Афинское государство в правление Писистрата переживало
экономический и культурный расцвет. Формально по-прежнему продолжало
действовать в полном объеме законодательство Солона, и сам тиран старательно
демонстрировал приверженность этим государственным установлениям. Его
собственные нововведения были направлены прежде всего на поддержку беднейшего
крестьянства и другого малоимущего люда, составлявших большинство афинских
граждан.
При Писистрате широко практиковалось льготное
кредитование земледельцев, крестьяне смогли получать тягловых животных,
сельскохозяйственный инвентарь, семенной материал. В качестве налога они
уплачивали десятину от полученного к концу года дохода. В особых случаях на
самых неплодородных земельных участках государственный оброк мог быть полностью
снят.
Чтобы крестьянин как можно меньше отвлекался от работ
на земле, были введены разъездные суды, разбиравшие мелкие тяжбы на месте.
Писистрат сам часто ездил по всей Аттике, лично способствуя соблюдению
правопорядка и своевременному улаживанию имущественных споров. Те, кто получил
увечья на войне, стали получать содержание от государства.
В Афинах Писистрат развернул широкомасштабную
строительную деятельность. Акрополь украсился великолепными храмами, был
реконструирован городской рынок агора, устроена система централизованного
водоснабжения, продолжилось оборудование гавани в Пирее, торжественно
справлялись общегосударственные религиозные празднества, сопровождавшиеся
пышными шествиями и театральными представлениями. По распоряжению Писистрата
были записаны и отредактированы гомеровские поэмы.
Важное значение придавал Писистрат расширению внешних
экономических связей. Разработка Пангейских рудников (на северном побережье
Эгейского моря) обеспечила поступление в Афины драгоценных металлов, а
установление контроля над Геллеспонтом (ныне Дарданеллы) позволило наладить
крайне выгодную торговлю с Причерноморьем. Тем самым были заложены прочные
основы будущего могущества Афинского государства.
Реформы Клисфена
Однако эти мероприятия требовали
все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых
афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты,
опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим
попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на
бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев,
возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми
Реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году До н.э., ликвидировали в
Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление
населения на четыре племени.
Аттика
была разделена на 10 территориальных фил, Каждая из которых включала три
находящиеся в разных Местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и
земледельческую. Они делились в свою очередь на демы, такая структура фил
подрывала политические позиции Хмельной аристократии, так как на первых двух
территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство
было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался
авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили к те, кто не
входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел
территориальный принцип деления населения.
Клисфен упразднил Совет
четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения
учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек
от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами
народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один
орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом
территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы.
Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на
второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.
С целью предотвратить попытки
аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных
собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма.
Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди
сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие
лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на
остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен.
Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.
Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался
впоследствии в политической борьбе между различными группировками,
существовавшими в афинском обществе.
Реформы Клисфена завершили
длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
Зарождающаяся после Тесея дифференциация
властных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате
постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления
политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом
монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление
властных функций становится легитимным правом на использование принуждения-
Политическая власть начинает
осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью
аппарат ее осуществления — государственным аппаратом.
Так, вслед за растянувшейся на
века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а
затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все
они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось
ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся
победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое
государство в форме демократической республики.
Афинское государство в V—IV вв.
до н.э.
В первую половину V в. до н.э.
Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому
способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное
экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.
Образованный в ходе греко-персидских войн союз греческих государств был первоначально
возглавлен Спартой. К 70-м годам, когда военные действия были перенесены на
море, руководство союзом перешло к Афинам. В 478 году до н.э. был образован
Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. В союз входило
140—160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы
(форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам.
Со временем постройка флота
перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса казна союза, а форос превратился
в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении
Афин. Недовольство союзников подавлялось силой, на их территории стали создаваться
афинские поселения (клерухии), превратившиеся практически в военные гарнизоны,
во многие союзные государства направлялись афинские должностные лица, к финским
судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств, а Совет
пятисот стал решать •Цела союза.
Гегемония Афин в союзе
превратила его в могущественную Афинскую архэ — державу, беспощадно
эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой удерживавшую их
в союзе.
Изменение
внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в
социально-политических отношениях. Эфиальт почти полностью лишило ареопаг
политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету
пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные
функции.
С именем Перикла связан расцвет
афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона,
поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за
всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни
малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных
должностей.
Отходит в прошлое патриархальное
рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, которые
начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в
основную производительную силу. 'Государственные рабы эксплуатируются преимущественно
в рудниках и каменоломнях, частные рабы — на полях и в ремесленных мастерских
или сдаются внаем. Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре
раза превышала число свободных афинян. Противоречие между бесправными рабами и
рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие
афинского общества. Обострились и противоречия между афинскими гражданами и
метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число которых росло и достигло
половины численности афинян. Метеки, занимавшиеся торговлей и ремеслом, были
существенно ограничены в имущественных правах, полностью лишены права участвовать
в политической жизни.9
Афинская демократия вступила в
период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V
в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.
Но и после этих реформ
существенную роль в истории Афин играли нараставшие противоречия между различными
социальными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся имущественная
дифференциация разделила свободных граждан на две неравные и фактически неравноправные
группы — небольшую группу богатых рабовладельцев (землевладельцы, торговцы,
судовладельцы, ростовщики, хозяева ремесленных мастерских) и основную массу
свободной бедноты (земледельцы, ремесленники, моряки) и лишенных собственных
средств существования люмпенов, живших за счет подачек государства и богачей.
Афинская демократия в период
своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных
(рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой
господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в
которой развивались противоречия между свободными — рабовладельцами, с одной
стороны, и мелкими производителями и люмпенами — с другой. Эти характерные
черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.
Рабовладельческая демократия в
Афинах в V в. до н.э.
По своей сущности Афинское
государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей
защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно
представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане
пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической
жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с
некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Основными органами Афинского
государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли
и контролировали деятельность должностных лиц.
Народное собрание — верховный
орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год.
При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие)
могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция
народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления
по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило
проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное
положение страны и т. д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб
граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из
пределов государства.
В
работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские
граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание
не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне,
занятые в своих хозяйствах, хотя начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания
полагалось, вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось
присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.
Повестка дня каждого собрания
определялась заранее Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно
проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и
др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме,
обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались
жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в
народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый
участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные
ораторы — демагоги защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты
предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение
народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому
законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось
поднятием руки.
Важным средством,
использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право
любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного
законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой
привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить
на голосование те предложения, которые, с его . точки зрения, являлись
незаконными.
Принятый народным собранием
законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался
затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило
по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты)
избирались по жребию на один год из граждан достигших 30 лет. К компетенции
Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений
с другими государствами, управление финансами. надзор за арсеналами, доками,
флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние
имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения.
Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступивших
на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять
деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет
был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50
представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета,
ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время
работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот
порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием
Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот
отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным
органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от
каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один
год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий,
в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения
возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к
исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.
Гелиэя была судом первой инстанции
по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц
и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также
осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать
законопроекты, принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный
процесс Древних Афин имел следующие стадии:
а) внесение законопроекта в
народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый
полноправный афинский гражданин;
б) предварительное рассмотрение
законопроекта Сортом пятисот и дача по нему заключения для народного
собрания;
в) принятие законопроекта
народным собранием;
г)
принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей. Важную роль в управлении
Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения
должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность и
коллегиальность.
Выборы должностных лиц
.осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по
жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой
проверке — докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие
должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества Нельзя
было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно.
Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги).
После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности
Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство
должностей было коллегиальным.
Главными должностными лицами в
Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из
десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших
недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они
стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота,
организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой
продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов,
последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия
в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника,
заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в
судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право
требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и
принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор,
командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в
государстве.
С ростом полномочий стратегов
падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов
стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами.
Единой коллегией они действовали редко — при решении народным собранием
вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался
архонт-эпоним, за которым с расцветом Дэинской демократии сохранились
лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом
был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в
суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший
имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном
делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть
архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.
Специальные должностные лица
(всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали
государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью
граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую
военную подготовку и т. д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Суд. Высшим судебным органом
Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг.
Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном
убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование
дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах
рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные
преступления — коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе
подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока.
Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо
тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.
Афинская армия формировалась на
основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет.
Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным собранием. Во время
войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов
(гоплитов), ряд легковооруженных и
определенное число всадников, Зажавшихся, впрочем, в пешем строю. В мирное
время не афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти генное обучение.
Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах. Со второй
половины V в. до н'3- Для охраны государственных границ
стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они
стали использоваться и в военных действиях. R IV в. до н.э. в армии и на флоте появились
наемники. Полицейские функции осуществляли рабы — токсоты (около 200 человек).
Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между
враждующими группировками господствующего класса, не доверявшими друг другу.
Немаловажную роль играло и то, что выполнение полицейских функций
представлялось свободному афинянину неправомерным по отношению к согражданам.
Заключение
Формальное равноправие афинских
граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к
концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам
Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось
положение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов.
Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все
это привело афинскую демократию к острому кризису.
Кризисная ситуация резко
обострилась в результате начавшейся в 431 году до н.э. Пелопоннесской войны
между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского
союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского союза.
Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям, распаду
морского союза и, следовательно, к утрате возможности пользоваться ресурсами
входивших в него государств, имело своим следствием олигархический переворот
крупных рабовладельцев, тяготившихся демократическими порядками и особенно
возлагавшимися на них финансовыми обязанностями по отношению к бедноте и
государству. Правда, вскоре демократия была восстановлена, но после
капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический
переворот. Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был
восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была
разорена, государственная казна опустела, торговля пришла в упадок, морская
гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и
пополняли ряды городской бедноты, не получавшей достаточной помощи от
государственной казны. Недовольство охватило и богатых рабовладельцев,
вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту — единственного;
союзника перед лицом угнетаемых рабов.7
Раздираемая внутренними
противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась
бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338
году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336
году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в
состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся
после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины,
как и вся Греция, превратились в одну из провинций римской державы.
Список использованной литературы :
1.
Плутарх. Сравнительные
жизнеописания. Т. 1. Биография Солона.М.,1961.
2.
Знаменитые греки. Л., 1961.
3.
История Древней Греции. М., 1972.
4.
Геродот. История. Л., 1972.
5.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях
и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Биография Солона.
6.
Аристотель. Политика. Сочинения. М.,
1984. Т. 4.
7.
Аристотель. Афинская политика. М.,
1996.
8.
Плутарх. Сравнительные
жизнеописания. М., 1961. Т. 1. (биография Солона).
9.
Геродот. История. Л., 1972;
Аристотель. Афинская полития (Античная демократия в свидетельствах
современников). М., 1996.
10.
Колобова К. М. Возникновение и
развитие Афинского государства . Л., 1988.
11. Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972.
12.
Плутарх. Сравнительные
жизнеописания. М., 1961. Т. 1.
10 Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского
государства . Л., 1988.
1 Плутарх.
Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Биография Солона.М.,1961.
5 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов. М., 1979. Биография Солона.
11 Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972.
9 Геродот. История. Л., 1972; Аристотель. Афинская
полития (Античная демократия в свидетельствах современников). М., 1996.
7 Аристотель.
Афинская политика. М., 1996.
|