Реферат: Да не оскудеет рука дающего...
Введение
Отечественная история продолжает хранить немало так
называемых “белых пятен”, малоизвестных страниц, которые долгие годы для
исследователей были просто недоступны. Так, например, по существу только
начинает изучаться в настоящее время история российской благотворительности,
представляющей крупное общественное явление.
Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни и
традиции, которые восходят к Древней Руси. На протяжении столетий ее содержание
и формы существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературе
встречается у Н.М.Карамзина. Однако активное его использование осуществляется
во второй половине XIX столетия, когда развивается
теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего
населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему,
негосударственную форму помощи нуждающимся. В ХХ веке до 90-х годов данное
понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма
классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе[1].
Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность,
направленная на оказание помощи нуждающимся[2].
В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра
отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых
понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть
названа благотворительность.
Вместе с тем, актуальность темы связана и с теми изменениями, кризисными
явлениями, происходящими в российском обществе и обусловленными историческим
переломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс
проходит особо болезненно для мало- или неимущей части российских граждан, т.к.
в стране отсутствует необходимая система социальной защиты населения и им не
оказывается вовремя и адресно направленная поддержка. А условия, необходимые
для формирования многофункциональной социальной политики, пока еще не
сложились в стране[3].
Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее все
социальные группы и слои российского общества, утрата многих мировоззренческих
и нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания –
характерные черты сегодняшнего дня.
В концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента 17 декабря 1997 г., особо подчеркивается, что еще
недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства
и общества, и увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности,
расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу
малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности, как следствие
кризисного состояния экономики, несет угрозу безопасности России в социальной
сфере[4].
В этих условиях потребность в изучении и научной разработке отдельных
пластов и явлений социальной истории России приобретает особую значимость.
Знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает
возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов,
обеспечить достойное развитие современной России. С этим мнением современного
исследователя Т.Е.Покотиловой трудно не согласиться[5].
Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта
прошлого, традиций российской благотворительности, ее социально-политических
аспектов, в частности, вполне закономерен.
На наш взгляд, благотворительность, ставшая в России именно в эпоху
капитализма общественным явлением, вместе с тем являлась частью политической
идеологии российского государства того периода. В общественную психологию
внедрялась идея тесной связи монарха со своим народом, культивировалась мысль о
безграничной монаршей милости, укреплялось сознание, что “лишь бы до
царя дойти, у него каждый найдет и правду, и покровительство”. Именно на уровне
государственной политики осуществлялась благотворительность. Властью
инициировались и режиссировались всевозможные благотворительные акции,
“адресные” кампании и т.п., можно сказать даже, что формировался культ
благотворительности. Не случайно благотворительность в дореволюционной России
была делом престижным. Сначала дворянская аристократия – крупные
землевладельцы, а позднее промышленники, купцы, просто зажиточные люди,
вкладывая капитал в благотворительные дела, стремились зарекомендовать себя в
глазах общественности. Благотворительность считалась признаком хорошего тона.
Для того, чтобы завоевать определенные позиции в тогдашней общественной и
государственной иерархии, недостаточно было быть богатым, нужно было совершать
общественно полезные поступки. И они совершались в массовом масштабе. Пример
подавали члены императорской семьи, учреждавшие благотворительные общества,
вносившие при этом на их нужды значительные капиталы и опекавшие их. Социальный
состав благотворителей менялся в соответствии с социально-экономическим
развитием страны. Формы социальной помощи были многообразными, они отражали
многоукладность тогдашнего общества. Но в каком бы виде благотворительность ни
проявлялась, материальную основу ее в большинстве случаев составляли частные
пожертвования[6].
Исторический анализ социально-политических аспектов благотворительности в
России в конце XIX – начале ХХ веков поможет глубже
понять ее внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических,
политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития.
Объективно воссозданная картина благотворения в губерниях Центрального
Черноземья, как одного из крупнейших российских регионов, дает богатейший
материал для анализа и преломления на практике в нашей сегодняшней жизни многих
полезных начинаний того времени. В условиях рыночной рациональности и
расчетливости ориентация общественного сознания на феномены безвозмездной
благотворительности позволяет также актуализировать проблематику
духовно-нравственной составляющей социального развития. Наше общество, особо
нуждается сейчас в превращении нравственного воспитания в практическую школу благонравия.
Об актуальности темы свидетельствует также анализ состояния ее
разработки. В дореволюционный период вопросам общественного призрения и
благотворительности уделялось достаточно большое внимание, о чем
свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные
публикации, относящиеся ко второй половине XIX в.[7].
По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в
дореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики)[8].
Причем некоторые издания являлись многотомными, а одно из них, “состоящее под
высочайшим их императорского величества и покровительством Ведомство детских
приютов и его задачи”, выходившее в С.-Петербурге в 1897-1911 гг. состояло из
34 частей. Общие проблемы благотворительности освещены в работах таких
дореволюционных авторов как Н.Я.Воскобойников, Георгиевский, В.И.Ильинский,
Н.Н.Кафтанов, А.Якоби, Н.А.Никольский и др.[9]. Их
отличает очерковый, фрагментарный характер повествования. Вместе с тем, они
дают представление об отдельных аспектах истории благотворительности в России,
о призрении бедных и неимущих. Среди работ общего характера необходимо выделить
книгу “Общественное и частное призрение в России”[10].
Она представляет собой сборник очерков о постановке дела призрения в России,
выход которого был приурочен к проходившему в Милане IV Международному
конгрессу по общественному и частному призрению. Из большого числа статей по
разнообразной тематике выделим “Очерк истории развития и современного положения
общественного призрения” Е.Д.Максимова. Он подчеркивал, что государственное
призрение появилось в России с появлением государства, характеризовал принципы
государственного призрения, считая, что государственная благотворительность
берет свое начало с XVIII в. , т.е. с правления Петра I. Статья Максимова насыщена богатым фактическим, цифровым
материалом. Отметим, что многочисленные работы Е.Д.Максимова[11],
раскрывающие различные стороны истории российской благотворительности, внесли
значительный вклад в историографию проблемы. Ни один современный исследователь,
занимающийся вопросами благотворительности, не может обойтись без его трудов,
отличающихся глубиной, аргументированностью в изложении материалы, серьезностью
и основательностью. Охарактеризуем некоторые из них, использованные нами в
настоящей работе. В статье Е.Д.Максимова “Практическая и законодательная
постановка мер общественного призрения”[12]
затрагиваются вопросы реализации земствами благотворительных целей и задач.
Причем автор, анализируя действовавшее российское законодательство об
общественном призрении, пришел к неутешительному выводу о том, что
законодательство мало соответствовало требованиям жизни и не могло
удовлетворить российское общество. В статье приведен конкретный статистический
материал об общественном призрении в России в середине 90-х годов XIX в., о количестве нуждавшихся в призрении из различных
сословий, о взаимосвязи нищенства и преступности. Ценным для нас является и
характеристика общественного призрения в России в конце XIX
в., его направлений, анализ духовных форм общественного призрения по губерниям.
Вместе с тем, в статье впервые предпринята попытка в историческом аспекте
проанализировать российское законодательство по общественному призрению. Эти
проблемы и до сегодняшнего дня остаются недостаточно исследованными, и статья
Е.Д.Максимова – своеобразный вектор, ориентир для нынешних историков,
занимающийся изучением социально-политических аспектов благотворительности в
России.
Вопросы истории общественного призрения, развития благотворительности в
медицине, образования в России затрагиваются и в книге “Из истории и опыта
земских учреждений в России”, специально посвященной 50-летию земских
учреждений[13].
В одном из ее разделов специально рассматривается вопрос о деятельности земских
учреждений в области организации “народного здравия” и общественного призрения.
В ней содержатся также, в частности, интересные сведения о деятельности
Курского губернского земства в области народного образования, показано на
примере Курской губернии влияние крестьянского представительства в земских
учреждениях на образование. Прослеживаются общие тенденции по развитию
общественного призрения в земских губерниях России, выделяются типичные
закономерности в его развитии в этих губерниях, включая Воронежскую, Тамбовскую
и Курскую
В разделе “Народное здравие и общественное призрение” Е.Д.Максимов
показал деятельность земств в этом направлении, отмечая слабую, несовершенную
законодательную базу в сфере общественного призрения. Он вскрыл также основные
причины недостаточного финансирования земств, их трудного материального
положения, отрицательно влиявшего на решение насущных вопросов медицинского
обеспечения, общественного призрения населения. Анализируются также ходатайства
земств к правительству, остававшиеся, как правило, без положительного ответа.
Автор определил также основные виды и формы общественного призрения,
осуществляемого земствами, показал их влияние на развитие благотворительности в
России, наметил конкретные пути дальнейшей деятельности земств в этом
направлении. Статья имеет большое методологическое значение, содержит
конкретный статистический материал о развитии земской благотворительности и
общественного призрения во второй половине XIX – начале
ХХ вв.
К этим материалам примыкает книга Е.Д.Максимова “Очерк земской
деятельности в области общественного призрения”, вышедшей еще в середине 90-х
годов XIX в.[14].
Эта книга специально посвящена интересующему нас вопросу – земство и благотворительность
и уже только в силу этого обстоятельства является исключительно ценной для
исследования.
Обширный документальный материал, собранный и систематизированный
автором, дал возможность по достоинству оценить заслуги земства. Отметим, что
Е.Д.Максимов в этой работе по-новому подходит к вопросу о роли государства в
организации общественного призрения. Он справедливо утверждает, что
общественное призрение должно быть важнейшей сферой государственного
управления, которая требует систематической заботы и внимания со стороны
государства. Е.Д.Максимов, настаивая на праве человека на попечение, призрение,
вместе с тем поставил вопросы о реализации этого права через судебные органы и
о необходимости создания для этого соответствующей законодательной основы.
Заметим, кстати, что работы Е.Д.Максимова, впрочем как и многие другие
дореволюционные издания по истории благотворительности и общественного
призрения, давно уже стали библиографической редкостью, что делает их
труднодоступными для исследователя и использования в научных целях.
В дореволюционной историографии выделяется также книга В.Ф.Дерюжинского
“Заметки об общественном призрении”[15],
в которой содержится краткий обзор состояния общественного призрения в России,
критически оценивается его законодательная база. Вместе с тем, автор в
историческом аспекте анализирует имевшийся опыт благотворительности в Западной
Европе, выделяя в нем рациональное и значимое для использования в российских
условиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|