Расширительное толкование - это такое толкование, когда норме права
придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения.
Например, в ст. 6 Конституции РФ фиксируется, что «Каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные
обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»[17]. А как
быть с иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на нашей территории?
Распространяется ли данная норма на них, обязаны ли они, в частности, соблюдать
законы Российской Федерации? Разумеется, да. Следовательно, толкуем данную
норму расширительно. Это тем более ясно, если сопоставить ее с ч. 3 ст. 62
Конституции РФ, в которой записано, что «Иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности
наравне с гражданами Российской Федерации…»[18].
Чаще всего неофициальное толкование классифицируют только по
субъектам, т.е. тем лицам, которые проводят толкование. Выделяют обыденное,
профессиональное и доктринальное толкование. Обыденное
(повседневное) толкование – толкование права любым субъектом, производимое на
основе его правопонимания и правосознания. Профессиональное толкование — это
толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися
соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как
отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты,
юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их
профессиональной юридической деятельности). Доктринальное толкование — это
научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами.
Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего
законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и
т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и
специальных сборниках.
Неофициальное толкование, хоть и не влечет за собой прямых юридических
последствий, так же очень важно для юридической практики. Особенно важно
значение имеет доктринальное толкование, так как авторитет ученых-юристов,
производящих такое толкование, позволяет влиять на законодателя, указывая на
ошибки и неточности, допущенные при издании текста закона.
Разнообразие существующей классификации объясняется характерными
свойствами норм права. Во-первых, право может толковаться различными
субъектами, в связи с этим различают официальное, обязательное для всех, и
неофициальное толкование. Правоприменительные органы в целях единообразия и
правильности его (права) применения, обязаны руководствоваться официальным
толкованием (аутентичным или легальным), осуществляемым компетентными органами.
Во-вторых, право обладает рядом функций, на реализацию которых и направлено
создание нормативных актов. В связи с этим выделяют нормативное толкование,
связанное с регулятивно-статической (обеспечением правового статуса субъектов)
функцией права, и казуальное толкование, связанное с регулятивно-динамической
(определением поведения правовых субъектов в конкретных случаях) функцией
права. В-третьих, нормы права закреплены текстах законов и других
нормативно-правовых актов, а, следовательно, их выражение сопряжено с языком,
используемым законодатель. Но иногда словесная форма не соответствует
действительному смыслу, заложенному в норму законодателем. Так выделяют
буквальное (дух и буква адекватны), расширительное (норме права придается более
широкий смысл) и ограничительное (норме придается более узкий смысл)
толкование. Знание всех существующих видов толкований необходимо для
правильного проведения процесса разъяснения смысла правовой нормы. Это
(правильное толкование) невозможно без адекватного понимания, в каких случаях
употребляется тот или иной вид толкования.
ГЛАВА 4.
АКТЫ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ
Считается само собой разумеющимся, что деятельность по толкованию норм
права объективируется вовне в виде определенных актов. Такие акты и называются актами
толкования. Естественно, что наибольший интерес для исследователей
представляет официальное толкование и его акты. Так как данный вид толкования
непосредственно влияет на процессы правоприменения, его результаты обязательно
должны быть представлены в письменном виде и иметь четко регламентированную
структуру и форму.
Большинство исследователей в этой области сходится во мнении, что
взаимоотношения между актом толкования и процессами уяснения и разъяснения
нормы права намного сложнее, чем это представляется на первый взгляд. Так,
например, Вопленко Н.Н. пишет, что «…акт толкования является формой, в рамках
которой осуществляется познание и объяснения смысла правовых норм» и «Форма не
представляет собой нечто поверхностное, внешне определенное. Она внутренне
присуща содержанию и определяет его структуру». Все это требует подробнейшего
изучения связи акта, как результата, с самим процессом.
Чтобы наиболее полно представить себе понятие об акте официального
толкования необходимо ближе познакомится с праворазъяснительным процессом,
результатом которого собственно и является сам акт толкования.
Праворазъяснительная деятельность представляет собой интеллектуально-волевую
деятельность по истолкованию, изложению и доведению до сведения других субъектов
познанной процессе уяснения государственной воли, содержащейся в норме права.
Это представляется тем более важным, если взглянуть на правоприменительный
процесс с точки зрения Осяпина Б.А., который считает, что «…прямое действие
происходит не через саму норму, а через идею, заложенную в этой норме…»[19].
Невозможно с этим не согласится, так как способы выражения идей, заложенных в
правовых нормах могут быть подобраны не совсем корректно, и иметь либо более
широкий смысл, либо быть уже, чем их словесная форма. Итак, в самом
праворазъяснительном процессе можно выделить несколько стадий, которые он
проходит, прежде чем достигается намеченная цель, а именно появление акта
толкования.
Первой стадией является праворазъяснительная инициатива, служащая
поводом к началу праворазъяснительного процесса. Граждане, должностные лица,
органы государства и общественные организации в связи с возникшей неясностью в
процессе реализации правовых норм обращаются в компетентные органы (если речь
идет об официальном толковании) с ходатайством о даче разъяснения по возникшему
правовому казусу. Так же орган, в компетенцию которого входит толкование законов,
вправе положить начало разъяснительного процесса по собственной инициативе.
На второй стадии происходит обобщение юридической практики проверка
необходимости в даче разъяснения законодательства. Можно сказать, что на данной
стадии происходит обоснование акта официального толкования. В случае
необходимости в даче такого разъяснения на данном этапе так же определяют
конкретный круг вопросов, объем и характер будущего разъяснения.
Третьей стадией является выработка и обсуждения текста разъяснения.
Это центральный этап праворазъяснительного процесса. Данную стадию можно
разделить на две части: в первой уясняется подлинная воля законодателя, во
второй отмечаются моменты неверного понимания и неверной реализации правовых
норм.
На четвертой стадии после того как текст выработан и обсужден, он
(текст) принимается и утверждается. Чаще всего принятие текста происходит
простым большинством голосов, т.е. имеет место коллективный порядок принятия.
Но возможет так же и единоличный процесс утверждения.
Пятая стадия – опубликование акта толкования – заканчивает
праворазъяснительный процесс. Опубликование может проводиться в разнообразных
юридических сборниках, газетах, журналах и т.п.
Таким образом, процесс создания праворазъяснительного акта проходит в
несколько этапов, на каждом из которых (за исключением возможно этапа
праворазъяснительной инициативы) происходит формирование акта толкования. Так
же рассмотренный выше процесс относиться только к официальному толкованию.
Так как органов, имеющих право на официальное толкование довольно
много (это и органы государственной власти, и органы государственного
управления, суд, прокуратура, общественные организации), то все существующие
акты толкования образуют сложную, но однородную подсистему актов официального
толкования в системе правовых актов. Таким образом, среди всего их многообразия
можно выделить ряд общих признаков.
Во-первых, акты официального толкования, являясь формой выражения
юридической деятельности компетентных органов, обладают государственной
обязательностью. Непосредственным результатом такой обязательности является
установление определенного порядка в правоотношениях. Во-вторых, акты
официального толкования имеют форму, аналогичную другим правовым актам.
Являясь актами толкования, они не перестают быть правовыми актами. В-третьих,
акты официального толкования обладают иерархичностью. Это означает, что
различные по юридической силе акты находятся в определенном соподчинении между
собой. Это объясняется системностью нормативных актов, т.е. одни юридические акты
имеют больше юридической силы, чем другие. Акты официального толкования имеют
аналогичную структуру.
Акты официального толкования, как и все правовые акты: а) являются
продуктом волевой, сознательной деятельности, б) имеют целевой характер, в)
служат юридической основой и гарантией осуществления законности. Так же
интерпретационные акты могут быть как нормативными, т.е. применимыми к широкому
кругу правоотношений, так и индивидуальными, т.е. применимыми только к
отдельному, конкретному делу. Данной точки зрения придерживаются многие ведущие
специалисты, такие как Шебанов А.Ф., Самощенко И.С.. Однако, не соглашаясь с
ними, Недбайло П.Е. выделяет интерпретационные акты в качестве отдельной
группы, не относя их ни к нормативным, ни к индивидуальным. Такое разделение
вызывает много споров. Но ведь существование актов толкования напрямую
сопряжено с существование системы толкуемых правовых актов. Таким образом,
целесообразнее не производить деления всей правовой системы на нормативные,
индивидуальные и интерпретационные акты, а отнести акт толкования к той группе,
к которой относится норма, толкованию которой он посвящен.
Еще одним важным аспектом, требующим упоминания о себе, является
внешняя форма актов официального толкования, представляющая собой способ выражения
в определенных письменных документах. Выражается она в совокупности внешних
признаков правового акта. Обычно в качестве существенных признаков
подразумевают реквизиты акта толкования: наименование органа, его издавшего, и
наименование акта, число, порядковый номер, дату и содержание самого
разъяснения, а так же подпись руководителя органа.
Широко обсуждается в литературе вопрос о пределах актов официального
толкования. Однако, кратко обобщая все мысли, высказанные по данной теме можно
выделить основную идею, с которой согласно большинство исследователей: суть
толкования всегда должна сводиться к запрету выхода за рамки собственно
интерпретации правовых норм или дополнению под видом интерпретации новых норм
права. В рамках толкования возможно лишь вскрыть черты, присущие данной
правовой норме, но нельзя что-либо добавлять к ней. Устранение всяческих
коллизий и пробелов в законодательстве возможно только путем правотворчества.
Таким образом, существование актов официального толкования является
важным и неотъемлемым элементом системы правовых норм. С их помощью и на их
основе происходит реализация и применение правовых норм. Их существование
способствует совершенствованию деятельности правоприменительных органов.
Существование актов официального толкования способствует формированию
правильного понимания воли законодателя у правоприменительных органов.
Формирование актов официального толкования сложный процесс, проходящий в
несколько этапов и требующий значительной интеллектуально-волевой деятельности.
Акты официального толкования обладают всеми основными свойствами правовых актов
и занимают обособленное, но вместе с тем органично вписанное, место в системе
правовых актов. Акты официального толкования, являясь результатами проявления
воли государства, носят вспомогательный характер и не являются актами
правотворчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проведенном исследовании были выявлены основные составляющие
процесса толкования норм права – уяснение, как толкование «для себя», и
разъяснение, как толкование «для других». Сформулировано определение, наиболее
полно отражающее сущность и цель процесса толкования. Изучены причины,
обусловившие необходимость толкования норм права. Основой необходимости
толкования всегда является неясность смысла нормы права и воли законодателя,
заключенной в нее. Толкование призвано разъяснить смысл и устранить неясности,
в некоторой степени конкретизируя положения правовой нормы. Целью толкование
никогда не может являться изменение или дополнение смысла, содержащегося в правовой
норме. Толкование направлено только на поиск подлинного содержания правовой
нормы.
Проведено описание основных существующих способов толкования норм
права. Все существующие приемы можно разделить на грамматические, логические,
систематические, политико-исторические и функциональные. Выявлены характерные
критерии, служащие основой для классификации приемов, используемых при
толковании. Объяснены основы методологии толкования, опирающиеся на
использовании совокупности способов, для более полного и правильного уяснения и
разъяснения смысла и содержания нормы права. Проведена сравнительная
характеристика авторских мнений на существующие классификации.
В процессе исследования определены основные критерии для разделения
толкования по видам. Это, прежде всего, такие критерии как субъекты толкования,
юридическая сила, функция, реализуемая толкованием, пределы толкования.
Проведено разделение на виды и описание каждого вида по выбранному критерию. По
юридической силе: официальное и неофициальное; по субъекту толкования:
аутентичное, легальное и обыденное, профессиональное, доктринальное; по
функции: нормативное и казуальное; по пределам толкования: буквальное,
ограничительное, расширительное. Выявлена значимость того или иного разделения
для юридической практики. Знание всех существующих классификаций необходимо для
правильного применения норм права в том или ином юридическом казусе.
Проведено исследование актов официального толкования как наиболее
значимых в юридической практики результатов праворазъяснительного процесса.
Обосновано значение актов официального толкования в системе правовых актов.
Выявлены основные существенные качества актов официального толкования, присущие
и другим нормативно-правовым актам. А так же выделены специфические свойства
интерпретационных актов, основным из которых является вспомогательная функция,
осуществляемая такими актами. Приведены и описаны основные этапы, на которых
происходит формирование актов официального толкования. Это праворазъяснительная
инициатива, обобщение юридической практики и обоснование необходимости,
обсуждение и выработка текста толкования, принятие и утверждение текста и в
конце опубликование акта толкования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.:
Издательство Омега-Л, 2008. – 63 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации" (УК РФ) от
13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).
3. "Уголовоно-процессуальный кодекс Российской
Федерации" (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001).
4. Алексеев С.С. Теория государства и права [Текст]/ М.:
Норма, 2005. – 281.
5. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. [Текст] –
М.: Издательство «Юридическая литература», 1976. – 118 с.
6. О юридической природе постановлений конституционного суда
РФ о толковании Конституции РФ [Текст] / В.А. Петрушев// Конституционное право.
– 2007. – № 11. – С. 27 – 30.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. [Текст]/ – М.:
Оникс, 2010.
8. Пиголкин А.С. Теория государства и права. [Текст]/ – М.:
Городец, 2003. – 544 с.
9. Проблемы толкования конституционных положений [Текст]/ Б.А.
Осипян / / Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №7. – С.26 – 30.
10. Проблемы толкования права в судебной практике [Текст]/ Д.
Архипов// Хозяйство и право. – 2008. – № 9. – С. 113 – 118.
11. Процессуальные особенности толкования Конституции
Конституция Конституционным Судом Российской Федерации [Текст]/ И.Ю. Остапович
// Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 8. – С. 22-24.
12. Теория государства и права: Курс лекций [Текст]/ Под ред.
Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ,
2001.–776с.
13. Храпонюк В.Н. Теория государства и права [Текст]/ - М.:
Интерстиль, 1997. – 494 с.
[1] Ожегов
С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010. – С. 238.
[2] Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. –
М.: Издательство «Юридическая литература», 1976. – С. 5
[3] Пиголкин А.С.
Теория государства и права. – М.: Городец, 2003. – С. 464.
[4] Процессуальные
особенности толкования Конституции Конституция Конституционным Судом Российской
Федерации / И.Ю. Остапович // Государственная власть и местное самоуправление.
– 2007. - № 8. – С. 22-24.
[5] Проблемы толкования права в судебной практике/ Д.
Архипов// Хозяйство и право. – 2008. – № 9. – С. 113 – 118.
[6] О юридической природе постановлений конституционного
суда РФ о толковании Конституции РФ / В.А. Петрушев // Конституционное право. –
2007. – № 11. – С. 27 – 30.
[7] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. –
«Оникс», 2010. – С. 14.
[8] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. –
«Оникс», 2010. – С. 209.
[9] Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма,
2005. – С. 186.
[10] "Уголовоно-процессуальный кодек Российской
Федерации" (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001).
[11]
Уголовный кодекс Российской Федерации" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
[12] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред.
Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.– С.
– 567.
[13] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство
«Омега-Л», 2008. – С. 14.
[14] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство
«Омега-Л», 2008. – С. 15.
[15] Храпонюк В.Н. Теория государства и права. - М.:
Интерстиль, 1997. – С. – 363.
[16] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство
«Омега-Л», 2008. – С. 16.
[17] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство
«Омега-Л», 2008. – С. 4.
[18] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство
«Омега-Л», 2008. – С. 17.
[19] Проблемы толкования конституционных положений / Б.А.
Осипян / / Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №7. – С.26 – 30.
|