Реферат: Американский федерализм (1)
Американский федерализм
ВВЕДЕНИЕ
4
июля каждого года американская нация празднует свое рождение как независимой
нации салютом и традиционными пикниками. Когда первое в истории празднование
независимости закончилось, те, кто ее осуществил, встали перед проблемой
сохранения этой независимости. Они прошли через революционную войну и
объединение тринадцати независимых государств в одну функционирующую единицу.
Одиннадцать лет спустя, многие из тех, кто работал на независимость, собрались
в Филадельфии, чтобы под именем Конституционного Конвента обсудить укрепление
национальной системы правительства. Делегаты Конвента решили устранить
существовавшие статьи Конфедерации, первой конституции нации, и предложить
совсем новую федеральную Конституцию.
Новая
Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях французского
Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на
британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности,
нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка. В-третьих, на собственном
историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях
Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других «отцов-основателей».
Имея
столь солидную теоретическую базу, Конституция не явилась «сухим» документом,
понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно написана простым
и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует
прежде всего для народа, а уже потом – для правительства, исполнителя воли
последнего.
Конституция
США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, без излишней
детализацией. Она состоит из 7 статей, разделенных на части (разделы).
Первые
три статьи устанавливают формы власти: Законодательной (Конгресс, состоящий из
Сената и Палаты Представителей), Исполнительной (Президент) и Судебной
(Верховный Суд).
Статья
4 определяет отношения между штатами, а также между штатами и федеральным
правительством.
Статья
6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль Конституции
как « высшего закона страны».
Статья
5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в Конституцию, а
Статья 7 – порядок вступления Конституции в силу после ее ратификации 9
штатами, т.е. ? от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в Конвенте
Род-Айленда). В 1791 г. Конституцию дополнил «Билль о правах» (1-10 поправки),
который гарантирует демократические права и свободы человека.
Анализ
содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы, определяющие
политический строй и систему государственной власти США:
-
Верховенство власти народа и закона
-
Гарантии прав и свобод человека
-
Разделение властей, система сдержек и противовесов
-
Федерализм
-
Возможность изменения и дополнения Конституции – внесение поправок
В
данной работе нас в первую очередь будет интересовать американский федерализм.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА
Федерализм
- это такая форма правления, при которой суверенная власть конституционно
поделена между центральным правительством и географически определенными,
полуавтономными уровнями правления.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ТЕРМИНА "ФЕДЕРАЛИЗМ"
Это
слово пришло из латыни, через французский. "Foederatus" означает
"связан договором" и происходит от слов foedus - "договор"
и fidere - "доверять". Первое документально подтвержденное
использование этого термина в английском языке относится к 17 веку, когда
пуритане стали говорить о "федеральной теологии", в смысле
существования соглашения между Господом Богом и американскими переселенцами. К концу
17 - началу 18 веков слово приобрело дополнительный смысл и стало
использоваться для обозначаения договоренностей между штатами. К 1721 году,
например, термин "федерация" использовался в значении
"объединенная лига, союз".
ЮРИДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА
-
Власть закона, исполнение которого гарантировано существованием общих
институтов. Закон федерации стоит выше закона субъекта федерации, что
закреплено конституцией.
-
Исполнительная власть обеспечивает выполнение законов.
-
Всеобщий охват законами: федеральный закон обязателен как для субъектов
федерации, так и для всех отдельно взятых граждан, проживающим на её
территории.
-
Независимость федеральных законодательных институтов: федеральный
законодательный процесс четко отделен от процесса законодательства в каждом
субъекте федеарции. Федеральные законы не нуждаются в ратификации парламентами
субъектов.
-
Демократия: Как федеральные законодаткльные институты, так и институты
субъектов федерации, являются демократическими.
-
Чёткое распределение юрисдикций между федерацией и субъектами, закреплённое
конституцией
ДОСТОИНСТВА
ФЕДЕРАЛИЗМА
-
защита от внешних врагов. Федерализм облегчает организацию общей обороны.
-
экономическая выгода за счет беспрепятственной внутренней торговли, единой
валюты, свободы передвижения и единого юридического поля
-
ограничение тирании, т. к федерализм не дает сконцентрировать государственную
власть в одних руках и обеспечивает равновесие центров власти.
-
демократия "снизу" - вовлечение рядовых граждан в вопросы управления
страной посредством местного самоуправления.
-
гибкость власти - возможность находить новые, нестандартные решения
государственных проблем, поскольку на местном уровне больше возможностей
экспериментировать и опробовать нововведения
-
разрешение конфликтов. Федерализм упрощает управления на фоне языковых,
этнических, религиозных и культурных различий,
-
эффективность управления за счёт применения единого подхода в вопросах
государственного значения, и права субъектов приспосабливать законодательство,
налогообложение и бюджет к региональным и местным нуждам.
НЕДОСТАТКИ
ФЕДЕРАЛИЗМА
-
бюрократизация экономики, поскольку предприниматели вынуждены иметь дело с
запутанной структурой правил и постановлений
-
соперничество субъектов федерации за ресурсы
-
уход от ответственности - субъекты стремятся возложить расходы, к примеру, на
охрану окружающей среды, на федеральное правительство
-
повышение затрат на управление из-за чрезмерного количества чиновников
-
нарушения прав, т. к. местные власти более склонны к нарушению личных прав и
прав меньшинств, чем федеральное правительство,
-
нестабильность, т. к. федерация либо может развалиться, либо требует
вооруженного вмешательства для сохранения союза.
ОСНОВНОЙ
ВОПРОС ФЕДЕРАЛИЗМА
Главная
проблема любой федеральной системы - найти и сохранить необходимое равновесие
между полномочиями и обязанностями центральной власти и правительствами
субъектов федерации. Мало кто доволен существующим балансом власти, и
политические силы постоянно ведут борьбу за большую централизацию или
децентрализацию власти. Успех федеративного государства - в разумном
компромиссе между участниками этой борьбы.
2. ФЕДЕРАЛИЗМ И СУВЕРЕНИТЕТ В США
Проблема
федерализма являлась, наверное, тем, что произвело наибольшие разногласия и во
время борьбы за ратификацию, и во время раннего развития нации. Конфедерация,
которая предшествовала Конституции, была основана на авторитете штатов.
Национальное правительство, исходя из Статей Конфедерации, было созданием
штатов, и те сохраняли все суверенные полномочия, кроме специально данных нации
(каковых было чрезвычайно мало). Образование, называемое Соединенными Штатами,
рассматривали как нечто похожее на лигу штатов.
Однако
Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены Конвента, признавали, что национальное
правительство нуждалось в расширенных полномочиях и должно быть основано на
поддержке нации как единого целого, если США хочет стать нацией с реальной
силой и единством. Критики Конституции утверждали, что правительство не может
работать эффективно на уровне такого большого государства - нации. Они
опасались консолидации власти в национальном правительстве и думали, что концом
экспансии национальной власти может стать только деспотизм и тирания.
Антифедералисты были уверены, что республиканское правительство, основанное на
представительстве, может эффективно функционировать лишь на локальном или
штатском уровне. Однако федералисты сумели убедить политических противников, и
таким образом США стали первым в истории федеративным государством, политическое
устройство которого определено и закреплено в Конституции (статьи IV и VI;
позже и X поправка).
Согласно
Конституции, федерализм являет собой двойную форму государственного
правительства, в которой присутствует функциональное и территориальное
разделение власти. Федерализм представляет собой как бы компромисс между двумя
другими формами политического устройства: унитарной и конфедеративной. В
унитарном государстве вся полнота власти находится в руках центрального
правительства. В альтернативной форме – конфедерации – общий центральный орган
– Совет Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей политики и играет больше
рекомендательную роль по отношению к своим суверенным членам, а вся полнота
власти находится у них. В федерализме между центральным и местными правительствами
существует установленное Конституцией и законами разделение властных полномочий
и функций.
В
Конституции США (Билль о правах, ст. Х (1791 г.) действует единственная норма,
устанавливающая принципы взаимоотношений федерального Центра и субъектов
Федерации. Она сформулирована следующим образом:
“Полномочия,
которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование
которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за
штатами либо за народом”.
В
то же время в тексте самой Конституции достаточно конкретно указаны пределы
полномочий Центра, закрепленные за Конгрессом США (Раздел 8). Конгресс имеет
право:
-
устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы для того,
чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние
Соединенных Штатов; причем все пошлины, подати и акцизные сборы должны быть
единообразны на всей территории Соединенных Штатов;
-
заключать займы от имени Соединенных Штатов;
-
регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и
с индейскими племенами;
-
устанавливать единообразные правила о натурализации и единообразные законы о
неплатежеспособности на всей территории Соединенных Штатов;
-
чеканить монету, регулировать ее ценность и ценность иностранной монеты,
устанавливать единицы мер и весов;
-
устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и находящейся
в обращении монеты Соединенных Штатов;
-
учреждать почтовые службы и почтовые пути;
-
поощрять развитие наук и полезных искусств, обеспечивая на определенный срок
авторам и изобретателям исключительное право на их произведения и открытия;
-
учреждать подчиненные Верховному суду судебные органы;
-
определять и карать морской разбой, тяжкие преступления, совершенные в открытом
море, и другие нарушения международного права;
-
объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на репрессалии и
устанавливать правила относительно захватов на суше и на море;
-
набирать и содержать армии; однако никакие денежные ассигнования в этих целях
не должны производиться более чем на двухлетний срок;
-
создавать и содержать флот;
-
издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил;
-
созывать народное ополчение для проведения в жизнь законов Союза, подавления
восстаний и отражения нападений;
-
принимать меры по организации, вооружению и дисциплинированию народного
ополчения и по управлению той его частью, которая используется на службе
Соединенных Штатов, сохраняя за штатами назначение офицеров и обучение
народного ополчения в соответствии с уставными правилами, утвержденными
Конгрессом;
-
пользовать во всех случаях исключительно законодательной властью в
предоставленном каком-либо из штатов округе (не превышающем десяти квадратных
миль), который с одобрения Конгресса станет местопребыванием Правительства
Соединенных Штатов, а также осуществлять подобную же власть на всех
территориях, приобретенных с согласия Законодательного собрания штата, которые
станут местопребыванием Правительства, для постройки фортов, казенных складов,
арсеналов, доков и других необходимых сооружений;
-
издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления вышеуказанных
прав, так и для всех других прав, которыми настоящая Конституция наделяет
Правительство Соединенных Штатов, его департаменты или должностных лиц.
В
ведение штатов вносятся такие статьи как гражданское и уголовное
законодательство, организация народного образования, здравоохранения,
обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и
коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов, и т.д.
Некоторые функции, например налогообложение или экологическая безопасность,
принадлежат и центру, и штатам. Вообще, система разделения государственных
доходов и расходов между центром и штатами довольно четко и последовательно
распределена: определенные уровни власти имеют определенные источники
поступления в бюджет, тем самым, избегая конфликтного дележа.
Важно,
что даже при наличии у штатов всех атрибутов суверенитета (герб, флаг и т.п.),
статья IV Конституции недвусмысленно устанавливает полный и истинный
суверенитет только на федеральном уровне, все федеральные законы и договоры
союза должны исполняться на всей территории США в любом штате. Первоначально
это вызывало жесткие разногласия и даже привело к Гражданской войне
1861-1865гг, самой кровопролитной из когда-либо ведущихся на территории
Америки, и посеявшей наибольший за всю историю раздор между гражданами страны.
Однако, как кажется, с тех пор этот пункт неминуемо выполнялся штатами. Данное
положение рассматривается как краеугольный камень существования и
функционирования американской федерации.
Страницы: 1, 2, 3
|