на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Духовные аспекты заразности в патологии человека: анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви

Реферат: Духовные аспекты заразности в патологии человека: анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви

Духовные аспекты заразности в патологии человека: анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви

эпидемиология духовная заболеваемость преступность


Эпидемиология как наука зародилась на заре истории человечества в ответ на острейшую общественную потребность борьбы с заразными болезнями человечества, носившими характер эпидемий и пандемий. Благодаря специфике оригинального метода исследования телесной заболеваемости и закономерностей ее возникновения, распространения, течения и угасания в пространстве, времени, населении эпидемиологи еще в добактериологическую эру смогли предложить эффективную систему профилактических и противоэпидемических мероприятий. После открытия возбудителей биологически заразных болезней получили развитие многие науки об инфекции в узком (медицинском, ветеринарном, фитопатологическом) смысле слова[1] - микробиология, вирусология, паразитология, клиника инфекционных болезней. Однако только эпидемиология исследует те условия, при которых возможно само существование и распространение инфекционных болезней и вооружает надежными методами защиты от них населения.

Поэтому эпидемиология[2] - это наука о закономерностях, лежащих в основе возникновения и распространения инфекционных болезней в человеческом коллективе, и мерах профилактики и борьбы с ними. При этом сами вышеупомянутые закономерности, лежащие в основе возникновения и распространения биологически заразных болезней человека (животных, растений, микроорганизмов), представляют собой ни что иное, как универсальные схемы движения живого заразного вещества от источников (больных, заразоносителей) к здоровым восприимчивым реципиентам в пространстве, времени, организмах, включая человека и общество. В таком виде эпидемиология в своей естественнонаучной основе – часть теоретической биологии, которую Э.С.Бауэр называл «…наукой о законах движения (в самом широком смысле слова) организованной живой материи».[3]

Однако, известно, что параллельно с живым организованным веществом в рамках упомянутых нами универсальных схем движения биологически заразного вещества в пространстве, времени, организмах, включая человека и общество, циркулируют присущие этому живому веществу информация и энергия. Поэтому в «триаде» – вещество, энергия, информации можно видеть методологическую триаду и обоснование не только теоретической физиологии, но и всей биологии вообще.[4] Эта же триада является методологической основой теоретической эпидемиологии как науки о законах движения (в самом широком смысле слова) организованной живой материи, присущих ей информации и энергии в пространстве, времени, объектах, организмах, включая человека и общество.

Обмен вещества, энергии, информации был запущен и складывался при самом возникновении жизни на Земле. При этом информация изначала стояла на первом месте, поскольку «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».[5] В основе слова лежит мысль, которая носит невещественный, духовный характер. Поэтому в основе указанного обмена лежит не только единый для всех организмов нашей планеты биохимический план, исходящий от замысла единого Творца мира, но и единые схемы процессов движения вещества, энергии, информации в пространстве, времени, объектах, организмах, включая человека и общество. Последнее обстоятельство касается вопросов организации систем и процессов любого типа и имеет важное общенаучное и методологическое значение для всех наук о мире и человеке.

Первыми работами, посвященными вопросам организации, были книги русского минералога Е.С.Федорова.[6] К первому фундаментальному труду «Начала учения о фигурах» (1885) он приступил в возрасте 16 лет. Этот труд содержит идеи большинства его последующих открытий в геометрии и кристаллографии. Здесь приводятся так называемые параллелоэдры – выпуклые многогранники, которые Е.С. Федоров положил в основу своей теории строения кристаллов. В 1885–90 гг. он выполнил серию работ по структуре и симметрии кристаллов, завершившуюся классическим трудом «Симметрия правильных систем фигур» (1890). В нем впервые показано, что, несмотря на огромное разнообразие веществ, способных к кристаллизации,[7] существует всего лишь 230 различных типов кристаллической решетки.

Таким образом, количество архитектурных форм, в которых может существовать материя, гораздо беднее ее фактического физического, химического разнообразия. Эта закономерность касается и других форм организации материи, включая информационные (духовные) аспекты, присущие организованному живому веществу, включая его высшие, разумные формы, в том числе человека и общество.

Следующий важный шаг в развитии теории организации сделал русский врач и философ А.А.Богданов.[8] Исходным пунктом его тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления[9] с точки зрения его организации. Принять организационную точку зрения – значит, изучать любую систему с точки зрения, как отношения всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, т.е. со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых объектов[10]. Самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями. «…структурные отношения, - писал А.А. Богданов, - могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи решаются способами, аналогичными математическим. Более того, отношения количественные я рассматриваю как особый тип структурных, и самую математику – как раньше развившуюся, в силу особых причин, ветвь всеобщей организационной науки: этим объясняется гигантская практическая сила математики как орудия организации жизни».[11]

Таким образом, А.А.Богданов, как и Е.С.Федоров, утверждает со своей стороны, что количество организационных (архитектурных, конструктивных) форм существования материи значительно беднее разнообразия исходного материала, из которого они строятся. Следовательно, одни и те же формы организации и функционирования (анатомии и физиология) могут встречаться у объектов (и явлений) самой разнообразной природы. Это обстоятельство послужило А.А.Богданову для создания теории всеобщей организационной науки. Но если Е.С.Федоров говорил о неживой материи, то А.А. Богданов как врач и философ изучал, прежде всего, различные формы организации живой материи и общества. Поэтому его «Тектология» раскрывает вопросы, связанные с необходимостью организационной точки зрения на мир, общество и их проявления. Он обосновывает единство организационных методов, дает основные понятия организованности и дезорганизованности, анализирует основные организационные механизмы (формирования, регулирования), устойчивость и организованность форм существования материи, вскрывает законы, по которым происходит отбор возможных форм, в рамках которых материя движется и проявляется. С учетом общенаучного методологического значения теорий организации Е.С. Федорова и А.А.Богданова следует признать их прямое отношение к науке об эпидемическом процессе по ряду следующих причин.

Во-первых, эпидемиология является фундаментальной наукой в силу наличия у нее развитой системы категорий и законов, имеющих значение для понимания закономерностей возникновения и распространения любых заразных болезней человека (животных, растений, микроорганизмов).

Во-вторых, категории и законы эпидемиологии сами имеют общетеоретическое и методологическое значение для других гуманитарных наук, состоящее в том, что они, как и «структурные отношения могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин».[12]

Очищенные от биологического содержания они образуют методологический каркас и формы организации, в рамках которых функционируют не только биологически заразные явления и процессы, поражающие телесный состав человека (животных, растений, микроорганизмов), например, инфекционный, эпидемический процессы, но и информационно заразные явления и процессы, точкой приложения которых является духовный состав человека и общества. Примером движения духовно заразной информации-инфекции от источника к реципиенту, подобного движению биологически заразной инфекции от ее источника (больного, заразоносителя) к здоровому организму, является процесс возникновения, распространения, течения и угасания определенных знаний, сведений, навыков, умений, примеров и моделей поведения (общественно полезных или вредных) в пространстве, времени, населении. Организация такого рода движения информации в пространстве, времени, населении представляет собой педагогическую форму ее движения по схеме эпидемического процесса, как процесса возникновения и распространения знаний от специфического источника обучающей информации-инфекции (педагога) к восприимчивым реципиентам (учащимся).

Связующим звеном между учителем и обучающимися, как и между источником биологической инфекции (больной, заразоноситель) и восприимчивыми к ней здоровыми организмами, является соответствующий механизм передачи информации-инфекции. Роль последнего играет все, что воздействует на пять внешних органов чувств человека. Через внешние органы чувств, являющиеся окнами души и специализированными путями передачи зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной, тактильной информации, духовная инфекция попадает в сердце воспринимающего ее человека, где на духовном уровне формируется сознание, мировоззрение, мироощущение, модели поведения, образ жизни человека и общества.

Таким образом, существуют офтальмо-кардиальный, аудио-кардиальный, дигесто-кардиальный, ольфакторно-кардиальный, тактильно-кардиальный пути передачи информации-инфекции. Совокупность всех путей передачи информации-инфекции от человека человеку образует кардио-кардиальный механизм ее передачи, который можно назвать «от сердца к сердцу». Высшим подтверждением справедливости данного понимания этого вопроса является свидетельство Спасителя о значении сердца и информации: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?[13] Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.[14] А исходящее из уст – из сердца исходит, сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека.[15] Перечень живущих в сердце и исходящих из него пороков (страстей) составляет то, что именуется «устойчивым ядром преступности».[16]

В таком понимании эпидемиология – не только экология возбудителей биологически заразных болезней человека (животных, растений, микроорганизмов), но общетеоретическая методологическая наука о законах движения (в самом широком смысле слова) организованной живой материи, а также присущей ей информации в пространстве, времени, объектах (организмах), включая человека и общество. А в таком виде это уже – теоретическая, в том числе духовная эпидемиология.

В то же время эпидемиология – это комплексная научная дисциплина, широко использующая для своих целей достижения смежных биологических, медицинских, ветеринарных, социальных и др., а также богословских наук.[17] Не случайно на заре зарождения нашей науки К. Сталлибрасс изрек крылатую фразу: «Клиническая медицина, патология, бактериология и иммунология – все несут помол на мельницу эпидемиологии». При этом имелись в виду эпидемические болезни, поражающие телесный состав природы человека. Пришло время нести помол на мельницу эпидемиологии педагогике и криминологии, как наукам, призванным формировать и исправлять внешние проявления духовного мира человека. Речь идет о следующем.

В настоящее время эта древняя наука переживает свое новое рождение, в ходе которого в орбиту объектов эпидемиологии включаются все новые виды телесной заболеваемости (сосудистые, онкологические, эндокринные и т.п.). Но человек существо трихотомическое, имеющее, кроме тела, душу и дух,[18] которые также имеют свои болезни (душевные и духовные). Поэтому эпидемиолога интересует духовная патология человека в плане ответа на вопросы: не является ли она специфически заразной и поэтому способной к эпидемическому распространению в рамках схемы течения классического эпидемического процесса? Какие виды патологии следует причислять к духовной? Существует ли духовная инфекция? Кто является ее источником? Каков механизм, пути и факторы ее передачи от человека к человеку? Каковы личные и общественные последствия заражения соответствующей духовной инфекцией? Каковы критерии патогенности различных видов духовной информации-инфекции и т.д.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.