Реферат: Cудебная реформа 1864 года и наших дней
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исследовательская работа на тему:
«СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА И НАШИХ ДНЕЙ»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: УЧАЩАЯСЯ
ГРУППЫ 10 – 2
ИВАНОВА Т.В.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЧЕРНИЧКИНА Н. М.
МУРМАНСК
ЛИЦЕЙ № 1
1999
Содержание
Введение: обзор исторического развития
судопроизводства в России до 1864 г. 3
1.
Александр II и его реформы 4
2.
Судебная реформа 1864 года и ее основные
итоги 6
3.
Современная судебно-правовая реформа, ее
предпосылки и развитие 17
4.
Суд присяжных – центральный институт
судебных реформ 1864 и 1993 г. 23
5.
Заключение 25
6.
Исторические термины 28
7.
Историческая справка 29
8.
Литература 30
Введение: обзор исторического
развития судопроизводства в России до 1864 года.
Суд - орган
государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующего
класса, путем осуществления правосудия, применения мер государственного
принуждения с лицом нарушающим установленный правопорядок. Суд возникает вместе
с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития
государственного механизма и образования специального государственного
аппарата.
В России суд
входит со времени Киевской Руси, где суд творился князем, его
представителями-посадниками и тиунами. В Новгородской феодальной республике
судебную власть осуществляли вече (высшая судебная инстанция), князь,
посадники, архиепископ, староста, братчина. В Московской Руси в 15-17 веке суд
осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на
местах помещиками, волостелями, вотчинниками. С упразднением системы кормлений
судебные полномочия были переданы губным избам. Первые попытки отделить Суд от
администрации были предприняты Петром I, при котором в 1713 году в губерниях
была учреждена должность судьи (ландрихтера), а затем (в1718 году) -
оберландрихтера. Однако компетенция этих судей не была четко определена и для
решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в юстиц-коллегию. Были
также созданы военный Суд, духовный Суд. Высшей судебной инстанцией был Сенат.
При Екатерине II была создана система судебных учреждений: в нее входили
уездные и земские суды для дворян; губернские и городские - для горожан; нижняя
и верхняя расправа - для свободных крестьян. В 1864 году была проведена
судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России:
были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура.
В следующих
разделах данного реферата будет более подробно рассмотрена, именно судебная
реформа 1864 года Александра II, ее положительные и прогрессивные стороны, ее
недостатки, а также судебная реформа наших дней, которая явно имеет связь и
похожие черты с реформой 1864 года.
Александр
II и его реформы.
Правление
императора Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований
российского общества. Реформы этой эпохи существенно изменили государственный
строй империи, стимулировали экономическое развитие страны, повлияли на
эволюцию ее социальной структуры.
Под влиянием
поражения в Крымской войне 1853-1856 года в условиях создавшейся революционной
ситуации Александр II вынужден провести ряд реформ.
Энтузиазм и
доверие, единодушно выраженные всеми слоями общества, укрепляли Александра
Николаевича в его намерении при первых шагах царствования. Всем было ясно, что
необходим поворот от прежней николаевской политики, необходимо жить и
развиваться по-новому. Но как? Мнений на этот счет было предостаточно и в
громко заговорившем обществе, и в близких к новому императору кругах.
Вырабатывались планы, писались записки, начинались нескончаемые громкие споры.
Споры пошли
по всей стране, благо стало возможным спорить публично. "Оттепель",
"гласность" - тогда появились эти понятия.
В
критический для страны час он смог переступить через многие привычные взгляды и
убеждения, пренебречь принципами и верностью своему классу ради цели много
большей. Вот почему не стоит пренебрежительно оценивать преобразования
Александра II только как "вынужденные".
За четверть
вековое его правление в России было уничтожено крепостное право
(1861),проведены университетская(1863) и судебная(1864) реформы, до радикализма
которых до сих пор не дошло наше общество, введено местное самоуправление в
городах (1870) и сельской местности (1864),сняты варварские цензурные
ограничения в печати(1865);в эти же годы положено было основание тяжелой и
легкой промышленности; осуществлена финансовая реформа, создан Государственный
банк(1860);развитие железных дорог завершило создание новых основ народного
хозяйства страны; военные реформы(1860-1870-е годы) создали новую русскую
армию.
Александру
II хватило дальновидности и мужества для проведения революции
"сверху". Частичные, казалось бы, социальные и экономические
преобразования благодаря объективным условиям и воле правителя страны переросли
в реформу феодальной системы, был совершен качественный скачок в развитии
общества, позволивший ему приблизиться к уровню передовых
стран.
В то же
время неполнота, известная ограниченность реформ были вызваны тем, что власть
учитывала огромную инертность человеческого сознания (да и сама не могла ее
преодолеть). Устойчивость имеющихся авторитетов и ценностей и тяга к ним в
условиях общего сдвига всех структур естественна, а попытка их устранения, как
правило, чревата взрывом недовольств. Один из законов реформы, в полной мере
проявившейся в ходе преобразований, состоит в том, что уступка традиции в
погоне за общественным прогрессом, как правило, облегчает сохранение
стабильности в обществе.
С другой
стороны, чисто охранительная политика: курс царя и его единомышленников на
либеральные реформы постоянно наталкивался на противодействие консервативных
сил высшей бюрократии, сохранявшей значительное политическое влияние при дворе.
Несколько раз Александру II предлагали ввести конституционные элементы в
систему государственного управления, но, умом понимая неизбежность этого,
самодержец всероссийский нутром своим не мог принять ограничение своей власти и
пошел на это в самый последний миг.
Среди
сторонников преобразований видную роль играли великий князь Константин
Николаевич (младший брат царя), министр внутренних дел Г.А.Валуев, военный
министр Д.А.Милютин, министр народного просвещения А.В.Головин и другие. Видную
же роль в подготовке именно судебной реформы играл известный юрист
статс-секретарь Государственного совета С.И.Зарудный, под руководством которого
к 1862 году были выработаны основные начала нового судоустройства и
судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и
разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным
юристам и легли в основу новых судебных уставов. А лагерь противников реформ
возглавили начальник III отделения Собственной канцелярии граф П.А.Шувалов и
министр юстиции граф В.Н.Панин.
Судебная
реформа 1864 года и ее основные итоги.
Широко
распространено мнение, что судебная реформа началась 20 ноября 1864 года, когда
царь Александр II подписал Указ Правительствующему сенату, утвердившей четыре
законодательных акта:
-
Учреждение судебных установлений;
-
Устав уголовного судопроизводства;
-
Устав гражданского судопроизводства;
-
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
В
последующем эти акты стали именоваться судебными уставами. На них возлагались
большие надежды. В упомянутом Указе наряду с прочим отмечалось:
"Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию
нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех
подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую
самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без
которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть
постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего".
Фактически
же реформа началась задолго до указанной даты. Она коснулась не только судов,
но и других взаимодействующих с судами органов – прокуратуры и следственного
аппарата. Она также выразилась в крайне запоздалом учреждении адвокатуры,
которого серьезно побаивались предшественники Александра II.
Первым шагом
в практическом проведении реформы принято считать изданный в мае 1860 года
Закон о судебных следователях. Что же касается реформы в целом, то подготовка к
ней началась значительно раньше, еще в 30-х годах этого столетия. К ней были
привлечены лучшие специалисты того времени.
На последних
этапах во избежание случайных и непродуманных решений была разработана
концепция реформы, получившая наименование "Основные положения
преобразования судебной части в России» (апрель 1862г.). Опубликование по
высочайшему повелению этого документа и всестороннее его обсуждение
способствовали более тщательной доработке проектов законодательных актов,
утвержденных 20 ноября 1864 года.
Чтобы
обеспечить организованное осуществление намеченных преобразований,19 октября
1865 года царь утвердил "Положение о введении в действие судебных
уставов", которое ориентировало на постепенное, планомерное
распространение по всей территории огромной страны предписаний новых законов.
Официально реформа шла в течение 35 лет, до того момента, когда царь Николай II
издал специальный указ о ее окончании(1 июня 1899 г.). На деле же идеи реформу
пытались реализовать вплоть до начала Первой мировой войны, то есть почти в
течение 50 лет, но далеко не во всем успешно.
Для того
времени и на фоне существовавших тогда судебных систем в других странах российскую
реформу нужно считать безусловно прогрессивной. Она не была слепым и бездумным
подражанием порядкам, сложившихся в государствах Европы и Северной Америки. Ее
основные положения строились с учетом специфики конкретных экономических,
социальных, политических, демографических, этнических, религиозных и иных
условий, сложившихся в России. Возможно, организаторы реформы не во всем были
последовательны, но в любом случае следует признать, что они стремились к
сознанию совершенной судебной системы.
Важной
частью этой реформы было кардинальное упрощение судоустройства. Вместо
множества судов, существовавших для "обслуживания" различных
сословий, учреждались единые для всех сословий общегражданские суды. В их число
включались две группы судов: общие судебные установления и местные судебные
установления(в те годы термину "установление" придавалось значение,
весьма сходное с современным термином "орган").
Основными
звеньями общих судебных установлений были окружные суды, судебные палаты и
Правительствующий сенат.
Окружные
суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности
населения и объема работы. Председатели и члены этих судов назначались
императором по представлению министра юстиции, который, представляя к
назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания судей
того суда, где предстояло работать назначаемому. К претендентам на судейские
должности по закону предъявлялись жесткие и многочисленные требования
(образование, стаж работы, наличие определенного имущества, безупречность
репутации и т.д.). Срок полномочий для судей этого уровня не устанавливался.
В составе
окружных судов образовывались, в зависимости от количества судей, присутствия
(в некоторых крупных судах таких присутствий было несколько, кое-где шесть и
более). Им было подсудно большинство дел, отнесенных к компетенции общих
судебных установлений (дела о преступлениях, которое не могли рассматриваться
местными судебными установлениями). К основному их полномочию относилось
рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Иногда окружные
судам приходилось выступать в роли второй инстанции по отношению к съездам
мировых судей и проверять законность выносившихся ими судебных решений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|