицитом профессионального
образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3
детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 4 и более
детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве
этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в
разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы
преимущественно в сельской местности: в городе отсутствие профессионального
образования выявлено у 36,2% взрослых, а в сельской местности – у 58,5%. Вместе
с тем, дифференциация между членами мало- и многодетных семей по этому
показателю прослеживается и в поселенческом разрезе .
3) Жилищная проблема для
многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные
условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет
муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для
большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще
более осложняет материальные проблемы многодетных семей[12]. Уровень благоустройства жилищ
многодетных семей крайне низок. Если в селах они не слишком выделяются среди
других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных
семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|