Курсовая работа: Характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ РОССИИ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Екатеринбург, 2011
Оглавление:
Введение
Глава 1. Общая характеристика
производства в суде с участием присяжных заседателей
Глава 2. Особенности стадии
подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию
Глава 3. Особенности судебного разбирательства
уголовного дела
Глава 4. Вынесение и провозглашение
вердикта
Глава 5. Производство по уголовному
делу после вынесения вердикта
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Одной
из процессуальных форм, наиболее характерных для уголовного судопроизводства в
демократическом государстве, является рассмотрение уголовного дела судом с
участием присяжных. Первоначально институт присяжных заседателей возник в
Великобритании к концу XIX
века, затем он нашел свое место в уголовно-процессуальном законодательстве Франции,
Германии, Австрии, США и т.п. В Российской империи суды присяжных впервые были
введены вследствие буржуазных реформ Александра II и до самого 1917 года оставались центральном звеном судебной
системы.
После
прихода к власти в октябре 1917 года правительство большевиков сразу провело
судебную реформу и согласно Декрету №1 «О Суде», принятом Совнаркомом 22 ноября
1917г., суды присяжных были упразднены. Вместо них на протяжении всего
советского периода развития уголовного судопроизводства в нашей стране существовал
институт народных заседателей, который окончательно был отменен новым
уголовно-процессуальным законодательством.
Возрождение
суда присяжных связано в первую очередь с распадом СССР, с переходом России к
новым политическим и социально-экономическим отношениям, а также с тенденциями
по укреплению тесных правовых и экономических связей с развитыми странами
Западной Европы и США. Согласно Концепции судебной реформы, утвержденной
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991г., одним из важнейших
направлений развития судопроизводства следовало считать признание за каждым
лицом права на рассмотрение его дела в установленных законом случаях судом с
участием присяжных заседателей (п. 3). Правовую основу возрождения судов
присяжных в России обусловили изменения, внесенные в законодательство РСФСР в
июле 1993г.[1]
Принятая
12 декабря 1993 г. Конституция России в части 2 ст. 20 закрепила право каждого
обвиняемого в совершении преступления, предусматривающего в виде наказания смертную
казнь, на рассмотрение его уголовного дела судом с участием присяжных
заседателей, что, несомненно, явилось одной из главных гарантий прав и свобод
человека и гражданина, в частности права на жизнь.
Новый
УПК РФ определил производство в судах с участием присяжных заседателей как одну
из форм осуществления правосудия по уголовным делам в 1-й инстанции и в главе
42 урегулировал процедурные особенности такого производства. Последним этапом
же на пути к законодательному закреплению института присяжных заседателей в РФ
стал специальный Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».
С
самого начала суды присяжных были образованы только в нескольких субъектах Федерации
(Московской, Саратовской, Рязанской, Ростовской, Ивановской и Ульяновской
областях, Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях).
В
учебнике Радченко указано, что одной из проблем суда с участием присяжных
заседателей явилось затянувшееся его поэтапное введение на всей территории
России, что создавало конституционное неравенство граждан, обвиняемых в
совершении особо тяжких преступлений против жизни, за которые возможно
назначение исключительной меры наказания - смертной казни. Постановлением Конституционного
Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П признано недопустимым назначение наказания в
виде смертной казни до введения соответствующего федерального закона,
обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении,
за совершение которого федеральным законом предусмотрена смертная казнь, право
на рассмотрение его дела судом присяжных.
Эти
положения нашли свое отражение при принятии нового УПК РФ, с введением которого
суд с участием присяжных заседателей должен был начать действовать на всей
территории РФ с 1 января 2003 г. Однако Федеральным законом от 27 декабря 2002 г.
«О внесении изменений в ФЗ «О введении в действие УПК РФ» было установлено
поэтапное введение в действие ч. 2 п. 2 ст. 30 УПК РФ о рассмотрении уголовных
дел судом в составе судьи и коллегии из 12 присяжных заседателей - с 1 января
2003 г. в перечисленных в этом Законе 70 регионах, с 1 июля 2003 г. - еще в 14
регионах, с 1 января 2004 г. - в 4 регионах и с 1 января 2007 г. в последнем
регионе - в Чеченской Республике.[2]
Однако
в настоящее время полным ходом осуществляются мероприятия, направленные на
образование судов присяжных во всех регионах. В соответствии с требованиями
федерального законодательства суды присяжных должны были заработать в полную
силу во всех субъектах России с 1 января 2007 г.[3]
Глава
1. Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей
Согласно
ст. 1 Закона о присяжных заседателях уголовные дела с участием присяжных могут
рассматриваться только судами субъектов РФ. Данная норма корреспондируется с п.
2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, который также допускает возможность слушания присяжными
заседателями только уголовных дел, подсудных судам субъектов РФ.
Обязательным
условием рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей является
свободное волеизъявление обвиняемого. Заявить соответствующее ходатайство
обвиняемый имеет право в порядке п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ по окончании
ознакомления с материалами уголовного дела на стадии предварительного
расследования. Поэтому, предъявляя материалы уголовного дела для ознакомления,
следователь обязан разъяснить обвиняемому о его праве заявить соответствующее
ходатайство, а также особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права
обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения.
При этом если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием
присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в
отношении этих лиц в отдельное производство. А в случае невозможности такого
выделения суд с участием присяжных заседателей рассматривает все уголовное дело
в целом.
Решение о выделении уголовного дела в связи с выбором одним
из обвиняемых такой формы судопроизводства, как рассмотрение дела судом с
участием присяжных заседателей, принимается следователем только в момент
окончания предварительного следствия после заявления соответствующего
ходатайства до направления дела в суд (ч. 5 ст. 217 УПК РФ). Постановлением судьи уголовное дело
по обвинению Качанова и Павлова возвращено заместителю Генерального прокурора
РФ для устранения недостатков, препятствующих его рассмотрению. Возвращая дело
прокурору, суд указал, что органами предварительного следствия не был
рассмотрен вопрос о возможности выделения дела в отношении обвиняемого Качанова
в связи с его ходатайством о единоличном рассмотрении дела судьей при наличии
ходатайства обвиняемого Павлова о рассмотрении дела судом с участием присяжных
заседателей. Рассмотрение вопроса о выделении или соединении дел судом УПК РФ не
предусмотрено. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ
постановление изменила: исключила указание о том, что органам предварительного
следствия следовало рассмотреть заявление обвиняемого Качанова о совместном с
адвокатом ознакомлении с материалами дела при выполнении требований ст. 217 УПК
РФ, в остальном постановление оставила без изменения.
Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по надзорному
представлению заместителя Генерального прокурора РФ, удовлетворил указанное
представление по следующим основаниям. Решение суда противоречит требованиям
уголовно-процессуального закона, поскольку ст. 237 УПК РФ не предусматривает
возвращения дела прокурору для решения вопроса о выделении дела, так как это
возможно только на стадии предварительного следствия.
Решение о выделении уголовного дела в связи с выбором одним
из обвиняемых такой формы судопроизводства, как рассмотрение дела судом с
участием присяжных заседателей, принимается следователем только на определенной
стадии предварительного следствия после заявления ходатайства о рассмотрении
дела судом с участием присяжных заседателей до направления дела в суд (ч. 5 ст.
217 УПК РФ).
При выполнении требований ст. 217 УПК РФ обвиняемые Качанов и
Павлов сделали запись о том, что права им разъяснены и понятны, однако о
рассмотрении дела судом с участием коллегии присяжных заседателей не заявляли,
ограничившись формулировкой, что ходатайства будут заявлены после ознакомления
с обвинительным заключением. На основании такого волеизъявления органы
предварительного следствия решить вопрос о выделении дела не могли.
В случае, когда один из обвиняемых обращается с ходатайством
о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей после направления
дела в суд, судья должен решить вопрос в соответствии с ч. 2 ст. 325 УПК РФ,
т.е. назначить дело к слушанию в суде с участием присяжных заседателей.
При таких обстоятельствах вывод суда о возвращении дела
прокурору для устранения недостатков, препятствующих его рассмотрению, не может
быть признан законным и обоснованным.
В связи с этим состоявшиеся судебные решения по делу
отменены, а дело направлено на новое судебное рассмотрение со стадии
предварительного слушания.[4]
В
соответствии со ст. 324 УПК производство в суде присяжных осуществляется на
основании общих условий судебного разбирательства и в общем процессуальном
порядке, но с учетом некоторых специфических особенностей, предусмотренных
главой 42 УПК РФ. Такие особенности обусловливаются рядом признаков, характеризующих
рассматриваемую форму уголовного судопроизводства, и сводятся к следующему:
1)
производство в суде с участием присяжных заседателей может иметь место только
при производстве в суде 1-й инстанции;
2)
суд присяжных характеризуется разграничением компетенции между профессиональным
судьей и коллегией присяжных заседателей. Присяжные (судьи факта) оценивают
только фактические обстоятельства дела, не давая точной юридической оценки
действий подсудимого. В соответствии с ч. 1 ст. 334 в их компетенцию входит
только решение вопросов, указанных в п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 299, а в случае
признания подсудимого виновным – и вопроса о том, заслуживает ли он
снисхождения. Что касается правовых нюансов, связанных с постановлением по делу
приговора, то они подлежат разрешению председательствующим (судьей права)
единолично после вынесения вердикта;
3)
профессиональный судья и присяжные как процессуально, так и организационно
отделены и независимы друг от друга;
4)
коллегия присяжных формируется из лиц, не обладающих профессиональными
юридическими знаниями и не имеющих опыта практической судебной деятельности;
5)
присяжные заседатели не знакомятся с материалами уголовного дела до судебного
разбирательства и выносят свое решение (вердикт) лишь на основании тех
доказательств, которые были исследованы в ходе судебного следствия с их
участием.
Таким
образом, производство в суде с участием присяжных заседателей – это
свойственная для состязательного или смешанного уголовного процесса особая
форма рассмотрения уголовного дела в суде 1-й инстанции, которая
характеризуется разграничением компетенции в разрешении дела по существу между
профессиональным судьей (председательствующим) и коллегией процессуально и
организационно отделенных от него лиц (присяжных заседателей), которые, не обладая
специальными правовыми знаниями, дают оценку лишь фактическим обстоятельствам
уголовного дела, основываясь при этом только на доказательствах, исследованных
с их участием.
В
соответствии со ст. 2 Закона о присяжных заседателях любой гражданин РФ имеет
право участвовать в осуществлении правосудия по уголовным делам в качестве
присяжного заседателя. Ограничение данного права распространяется только на
отдельные категории граждан, которые определены федеральным законом. Так,
присяжными заседателями не могут быть лица:
·
не достигшие
25-летнего возраста;
·
имеющие
непогашенную или неснятую судимость, а также подозреваемые или обвиняемые в
совершении преступлений;
·
недееспособные
или ограниченные в дееспособности;
·
состоящие на
учете в наркологическом или неврологическом диспансере в связи с лечением от
алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических
расстройств;
·
имеющие иные
физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в
рассмотрении судом уголовного дела;
·
не владеющие
языком уголовного судопроизводства.
Вместе
с тем участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных
заседателей является не только их правом, но и обязанностью, сопряженной с
выполнением своего гражданского долга.
Отбор
граждан для участия в качестве присяжных заседателей осуществляется высшим
органом исполнительной власти субъекта РФ, который каждые 4 года составляет
общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.
Порядок
составления подобных списков устанавливается Законом о присяжных заседателях. А
именно председатель суда не позднее чем за 3 месяца до истечения срока
полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и
запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего
исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ
представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные
заседатели.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|