К закрепленным относятся доходы, которые полностью или в твердо
фиксированной доле, на постоянной или долговременной основе в установленном
порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях сбалансирования
доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений
от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке
на данный финансовый год.
Доля регулирующих
налогов в сумме доходов составляет 16%, а структуре всех налоговых
доходов - 59%.
Таким образом, в структуре налоговых доходов большую долю занимают
регулирующие налоги, и они незначительно превышают закрепленные. Следует
отметить, что удельный вес закрепленных налоговых доходов в бюджете
Кинель-Черкасского района очень мал. А ведь именно эта группа должна занимать
большую долю (70%) среди остальных групп доходов.
Налоговые доходы составляют 19899
тыс. рублей, или 38,6% всех доходов района.
Таблица 5
Налоговые доходы бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Сумма в консолидиро-
ванном бюджете Самарской области |
Удельный вес статьи в доходах
Кинель-Черкасского района,% |
Удельный вес статьи в аналогичной
статье консолидированного бюджета, % |
Налоговые доходы
|
19 899
|
8 185 060
|
100,00
|
0,24
|
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала |
4 640 |
3 156 048 |
23,32 |
0,15 |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
55 |
1 606 266 |
0,28 |
0,00 |
Подоходный налог с физических лиц |
4 585 |
1 549 782 |
23,04 |
0,30 |
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы |
3 059 |
2 397 921 |
15,37 |
0,13 |
Налог на добавленную стоимость |
444 |
1 540 114 |
2,23 |
0,03 |
Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам |
5 |
218 340 |
0,03 |
0,00 |
Лицензионные и регистрационные сборы |
465 |
9 061 |
2,34 |
5,13 |
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежи |
18 |
18 360 |
0,09 |
0,10 |
Налог с продаж |
2 127 |
612 046 |
10,69 |
0,35 |
Налоги на совокупный доход |
159 |
29 704 |
0,80 |
0,54 |
Налоги на имущество |
1 564 |
1 068 725 |
7,86 |
0,15 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
7 055 |
301 296 |
35,45 |
2,34 |
Платежи за пользование недрами |
3 795 |
139 071 |
19,07 |
2,73 |
Плата за пользование водными объектами |
38 |
9 903 |
0,19 |
0,38 |
Земельный налог |
3 222 |
152 322 |
16,19 |
2,12 |
Прочие налоги сборы и пошлины |
3 422 |
1 228 882 |
17,20 |
0,28 |
Государственная пошлина |
514 |
16 911 |
2,58 |
3,04 |
Местные налоги и сборы |
2 906 |
1 149 458 |
14,60 |
0,25 |
Прочие налоговые платежи и сборы |
2 |
62 513 |
0,01 |
0,00 |
Таблица 5
Виды налогов в порядке убывания их доли в доходной части бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Удельный вес статьи в налоговых доходах Кинель-Черкасского района,% |
Налоговые доходы
|
19 899
|
100,00
|
Подоходный налог с физических лиц |
4 585 |
23,04 |
Платежи за пользование недрами |
3 795 |
19,07 |
Земельный налог |
3 222 |
16,19 |
Местные налоги и сборы |
2 906 |
14,60 |
Налог с продаж |
2 127 |
10,69 |
Налоги на имущество |
1 564 |
7,86 |
Государственная пошлина |
514 |
2,58 |
Лицензионные и регистрационные сборы |
465 |
2,34 |
Налог на добавленную стоимость |
444 |
2,23 |
Налоги на совокупный доход |
159 |
0,80 |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
55 |
0,28 |
Плата за пользование водными объектами |
38 |
0,19 |
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежи |
18 |
0,09 |
Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам |
5 |
0,03 |
Прочие налоговые платежи и сборы |
2 |
0,01 |
Из диаграммы 3 видно, что самая большая статья налоговых доходов -
это подоходный налог с физических лиц, который составляет 23% всех
налоговых поступлений, при этом налоги на прибыль предприятий составляют лишь 0,3%
всех налоговых поступлений. Сумма доходов от внешней торговли равна 0,
как и по всей Самарской области.
Что касается неналоговых поступлений, они составляют 2 586
тыс. рублей или 5% всех доходов Кинель-Черкасского района.
Можно выделить следующие неналоговые поступления и долю каждого в
общей сумме неналоговых доходов (по убыванию):
Таблица 6
Виды неналоговых поступлений в порядке убывания их доли в доходной части
бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Удельный вес статьи в неналоговых
доходах Кинель-Черкасского района, % |
Неналоговые доходы
|
2 586
|
100,00
|
Доходы от государственной собственности |
1 905 |
73,67 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
622 |
24,05 |
Прочие неналоговые доходы |
59 |
2,28 |
Самой большой статьей в неналоговых доходах являются статья доходы
от государственной собственности, которая составляет 74% в структуре
всех неналоговых поступлений. Также в составе неналоговых поступлений
значительный удельный вес занимают доходы фискального характера. Это, прежде всего,
относится к штрафным санкциям и возмещению ущерба, которые составляют 24%
неналоговых доходов.
Кроме налоговых и неналоговых поступлений в бюджет
Кинель-Черкасского района значительная часть средств поступает для целевого
финансирования различных мероприятий от бюджетов других уровней в виде безвозмездных
перечислений.
Таблица 7
Виды безвозмездных перечислений в порядке убывания их доли в доходной части
бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Удельный вес статьи в доходах
Кинель-Черкасского района,% |
Безвозмездные перечисления
|
29 028
|
100,00
|
Трансферты |
28 428 |
97,93 |
Средства, полученные по взаимным расчетам |
600 |
2,07 |
Безвозмездные перечисления составляют 29028 тыс. рублей или 56,3%
от общего объема доходов бюджета. Причем их доля в аналогичной статье
консолидированного бюджета составляет 5,4%.
Основная доля безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней
приходится на трансферты (98%), затем идут средства, полученные по
взаимным расчетам (2%).
Трансферты - это финансовая помощь из вышестоящего бюджета
территориям, нуждающимся в финансовых ресурсах, т.е. территориям, где доход
бюджетных средств на душу населения ниже среднероссийского и среднерегионального.
Необходимо отметить, что доходы от целевых внебюджетных фондов (Фонды
воспроизводства минерально-сырьевой базы) составили всего 10 тыс. рублей.
Таким образом,
можно выделить следующие основные проблемы:
- недостаток
закрепленных доходов;
- большой
удельный вес безвозмездных перечислений, которые увеличивают зависимость района
от бюджетов других уровней;
- плохую
собираемость налогов с предприятий.
Анализ расходной части бюджета Кинель-Черкасского района
Наиболее
ярко экономические и социальные процессы проявляются при анализе расходной
части местных бюджетов.
Определяющее
направление деятельности местных органов власти - это разработка и
осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной
им территории.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные
с:
- решением
вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством
субъекта РФ;
- осуществлением
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- обслуживанием и
погашением долга по муниципальным займам и ссудам.
Как видно из таблицы 2, расходы за 9
месяцев 1999 г. составили 51290 тыс. рублей, что составляет 0,61%
всех расходов консолидированного бюджета.
Таблица 8
Виды расходов бюджета Кинель-Черкасского района
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Удельный вес статьи в расходах
Кинель-Черкасского района, % |
Всего расходов
|
51 290
|
100,00
|
Хозяйственные расходы |
21 219 |
41,37 |
Расходы на социально-культурные мероприятия |
20 089 |
39,17 |
Расходы на управление |
8 426 |
16,43 |
Прочие расходы |
1 556 |
3,03 |
Таблица 8
Статьи расходов в порядке убывания их доли в расходной части бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Сумма в консолидиро- ванном
бюджете Самарской области |
Удельный вес статьи в расходах
Кинель-Черкасского района,% |
Удельный вес статьи в аналогичной
статье консолиди- рованного бюджета, % |
Всего расходов
|
51 290
|
8 450 512
|
100,00
|
0,61
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
16 072 |
1 716 935 |
31,34 |
0,94 |
Образование |
11 711 |
1 817 474 |
22,83 |
0,64 |
Государственное управление и самоуправление |
8 005 |
417 198 |
15,61 |
1,92 |
Культура, искусство и кинематография |
3 546 |
171 055 |
6,91 |
2,07 |
Социальная политика |
2 845 |
878 066 |
5,55 |
0,32 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
2 461 |
265 515 |
4,80 |
0,93 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
1 591 |
496 103 |
3,10 |
0,32 |
Прочие расходы |
1 556 |
411 521 |
3,03 |
0,38 |
Здравоохранение и физическая культура |
1 486 |
1 302 227 |
2,90 |
0,11 |
Промышленность, энергетика и строительство |
1 095 |
105 684 |
2,13 |
1,04 |
Средства массовой информации |
501 |
26 481 |
0,98 |
1,89 |
Правоохранительная деятельность |
421 |
331 606 |
0,82 |
0,13 |
Анализируя
расходную часть бюджета Кинель-Черкасского района, можно сказать, что в 1999 г.
наибольший удельный вес в общем объеме расходов занимали хозяйственные расходы
и расходы на социально-культурные мероприятия (см. диаграмму 4), их удельный
вес во всех расходах составил 41% и 39% соответственно, в том
числе на образование - 22%. Что не удивительно, ведь территориальным
органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и, в
первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому
спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание
в них расходов на социально-культурные мероприятия.
Самая маленькая статья в данной группе расходов –
правоохранительная деятельность, она составляет 0,82% всех расходов
района. Самую значительную долю в этой группе расходов занимают расходы на
жилищно-комунальное хозяйство - 31% всех расходов.
Третье место среди четырех основных групп
расходов занимают расходы на государственное управление и самоуправление. На их
долю приходится 16% всех расходов района.
Отрицательным моментом является то,
что отсутствует финансирование таких важных статей бюджета как развитие
рыночной инфраструктуры; предупреждение и ликвидация ЧС; развитие хозяйства; фундаментальные
исследования.
Также в составе прочих расходов
отсутствуют расходы целевых бюджетных фондов и расходы, связанные с финансовой
помощью бюджетам других уровней.
Можно выделить
такие проблемы, как недостаточное финансирование правоохранительных органов,
здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства. Увеличение
расходов по этим статьям можно осуществить за счет сокращения расходов на
государственное управление и самоуправление.
В настоящее время
одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть
финансирование развития местной производственной базы как основы для получения
в будущем собственных доходов.
Бюджет
Кинель-Черкасского района сведен с мизерным профицитом в 233 тыс. рублей или
0,4% к доходам, что является, скорее всего, отражением
недофинансирования каких-либо запланированных объектов. Именно на эти цели к
концу года могут быть отвлечены средства и таким образом расходы могут превысить
доходы.
|