на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Да не оскудеет рука дающего...

Реферат: Да не оскудеет рука дающего...

Введение

Отечественная история продолжает хранить немало так называемых “белых пятен”, малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследователей были просто недоступны. Так, например, по существу только начинает изучаться в настоящее время история российской благотворительности, представляющей крупное общественное явление.

Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни и традиции, которые восходят к Древней Руси. На протяжении столетий ее содержание и формы существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературе встречается у Н.М.Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе[1]. Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся[2].

В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность.

Вместе с тем, актуальность темы связана и с теми изменениями, кризисными явлениями, происходящими в российском обществе и обусловленными историческим переломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс проходит особо болезненно для мало- или неимущей части российских граждан, т.к. в стране отсутствует необходимая система социальной защиты населения и им не оказывается вовремя и адресно направленная поддержка. А условия, необходимые для формирования многофункциональной  социальной политики, пока еще не сложились в стране[3]. Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее все социальные группы и слои российского общества, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания – характерные черты сегодняшнего дня.

В концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента 17 декабря 1997 г., особо подчеркивается, что еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества, и увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности, как следствие кризисного состояния экономики, несет угрозу безопасности России в социальной сфере[4].

В этих условиях потребность в изучении и научной разработке отдельных пластов и явлений социальной истории России приобретает особую значимость. Знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие современной России. С этим мнением современного исследователя Т.Е.Покотиловой трудно не согласиться[5]. Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта прошлого, традиций российской благотворительности, ее социально-политических аспектов, в частности, вполне закономерен.

На наш взгляд, благотворительность, ставшая в России именно в эпоху капитализма общественным явлением, вместе с тем являлась частью политической идеологии российского государства того периода. В общественную психологию внедрялась идея тесной связи монарха со своим народом, культивировалась мысль о безграничной монаршей милости, укреплялось сознание, что “лишь бы до царя дойти, у него каждый найдет и правду, и покровительство”. Именно на уровне государственной политики осуществлялась благотворительность. Властью инициировались и режиссировались всевозможные благотворительные акции, “адресные” кампании и т.п., можно сказать даже, что формировался культ благотворительности.  Не случайно благотворительность в дореволюционной России была делом престижным. Сначала дворянская аристократия – крупные землевладельцы, а позднее промышленники, купцы, просто зажиточные люди, вкладывая капитал в благотворительные дела, стремились зарекомендовать себя в глазах общественности. Благотворительность считалась признаком хорошего тона. Для того, чтобы завоевать определенные позиции в тогдашней общественной и государственной иерархии, недостаточно было быть богатым, нужно было совершать общественно полезные поступки. И они совершались в массовом масштабе. Пример подавали члены императорской семьи, учреждавшие благотворительные общества, вносившие при этом на их нужды значительные капиталы и опекавшие их. Социальный состав благотворителей менялся в соответствии с социально-экономическим развитием страны. Формы социальной помощи были многообразными, они отражали многоукладность тогдашнего общества. Но в каком бы виде благотворительность ни проявлялась, материальную основу ее в большинстве случаев составляли частные пожертвования[6].

Исторический анализ социально-политических аспектов благотворительности в России в конце XIX – начале ХХ веков поможет глубже понять ее внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических, политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития. Объективно воссозданная картина благотворения в губерниях Центрального Черноземья, как одного из крупнейших российских регионов, дает богатейший материал для анализа и преломления на практике в нашей сегодняшней жизни многих полезных начинаний того времени. В условиях рыночной рациональности и расчетливости ориентация общественного сознания на феномены безвозмездной благотворительности позволяет также актуализировать проблематику духовно-нравственной составляющей социального развития. Наше общество, особо нуждается сейчас в превращении нравственного воспитания в практическую школу благонравия.

Об актуальности темы свидетельствует также анализ состояния ее разработки. В дореволюционный период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось достаточно большое внимание, о чем свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX в.[7]. По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики)[8]. Причем  некоторые издания являлись многотомными, а одно из них, “состоящее под высочайшим их императорского величества и покровительством Ведомство детских приютов и его задачи”, выходившее в С.-Петербурге в 1897-1911 гг. состояло из 34 частей. Общие проблемы благотворительности освещены в работах таких дореволюционных авторов как Н.Я.Воскобойников, Георгиевский, В.И.Ильинский, Н.Н.Кафтанов, А.Якоби, Н.А.Никольский и др.[9]. Их отличает очерковый, фрагментарный характер повествования. Вместе с тем, они дают представление об отдельных аспектах истории благотворительности в России, о призрении бедных и неимущих. Среди работ общего характера необходимо выделить книгу “Общественное и частное призрение в России”[10]. Она представляет собой сборник очерков о постановке дела призрения в России, выход которого был приурочен к проходившему в Милане IV Международному конгрессу  по общественному и частному призрению. Из большого числа статей по разнообразной тематике выделим “Очерк истории развития и современного положения общественного призрения” Е.Д.Максимова. Он подчеркивал, что государственное призрение появилось в России с появлением государства, характеризовал принципы государственного призрения, считая, что государственная  благотворительность берет свое начало с XVIII в. , т.е. с правления Петра I. Статья Максимова насыщена богатым фактическим, цифровым материалом. Отметим, что многочисленные работы Е.Д.Максимова[11], раскрывающие различные стороны истории российской благотворительности, внесли значительный вклад в историографию проблемы. Ни один современный исследователь, занимающийся вопросами благотворительности, не может обойтись без его трудов, отличающихся глубиной, аргументированностью в изложении материалы, серьезностью и основательностью. Охарактеризуем некоторые из них, использованные нами в настоящей работе.  В статье Е.Д.Максимова “Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения”[12] затрагиваются вопросы реализации земствами благотворительных целей и задач. Причем автор, анализируя действовавшее российское законодательство об общественном призрении, пришел к неутешительному выводу о том, что законодательство мало соответствовало требованиям жизни и не могло удовлетворить российское общество. В статье приведен конкретный статистический материал об общественном призрении в России в середине 90-х годов XIX в., о количестве нуждавшихся в призрении из различных сословий, о взаимосвязи нищенства и преступности. Ценным для нас является и характеристика общественного призрения в России в конце XIX в., его направлений, анализ духовных форм общественного призрения по губерниям. Вместе с тем, в статье впервые предпринята попытка в историческом аспекте проанализировать российское законодательство по общественному призрению. Эти проблемы и до сегодняшнего дня остаются недостаточно исследованными, и статья Е.Д.Максимова – своеобразный вектор, ориентир для нынешних историков, занимающийся изучением социально-политических аспектов благотворительности в России.

Вопросы истории общественного призрения, развития благотворительности в медицине, образования в России затрагиваются и в книге “Из истории и опыта земских учреждений в России”, специально посвященной 50-летию земских учреждений[13]. В одном из ее разделов специально рассматривается вопрос о деятельности земских учреждений в области организации “народного здравия” и общественного призрения. В ней содержатся также, в частности, интересные сведения о деятельности Курского губернского земства в области народного образования, показано на примере Курской губернии влияние крестьянского представительства в земских учреждениях на образование. Прослеживаются общие тенденции по развитию общественного призрения в земских губерниях России, выделяются типичные закономерности в его развитии в этих губерниях, включая Воронежскую, Тамбовскую и Курскую

В разделе “Народное здравие и общественное призрение” Е.Д.Максимов показал деятельность земств в этом направлении, отмечая слабую, несовершенную законодательную базу в сфере общественного призрения. Он вскрыл также основные причины недостаточного финансирования земств, их трудного материального положения, отрицательно влиявшего на решение насущных вопросов медицинского обеспечения, общественного призрения населения. Анализируются также ходатайства земств к правительству, остававшиеся, как правило, без положительного ответа. Автор определил также основные виды и формы общественного призрения, осуществляемого земствами, показал их влияние на развитие благотворительности в России, наметил конкретные пути дальнейшей деятельности земств в этом направлении. Статья имеет большое методологическое значение, содержит конкретный статистический материал о развитии земской благотворительности и общественного призрения во второй половине XIX – начале ХХ вв.

К этим материалам примыкает книга Е.Д.Максимова “Очерк земской деятельности в области общественного призрения”, вышедшей еще в середине 90-х годов XIX в.[14]. Эта книга специально посвящена интересующему нас вопросу – земство и благотворительность и уже только в силу этого обстоятельства является исключительно ценной для исследования.

Обширный документальный материал, собранный и систематизированный автором, дал возможность по достоинству оценить заслуги земства. Отметим, что Е.Д.Максимов в этой работе по-новому подходит к вопросу о роли государства в организации общественного призрения. Он справедливо утверждает, что общественное призрение должно быть важнейшей сферой государственного управления, которая требует систематической заботы и внимания со стороны государства. Е.Д.Максимов, настаивая на праве человека на попечение, призрение, вместе с тем поставил вопросы о реализации этого права через судебные органы и о необходимости создания для этого соответствующей законодательной основы. Заметим, кстати, что работы Е.Д.Максимова, впрочем как и многие другие дореволюционные издания по истории благотворительности и общественного призрения, давно уже стали библиографической редкостью, что делает их труднодоступными для исследователя и использования в научных целях.

В дореволюционной историографии выделяется также книга В.Ф.Дерюжинского “Заметки об общественном призрении”[15], в которой содержится краткий обзор состояния общественного призрения в России, критически оценивается его законодательная база. Вместе с тем, автор в историческом аспекте анализирует имевшийся опыт благотворительности в Западной Европе, выделяя в нем рациональное и значимое для использования в российских условиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.