Реферат: Духовные аспекты заразности в патологии человека: анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви
Духовные аспекты
заразности в патологии человека: анализ с позиций теоретической эпидемиологии и
Священного Писания Восточной Кафолической Церкви
эпидемиология духовная
заболеваемость преступность
Эпидемиология
как наука зародилась на заре истории человечества в ответ на острейшую
общественную потребность борьбы с заразными болезнями человечества, носившими
характер эпидемий и пандемий. Благодаря специфике оригинального метода
исследования телесной заболеваемости и закономерностей ее возникновения,
распространения, течения и угасания в пространстве, времени, населении
эпидемиологи еще в добактериологическую эру смогли предложить эффективную
систему профилактических и противоэпидемических мероприятий. После открытия
возбудителей биологически заразных болезней получили развитие многие науки об
инфекции в узком (медицинском, ветеринарном, фитопатологическом) смысле слова[1]
- микробиология, вирусология, паразитология, клиника инфекционных болезней.
Однако только эпидемиология исследует те условия, при которых возможно само
существование и распространение инфекционных болезней и вооружает надежными
методами защиты от них населения.
Поэтому эпидемиология[2]
- это наука о закономерностях, лежащих в основе возникновения и распространения
инфекционных болезней в человеческом коллективе, и мерах профилактики и борьбы
с ними. При этом сами вышеупомянутые закономерности, лежащие в основе
возникновения и распространения биологически заразных болезней человека
(животных, растений, микроорганизмов), представляют собой ни что иное, как
универсальные схемы движения живого заразного вещества от источников (больных,
заразоносителей) к здоровым восприимчивым реципиентам в пространстве, времени,
организмах, включая человека и общество. В таком виде эпидемиология в своей
естественнонаучной основе – часть теоретической биологии, которую Э.С.Бауэр
называл «…наукой о законах движения (в самом широком смысле слова) организованной
живой материи».[3]
Однако,
известно, что параллельно с живым организованным веществом в рамках упомянутых
нами универсальных схем движения биологически заразного вещества в пространстве,
времени, организмах, включая человека и общество, циркулируют присущие этому
живому веществу информация и энергия. Поэтому в «триаде» –
вещество, энергия, информации можно видеть методологическую триаду и
обоснование не только теоретической физиологии, но и всей биологии вообще.[4]
Эта же триада является методологической основой теоретической эпидемиологии
как науки о законах движения (в самом широком смысле слова) организованной
живой материи, присущих ей информации и энергии в пространстве, времени,
объектах, организмах, включая человека и общество.
Обмен
вещества, энергии, информации был запущен и складывался при самом возникновении
жизни на Земле. При этом информация изначала стояла на первом месте, поскольку
«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у
Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало
быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и
тьма не объяла его».[5] В основе слова
лежит мысль, которая носит невещественный, духовный характер.
Поэтому в основе указанного обмена лежит не только единый для всех организмов
нашей планеты биохимический план, исходящий от замысла единого Творца мира, но
и единые схемы процессов движения вещества, энергии, информации в
пространстве, времени, объектах, организмах, включая человека и общество.
Последнее обстоятельство касается вопросов организации систем и процессов любого
типа и имеет важное общенаучное и методологическое значение для всех наук о
мире и человеке.
Первыми
работами, посвященными вопросам организации, были книги русского минералога
Е.С.Федорова.[6] К первому
фундаментальному труду «Начала учения о фигурах» (1885) он приступил в возрасте
16 лет. Этот труд содержит идеи большинства его последующих открытий в
геометрии и кристаллографии. Здесь приводятся так называемые параллелоэдры –
выпуклые многогранники, которые Е.С. Федоров положил в основу своей теории
строения кристаллов. В 1885–90 гг. он выполнил серию работ по структуре и
симметрии кристаллов, завершившуюся классическим трудом «Симметрия правильных
систем фигур» (1890). В нем впервые показано, что, несмотря на огромное
разнообразие веществ, способных к кристаллизации,[7]
существует всего лишь 230 различных типов кристаллической решетки.
Таким
образом, количество архитектурных форм, в которых может существовать материя,
гораздо беднее ее фактического физического, химического разнообразия. Эта
закономерность касается и других форм организации материи, включая
информационные (духовные) аспекты, присущие организованному живому веществу,
включая его высшие, разумные формы, в том числе человека и общество.
Следующий
важный шаг в развитии теории организации сделал русский врач и философ
А.А.Богданов.[8] Исходным
пунктом его тектологии является признание необходимости подхода к изучению
любого явления[9] с точки
зрения его организации. Принять организационную точку зрения – значит, изучать
любую систему с точки зрения, как отношения всех ее частей, так и отношений ее
как целого со средой, т.е. со всеми внешними системами. Законы организации
систем едины для любых объектов[10]. Самые
разнородные явления объединяются общими структурными связями и
закономерностями. «…структурные отношения, - писал А.А. Богданов, - могут быть
обобщены до такой же степени формальной чистоты схем, как в математике
отношения величин, и на такой основе организационные задачи решаются способами,
аналогичными математическим. Более того, отношения количественные я
рассматриваю как особый тип структурных, и самую математику – как раньше
развившуюся, в силу особых причин, ветвь всеобщей организационной науки: этим
объясняется гигантская практическая сила математики как орудия организации
жизни».[11]
Таким
образом, А.А.Богданов, как и Е.С.Федоров, утверждает со своей стороны, что
количество организационных (архитектурных, конструктивных) форм существования
материи значительно беднее разнообразия исходного материала, из которого они
строятся. Следовательно, одни и те же формы организации и функционирования
(анатомии и физиология) могут встречаться у объектов (и явлений) самой
разнообразной природы. Это обстоятельство послужило А.А.Богданову для создания
теории всеобщей организационной науки. Но если Е.С.Федоров говорил о неживой
материи, то А.А. Богданов как врач и философ изучал, прежде всего, различные
формы организации живой материи и общества. Поэтому его «Тектология» раскрывает
вопросы, связанные с необходимостью организационной точки зрения на мир,
общество и их проявления. Он обосновывает единство организационных методов,
дает основные понятия организованности и дезорганизованности, анализирует
основные организационные механизмы (формирования, регулирования), устойчивость
и организованность форм существования материи, вскрывает законы, по которым
происходит отбор возможных форм, в рамках которых материя движется и
проявляется. С учетом общенаучного методологического значения теорий
организации Е.С. Федорова и А.А.Богданова следует признать их прямое отношение
к науке об эпидемическом процессе по ряду следующих причин.
Во-первых,
эпидемиология является фундаментальной наукой в силу наличия у нее развитой
системы категорий и законов, имеющих значение для понимания закономерностей
возникновения и распространения любых заразных болезней человека (животных,
растений, микроорганизмов).
Во-вторых, категории
и законы эпидемиологии сами имеют общетеоретическое и методологическое значение
для других гуманитарных наук, состоящее в том, что они, как и «структурные
отношения могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схем, как
в математике отношения величин».[12]
Очищенные от
биологического содержания они образуют методологический каркас и формы
организации, в рамках которых функционируют не только биологически заразные
явления и процессы, поражающие телесный состав человека (животных, растений,
микроорганизмов), например, инфекционный, эпидемический процессы, но и информационно
заразные явления и процессы, точкой приложения которых является духовный
состав человека и общества. Примером движения духовно заразной информации-инфекции
от источника к реципиенту, подобного движению биологически заразной инфекции от
ее источника (больного, заразоносителя) к здоровому организму, является процесс
возникновения, распространения, течения и угасания определенных знаний,
сведений, навыков, умений, примеров и моделей поведения (общественно полезных
или вредных) в пространстве, времени, населении. Организация такого рода
движения информации в пространстве, времени, населении представляет собой педагогическую
форму ее движения по схеме эпидемического процесса, как процесса возникновения
и распространения знаний от специфического источника обучающей
информации-инфекции (педагога) к восприимчивым реципиентам (учащимся).
Связующим
звеном между учителем и обучающимися, как и между источником биологической
инфекции (больной, заразоноситель) и восприимчивыми к ней здоровыми
организмами, является соответствующий механизм передачи информации-инфекции.
Роль последнего играет все, что воздействует на пять внешних органов чувств
человека. Через внешние органы чувств, являющиеся окнами души и
специализированными путями передачи зрительной, слуховой, вкусовой,
обонятельной, тактильной информации, духовная инфекция попадает в сердце
воспринимающего ее человека, где на духовном уровне формируется сознание,
мировоззрение, мироощущение, модели поведения, образ жизни человека и общества.
Таким
образом, существуют офтальмо-кардиальный, аудио-кардиальный,
дигесто-кардиальный, ольфакторно-кардиальный, тактильно-кардиальный пути
передачи информации-инфекции. Совокупность всех путей передачи
информации-инфекции от человека человеку образует кардио-кардиальный механизм
ее передачи, который можно назвать «от сердца к сердцу». Высшим подтверждением
справедливости данного понимания этого вопроса является свидетельство Спасителя
о значении сердца и информации: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?[13]
Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого
сокровища выносит злое.[14] А исходящее
из уст – из сердца исходит, сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые
помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления
– это оскверняет человека.[15] Перечень
живущих в сердце и исходящих из него пороков (страстей) составляет то, что
именуется «устойчивым ядром преступности».[16]
В таком
понимании эпидемиология – не только экология возбудителей биологически
заразных болезней человека (животных, растений, микроорганизмов), но
общетеоретическая методологическая наука о законах движения (в самом широком
смысле слова) организованной живой материи, а также присущей ей информации в
пространстве, времени, объектах (организмах), включая человека и общество. А в
таком виде это уже – теоретическая, в том числе духовная
эпидемиология.
В то же время
эпидемиология – это комплексная научная дисциплина, широко использующая для
своих целей достижения смежных биологических, медицинских, ветеринарных,
социальных и др., а также богословских наук.[17] Не случайно
на заре зарождения нашей науки К. Сталлибрасс изрек крылатую фразу:
«Клиническая медицина, патология, бактериология и иммунология – все несут помол
на мельницу эпидемиологии». При этом имелись в виду эпидемические болезни,
поражающие телесный состав природы человека. Пришло время нести помол на
мельницу эпидемиологии педагогике и криминологии, как наукам, призванным
формировать и исправлять внешние проявления духовного мира человека. Речь идет
о следующем.
В настоящее
время эта древняя наука переживает свое новое рождение, в ходе которого в
орбиту объектов эпидемиологии включаются все новые виды телесной заболеваемости
(сосудистые, онкологические, эндокринные и т.п.). Но человек существо
трихотомическое, имеющее, кроме тела, душу и дух,[18]
которые также имеют свои болезни (душевные и духовные). Поэтому
эпидемиолога интересует духовная патология человека в плане ответа на
вопросы: не является ли она специфически заразной и поэтому способной к
эпидемическому распространению в рамках схемы течения классического
эпидемического процесса? Какие виды патологии следует причислять к духовной?
Существует ли духовная инфекция? Кто является ее источником? Каков механизм,
пути и факторы ее передачи от человека к человеку? Каковы личные и общественные
последствия заражения соответствующей духовной инфекцией? Каковы критерии
патогенности различных видов духовной информации-инфекции и т.д.
Страницы: 1, 2
|