на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Дети войны

Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и такую, которая шла для оборотных предприятий. Например, в Москве в 375 таких мастерских работало более 17 тыс. учащихся. Менее чем за год они произвели продукции на сумму около 40 млн. рублей. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные столяры изготовляли приклады и ложи для винтовок и автоматов, лыжные палки, слесари и токари – детали для мин и т. д.

Из утреннего сообщения Совинформбюро.

         “Молодёжь Сталинградской области провела воскресник, в котором приняли участие более 15 тысяч человек. Во время воскресника собрано 1713 тонн лома черного металла и 56 тонны цветного метала.”

27 мая 1942 г.

Центральная станция юных пионеров провела смотр “Юные техники в помощь фронту”. В нём участвовали 201 тыс. юных техников. Их руками было изготовлено 500 тыс. деталей для боевой техники.

В 1944 году ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзный смотр технического творчества пионеров  школьников. В нём участвовало свыше 600 тыс. юных мастеров. В ходе его было изготовлено более миллиона изделий для фронта, укол, семей фронтовиков.

В годы войны не прекращались и занятия в школах. И как бы ни было трудно, особенно прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в  подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. Когда же занятия срывались бомбёжками, учителя давали занятия на дом, устраивали консультации, принимали зачёты по темам. Многие учащиеся находились в школах с 8 часов утра до 6 часов вечера. Несмотря на трудности, успеваемость в большинстве случаев была высокой. Во время каникул школьники участвовали в ремонте школ.

Большую работу под руководством учителей-биологов школьники проводили на пришкольных участках. Например, в ряде школ Омска выращивали сахарную свеклу, которая там никогда не росла; в Перми вывели новый сорт огурцов и цветной капусты, семена которых передали в колхозы; в школе №9 Тулы школьники вывели более 50 новых сортов яблок, груш и вишен.

Значительный вклад в производство продукции для фронта внесли выпускники ремесленных училищ и школ ФЗО, в которых с июля 1942 по 1945 год различные производственные специальности получили более 2 млн. юношей и девушек.

На один из заводов Свердловска в начале 1942 года пришло более 100 выпускников ремесленных училищ. 54 из них были объединены в одну бригаду во главе с мастером М. Бондиным. Ребята быстро освоили производство оборонных изделий и в том же году дали 1,5 тыс. т. проката. Бригаде было присвоено знание “Лучшая комсомольско – молодёжная смена” Свердловской области. Все ребята в этой бригаде были очень ответственные и целеустремлённые. Например, Вася Барановский, член бригады, которому исполнилось только 15 лет, приехал на “Уралмализавод” в числе эвакуированных с Украины, из ремесленного училища. Отец его ушёл в партизаны. Придя на завод, он сразу же включился в производство военной продукции.

В первые жни не всё ладилось, – вспоминал Барановский. – Ведь это было не училище, а огромный завод. В цехе работало много молодёжи. Я видел, что каждый рабочий день все старались не терять ни минуты. Это на меня накладывало огромную ответственность перед коллективом. Я понимал, что только такой труд может удовлетворить все нужды

фронта, и дал себе слово: работать так же, как и мои товарищи,

работать так, чтобы отец мог гордиться своим сыном”. 

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 67

И Вася выполнял своё слово. Его выработка в годы войны достигла 1000%. Он был награждён медалью “За трудовое отличие”.

На том же заводе работал бывший ученик ремесленного училища Леонид Потапенко, которому уже на заводе исполнилось 15 лет. За две недели он выполнил двухмесячную программу. Активное участие молодых лиц способствовало повышению производительности труда в промышленности, выпуск продукции для фронта увеличился с каждым годом.

Из многопартийной заводской газеты военной поры.

… Токарю Лопатинскому 15 лет, но он не отстаёт в работе от взрослых – “выполняет  нормы не ниже 145 процентов”.

На колхозном фронте.

           

Из утреннего сообщения Совинформбюро.

“В одной из деревень Смоленской области школьники Серёжа Яковлев, Шура Буянов, Коля Чуриков, Ваня Самсуров, Коля Иванов и другие в октябре прошлого года подобрали на поле боя и спрятали от немцев 2 ротных миномёта, 200

винтовок, около 700 гранат, несколько сот снарядов и мин. Всё это оружие и боеприпасы сейчас, когда наши бойцы выбили гитлеровцев и села, ребята сдали нашим войскам”

4 апреля 1942 г.

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя хотя бы кратко не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными

продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам.

Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

         Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах. Так, Вася Копаев, Катя Бекметьева и Вася Горбиенко из колхоза “Большевик” деревни Щукино Московской области из ребят школы в августе 1941 года организовали подвижные бригады и посылали их туда, где была нужна помощь старшим, а в колхозе “Хлебороб” 25 пионеров помогали убирать урожай, в колхозе имени Кирова Славковского района Ленинградской области 150 пионеров со специальными книжками вместе со взрослыми ежедневно выходили на работу, а шестиклассник Вася Попов из одноклассников организовал звено по уходу за картофелем. Пионеры села Барисово Московской области в 1941 году пропололи 34 га свеклы, 12 – моркови, 60 – клевера и около 30 га садов, а в

1941-1942 годах 185 тыс. пионеров Подмосковья на колхозных полях выработали 12млн. 30 тыс. трудодней. В течении месяца при Алешинской МТС Калининской области 11 школьниц, в том числе Маня Конькова, Таня Губарёва, Таня Котова, окончили курс трактористок и получили назначение на работу в колхоз.

         Ещё с большей активностью трудились пионеры и школьники в 1942 году. “Сейчас, – сообщала “Правда”27 июня, – большинство школ опустело. Школьники – на полях. Они служат Родине и помогают вести борьбу за урожай”. 5 млн. пионеров и школьников в том году работали на прополке, окучивании и подкормке картофеля и овощей, на уборке и выработке свыше 145 млн. трудодней. Только в 38 областях страны свыше 190 тыс. школьников в 1942 году окончили курсы трактористов и комбайнёров, участвовали в посевной и уборочной компаниях. Самоотверженно трудились юные патриоты на колхозных полях. Например, 8 апреля 1942 года В. Нагорный в колхозе “Красный партизан” Красноярского края на пароконном круге вместо 0,4 га вспахал 2, в последующие дни по 3, а 15 апреля – 4 га; 13-летний К.

Арчинков в тот же день вспахал 1.5 га, В Каршин – 3,2 га, а Е. Шагфакова – 3,7 га. Ещё в мирное время пионер Петя Серёгин (Вологодская область) во

время каникул помогал брату убирать урожай на комбайне, хорошо изучил его, и частенько брат доверял ему управлять машиной, а когда началась война

и брата призвали в действующую армию, он заменил его за штурвалом и при норме 180 га убрал урожай с площади более 400 га.

         8 ноября 1942 года по постановлению секретариата ЦК ВЛКСМ проходил Всесоюзный пионерский воскресник “Пионеры - фронту”. В нём участвовало 2,5 млн. пионеров и школьников. Они заготовили около 75 тыс. кубометров дров для семей фронтовиков, собрали 4268,1 т. металлолома, 355,4 т. дикорастущих и лекарственных растений, 2719 пудов колосьев, перебрали свыше 2 млн. т. овощей, утеплили 565школ, 172 скотных двора, отгрузили 297 т. угля, 63 т. торфа, очистили от снега 29 тыс. км. железнодорожных путей.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 54

клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн. 683 тыс. пудов зерна. Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в “красных обозах”. Так в ноябре – декабре 1941 года в Алтайском крае они участвовали в 6 тыс. обозов, в Ярославской области в 1943 году в 1314 обозах и в 2314 транспортных бригадах. Большую помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. Только в 1941 – 1944 годах они собрали их 240784 т. В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие завоевания колхозного строя.

Колоски.

Из родословной Морозовой Людмилы Викторовны.

Война прошлась по судьбам не только взрослых, но и детей. Мои родители (1931 и 1932 года рождения) жили в Сибири, в Омской области, но в разных районах. Их отцы с 1941 года были на фронтах Великой Отечественной войны. Сибирь далеко от фронта, не так страшно, как детям “под немцами”, но и им было страшно за своих отцов, которые воевали с фашистами, да и голодно было. Вот дети и пытались помочь своим матерям – летом собирали грибы, ягоды, которые сушили, как лепёшки, а зимой размачивали в горячей воде. Весной рвали лебеду, из которой варили суп. Много дел было у ребятишек военной поры: кроме собственного огорода, работали на колхозном поле – помогали не только семье, но и фронту. А еще осенью им удавалось тайком собирать колоски в поле, оставшиеся после жатвы. Моя мама, Клешнинова Валентина Николаевна, рассказывала, что однажды их, ребятишек, поймал в поле за этим занятием управляющий на лошади. Среди них был Володька, племянник управляющего, который завернул колоски в свою рубашку. Управляющий отхлестал кнутом тех, кому не удалось от него вывернуться, и приказал всем высыпать колоски на землю. А у Володьки ещё и отобрал пустую рубашку, велев ему передать матери, чтобы потом она пришла к нему за рубашкой. Что это? Злоба управляющего? Скорее всего, это его ответственность перед буквой закона. Ведь Сталин и Молотов ещё до войны родили чудовищный закон от 7 августа 1932 года. Он оглашал

Строкой газеты

“Расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества” за хищение

урожая на полях общественных запасов, скота и т. д.

В народе это постановление прозвали “законом о пяти колосках”. Ровно столько их требовалось суду, чтобы приговорить мать или отца к … вышке. Но руки у судей не всегда поднимались, чтобы за горсть зерна посылать на расстрел кормильца. Но всё же репрессивная машина работала, хотя и со скрипом. 55 тысяч человек осудили за колоски. Из них к высшей мере наказания – 2100.


Взнос пионеров и школьников.

Из утреннего сообщения Совинформбюро.

“15 – летняя школьница Лида Р., у которой фашисты убили родителей, пробралась вечером к командиру партизанского отряда учителю В. и сообщила, что в село Сведлово Одесской области прибыл румынский отряд, заночевавший в помещении

школы. Ночью партизаны неслышно проникли в село и забросали помещение школы ручными гранатами… Партизаны захватили 2 автомашины, 5 мотоциклов, станковый пулемёт и другое оружие”.

16 сентября 1941 г.

         Защита Советской Родины от фашистского нашествие потребовала от каждого гражданина СССР найти своё место в общем строю борьбы на фронте и в тылу. В Директиве от 29 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП призывали всех советских людей “организовать всестороннюю помощь действующей армии … обеспечить снабжение армии всем необходимым…”.

         Опасность, нависшая над Родиной, глубоко запала в душу каждому советскому человеку. Поэтому советские люди стремились помочь армии всем, чем только могли. Одним из патриотических движений в те дни были различные взносы в фонд обороны страны, усиление её боевой мощи.

         Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно – Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их войнам действующей армии.

Телеграмма верховного главнокомандующего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.