на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Буряты и Калмыки

В них читатели найдут очень подробную историю ее изучения, большое количество фактологических материалов, попытки обоснования собственных концепций. Авторам удалось справиться с поставленными задачами с разной степенью полноты и обоснованности. Но в совокупности они взаимно дополняют друг друга и лают в целом исчерпывающее представление об уровне изученности и состоянии проблемы этногенеза бурят.

Такая сложная по содержанию и аспектам изучения проблем, как этногенез, может быть решена, вне всякого сомнения, лишь коллективом исследователей, состоящим из специалистов разных научных профилей. Проблема эта комплексная и должна решаться соответствующими методами. Содержание работ Н.П.Егунова и Д.Д. Нимаева показало, что проблема происхождения бурятского народа за последние десятилетия привлекала внимание исследователей разных наук. Это очень важный момент в состоянии данной проблемы. Именно он вселяет определенные надежды и оптимизм на дальнейшее конструктивное продвижение вперед в ее разработке и окончательном решении проблемы, конечно, пока не может идти речи.

Специалистами разных наук накоплен значительный объем. новых разнообразных материалов и информации, которые ждут своей комплексной обработки и интерпретации на базе достигнутых результатов в области истории, этнографии, археологии, лингвистики, антропологии и топонимики. В заключение коснемся некоторых археологических и исторических аспектов проблемы этногенеза бурят. В целом данные всех вышеперечисленных отраслей наук убедительно показали сложный этнический состав бурятского народа.

Очень явственно прослеживаются три основных ее компонента: монголоязычный как основной, тюркский и эвенкийский (тунгусский) как вошедшие в монголоязычное ядро. Это очень хорошо подтвердилось в результате археологических исследований на территории этнографической Бурятии, проведенных особенно интенсивно в XX столетии. С неолитического времени доказательно прослеживается формирование тунгусской общности в виде серовской культуры, которая нашла свое продолжение в глазковской культуре энеолита и развитого бронзового века (конец III тысячелетия - XIII в. до н.э.) и в шиверской культуре позднего бронзового века (XIII - VIII вв. до н.э.). Истоки тюркоязычного компонента по материалам Прибайкалья бесспорно связаны с курыканами курумчинской культуры, начиная. как самое позднее, с середины I тысячелетия н.э. С VII в. н.э. в Забайкалье появляются памятники раннемонгольской археологической культуры, представляющей монголоязычный компонент в составе будущей бурятской народности и основное ее ядро.

С XI в. памятники ранней монгольской культуры появляются и в Прибайкалье. Именно с этого временитамначинается монголизация населения и ассимиляция тюркоязычных курыкан и вытеснение части курыкан по Лене на север, где они стали ядром будущей якутской народности. События, происходившие в Прибайкалье, отразились в выделении нового этапа в развитии курумчинской культуры. В ее материалах, в частности в погребальном обряде (что особенно важно), усиливаются черты, характерные для ранней монгольской археологической культуры. Это явственно и бесспорно показывает смену этнического состава населения Прибайкалья в это время в пользу монголоязычного населения. Однако некоторые черты этнографической культуры монголоязычных бурят находят свои аналогии в археологических памятниках еще более раннего времени. Например, орнаментальный мотив «йэхэ шубуун» ольхонских бурят - в наскальных рисунках бронзового века Забайкалья и Монголии, культ южной стороны света и ориентация юрт монголов и бурят дверью на юг - в ориентации дромосов хуннских курганов в эту же сторону и обращении умерших хуннов головой на север, но лицом в южную сторону. Не получил пока должной оценки с точки зрения решения проблем этногенеза бурят и эвенков начавшийся со времени развитого неолита процесс этнокультурного разделения единого прибайкальско-забайкальско-монгольского населения времени мезолита раннего неолита на две линии этнокультурного развития: с одной стороны, на охотников и рыболовов восточносибирской тайги и, с другой стороны, земледельцев и скотоводов Центральной Азии. Процесс этот завершился в период развитой бронзы, в середине II тысячелетия до н.э. Он, как нам представляется, теснейшим и самым прямым образом связан с проблемами этногенеза монголов и бурят, с одной стороны, и эвенков, с другой стороны. В XII в., когда шел процесс сложения единого централизованного Монгольского государства, на территории этнографической Бурятии по сведениям письменных источников располагалась страна Баргуджин-Тукум. Ее население было близко в культурном и этническом отношении степным монголам Трехречья и входило в монгольский историко-культурный мир.

Являясь частью средневековой монгольской народности, оно представляло собой, видимо, особую этнографическую группу в ее составе. Иначе трудно объяснить то обстоятельство, что сами степные монголы выделяли территорию расселения племен этой страны в особую область, названную ими Баргуджин-Тукумом. В XIII-XIV вв. Баргуджин-Тукум и его население являлись составной частью Монгольского государства. С началом феодальной раздробленности в Монголии Баргуджин-Тукум постепенно выходит из орбиты жизни средневекового монгольского общества и в течение XV-XVI вв. находится в условиях некоторой обособленности и, видимо, застоя. По сравнению с бурными событиями феодальных усобиц в степях Монголии, течение жизни в Предбайкалье и южно таежной части Забайкалья было спокойным и размеренным. Не случайно ко времени вхождения Бурятии в состав России общий уровень социально-экономического развития населения этой территории оказался на порядок ниже, чем в Халха-Монголии.

Вместе с тем обособление Баргуджин-Тукума от остального монгольского мира Центральной Азии создало определенные предпосылки для консолидации различных монголоязычных племен края в особую этническую общность. Об имевших место в среде населения бывшего Баргуджин-Тукума каких-то консолидационных этнических процессов в XVI - начале XVII вв. достаточно убедительно свидетельствует тот факт, что во время своего появления в крае русские четко разделяли «братских людей» от «мунгалов», имея в виду под первыми население Прибайкалья, а под вторыми - население Монголии.

Дальнейшее этническое развитие «братских людей» привело бы, в конечном итоге, к формированию монголе язычной народности, отличающейся от халха-монголов, западных и южных монголов. Однако дальнейший ход исторических событий в этом регионе Азии повернулся таким образом, что в течение XVI) в. монголоязычное население Центральной Азии и южных районов Восточной Сибири потеряло свою независимость и оказалось в составе разных государств: с одной стороны. Маньчжурской империи, завоевавшей Монголию и Китай, и, с другой стороны, России, быстро продвигавшейся на восток и вышедшей к концу столетия к берегам Тихого океана. Сначала Южная Монголия в 1636 г.. а позже Халха-Монголия в 1691 г. оказались под властью Маньчжурской империи, основавшей а 1644 г. в Китае династию Цинь. В 1696 г. от маньчжуров потерпело поражение и Ойратское государство (Западная Монголия). В течение XVI] в., параллельно с трагическими событиями в Центральной Азии, Предбайкалье к середине столетия, а затем Забайкалье к концу 70 - началу 80 гг. вошли в состав Российского государства.

Сферы влияния Российской и Маньчжурской империй на востоке евразийского материка были окончательно закреплены путем заключения между ними нескольких договоров: Нерчинского в 1689 году, Буринского в 1727 г. и Кяхтинского в 1728 г. Одним из важнейших результатов этих переговоров стало установление границ между Циньским Китаем и Россией. Не смотря на всю «прозрачность» установленных границ, тем не менее, они существенно ограничили свободу перемещения различных родовых и племенных групп монголоязычного населения на ту или другую сторону границы. Вхождение Бурятии в состав России также почти сразу же покончило с зависимостью протобурятских племен от монгольских феодалов. В конечном итоге сложившаяся историческая ситуация создала более благоприятные, чем в предшествующее время, условия для консолидации протобурятских племен и оказала решающую роль на активизацию этногенетических процессов в среде монголоязычных племен юга Восточной Сибири со второй половины - конца XVII в.

Окончательное сложение бурятской народности произошло уже в XVIII в. в составе Российского государства. Но даже после установления границ этнические, хозяйственные и культурные связи монголоязычных групп населения Центральной Азии и юга Восточной Сибири никогда не прерывались и оказывали, местами значительное и существенное, влияние на процесс этногенеза бурят.

В частности одна из крупнейших частей бурятского народа - селенгинские буряты - образовалась под сильным воздействием монголов Халхи. Выходцы из Монголии хонгодоры поселились в Тунке и в аларских степях Предбайкалья, войдя в состав как восточных, так и западных бурят. В число переселенцев из Монголии входили атаганы, ашехабаты. узоны, цонголы, хатагины. табангуты и другие группы, поселившиеся в Забайкалье. Таким образом, усиление монголоязычного компонента в составе протобурятских племен, начавшееся с конца I тысячелетия н.э., не прерывалось вплоть до завершения процесса этногенеза бурятского народа.

Калмыки живут в Нижнем Поволжье в Республике Калмыкия (столица - Элиста) и соседних Астраханской, Ростовской, Волгоградской областях и Ставропольском крае. Численность калмыков - около 170 тыс. человек.

История калмыцкого народа начиналась в Азии. Его предки - западно-монгольские племена и народности - назывались ойратами. В XIII в. они были объединены под властью Чингисхана и вместе с другими народами образовали громадную Монгольскую империю. В составе армии Чингисхана они участвовали в его завоевательных походах, в том числе и на Русь.

После распада империи (конец XIV- начало XV в.) на её бывшей территории начались смуты и войны. Часть ойратских тайшей (князей) в дальнейшем попросили подданства у русского царя, и в течение первой половины XVII в. несколькими группами они переселились в Россию, в степи Нижнего Поволжья. Слово "калмык" произошло от слова "хальмг", что означает "остаток". Так называли себя те, кто, не приняв ислам, пришли из Джунгарии в Россию, в отличие от тех, кто продолжал называть себя ойратами. А уже с XVIII в. слово "калмык" стало самоназванием народа.

С тех пор история калмыков тесно связана с историей России. Их кочевья защищали её южные рубежи от внезапных нападений турецкого султана и крымского хана. Калмыцкая конница славилась своей быстротой, лёгкостью, прекрасными боевыми качествами. Она участвовала почти во всех войнах, которые вела Российская империя: русско-турецких, русско-шведских, Персидском походе 1722- 1723 гг., Отечественной войне 1812г.

Судьба калмыков в составе России сложилась непросто. Особенно трагическими были два события. Первое - уход части недовольных политикой России князей вместе со своими подданными назад в Западную Монголию в 1771 г. Второе - депортация калмыцкого народа в Сибирь и Среднюю Азию в 1944-1957 гг. по обвинению в пособничестве немцам во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Оба события оставили тяжёлый след в памяти и в душе народа.

У калмыков и бурят много общего в культуре, и не только потому, что они говорят на близких и понятных друг другу языках, входящих в монгольскую языковую группу. Дело ещё и в другом: оба народа вплоть до начала XX в. занимались кочевым скотоводством; в прошлом были шаманистами, а позднее, хотя и в разное время (калмыки в XV в., а буряты в начале XVII в.), приняли буддизм. В их культуре сочетаются шаманские и буддийские черты, сосуществуют обряды той и другой религии. В этом нет ничего необычного. На земле много народов, которые, официально считаясь христианами, мусульманами, буддистами, тем не менее продолжают следовать языческой традиции.

Буряты и калмыки тоже входят в число таких народов. И хотя у них много буддийских храмов (до 20-х гг. XX в. у бурят их было 48, у калмыков - 104; сейчас у бурят 28 храмов, у калмыков - 14), однако традиционные добуддийские праздники они отмечают с особой торжественностью. У бурят это Сага лган (Белый месяц) - праздник Нового года, который наступает в первое весеннее новолуние. Сейчас он считается буддийским, в его честь проводят богослужения в буддийских храмах, но, по сути дела, он был и остаётся народным праздником.

Каждый год Сагалган отмечают в разные дни, так как вычисляют дату по лунному календарю, а не по солнечному. Календарь этот называется 12-летним животным циклом, потому что каждый год в нём носит имя какого-либо животного (год Тигра, год Дракона, год Зайца и т. д.) и повторяется "именной" год через 12 лет. В 1998 г., например, год тигра наступил 27 февраля.

Когда приходит Сагаалган, полагается есть много белой, т. е. молочной, пищи - творога, масла, сыра, пенок, пить молочную водку и кумыс. Именно поэтому праздник называется "Белый месяц". Всё белое в культуре монголоязычных народов считалось священным и имело прямое отношение к праздникам и торжественным обрядам: белый войлок, на котором поднимали вновь избранного хана, пиала со свежим, только что надоенным молоком, которую подносили почётному гостю. Победившего на скачках коня обрызгивали молоком.

А вот калмыки встречают Новый год 25 декабря и называют его "дзул", а Белый месяц (по-калмыцки он называется "цаган Сар") считается у них праздником наступления весны и с Новым годом никак не был связан.

В разгар лета буряты отмечают Сурхарбан. В этот день лучшие спортсмены соревнуются в меткости, стреляя из лука по войлочным шарам - мишеням ("сур" - "войлочный шар", "харбах" - "стрелять"; отсюда название праздника); устраиваются конные скачки и национальная борьба. Важный момент праздника - жертвоприношения духам земли, воды и гор. Если духов задобрить, верили буряты, они пошлют хорошую погоду, обильные травы на пастбища, а это значит, что скот будет жирным и упитанным, люди сытыми и довольными жизнью.

У калмыков летом два близких по значению праздника: Усн Аршан (освящение воды) и Усн Тяклгн (жертвоприношение воде). В сухой калмыцкой степи многое зависело от воды, поэтому нужно было своевременно принести жертву духу воды, чтобы добиться его благорасположения. В конце осени каждая семья совершала обряд жертвоприношения огню - Гал Тяклгн. Приближалась холодная зима, и очень важно было, чтобы "хозяин" домашнего очага и огня был добр к семье и обеспечил тепло в доме, юрте, кибитке. В жертву приносили барана, мясо его сжигали в огне очага.


Литература

1.  Батуева И.Б. Буряты на рубеже 19-20вв. (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период: Ист.-этногр. (очерк Науч. ред. Б.В.Базаров). - Улан-Удэ, 1992.-73с.

2.  Ивашина Л.Г. О культуре и быте древнего населения Калмыкии.- В кн.: Матер. культура и искусство Забайкалья.-Улан-Удэ,1995.-с.64-73.


Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.