Курсовая работа: Взаимодействие органов следствия и суда
Содержание
следователь
суд уголовный
Введение
1. Сущность и значение взаимодействия
следователя с судом
2. Взаимодействие следователя с судом
в ходе предварительного следствия
3. Полномочия суда при проверке
законности и обоснованности решений следователя по жалобам участников
уголовного судопроизводства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава вторая Конституции
РФ, закрепляет основные права и свободы, человека и гражданина. В дальнейшем
эти конституционные положения нашли свое отражение и в принципах, т.е.
основополагающих началах уголовного судопроизводства (ст. ст. 10, 12, 13 УПК
РФ). Однако законодатель допускает возможность ограничения указанных прав и
свобод личности исключительно в случаях, установленных законом и на основании
судебного решения.
Актуальность темы
исследования заключается в том, что на этапе предварительного следствия,
конституционные права и свободы человека, могут быть ограничены. Взаимодействие
следователя и суда на этапе предварительного следствия должно быть построено
так, что бы ограничение конституционных прав было обоснованным и соразмерным.
Объектом настоящей работы
выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализации
конституционных прав граждан, на этапе предварительного следствия.
Предметом работы являются
общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия органов
следствия и суда, на этапе предварительного следствия, при избрании мер
пресечения, а так же производства следственных действий, применяемых по
судебному решению.
Целью работы является
рассмотрение основных направлений взаимодействия следователя и суда, на этапе
предварительного следствия.
Цель работы
конкретизирует постановку задач, которыми выступают:
1.
Определить сущность и значение взаимодействия
следователя с судом;
2.
Рассмотреть
основные направления взаимодействия
следователя с судом в ходе предварительного следствия;
3.
Проанализировать полномочия суда при проверке
законности и обоснованности решений следователя по жалобам участников
уголовного судопроизводства.
Структура исследования обусловлена ее
целями и задачами. Работа состоит из введения, основной части (трех глав),
заключения, списка нормативно-правовых источников и научной литературы. Во
введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи,
теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть
последовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель курсовой
работы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.
1. Сущность и значение
взаимодействия следователя с судом
В числе наиболее важных
конституционных прав и свобод человека и гражданина в Конституции России
указаны право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22),
неприкосновенность жилища (ст. 25) и соблюдение тайны переписки, телефонных и
иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23). Эти
конституционные положения нашли свое отражение и в принципах, т.е.
основополагающих началах уголовного судопроизводства (ст. ст. 10, 12, 13 УПК
РФ). Таким образом, российское законодательство допускает возможность
ограничения указанных прав и свобод личности исключительно в случаях,
установленных законом и на основании судебного решения, что в целом
соответствует международным стандартам уголовного процесса.
Среди участников
уголовного судопроизводства суд занимает особое положение. В соответствии с ч.
3 ст. 15 УПК РФ, суд не является органом уголовного преследования, не выступает
на стороне защиты или обвинения. Основная задача суда – создание необходимых
условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления
прав, предоставленных им уголовно-процессуальным законодательством[1].
Данные функции суд
выполняет не только на судебных этапах уголовного судопроизводства при
осуществлении правосудия, но и в ходе досудебного производства по делу. Широкий
круг полномочий суда на этапе предварительного расследования образует
самостоятельный процессуальный институт, получивший в юридической литературе
название судебного контроля, который наряду с прокурорским надзором и
ведомственным контролем, играет важную роль обеспечении законности при
производстве по уголовному делу, соблюдению прав и законных интересов граждан,
вовлеченных в уголовный процесс.
Одним из основных
объектов судебного контроля на этапе предварительного расследования
преступлений выступает уголовно-процессуальная деятельность следователей.
Следует отметить, что, в данном случае взаимоотношения суда и следователя можно
именовать взаимодействием лишь с некоторой мерой условности, поскольку данный
термин предполагает определенное равноправие и процессуальную независимость
сторон, тогда как при осуществлении судебного контроля одна сторона (суд)
контролирует, а другая (следователь) является подконтрольной и, таким образом,
подчиняющейся судебному решению. В то же время только следователь, но не суд на
этапе досудебного производства по делу правомочен инициировать ограничение
вышеуказанных конституционных прав и свобод граждан и его аргументированное
ходатайство является основанием для принятия соответствующего решения судом,
что позволяет говорить о наличии не одностороннего, а взаимного влияния данных
участников уголовного судопроизводства[2].
Таким образом, судебный
контроль - это система предусмотренных уголовно-процессуальным
законодательством средств, призванных обеспечить реализацию судом
конституционных функций судебной власти, что в конечном итоге должно исключить
незаконное и необоснованное ограничение прав личности в уголовном процессе,
обеспечить восстановление этих прав в случае их нарушения, а также
компенсировать их средствами права.
В соответствии с УПК РФ,
основными направлениями судебного контроля на этапе предварительного
расследования являются контроль за законностью и обоснованностью применения мер
процессуального принуждения, производства следственных действий, а также иных
процессуальных действий и решений следователя (рассмотрение жалоб на его
действия (бездействие).
Следует отметить, что,
хотя п. 48 ст. 5 УПК РФ и подразумевает под судом любой суд общей юрисдикции,
основной объем по осуществлению контрольных функций за законностью производства
по уголовным делам на этапе досудебного производства приходится на долю
районных судов, и осуществляется судьей единолично. При этом не допускается
возложение полномочий по осуществлению судебного контроля на этапе
предварительного расследования на одного и того же судью на постоянной основе.
Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в
соответствии с принципом распределения уголовных дел (ч. 13 ст. 108 УПК РФ.
Подводя краткий итог,
отметим, конституционные положения, касающиеся обеспечения прав человека нашли
свое отражение и в принципах, т.е. основополагающих началах уголовного
судопроизводства (ст. ст. 10, 12, 13 УПК РФ). Российское законодательство
допускает возможность ограничения указанных прав и свобод личности
исключительно в случаях, установленных законом и на основании судебного
решения, что в целом соответствует международным стандартам уголовного
процесса. Здесь суд выступает, как один из органов контроля, за соблюдением
прав и свобод человека, на этапе предварительного следствия.
2. Взаимодействие
следователя с судом в ходе предварительного следствия
Взаимодействие
следователя с судом в ходе предварительного следствия осуществляется в основном
в двух направлениях:
- при избрании меры
пресечения;
- при производстве
следственных действия, требующих разрешения суда.
Хотя процедуры принятия
судебных решений по различным направлениям судебного контроля и обладают определенной
спецификой, которая будет рассмотрена ниже, они имеют и некоторые общие черты. Так,
во всех случаях, при необходимости получения согласия суда на производство
процессуального действия следователь должен:
а) вынести постановление
о возбуждении перед судом ходатайства о даче согласия на производство того или
иного процессуального действия;
б) согласовать его с
руководителем следственного органа;
в) направить
согласованное ходатайство в суд.
По общему правилу
ходатайства следователей о получения судебного разрешения на производство
процессуальных действий, принимаются отделом делопроизводства суда в течение
всего рабочего дня. Работник отдела делопроизводства суда проверяет наличие
документов, приложенных к ходатайству, и ставит штамп с указанием даты и
времени его поступления, свою подпись и немедленно передает ходатайство
дежурному судье, которому предстоит его рассматривать. Однако такое ходатайство
может быть направлено и непосредственно дежурному судье (за исключением материалов, содержащих информацию, защита
которой гарантируется действующим законодательством о производстве выемки предметов
и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных
кредитных организациях, о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в
учреждениях связи, о контроле и записи телефонных и иных переговоров) и носящих
гриф «секретно».) В таком случае он незамедлительно передает его вместе с
процессуальными документами в отдел делопроизводства для регистрации. Все без
исключения ходатайства подлежат обязательной регистрации в специальных
журналах, после чего передаются дежурным судьям под расписку в соответствующем
журнале[3].
Деятельность следователя
по получению согласия суда на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер
процессуального принуждения.
В теории уголовного
процесса под мерами процессуального принуждения принято понимать
предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства
принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства
уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при
наличии оснований и в порядке, установленном законом, в отношении обвиняемых,
подозреваемых и других лиц в целях успешного выполнения задач уголовного
судопроизводства.
Главами 12-14 УПК РФ
определен исчерпывающий перечень таких мер, а также основания, условия и процессуальный
порядок их применения.
В силу означенной
тематики в рамках настоящей главы нами будет рассмотрена только группа мер
процессуального принуждения, применение которых возможно на основании судебного
решения, а именно: избрание меры пресечения в виде заключения под стражу и
продление сроков содержания под стражей как факультативная составляющая данного
процессуального действия (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 29, ст. ст. 108, 109 УПК РФ);
избрание меры пресечения в виде залога (ст. 106 УПК РФ); отстранении
подозреваемого или обвиняемого от должности (п. ских лиц, находящиеся на счетах
и во вкладах или на хранении избрание меры пресечения в виде домашнего ареста
(п. 1 ч. 2 ст. 29, ст. 107 УПК РФ); наложение ареста на имущество, включая
денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во
вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (п. 9 ч. 2 ст.
29, ст. ст. 115, 116 УПК РФ); временное отстранение подозреваемого или
обвиняемого от должности (п. 10 ч. 2 ст. 29, ст. 114 УПК РФ); наложение
денежного взыскания на участников уголовного судопроизводства (ст. 117 УПК РФ).
При необходимости
применения к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения
следователь выносит перед судом согласованное с руководителем следственного
органа ходатайство, которое оформляется постановлением. Также как и любые
другие, данные постановления состоят из трех взаимосвязанных между собой
частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Все они выносятся с
согласия руководителя следственного органа и, следовательно, имеют
соответствующую графу для его визы.
Во вводной части всех
постановлений указываются место и дата их вынесения, наименование органа предварительного
следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя.
Далее приводятся краткие сведения об уголовном деле, по которому вынесено
постановление - регистрационный номер и уголовно-правовая квалификация
содеянного. Если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, то
указывается также его фамилия и инициалы. Например, «уголовное дело № 12345 по
обвинению Сидорова И. Г. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
158 УК РФ». В то же время описательно-мотивировочные и резолютивные части
постановлений о возбуждении перед судом ходатайств о применении мер
процессуального принуждения обладают достаточной спецификой, суть которой будет
рассмотрена ниже[4].
Избрание меры пресечения
в виде заключения под стражу и продление сроков содержания под стражей как
факультативная составляющая данного процессуального действия
Процессуальный порядок
избрания в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде
заключения под стражу регламентирован положениями ст. 108 УПК РФ. Так, в
соответствии с частью первой указанной нормы, производство данного
процессуального действия возможно только на основании судебного решения,
оформляемого постановлением судьи.
На этапе досудебного
производства суд вправе принимать решение об избрании к подозреваемому,
обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу только при условии
поступления в суд соответствующего ходатайства следователя, предварительно
согласованного с руководителем следственного органа.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|