Реферат: Древнеиндийская цивилизация
Содержание
1.
Введение
2.
Природные условия
3.
Население
4.
Источники
5.
Древнейшая Индия
6.
Индия в XV-VI вв. до н.э.
7.
Индия в VI-IV вв. до н.э.
8.
Возвышение Магадхи.
Создание державы Маурья
9.
Буддизм и его историческая роль
10. Культура Индии
11.
Использованная литература
Введение
Индия – одна из колыбелей
человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой
многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного
обогащения она сумела сохранить своё своеобразие и яркую индивидуальность.
Достижения древней Индии в области науки, литературы и искусства на протяжении
тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далёких её соседей. Зародившиеся
в Индии индуизм и буддизм и возникшие на их основе различные
религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих
цивилизаций Востока, но и общественную мысль многих народов мира.
Естественные условия Индии весьма
сложны и разнообразны. Индия представляет собой в своей значительной части
огромный полуостров, почти материк, отделенный от всего окружающего мира двумя
океанами и величайшим в мире горным хребтом - Гималаями. Только немногие горные проходы, ущелья и
долины, в частности долина реки Кабула, соединяют Индию с соседними странами.
Центральная часть Индии, так называемый Декан,
является самой древней частью полуострова, который, весьма возможно, первоначально
представлял остров. Плоскогорье Декана,
достигающее в среднем до 1000 м высоты, включает горные и степные области,
джунгли и саванны, в некоторых районах мало приспособленные для человеческой
жизни, особенно в тех областях, которые отличаются сухим климатом. Наиболее
благоприятным и удобным для расселения людей и раннего развития культуры оказались
обширные области Северной Индии, большие равнины Инда и Ганга.
Население Индии еще в древности
отличалось пестротой и разнообразием, на что указывают как греческие хроники,
так и древнеиндийский эпос.
Начало цивилизации в Индии относят к
III тысячелетию до н.э., когда образовались великие города с высокой культурой
и благоустройством - Мохенджо-Даро
и Хараппа,
создав цивилизацию в долине Инда. Она быстро сошла на нет, не оставив преемников.
Северная Индия была завоевана
племенами, которые в середине второго тысячелетия до н.э. спустились с гор
Гиндукуша и Памира и наводнили плодородные равнины Пенджаба и верхнего бассейна
Ганга. Обычно эти племена принято называть арийскими. Само слово "ария"
на древнеиндийском языке (санскрите) означает: "из хорошей семьи",
"благородный", "аристократ", являясь, таким образом, социальным
термином.
Развитие ремесленных производств,
отделение их от сельского хозяйства и развитие торговли приводили к выделению
наиболее зажиточный и богатых людей, который эксплуатировали в своем хозяйстве
рабский труд. Как и в других странах древнего Востока, военнопленных обычно
обращали в рабство. Рабство в Древней Индии долго сохраняло домашний,
патриархальный характер. Жена и дети считались как бы прирожденными рабами мужа
и отца. Поэтому отец имел право продавать в рабство свою дочь.
Развитие рабства привело к углублению
классовых противоречий, к экономическому и социальному усилению правящего
класса - рабовладельческой аристократии. Родовая аристократия, состоящая из
жрецов, выделившаяся из среды общинников, противопоставляются простому народу,
объединенному в общины (вишас).
С целью оформления этого социального расслоения в обычном и жреческом праве
появляется система четырех основных варн,
которая должна была санкционировать и укрепить древнейший классовый строй,
основанный на эксплуатации рабов и угнетении широких свободных масс населения.
Учение о происхождении, значении, правах и обязанностях древних варн, из
которых впоследствии выросла значительно видоизмененная и усложненная кастовая
система, сохранилось во многих древнеиндийских книгах, в частности в законах Ману и в сборнике законов Апастамбы. Основными варнами
считались: 1) варна жрецов (брахманов),
2) варна воинов (кшатриев),
3) варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшиев) и 4) варна шудр (низы угнетенных и бесправных
бедняков, бывших почти на положении рабов, а также фактические рабы).
Религиозная идеология древней Индии выработала особую систему религиозных
верований, который обосновывали эту древнейшую кастовую систему и привилегии
трех высших варн.
В древней Индии возникает
государство, облеченное в те же самые формы деспотии, которые мы уже имели
возможность наблюдать в Древнем Египте, в древней Ассирии и Персии. Для
укрепления авторитета царя, возглавляющего это государство, широко используется
религия. Жрецы учили, что царь есть божество и что поэтому все приказы царя
следует исполнять, как если бы они исходили непосредственно от бога. Царь
считался земным воплощением божества. В законах Ману царь называется неприкосновенным, и брахманский
закон угрожал огненной смертью тому человеку, который "неосторожно
приближается к нему".
В период образования древнейшего
рабовладельческого государства появляются ведомства, в частности военное и
судебное. Главной опорой рабовладельческого государства была армия, которая
делилась на четыре основных рода войск: пехота, конница, колесницы и слоны.
Особенно широкое применение в военном деле получили лук и колесницы.
Природные условия
Индия по размерам своей территории и
по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к
числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой,
отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами.
На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами
Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она
замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные
преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию
на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.
Индия в значительной степени была
обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и
сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и
разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в
древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в
Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с
которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный
тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.
Индия обладала неисчерпаемыми
источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов).
Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере
самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а
также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).
Древнейшими земледельческими зонами
Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками
(Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также
принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной
части страны, на полуострове Декхан.
В долинах Инда и верхнего Ганга рано
стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели
от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны,
приносящие с юго-запада большие количества влаги.
Население
Древнейшие индийские литературные
памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об
исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по
количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней
в этом отношении.
Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым.
На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе.
Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более
ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих
лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают
распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На
основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»).
В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.
Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами
северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило
позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое
местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о
преимуществах той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от
условий развития в тот или иной исторический момент.
Источники
Значительная часть первоисточников по истории древней Индии
безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были
написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали
неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог
сохраниться такой хрупкий материал, как папирус). С другой стороны пожары,
которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии, оказались
губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые
были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного. К счастью,
санскрит, в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался,
литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те
произведения, которые считались ценными, систематически переписывались и дошли
до нас в поздних копиях с дополнениями и искажениями.
Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось,
если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.
Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения:
Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных
формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая
поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича
Рамы).
Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник «Законы
Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности
(ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это
типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные
установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.
Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление
которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского
Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый
ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране
установилась централизация и бюрократизация.
Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник
легенд и изречений Типитака.
Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.),
высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.
Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии
своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана,
жившего во II в. н.э. В своём «Анабасисе Александра» он описал поход
этого царя в Индию, в специальном произведении – «Индия» – дал подробный
географический очерк страны.
Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники
материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в
20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III – II тысячелетий до
н.э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и
появлению древнейшей литературы на санскрите.
Древнейшая Индия
Судя по археологическим
находкам, Индия была заселена ещё во времена древнекаменного века. Палеолитические
стоянки обнаружены в ряде горных местностей страны. На следующей стадии неолита
стали уже осваиваться долины крупных рек, прежде не заселённые. На первое место
всё больше выдвигаются западные районы Индии, где ко времени энеолита и
особенно в бронзовый век складывается самобытная протоиндийская цивилизация,
расцвет которой относится к III и
началу II тысячелетию до н.э. Главным центром
её были города, руины которых скрыты в районе современной Хараппы (в Пенджабе)
и Мохенджо-Даро (в Синде).
Основные орудия и оружия
изготовлялись обитателями этих городов из меди, затем даже из бронзы. Только
железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например лимехи,
продолжали изготовляться из кремня.
Страницы: 1, 2, 3
|