Реферат: Арбитраж
Поморский государственный
университет
им. М. В. Ломоносова
Контрольная работа
по
Логике
студента 11/2 группы
Юридического факультета
Михайлова Сергея
Архангельск 1999 год.
ПЛАН.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
·
понятие
·
суждение
·
силлогизм
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ..
Во введении рассмотрим, что необходимо сделать в
контрольной работе. Для того, чтобы работать с понятием, необходимо проследить
истоки его возникновения и его роль в обществе или в конкретной среде.
Для того, что бы определить термин понятия , можно
прибегнуть к помощи толковых словарей русского языка. В ходе анализа понятия
надо определить основные признаки юриста. В ходе дальнейшей работы, пользуясь
приемами составления понятий, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование и
обобщение надо дать полное определение понятия и произвести проверку по
правилам составления определений. Если при проверке ошибок не найдено, значит,
определение правилам соответствует и является верным.
Для более глубокого
изучения нашего понятия, с ним произвести некоторые логические операции, в
частности деление по определенному основанию. Затем составить таблицу
сравнительных понятий.
Впоследствии построить простое и сложное суждения,
проанализировать сложное суждение методом таблиц, чтобы сделать вывод об
истинности или ложности сложного суждения.
На следующем этапе работы построить силлогизм с
использованием изучаемого понятия и проверить правильность его построения.
Силлогизм построить по несовершенной (по второй, третьей или четвертой )
фигуре с правильным модусом, а затем, используя операцию обращения, перевести в
совершенную первую фигуру с правильным модусом. Сделать проверку на
соответствие общим правилам силлогизма.
Выполнение
контрольной работы имеет цель научиться, самостоятельно, анализировать объем и
содержание понятий, осуществлять логические операции с понятиями, выработать
навыки анализа силлогизмов. Важнейшей задачей является систематизация и
закрепление теоретического материала. Самостоятельная работа способствует
развитию логической культуры мышления.
В работе разбирается
понятие «Арбитраж». В процессе выполнения контрольной работы по этому понятию
могут возникнуть определенные сложности и недоразумения, т.к. в разных источниках
дается различное определение этому понятию:
по Большому
юридическому словарю «арбитраж» - это способ разрешения экономических и
трудовых споров, состоящий в передаче спора на рассмотрение избранному
сторонами третейскому суду.
По Юридическому
энциклопедическому словарю «Арбитраж» - это орган для разрешения имущественных
и связанных с ними неимущественных споров.
Объединив эти два
определения для более полного и точного разбора понятия в дальнейшем под
понятием «арбитраж» автор будет иметь ввиду «арбитражный суд», т.к. ни в одном
словаре нет наиболее полного и конкретного определения понятия «арбитражный
суд». Одновременно с этим будет произведена попытка на основе имеющихся
определений и своих операций с понятием «арбитражный суд» составить новое
определение.
ПОНЯТИЕ.
Процесс
становления понятия.
Этапы
становления арбитражных судов.
История арбитражных
судов связана в основном с периодом развития нашей страны после 1917 года. Хотя
в определенной мере их прообразом можно считать существовавшие до Октябрьской
революции коммерческие суды и специальные процедуры по рассмотрению судебных
исков между так называемыми казенными учреждениями. После издания Декретов о
суде N 1 и 2 произошел полный отказ от всего этого.
Причем никакой системы, которая компенсировала бы данный вакуум, создано не
было.
Переход к новой
экономической политике, создание многоукладной экономики вызвали к жизни необходимость
отделить функцию разрешения хозяйственных споров от функции управления
производством. В сентябре 1922 года было утверждено положение о порядке
разрешения имущественных споров между государственными организациями и
учреждениями. Это положение стало основой для создания новых специализированных
органов - арбитражных комиссий. Была создана Высшая арбитражная комиссия при
Совете труда и обороны, арбитражные комиссии при областных экономических
совещаниях. С созданием СССР появились арбитражные комиссии при совнаркомах
автономных республик, при областных и губернских исполкомах. В это время был
образован такой же орган при СТО СССР.
Изменение системы
хозяйствования в стране вызвало необходимость реорганизации органов, регулирующих
хозяйственные отношения. Законодателем были предприняты поиски наиболее
удачного варианта этих органов. С этим связана кратковременная передача функций
арбитражных комиссий (после их ликвидации 4 марта 1931 года) судебным органам,
которые оказались недостаточно подготовленными к этой своеобразной
деятельности.
Решение проблемы на
этом этапе завершилось созданием 3 мая 1931 года особого органа - государственного
арбитража, на который было возложено разрешение споров по заключению и
исполнению договоров, о качестве продукции, по хозяйственным и имущественным
спорам между государственными предприятиями, принадлежащими к различным
ведомствам, а также предприятиями, принадлежащими к различным ведомствам, а также
предприятиями обобществленного сектора. Несколько позже (в 1933 году) к
компетенции органов государственного арбитража добавились споры в связи с
заключением договоров по поставкам продукции и т.д. В то же время в задачи
органов государственного арбитража входила и функция предупреждения
хозяйственных правонарушений. Получив в процессе своей деятельности сведения о
различного рода хозяйственных нарушениях, органы государственного арбитража должны
были сообщать о них прокуратуре, Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и
вышестоящим органам.
Положение о
государственном арбитраже, принятое 3 мая 1931 года, просуществовало до 1960
года. Реорганизуя деятельность этих органов, Совет Министров СССР принял
Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В соответствии
с ним советы министров союзных и автономных республик, а также исполкомы краевых,
областных и приравненных к ним Советов депутатов трудящихся принимали положения
о состоявших при них органах государственного арбитража. Задачи арбитражей
оставались в основном прежними, но вышестоящие арбитражи, обобщая арбитражную
практику, определяли направления деятельности нижестоящих.
Некоторые разночтения
в положениях о государственных арбитражах привели к тому, что в 1974 году было
принято новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Для обеспечения единства деятельности он был преобразован в союзно-республиканский
орган, представлявший трехзвенную систему, в которой надзор за нижестоящими арбитражами
осуществляли вышестоящие, а местные органы государственного управления были лишены
права отменять и изменять решения государственных арбитражей.
Впервые на законодательном
уровне вопрос об организации и деятельности арбитражных органов был разрешен в
Законе СССР «О государственном арбитраже в СССР» от 30 ноября 1979 года, на
основании которого 5 июня 1980 года были утверждены Положение о государственном
арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров
государственными арбитражами.
Положение органов
государственного арбитража было изменено в 1987 году. Они перестали состоять
при советах министров и исполнительных комитетах Советов народных депутатов и
превратились в единую в значительной мере обособленную систему; их новый статус
был закреплен в Конституции СССР и конституциях республик. Но в таком виде
органы государственного арбитража просуществовали недолго. В 1991 в Конституцию
РСФСР было внесено изменение, согласно которому арбитражные органы преобразовывались
в арбитражные суды. 4 июля 1991 года принят Закон об арбитражном суде, который
(с изменениями и дополнениями) действовал до 1995 года.
Обобщив опыт
деятельности государственных арбитражей и арбитражных судов, Верховный Совет РФ
принял постановление о введении в действие первого Арбитражно-процессуального
кодекса Российской Федерации, который регламентировал производство в
арбитражных судах.
Законодательство об
организации и основах деятельности арбитражных судов продолжало совершенствоваться.
28 апреля 1995 года состоялось принятие нового федерального конституционного закона
«Об арбитражных судах в Российской Федерации», а 5 мая того же года - нового
Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Почти полностью они вступили в законную
силу с 1 июля 1995 года.
Необходимость издания
нового арбитражного законодательства в 1995 году была вызвана рядом причин. Во-первых,
после принятия Конституции 1993 года все действующее законодательство нужно
было привести в соответствие с ней. Во-вторых, объективной причиной послужило
несколько форм собственности, расширение рыночных отношений и свободной конкуренции,
что привело к качественным изменениям в сфере экономики и управления и
содержания споров, возникающих с участием хозяйствующих субъектов. И, наконец,
в-третьих, необходимо было окончательно превратить бывшие государственные арбитражи,
долгие годы рассматривавшие споры между субъектами одной только формы собственности,
в полноправные органы правосудия - арбитражные суды.
Логические
приёмы.
Анализ.
Мысленное
расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них
признаков.
Арбитраж
это:
·
судебный орган
·
апелляционная инстанция;
·
кассационная инстанция;
·
экономический спор;
·
имущественный спор;
·
неимущественный спор;
·
юридическое лицо;
·
РФ;
·
субъекты РФ;
· граждане, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального
предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке гражданами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в
установленном законом порядке
·
иск;
·
истец;
·
ответчик;
·
судья (арбитр);
Сравнение.
Мысленное установление
сходство или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Понятие «арбитраж»
(арбитражный суд) и понятие «конституционный суд».
Существенные отличия:
А.
1. Арбитражный суд рассматривает хозяйственные
и экономические споры между юридическими лицами, между РФ и субъектами РФ,
гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя,
приобретенный в установленном законом порядке.
2. Конституционный суд РФ разрешает дела о
соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и
нормативных актов субъектов РФ, изданным по вопросам относящимся к ведению
органов государственной власти РФ и к совместному ведению и т.д.
Б.
1. В Арбитражном суде определение по принятию
дела к производству выносится по исковому заявлению.
2. В Конституционном суде рассмотрение дел
начинается по запросу Президента, Государственной Думы, Совета Федерации,
Правительства РФ.
Несущественные
отличия:
А.
1. Арбитражный суд РФ осуществляет судебную
власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских,
административных и иных правоотношений.
2. Конституционный суд РФ осуществляет судебную
власть путем конституционного судопроизводства и контроля.
Б.
1. Систему
арбитражных судов в РФ составляют:
·
Высший Арбитражный суд РФ;
·
федеральные Арбитражные суды
·
федеральные Арбитражные суды округов;
·
федеральные Арбитражные суды республик, краев, областей, городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных
округов.
2. Систему
Конституционных судов РФ составляют:
·
Конституционный Суд РФ;
·
Конституционные суды субъектов РФ.
Страницы: 1, 2
|