В
практике нередки случаи, когда правоохранительные органы получают информацию о
сговоре совершивших преступление лиц с работниками перевозчика. Конечно, это
очень сложно доказуемые факты, но они имеют место на рынке транспортной
логистики.
В
2009 году на объектах транспорта выявлено свыше 22 тыс. преступлений экономической
направленности. Возросло число выявленных преступлений против государственной
власти и интересов службы в коммерческих организациях (+1%, или 2988
преступлений), в т.ч. связанных с взяточничеством и коммерческим подкупом (+
7,3%, или 952 преступления). Возмещение материального ущерба по оконченным
уголовным делам экономической направленности составило более 500 млн. рублей.
Так,
только в ходе проведения совместных мероприятий по декриминализации сферы
грузовых перевозок и розыску «пропавших» вагонов были выявлены и пресечены
преступные схемы хищения подвижного состава парка ОАО «РЖД» на общую сумму
более 1,8 млн. руб., в т.ч. на Юго-Восточной железной дороге - 7 вагонов на
общую сумму более 1 млн. руб., Восточно-Сибирской железной дороге - 4 цистерны
на общую сумму более 600 тыс. руб., Северной железной дороге - хоппер-дозатор -
более 200 тыс. руб.
В
текущем году в сфере грузовых перевозок пресечено и раскрыто свыше 3,6 тыс.
преступлений, в т.ч. 2,3 тысячи преступлений, связанных с хищением имущества
предприятий транспорта и грузов. За хищения задержано более 2,3 тыс.
правонарушителей. Обеспечено возмещение материального ущерба по оконченным
уголовным делам на сумму около 34 млн. рублей. [10]
Негативным
образом на сохранность перевозимых грузов сказывается участие работников
транспорта в совершении преступлений в сфере грузовых перевозок. В текущем году
выявлено 219 работников транспорта, совершивших хищение грузов и 524 (+32,3%) -
совершавших хищения грузов в составе преступных групп.
Однако
если говорить об особенностях расследования преступлений по событиям на
железнодорожном транспорте, то здесь сложилась достаточно эффективная система.
В ее основе лежат нормы, закрепленные в Уставе железнодорожного транспорта РФ,
распоряжении ОАО «РЖД» от 11.05.2004 N 2020р «Об обеспечении сохранности
перевозимых грузов в ОАО «РЖД» и в указании Генпрокуратуры РФ от 03.04.95 N
19/23, МВД РФ N 1/1609, МПС РФ N 103 «О порядке реагирования на признаки
преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищениях грузов».
Все
случаи утраты грузов в процессе перевозки, независимо от их стоимости,
расследуются специальной комиссией по обеспечению сохранности перевозимых
грузов с участием руководителей подразделений в составе отделения.
Расследование
проводится на основе оперативной информации о факте пропажи груза. Нормативными
актами установлены достаточно жесткие, но реальные сроки: расследование должно
быть полностью закончено на станциях и в отделениях железных дорог в 10-дневный
срок, а на железной дороге - в 20-дневный срок с момента отправления
оперативного донесения.
Основным
документом и важным доказательством, служащим основанием для возложения
ответственности за несохранную перевозку, является коммерческий акт,
составляемый по требованию грузополучателя. Коммерческий акт содержит всю
необходимую информацию об обстоятельствах хищения, размере убытка и служит
правовым основанием для принятия решения страховщиком по выплате страхового
возмещения.
При
участии в расследовании таких дел сотрудники сталкиваются в первую очередь с
несвоевременным поступлением информации об утрате (хищении) груза и с
неправильным оформлением документов, фиксирующих первичные следы преступления.
Ведь следы преступления утрачиваются в процессе перевозки.
Зачастую
коммерческие акты составляются формально, в них искажаются существенные
сведения, в экспертном отчете не содержится обоснованных сведений о размере
ущерба, не указаны все обстоятельства страхового события, не выявлены
причинно-следственные связи, что не позволяет определить потенциальных лиц,
причастных к преступлению. Иногда имеет место сговор представителей
заинтересованных сторон, например грузополучателя и представителя склада.
В
ходе расследования может выясниться и то, что груз в процессе перевозки
надлежащим образом не охранялся, хотя при заключении договора страхования это
заявлялось как необходимое условие. Или что перевозка осуществлялась с использованием
экспедитора без надлежащего оформления договора транспортной экспедиции. Все
это значительно затрудняет расследование преступления.
При
получении уведомления об утрате, гибели или повреждении груза, в том числе в
результате противоправных действий третьих лиц, задача страховщика - прежде
всего проследить за правильностью действий страхователя при формировании
доказательственной базы о произошедшем событии. Должен быть соблюден порядок
оформления случаев недоставки/повреждения грузов в зависимости от типа
перевозки.
3.
Хищения, совершаемые на отдельных видах транспорта
Морской транспорт Российской
Федерации переживает сложные, зачастую противоречивые процессы реформирования.
Допущенные в ходе его структурной перестройки просчеты привели Ряду негативных
последствий, в том числе к росту правонарушений в различных сферах
хозяйственной деятельности.
В последнее время
наметилась тенденция совершения незаконных сделок с объектами водного
транспорта. Материальная база крупнейших транспортных предприятий подвергается
расхищению и незаконному использованию при попустительстве ответственных лиц.
Предметом хищений, совершаемых в сфере морского транспорта и наносящих наиболее
значимый ущерб являются портовое имущество, морские суда, денежные средства, в
том числе выделенные из бюджета для модернизации флота, также добытые водные
биоресурсы и продукты, изготовленные из них.
Хищения и иные
преступления, совершаемые в процессе расчетов по обязательствам. Их объединяет
использование фиктивных товарно-транспортных документов с неверным указанием в
них объема переданных или выполненных товаров, работ, услуг и их стоимости.
Преступления могут совершаться как членами команды судов, так и многочисленными
посредниками, обслуживающими объекты морского транспорта (сюрвейторы,
шипчандеры, буксировщики).
Хищения, совершаемые в
процессе продажи активов под видом неликвидного имущества. Как правило,
имущество и товарно-материальные ценности реализуются по заниженным ценам с
незаконным получением вознаграждения лицом, уполномоченным для совершения
сделки. Так, по материалам Дальневосточного УВДТ было возбуждено уголовное дело
по ст. 160 УК РФ в отношении представителя ОАО «Корсаковский морской торговый
порт», который при реализации лома черных металлов вьетнамской фирме «Олбико»
присвоил 12 млн руб
Хищения, совершаемые в
процессе смены собственников В связи с бесконтрольностью со стороны
департаментов морского транспорта (ДМТ) не принимаются меры по фактам
незаконной эксплуатации или продажи судов, зарегистрированных и поставленных на
учет на территории России, что позволяет судам, находящимся под российской
юрисдикцией, выполнять международные рейсы в обход установленных правил. Так,
возбуждено уголовное дело по ст. 201 ч 1 УК РФ в отношении генерального
директора судоходной компании ЗАО «ФРИМ», который в ущерб компании с целью
незаконного отчуждения теплохода СТ-1315 заключил заведомо невыгодный договор
займа, в результате чего компании был причинен ущерб на сумму 0,6 млн. долл. По
ст. 159 ч. 3 УК РФ — по факту хищения теплохода «Мариам» путем подделки
документов о смене владельца.[11]
Хищения, совершаемые в
процессе использования объектов морского транспорта, находящихся в
государственной собственности. Так, по материалам Северо-Западного УВДТ
возбуждено уголовное дело по ст. 165 ч. 3, 286 ч. 1 УК РФ в отношении руководителя
Департамента эксплуатации ледокольного флота и руководителей ОАО «Мурманское
морское пароходство», которые в период 1998-2004 гг. не перечисляли в доход
государства денежные средства от коммерческого использования переданного им в
доверительное управление федерального имущества (восемь атомных ледоколов, два
дизель-электрических ледокола, атомный лихтеровоз и др.). Ущерб государству
составил более 7 млн. долл.
Хищения, совершаемые в
процессе использования бюджетных средств. Имеют место злоупотребления
руководителей отрасли различного уровня, связанные с хищениями и нецелевым
использованием денежных средств, в том числе от сдачи в аренду федерального
имущества и выделенных для модернизации флота денежных средств. Так,
представляют интерес уголовные дела Северо-Западного УВДТ, возбужденные в
отношении руководителей коммерческих предприятий, которые использовали свое
служебное положение для хищения денежных средств. Например, в отношении
директора коммерческой организации, который похитил около 1 млн. руб. путем
оформления подложных финансовых документов на фиктивных работников, было
возбуждено уголовное дело по ст. 201 ч. 1 УК РФ.
Практика показывает,
что для организации лжеэкспорта злоумышленниками часто используется морской
транспорт. Особенности формирования партий и их отгрузки, перевалка груза с
других видов транспорта, оказание экспедиционных услуг удлиняют Цепочку
задействованных фирм-перевозчиков, усложняют документооборот, тем самым
маскируются следы фальсификации данных о вывозе товара с территории РФ.
Механизм хищения
основан на использовании льгот, предоставляемых законодательством
организациям-экспортерам и заключающихся в применении к вывозимой за рубеж
партии товаров нулевой ставки НДС (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ). Так как
фирмы-посредники, приобретая товар с целью поставок на экспорт, не являются
производителем вывозимого имущества, то суммы НДС, Уплаченные в бюджет на
этапах производства и перепродажи товара, подлежат возмещению. Право на
возмещение НДС связывается не с фактическим внесением налога поставщиками, а с
уплатой суммы НДС покупателем поставщику при оплате товара.
Поэтому все претензии
по неуплате НДС в процессе перепродажи продукции возникают не к
фирме-экспортеру, а к ее поставщику, который, как правило, является
фирмой-»однодневкой» Таким образом, фирма-экспортер получает право требования
фактически ранее не уплаченных сумм НДС из бюджета.[12]
К числу опасных
криминальных тенденций последних лет относится стабильный рост краж нефти и
продуктов ее переработки путем несанкционированных врезок в нефтепроводы и
нефтепродуктопроводы. В течение ряда лет эта разновидность краж из разряда
редких преступлений трансформировалась в масштабную угрозу безопасности
топливно-энергетического комплекса страны. По данным ГИАЦ МВД России, в 2006
году выявлено около 350 преступлений, связанных с хищениями в системе
магистральных нефтепроводов. Наиболее криминогенными в этом плане являются
Приволжский (220 преступлений) и Южный (65 преступления) федеральные округа.[13]
Основным видом преступного
посягательства на нефть и нефтепродукты являются их хищения, совершаемые
ненасильственными способами (путем кражи) при транспортировке различными видами
транспорта, в первую очередь, трубопроводным транспортом. Большинство таких
краж совершается с использованием особых технологических приспособлений
(врезок), кустарно устанавливаемых на трубопроводы. Так называемые «врезки» в
магистральные нефтепроводы нарушают технологическую безопасность, создают
опасность, как для жизни самих похитителей, так и для жителей близлежащих
населенных пунктов и окружающей среды. Масштабы и количество таких
преступлений, к большому сожалению, ежегодно увеличиваются.
Отсутствие четких
механизмов статистического учета преступлений, совершаемых в нефтяной отрасли,
и критериев оценки отнесения тех или иных событий к преступлениям, в
определенной степени способствует тому, что некоторые недобросовестные
должностные лица правоохранительных органов используют названные недостатки для
создания положительного имиджа этих органов в сфере борьбы с экономической
преступностью.
Хищения нефти и
нефтепродуктов характеризуются определенными криминологическими особенностями,
относящимися к способам и механизмам их совершения, используемым орудиям и
приспособлениям, а также характеризующим личность преступников. Наиболее
существенными из таких особенностей являются:
- исключительно
корыстные мотивы их совершения;
- организованность и
групповой характер их совершения;
- устойчивость и
направленность на длительную деятельность;
- обязательное
использование специального автотранспорта, соответствующего инструмента,
технологических и технических устройств и приспособлений;
- наступление, как
правило, в результате совершения рассматриваемых преступлений тяжких
последствий в виде гибели людей или причинения вреда их здоровью, негативных
экологических последствий (загрязнение окружающей среды в результате разлива
нефти или иных нефтепродуктов, пожары, техногенные аварии и катастрофы и т.д.)
или возникновение угрозы наступления таких последствий
В числе причин,
способствующих стабильному росту данного вида преступлений, можно назвать:
а) невысокую
эффективность применения следственными и судебными органами мер уголовной
ответственности за кражи нефти и нефтепродуктов, вследствие неполного и
некачественного использования их возможностей, ошибок в квалификации и т.д.;
б) отсутствие у
субъектов государственной системы охраны правопорядка на объектах нефтяной
отрасли соответствующих правовых механизмов профилактического воздействия на
данные правонарушения, в том числе мер специально-криминологического
предупреждения;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|