Реферат: Эпоха Возрождения и идеи гуманизма
Введение
Эпоха
Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV по начало XVII вв.,
приходится на последние столетия средневекового феодализма. XIV-XVII вв. -
переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических
открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от
сословных ограничений. Всё это рождает новое качество культуры, известное под
названием гуманизма, возрождения. Понятие «гуманизм» появляется в середине XV
в. И означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином
«humanitas»-человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного
гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение
цеховокорпоративной структуры способствовало возникновению светской
интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже
из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с
университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны
определенной профессией. Они представляют новую аристократию-«аристократию
духа»; их этикофилософской доминантой является стремление к синтезу духовности.
Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской)
литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.
Эпоха
Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке
всего сущего и отношению к нему. Возникает убеждение в том, что человек -
высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры
Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения всестороннее
проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного
мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием
возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и
использование языческих прототипов для воплощения христианских образов,
собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление
римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало
название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).
Особое
место в духовной культуре этого времени занимает философия. Важнейшая
особенность философии Возрождения-антисхоластическая направленность взглядов и
сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта-создание новой
пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец,
если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность
философской мысли Возрождения-антропоцентризм. Человек-не только важнейший
объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического
бытия.
Последним
хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот
этап величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Особое
историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями
гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму
величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное
и совершенное творение Бога. И этому обожествленному человеку гуманистов
реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом,
а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного
самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию» и
абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке.
Реформация-это
широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале XVI
в. в Германии, и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись
в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению
церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии,
Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.
Термин
«Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой
является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и
ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского
общества.
Процесс
преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с
одной стороны, через Ренессанс, а с другой-через европейскую реформацию. Оба
течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики,
однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и
идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания
основ философии нового времени.
Эпоха
Возрождения и Реформации определяется как исторический процесс идейного и
культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Страны Западной и
Центральной Европы достигли такого идейного и политического развития, когда
передовые мыслители того времени стали задумываться о справедливом устройстве
общества. Они сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Деятели
Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких
упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения,
общество- это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а
на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых,
должно строится с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей;
в-третьих-это общество далекого будущего.
К
вопросам устройства государства обращались многие философы эпохи Возрождения.
Возникают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на
реалистических принципах политические теории Николо Макиавелли и Франческо
Гвиччардини и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Глава I. Утопические идеи Томаса Мора
Наиболее
примечательна в этот период деятельность двух так называемых «социалистов-утопистов»:
Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они являются предшественниками научного
социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему,
пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует
частная и даже личная собственность, труд-обязанность всех, а разделение
происходит по потребности.
Утопия:
от греч. u-нет и typos-место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от
йu-благо и typos-место, т.е. благословенная страна. Термин «Утопия» ведет
происхождение от названия книги Т. Мора. Понятие «Утопии» стало нарицательным
для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить
образцом общественного строя, а также в расширенном смысле всех сочинений и
трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
В
истории человечества Утопия как одна из своеобразных форм общественного
сознания воплощала в себе такие черты, как создание социального идеала, критику
существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также
попытки представить будущее общества. Первоначально Утопия тесно переплеталась
с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и в эпоху
Возрождения Утопия приобрела преимущественно форму описания совершенных
государств, якобы существующих где-то на земле, либо существовавших в прошлом;
в XVII-XVIII вв. получили распространения различные утопические трактаты и
проекты социальных и политических реформ.
Томас
Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина,
воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала
Нортона. Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете,
где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философии
и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых был Эразм
Роттердамский), а затем, по настоянию отца-видного королевского судьи, прошел
семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов. Как
адвокат он быстро завоевывает признание купечества.
В
1504г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость Генриха VII
выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают
помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе
репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся».
В
1518г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. Вначале 20-х годов поддерживает
его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в 1529г. принимает
высшую должность-лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности
подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою
церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим убеждениям, в 1532г. сложил с себя
полномочия лорда-канцлера.
6
июля 1535г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ от присяги
королю как «верховному главе» английской церкви). Спустя несколько веков,
католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и
нравственного ранга, канонизировала Т. Мора.
Книга
«Остров Утопия» вышла в свет в 1516г. Книга написана в популярном в то время
жанре «рассказа путешественника». Якобы некий мореплаватель Рафаэль Гитлодей
побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так
поразило, что он рассказывает о нем другим.
Первая
часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии. В целом
английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную
поляризацию населения: на одной стороне «жалкая бедность», на другой «дерзкая
роскошь».
Томас
Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного
войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии
заботы о тружениках.
Что
предлагается взамен? Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и
личная собственность, введено равенство потребления, обобществлено производство
и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределения
происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые
работы выполняют рабы. Отсутствие частной собственности позволяет Т. Мору
строить производственные отношения в Утопии по новому принципу: на основе
сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации. Однако,
проектируя справедливое общество, Мор оказался недостаточно последовательным,
допустив в Утопии существование рабов. Рабы на острове-бесправная категория
населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они «закованы» в цепи и
«постоянно» заняты работой. Наличие рабов в Утопии в значительной мере, по-
видимому, было обусловлено низким уровнем современной Мору техники
производства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого
и грязного труда. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том
числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой
физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже
помилованы. Всеобщее равенство может быть и у рабов: равенство между собой.
Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса
типичностей. О масштабах свободы даже для честных утопийцев можно судить по
следующему пассажу: «Каждая область метит своих рабов собственным знаком,
уничтожить который-уголовное преступление, равно как появиться за границей или
же разговаривать о чем-либо с рабом из другой области». Причем для раба нет
никакой возможности бежать (либо донесут, либо внешний вид выдаст). Причем
доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. «У рабов
же не только нет возможности сговориться, но и им нельзя даже собраться поговорить
или обменяться приветствиями». Правда, остается надежда на освобождение в
случае прилежного труда. Наличие рабов, несомненно, слабая сторона утопической
концепции Томаса Мора.
Политический
строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Ежегодно проходят
выборы. Верховный орган государства-сенат, который учитывает все, что
производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет
перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз
в год. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один
человек-князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править
единолично.
Основной
хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем рассмотрении,
однако, оказывается, что семья у утопийцев необычная и формируется она не
только по принципу родства. Главный признак утопийской семьи заключается в ее
профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла. Т. Мор
неоднократно подчеркивает, что отношения в семье строго патриархальные, «во
главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети-родителям и
вообще младшие старшим». Кроме того, в Утопии распространено почитание предков.
Т. Мор перечисляет ремесла, которыми занимаются в отдельных семействах: это
обычно «прядение шерсти или обработка льна, ремесло каменщиков, жестянщиков или
плотников».
Главной
производительной ячейкой в сельском хозяйстве Утопии является большая община,
насчитывающая не менее 40 человек-мужчин и женщин и еще двух приписанных рабов.
Во главе такого сельского «семейства» стоят «почтенные в летах» распорядитель и
распорядительница.
Обращаясь
к анализу этического аспекта «Утопии», нетрудно заметить, что главное в
утопической этике-это проблема счастья. Утопийцы полагали, что «для людей все счастье
или же его важнейшая доля» заключается в удовольствии, наслаждении. Однако,
согласно этике утопийцев, не во всяком наслаждении состоит счастье человека, но
«только в честном и благородном», основанном на добродетели и устремлении в
конечном итоге к «высшему благу», к которому «влечет нашу природу добродетель».
Ставя и решая эти «вечные» проблемы, Мор обнаруживает основательное знакомство
с древнегреческой философией, в частности с сочинениями Платона и Аристотеля.
Утопийцы считали свою этику наиболее разумной прежде всего потому, что она
полезна для общества в целом и для каждого члена в отдельности, так как
принципы этой этики, с их точки зрения, больше всего отвечали самому существу
человеческой природы, проявлявшемуся в стремлении человека к счастью.
Страницы: 1, 2
|