Нельзя не отметить, что современные электронные
телекоммуникации способствуют приобретению средствами массовой информации
такого высоко ценимого качества, как интерактивность. Интерактивные передачи и
материалы вызывают повышенный интерес у слушателей, читателей и зрителей, а в
качестве желанного побочного эффекта привлекают рекламодателей. Любая тематика,
которая привлекает общественное внимание, служит предметом обсуждения в
многочисленных телеконференциях, или ньюс-группах Интернета.
Списки рассылки подобных тематических телеконференций
функционируют в Интернете беспрерывно и в гигантских масштабах. В отдельных
случаях они способны подменить средства массовой информации. Так случилось в
1991 г. в России во время недолгого августовского путча. Хотя путчистами была
введена цензура, Интернет никак не контролировался. Рядовые пользователи
компьютерных сетей в СССР по собственной воле выполняли функции, присущие СМИ,
информируя отечественных и зарубежных участников телеконференций о происходящих
событиях с большей оперативностью и пользуясь заведомо большим доверием, чем
цензурированные официальные информационные службы.
Во-вторых, речь идет об информационных воздействиях, прямо
угрожающих физическому или психическому здоровью человека. Такие воздействия на
протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе,
питают криминальную среду и способствующих росту психических заболеваний.
Сектантское проповедничество, распространение мистических и эзотерических
учений и практик, магии, целительство, шаманство и т.п. по Интернету приобрели
угрожающий размах. Как результат - социальная и личностная дезадаптация, а в
ряде случаев - разрушение психики человека.
Однако еще более грозная опасность вызвана распространением
по сети Интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность
информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т.п. Не вызывает
сомнения, что размещение на Web-сайтах порнографических картинок нарушает
сложившиеся в обществе стандарты морали. Надо признать, что серверы с такой
информации посещаются часто, в том числе детьми и подростками. Ведь посредством
Интернета гарантируется куда большая конфиденциальность и анонимность, чем
посещение кинотеатров или магазинов с открытой или подпольной порнолитературой
и порновидеофильмами. Практически отсутствует риск быть замеченным или
узнанным. Сетования моральных или религиозных авторитетов по поводу
интернетовских непристойностей остаются гласом вопиющего в пустыне, а обойти
ограничения, налагаемые программными фильтрами, для способных подростков не
составляет большого труда.
Практика размещения на Web-сайтах порнографических
изображений безусловно нарушает сложившиеся в обществе представления о
приличиях и пристойности. Поскольку Интернет в целом никому конкретно не
принадлежит, а потому никем конкретно не регулируется, то нет и не может быть
отвечающей за Интернет административной инстанции, которая могла бы в
глобальном порядке, централизованно запретить эту практику. Положение
осложняется тем, что информация может храниться на Web-сайтах в другой стране
или на другом континенте, где законодательство не готово устанавливать
ответственность за хранение и распространение непристойной информации. Интернет
воспринимается людьми как средство массовой информации, однако попытки
подвергнуть пользователей, провайдеров или производителей информации для
"Всемирной паутины" дополнительному юридическому регулированию в
отдельных странах не привели к каким-либо заметным успехам. Проблема должна
решаться на международном уровне, возможно в рамках ЮНЕСКО.
В третьих, Интернет служит весьма удобной площадкой для
подготовки и осуществления информационно-террористических и
информационно-криминальных действий. В нем могут распространяться
пропагандистские материалы преступных организаций, рецепты изготовления
взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств,
наконец, изощренных алгоритмов вскрытия шифров. Вся эта информация легко
маскируется под научно-техническую информацию. Отсутствие географических
границ, трудно определимая национальная принадлежность объектов сети,
возможность анонимного доступа к ее ресурсам все это делает уязвимым системы
общественной и личной безопасности. Поэтому нужна согласованная
межгосударственная платформа борьбы не только с международными
террористическими и криминальными организациями, но и с отдельными группами и
злоумышленниками, способными в корыстных или хулиганских целях нанести ущерб
личной безопасности.
В-четвертых, это международно-правовая защита персональных
информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, а также авторских
прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям, в первую очередь
по Интернету. Должны быть выработаны согласованные международные правовые
нормы, устанавливающие ответственность за компьютерные преступления,
злоумышленное проникновение в информационные сети и личные архивы, нарушение
прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена.
У людей различна психологическая устойчивость к процессам
информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на
психику у различных социальных групп в условиях возрастающих потоков
информации.
Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя
основной “удар” в области практической компьютерной работы. Далее, например,
известно, что наиболее подвержены “зомбированию” по телевидению молодежь и люди
пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания
телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных исследований
психологов.
На повестке дня активное развитие научного направления -
информационной (компьютерной) психологии.
Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:
- страх человека перед стремительно совершенствующейся
информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков
(компьютерофобия);
- “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет
общению с ЭВМ, а не с людьми;
- утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.
Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены
люди, часто находящиеся в виртуальной реальности.
Должны создаваться соответствующие рекомендации для
разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей.
Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так,
например, люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А.Л.Чижевским,
насыщая воздух аэроионами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных
помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека,
снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой
жидкокристаллический экран, дающий до 64 оттенков серого цвета, что снижает
утомляемость глаз.
В социально-экономическом отношении очень важна
практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам,
постоянно использующим в своей работе компьютерную технику.
Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант
социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные
средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более
совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.
Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их
решения в условиях информатизации:
- проблема языковой коммуникации.
Языковая коммуникация составляет ядро информатизации.
Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в
сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях
России широкое распространение нерусифицированных программных средств,
формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по
перспективным последствиям социальная проблема.
Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной
лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют
социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене.
Под информационной безопасностью понимается состояние
защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и
развитие в интересах граждан, организаций и государства.
Обеспечение информационной безопасности личности означает
ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная
человеком из разных источников информация не препятствует свободному
формированию и развитию его личности.
В качестве воздействия на личность могут выступать:
- целенаправленное информационное давление с целью
изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического
состояния людей;
- распространение недостоверной, искаженной, неполной
информации;
- использование неадекватного восприятия людьми достоверной
информации.
Информационные воздействия опасны или полезны не столько
сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими
процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности
контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много
порядков выше самой информации.
Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире
гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу.
Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет
труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать
на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.
За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом
отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в
информационных системах.
Существует два смысла понятия информационный образ жизни:
1. образ жизни людей в информационном обществе, где все
стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями,
базирующимися на современных информационных технологиях;
2. информационный аспект образа жизни.
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о
необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый
информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение
правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному
образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.
Под образом жизни понимается система видов
жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых
социально-экономическими условиями.
Главной чертой образа жизни является его системность,
проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны
между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой.
Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это:
- трудовая;
- общественно-политическая;
- учебная;
- бытовая;
-социально-культурная;
- досуговая деятельность.
Рассмотрим новые возможности, предоставляемые
информатизацией, для совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа
жизни.
Общественно-политическая деятельность обретает новую
глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной
связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом
обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм,
принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также новый
рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.
Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается
проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит
жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду
с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и
доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная
грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных),
индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий
обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы
образования: от “наполнения сосуда” к “воспламенению факела”, т.е. раскрытию и
развитию индивидуальных возможностей человека.
Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых
рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового,
производственного (учебного) и экономического поведения.
Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно
использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование
индивидуализации обучения.
В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об
образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми
информационными технологиями в учебном процессе [11].
Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с
профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору
внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой
(домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном,
проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В России
под домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная модель.
Бытовые компьютеры предназначены для массового
использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих,
информационно-справочных, игровых и других задач.
Важными областями применения бытовых компьютеров также
являются:
- обеспечение информационных потребностей людей ( доступ к
различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям
связи и др.);
- автоматическое управление домашним хозяйством (управление
микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой,
устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности
жилища и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|