Реферат: Адвокатура во 2 половине XIX в
Министерство общего и высшего образования РФ.
Тамбовский Государственный Технический Университет
Юридический факультет
Курсовая работа
по истории государства и права РФ
на тему «Адвокатура
во 2 половине XIX в.»
Выполнил:
студент гр. Ю-13 Дубровин А.В.
Проверил: Есиков С.А
Тамбов
1999г.
План:
1.Введение................................................................................. 3
2. Предпосылки создания
адвокатуры в России. 4
3. Присяжные поверенные......................................... 7
4. Помощники присяжных
поверенных....... 13
5. Жизнь и деятельность
адвоката Ф. Н. Плевако. 19
6. Заключение...................................................................... 23
Введение.
В истории России второй половины XIX
в. период 60г. занимает особое место. Кризис внутренней политики самодержавия,
развитие в условиях феодальной формации капиталистических производственных
отношений и рост революционного движения в стране привели к отмене крепостного
права, к судебной, земской и военной реформах. Буржуазные по своей сути, эти
реформы оказали огромное влияние на всю общественно – политическую жизнь
России.
Наиболее последовательной из буржуазных реформ этого
периода и едва ли не самой значительной была судебная реформа 1864 г. После
проведения этой реформы судебная система стала выглядеть по сравнению с прежней
более упорядоченной и стройной: чисто сословной, закрытый, чиновничий суд
заменялся судом присяжных; отменялись особые суды для каждого сословия;
провозлашалась отделение суда от органов законодательной и административной
власти, а также независимость и несменяемость судей; впервые была учреждена
адвокатура.
Профессиональная адвокатура, организованная на основе
Судебных уставов 1864г., явилась учреждением и по своему содержанию и по форме.
Взамен «юридических знахарей» - пришли высокопрофессиональные юристы. Для
населения были открыты юридические консультации.
Адвокаты стали одновременно правозаступниками и
поверенными своего клиента. Автономность, относительная независимость от
государственных властей – этим, по крайней мере в первое время, отличалась
адвокатура от многих учреждений царской России.
Моя работа посвящена истории формирования и развития
русской адвокатуры во второй половине XIX в. В ней исследуется период
от возникновения адвокатуры в России в результате проведения судебной реформы в
1864 и до 1890г., поскольку именно в эти годы особенно ярко проявилась борьба
прогрессивного и консервативного течения в адвокатуре и положительная роль,
которую она в определенные моменты играла в общественно-политической жизни
страны.
Я хотел бы в своей работе проанализировать
деятельность адвокатуры в трех судебных округах – Петербургском, Московском и
Харьковском, так как только в этих округах в рассматриваемый период были
созданы советы присяжных поверенных, которые осуществляли работу по организации
профессиональной деятельности адвокатов, выполняли административные функции и
функции надзора за членами корпорации.
Предпосылки создания адвокатуры в России.
а) Развитие судебного представительства в России до
судебной реформы 1864г.
В XIX в. под адвокатурой в узком смысле было принято
понимать правозаступничество[1],
а в более широком – совмещение правозаступничества с судебным
представительством[2].
Правозаступничество судебное представительство были
вызваны к жизни разными потребностями, сферы их деятельности не совпадают.
О существовании судебного представительства впервые
свидетельствуют законодательные сборники XV в. В одном из
наиболее древних памятников русского законодательства – Псковской судебной
грамоте (1391 - 1467г.) устанавливаются ограничения судебной защиты:
приглашать поверенных могли не все, а только женщины, дети, монахи, дряхлые
старики и глухие.
Принцип личной явки в суд продолжал еще долго
господствовать. Исключением является древний Новгород, где законодательство
разрешало любому иметь поверенного.
Сфера деятельности поверенных в разные времена была
различна. В то время, когда уголовный процесс еще не отделился от гражданского,
поверенные допускались к участию и в гражданских, и в уголовных делах. Но
постепенно роль поверенных меняется, это происходит, когда судопроизводство
стало подразделяться на две формы: состязательную (суд) и следственную
(розыск). В следственном процессе судебное представительство не допускалось.
Судебное представительство оставалось свободной
профессией. Каких-либо требований в виде образовательного и «нравственного ценза»
к поверенным не предъявлялись. Не существовало и их внутренней организации.
Дореформенные поверенные оставили о себе
неблагоприятные воспоминания. По уложению 1649 г. ходатаи подвергались
телесному наказанию и тюремному заключению, а после троекратного осуждения
лишались права ходатайствовать по чужим делам. Более поздний указ грозил
наказанием в виде лишения чести и всего имения.
Органами правительства были засвидетельствованы
недостатки дореформенного судебного представительства и правозаступничества.
К середине XIX в. уже сформировалось
убеждение, что состязательный процесс – самый древний, естественный и
единственный способ судопроизводства.
Видный писатель того времени, теоретик революционного
народничества П.Н.Ткачев считал, что «при состязательном процессе корпорация
адвокатов не только необходима и неизбежна, но и разумна». Отрицательное, а
подчас и враждебное отношение к адвокатуре шло не только от политического
сопротивления реакционных кругов институту, но и от глубокого недоверия к
дореформенным ходатаям, которое укрепилось в сознании самых различных слоев
русского общества. Все это влияло на формирование правильного взгляда на задачи
адвокатуры. Не существовало четкого представления о ее роли и значении.
б) Вопрос об организации адвокатуры в процессе
подготовки судебной реформы 1864 г.
В условиях новых, буржуазно – капиталистически
отношений старый, дореформенный суд не мог удовлетворять ни промышленников, ни
фабрикатов, ни купцов, ни даже либеральную часть дворянства. В дореволюционном
суде царил произвол, взяточничество, невежество судебных чиновников. Об этом
вынуждены были говорить даже представителя господствующей верхушки. Министр
юстиции Д.П.Трощинский, характеризуя суд того времени, писал: «Сие море великое
и в нем гадов несло числа»[3]
В 1850г. особый комитет при II отделении
собственной Его Императорского Величества канцелярии под представительством
графа Д.Н.Блудова приступила к подготовке проекта уставов гражданского и
уголовного судопроизводства. Особая комиссия, работавшая под председательством
Д.Н.Блудова, не думала о создании адвокатуры как более или менее
самостоятельного института.
Функцией судебных представителей и правозащитников
предлагалось поделить присяжных стряпчих. Присяжные стряпчие по проекту должны
были назначаться министром юстиции из числа лиц, кончивших курс юридических
наук и занимавшихся делами в судебных местах 1 и 2 степени.
Государственный совет принял проект Блудова за основу
внеся в него изменения. Одно из них относилось к замене наименования «присяжные
стряпчие» наименованием «присяжные поверенные». Был повышен образовательный
ценз для присяжных, вводились понятия «помощник присяжного поверенного» и
предоставлена самостоятельность совету присяжных поверенных.
После отмены крепостного права правительство решило вплотную
заняться подготовкой судебной реформы.
До судебной реформы было 20 ведомственных и сословных
судов с весьма неясными границами их подсудности, притом огромная масса
населения была неподсудна государственному разбирательству. Судебные уставы
устанавливали следующую систему судебных органов:
1)
Мировой суд предназначался для
рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.
2)
Общие судебные места создавались
для рассмотрения уголовных и гражданских дел, выходивших за пределы мирового
суда, они состояли из 2 судебных инстанций: окружного суда – одного в судебном
округе, включающем несколько судов и судебной палаты, действовавшей в пределах
одной или нескольких губерний.
При окружных судах и судебных палатах состояли
судебные следователи, судебные приставы, прокуратуры и советы присяжных
поверенных.
Присяжные поверенные.
1) Принципы организации адвокатуры.
По
судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат –
правозаступник, оратор, поверенный своего клиента. Адвокаты разделялись на 2
категории: присяжные поверенные и частные поверенные.
Присяжная
адвокатура представляла собой корпорацию лиц свободной профессии. Присяжными
поверенными могли быть лица, которые хотели посвятить себя «ходатайствам по
чужим делам», отвечали необходимыми для этого условиям и были приняты в
корпорацию адвокатов установленным порядком. Пореформенные адвокаты старались
отличиться от дореформенных ходатаев и стряпчих. «Мы родились не из них» -
утверждал присяжный поверенный Потехин – «мы даже произошли не из пепла их, мы
совсем новые люди».
Создание
адвокатуры стало заметным событием общественной жизни страны. В адвокатуру
устремились люди, увлеченные идеями буржуазного преобразования России,
надеявшиеся использовать предоставленную им судебную трибуну для критики
государственного строя.
В
70-х годах XIX в. в литературе впервые был поставлен вопрос о
юридической природе адвокатуры. А.М. Пальховский в своем исследовании сделал
такие выводы: «Адвокатура, в силу самой своей природы, должна занимать не
подчиненное, а высшее положение сравнительно с магистратурой[4].
Сразу же после введения в действие судебной реформы в России появились
талантливые и образованные адвокаты.
В
70-80гг. Правительство в законодательном порядке стало проводить политику
ущемления прав адвокатуры. В январе 1874г. Последовало высочайшее повеление о
«временном» приостановлении учреждения советов присяжных поверенных и передаче
функций советов присяжных поверенных окружным судам. Это ограничило
независимость адвокатуры, искажало принципы ее организации.
Причины
неприязненного отношения к адвокатуре правительства автор записок в «Русской
старине» фон. Дерзин объяснял тем, что «адвокаты претендуют не только на
командование своими доверительными, но и на политическое влияние».
Не
сразу добилась русская адвокатура и надлежащего общественного признания.
Новизна этого института и неясное представление и роли адвоката в процессе
рождали нападки со стороны как реакционных, так и либеральных кругов.
И
до тех пор, пока адвокатура не проявила себя на больших политических процессах
1877-1878г. печать пестрила злыми фразами вроде: «адвокатура есть своего рода
организованное пособничество неправде», «адвокатура это школа софизма и
деморализации. Академик С.Ф. Платонов, отвергая нападки на адвокатуру, писал, что
адвокатура не обманула возлагающихся на нее надежду, и если она была еще далека
от идеала, то нужно было принять во внимание, что организация ее осталась
незавершенной и что в результате отсрочки в образовании комплекта на адвокатуру
оказались возможными обязанности без предоставления ей прав»[5].
2.
Правила приема в адвокатуру.
Право на получение звания присяжного поверенного имели
только те лица, которые соответствовали установленными в законе условиям. Эти
условия были разделены на 2 категории – положительные и отрицательные.
По ст. 354 Учреждение судебных установлений присяжными
поверенными могли быть лица, достигшие 25 летнего возраста, имеющие высшее
юридическое образование, и кроме того, пять лет судебной практики в качестве
чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. Такие
условия предоставляли полную возможность обеспечить классовый состав
адвокатуры. В ст. 355 Учрежденного судебного устава перечислялись отрицательные
условия для претендующих на звание присяжного поверенного. Присяжными
поверенными не могли быть:
1)
лица не достигшие 25 летнего
возраста.
2)
иностранцы.
3)
объявленные несостоятельными
должниками.
4)
подвергшиеся по судебным
приговорам лишения прав состояния, а так же священнослужители, лишенные
духовного сана по приговору духовного суда.
Порядок поступления в присяжную адвокатуру состоял из
2 моментов: принятия и приписки. Принятие в присяжные поверенные зависело от
совета; его решение – основной акт зачисления в адвокатуру.
А том случае, когда один совет отказывал просителю в
принятии, это же лицо при тех же данных могло быть принято другим советом.
Приписка носила формальный характер: она
осуществлялась судебной палатой на основании определения совета о принятии
данного лица в число присяжных поверенных. Процесс приписки состоял из внесения
фамилии принятого в списки присяжных поверенных округа, в подписи на
свидетельстве, выданном советом, и в публикации о его принятии.
3. Права и обязанности присяжных поверенных.
Страницы: 1, 2, 3
|