При обращении за медицинской
помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ граждане имеют право на:
уважительное и гуманное
отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
выбор врача, в том числе семейного
и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор
лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного
и добровольного медицинского страхования;
обследование, лечение и
содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
проведение консилиума и
консультаций других специалистов;
облегчение боли, связанной с
заболеванием и ( или )медицинским вмешательством, доступными способами и
средствами;
сохранение в тайне информации
о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и
иных сведений, полученных при обследовании и лечении, в соответствии со ст.61
Основ;
информированное добровольное
согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст.32 Основ;
отказ от медицинского
вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;
получение информации о своих
правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст.31
Основ, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана
информация о состоянии его здоровья в соответствии со ст.30 Основ;
получение медицинских и иных
услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования в соответствии
со ст.30 Основ;
возмещение ущерба в
соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда здоровью при оказании
медицинской помощи.
В случае нарушения прав
пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному
должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему
оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские
ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
Граждане имеют право и на
дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного
медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР о медицинском
страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г.[15],
а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных
средств и иных источников.
Важнейшим фактором качества
жизни, здоровья и благополучия людей является экологическая безопасность.
Поэтому мировое сообщество признало экологические права в качестве
фундаментальных прав человека и гражданина.
Право на благоприятную
окружающую среду.
Право граждан на
благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в
здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей
природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических
решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую
экологическую информацию, право на возмещение ущерба.
Право граждан на
благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием
качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной
деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и
государственным страхованием граждан, образованием государственных и
общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского
обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей
среды и соблюдением природоохранного законодательства.
Нормативы предельно
допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются
специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического
надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении
требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные
виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены
по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально
уполномоченных государственных органов.
Добровольное и обязательное
государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций,
граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного
бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.
Единая система внебюджетных
государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический
фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются
из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за
выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за
экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий
охоты и рыболовства.
Граждане обладают широкими
полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими
возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды,
вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в
собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей
среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать
в административном и судебном порядке отмены решений о размещении,
проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически
вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и
граждан.
За экологические
правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и
граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо
уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации -
административную и гражданско-правовую ответственность.
Экологические общественные
объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои
экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать
его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной
деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять
работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие
государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного
законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и
расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих
представителей для участия в государственной экологической экспертизе,
проводить общественную экологическую экспертизу ( становящуюся юридически
обязательной после утверждения ее результатов органами государственной
экспертизы ); требовать назначения государственной экологической экспертизы;
выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации.
Согласно ст.13 Закона РФ об
охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г.[16]
государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное
содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических
прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные
лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и
обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с
законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан
могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов
предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии
окружающей среды и мерах по ее охране.
Должностные лица, граждане,
предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или
искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются
штрафу, налагаемому в административном порядке ( граждане - до десятикратного
размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного
размера минимальной заработной платы ).
В полном объеме подлежит
возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного
воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий,
учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда
учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты
на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные
профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения
места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными
травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной
патологией.
При определении ущерба
имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением
стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования;
упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия.
Возмещение вреда здоровью
граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов
его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления,
общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто
причинил вред, а при невозможности его установления - из средств
государственных экологических фондов.
Предприятия, деятельность
которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает
причиненный вред согласно ст.454 ГК.
Юридические и физические лица
вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о
прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и
имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом
случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими
банковскими учреждениями.
Территории с устойчивыми
отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения,
состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и
животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет
прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку
работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования.
Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом,
предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические
конституционные права граждан.
Право на образование.
Важнейший фактор
экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая
предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия -
образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая
окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были
заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его
получить.
В ч.1 ст.43 признается право
каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав
человека ( ст.13 ). Под образованием понимается целенаправленный процесс
обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных
уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им
определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим
документом.
В ч.2 ст.43 гарантируется
общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных
учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется
возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка,
пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного
положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на
профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья,
наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст.5 Закона
РФ об образовании от 10 июля 1992 г.[17]
Общие вопросы языковой
политики в области образования регулируются Законом РСФСР о языках народов
РСФСР ( 1991 г. ). Граждане России имеют право на получение основного
образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей,
предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона об
образовании.
Общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования обеспечивается государством путем создания системы образования и
соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Под системой образования
понимается совокупность:
сети реализующих и
образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и
видов;
системы преемственных
образовательных программ и государственных образовательных стандартов
различного уровня и направленности;
системы органов управления
образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Образовательная программа
определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды
образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в ст.9
Закона об образовании.
В соответствии с ч.3 ст.43
Конституции государство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного
профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных
учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если
образование данного уровня гражданин получает впервые ( ст.5 Закона об
образовании ).
Затраты на обучение в имеющих
государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального
образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых
государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде
государственного, муниципального образовательного учреждения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|