Глава
II
рассматриваемого закона содержит положения о правах профсоюзов и первичных
профсоюзных организациях, а именно:
-
право
выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной
власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой
сферы;
-
право
защиты своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию;
-
право
согласования системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеров
тарифных ставок, норм труда, устанавливаемыми работодателями, с
соответствующими профсоюзными органами и последующего закрепления в коллективных
договорах, соглашениях;
-
право
беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены
соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач, и предоставленных
профсоюзам прав;
-
право
принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать
меры по социальной защите членов профсоюзов и осуществлять контроль за
занятостью и соблюдением законодательства в области занятости;
-
право
на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных
договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом;
-
право
участия в урегулировании коллективных трудовых споров;
-
право
на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок,
собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других
коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав
и интересов работников;
-
право
на паритетное участие в управлении государственными фондами социального
страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами,
формируемыми за счет страховых взносов;
-
право
бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов,
ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления
информацию по социально-трудовым вопросам;
-
право
участия в формировании социальных программ, направленных на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер
по социальной защите работников, размеров индексации заработной платы, пенсий,
стипендий, пособий и компенсаций.
Отношения
профсоюзов с работодателями, органами государственной власти и местного
самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия
сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы
коллективных договоров и соглашений. В случаях нарушения законодательства о
труде профсоюзы вправе обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав в
органы, рассматривающие трудовые споры.
Профсоюзным
работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания на
выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока
их полномочий прежняя должность, а при ее отсутствии - другая равноценная
должность в той же или с согласия работника в другой организации.
За
нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных
органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их
объединений несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в
соответствии с федеральными законами.
За
невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению,
организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и
лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с
федеральными законами.
Принят
Государственной Думой 2 апреля 1999 года
Данным
Федеральным законом определяется правовая основа формирования и деятельности
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Правовую
основу деятельности Комиссии помимо указанного Закона составляют Конституция
Российской Федерации, другие федеральные законы, международные договоры и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации.
Комиссия
состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов,
общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации,
которые образуют соответствующие стороны Комиссии.
Статья
2 регламентирует нижеследующие принципы формирования Комиссии:
-
добровольности
участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских
объединений работодателей в деятельности Комиссии;
-
полномочности
сторон;
-
самостоятельности
и независимости каждого общероссийского объединения профессиональных союзов,
каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства Российской
Федерации при определении персонального состава своих представителей в
Комиссии.
Правом
направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии
обладает каждое общероссийское объединение профессиональных союзов,
общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном
порядке.
Членами
Комиссии являются представители сторон, количество которых от каждой из сторон
не должно превышать 30 человек.
Спорные
вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений
профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии,
разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или в суде.
Основными
целями
Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование
социально-экономических интересов сторон.
Основными задачами Комиссии
являются:
o ведение
коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между
общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации (далее -
генеральное соглашение);
o содействие
договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
o проведение
консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области
социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости
населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
o согласование
позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
o рассмотрение
по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального
соглашения;
o распространение
опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых),
региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о
деятельности Комиссии;
o изучение
международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими
зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального
партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с
ратификацией и применением международных трудовых норм.
Основными
правами
Комиссии являются:
▪
право проводить с федеральными органами государственной власти в
согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой
и реализацией социально-экономической политики;
▪
право
разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в
согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых
отношений;
▪
право
согласовывать интересы общероссийских объединений профессиональных союзов,
объединений работодателей, органов исполнительной власти при разработке и
реализации проекта генерального соглашения;
▪
право
осуществлять взаимодействие с отраслевыми, региональными и иными комиссиями по
регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и
подготовки и реализации проекта генерального соглашения, регулирующего
социально-трудовые отношения;
▪
право
получать от федеральных органов исполнительной власти в установленном
Правительством Российской Федерации порядке информацию, необходимую для ведения
коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения,
нормативные правовые акты, а также проекты федеральных законов в области
социально-трудовых отношений;
▪
право
принимать по согласованию с Правительством Российской Федерации участие в
подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных
правовых актов в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с
комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в
предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
▪
право
принимать по согласованию с общероссийскими объединениями профессиональных союзов,
общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами
государственной власти участие в заседаниях, на которых рассматриваются
вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений.
При
этом решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три
стороны. А члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать
занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.
Координатор Комиссии назначается Президентом
Российской Федерации и не является членом Комиссии. По данному закону на
координатора возлагаются следующие обязанности:
-
организация
деятельность Комиссии, председательство на ее заседаниях;
-
утверждение
состава рабочих групп;
-
оказание
содействия в согласовании позиций сторон;
-
подписывание
регламента Комиссии, плана работы и решений Комиссии;
-
руководство
секретариатом Комиссии;
-
запрашивание
у органов исполнительной власти информации о заключаемых и заключенных
соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных
договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию
коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;
-
приглашение
для участия в работе Комиссии представителей общероссийских объединений
профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных
органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии (ученых и
специалистов, представителей других организаций);
-
проведение
в пределах своей компетенции в период между заседаниями Комиссии консультации с
координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;
-
информирование
Президента Российской Федерации, федеральные органы государственной власти о
деятельности Комиссии;
-
информирование
Комиссию о мерах, принимаемых Президентом Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации в области социально-трудовых отношений.
Однако
при всех перечисленных полномочиях координатор Комиссии не вмешивается в
деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.
Деятельность
каждой из сторон организует координатор, представляющий общероссийские
объединения профессиональных союзов, общероссийские объединения работодателей,
Правительство Российской Федерации соответственно и избираемый (назначаемый)
перечисленными сторонами.
В
обязанности координаторов каждой из сторон входит:
-
внесение
координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам
ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах;
-
информирование
Комиссии об изменениях персонального состава стороны;
-
организация
совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам,
внесенным на рассмотрение Комиссии;
-
вносение
координатору Комиссии предложения о проведении внеочередного заседания Комиссии
(в этом случае координатор Комиссии обязан созвать заседание Комиссии в течение
двух недель со дня поступления указанного предложения);
-
приглашение
для участия в работе Комиссии соответственно представителей общероссийских
объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и
федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а
также ученых и специалистов, представителей других организаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|