Курсовая работа: Социальная защита различных слоев населения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ
НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты
населения
1.2 Роль социальной работы в защите
населения
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ
НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения
2.2 Пенсионное обеспечение
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных
слоёв населения
2.4 Социальной защиты семей с детьми
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Всеобщая декларация
прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член
общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру
должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных
возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных
ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на
затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека
на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и
в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости
или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина
обстоятельствам.
Право граждан РФ на
социальную защиту закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что
Российская Федерация является социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека [1, ст. 7].
Согласно ст. 39
Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и
социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область
сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и
распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной
политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера
преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная
справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение
социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой
формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию
престарелых и нетрудоспособных.
К конститутивными
признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие
потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на
поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь,
старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники
социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию;
закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.[19, с. 12]
Объективные основания
социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность
человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или
полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей
в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый
затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для
трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы
и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована,
если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в
законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его
нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень
игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом
общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное
обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и
перераспределительными отношениями общества.
Нужно отметить, что в
современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде
доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными
слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может
рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.
Социальная защита как
особый социальный институт современного государства является показателем
социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена
общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении
социальных рисков.
Предметом исследования
являются система мероприятий проводимых в области социальной защиты населения.
Объектом исследования
является различные слои населения, на которых направлена социальная защита
населения.
Цель настоящей работы –
изучение и анализ социальной защиты различных слоев населения в РФ.
В связи с этим
были поставлены задачи:
1. изучить понятие и
сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль
социальной работы в защите населения;
2.
рассмотреть социальное страхование населения;
3.
проанализировать пенсионное обеспечение;
5. определить защиту инвалидов
и нетрудоспособных слоёв населения;
6. разобраться в
социальной защите семей с детьми.
Структура проекта
определена целью и задачами работы, общим замыслом исследования и логикой его
воплощения.
Методологическую основу
курсового проекта составили конкретно-научные методы изучения социальных
явлений. Особое значение для исследования имеют: принципы логического,
эмпирического и рационального, сравнительно-правовой метод.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ
НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и
сущность социальной защиты населения
Социальная защита -
политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества,
обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное,
разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками,
которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными
субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов,
экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их
оптимального развития, восстановления или приобретения [26, с. 115].
Социальная защита
населения в широком смысле - это совокупность социально-экономических мероприятий,
проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных
условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и
деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп;
совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни
граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс
мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня
материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период
экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.
Социальная защита
населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную
поддержку (помощь). Необходимость совершенствования системы социальной защиты
населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.
Основными предпосылками
ее развития является:
1.
изменение
форм
собственности;
2.
изменение
системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений
между членами общества;
3.
потребность
в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной
защиты в старости, медицинского обслуживания и др.);
4.
социальное
расслоение общества;
5.
обеспечение
законодательной основы зашиты прав и свобод человека [23, с. 124].
Основные цели
социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты, когда
среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание
материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации
социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Социальная защита
населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых
установках и международно-правовых пактах о правах и свободах граждан.
Основные требования к
реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в
следующем:
1.
первостепенная
и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;
2.
перенос
центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях. Необходимость
организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;
3.
повышение
роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в
организации социальной защиты;
4.
усиление
вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию
бедности, создание рабочих мест и т.д.;
5.
обеспечение
различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи,
рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;
6.
максимальный
учет принципа социальной справедливости и др. [21, с. 96].
Каждый гражданин имеет
право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство
создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Она не только
провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути
его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование
работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования
социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов,
гарантирующих реализацию этих прав.
В мире сложилось в
основном две модели социальной защиты:
1. социал-демократической
ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным
значением общенациональных социальных механизмов управления;
2. неолиберальная - с
меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические
процессы [22, с. 125-132].
В зависимости от
избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
-
государственную,
опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых
членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает
дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по
степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
-
частную,
базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу
и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и
предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также
личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и
включает частное социальное страхование).
Центральный субъект
социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной
защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты
являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций,
учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости,
труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основные формы
социальной защиты:
-
законодательно
определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых
стандартов и программ;
-
регулирование
доходов и расходов населения;
-
социальное
страхование;
-
социальное
вспомоществование;
-
социальные
услуги;
-
целевые
социальные программы[26, с. 37].
Действующая система
социальной защиты в России базируется на принципах:
1.
принцип
поощрительности, - властными структурами с целью общественно-политического
резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную
оценку, либо для поддержания важных государственных деяний, принимаются
решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп,
слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;
2.
принцип
заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по
мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
3.
принцип
патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по
отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам
населения.
Политически
ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к
масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите
населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом
материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то
же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере
осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в
специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических
документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те
или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно
заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют
разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной
нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для
государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую
актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты
населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от
государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий.
Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не
приведет к ожидаемых экономическим и позитивным социальным результатам. В
России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были
альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным
пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению
материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других
социально неблагополучных, уязвимых слоев населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|