Реферат: Финансовая система Швеции
Финансовая система любого
государства включает в себя следующие звенья:
1.
Государственный бюджет;
2.
Местные бюджеты;
3.
Государственный кредит;
4.
Специальные государственные фонды;
5.
Государственное страхование;
6.
Финансы предприятий.
Рассматривая
финансовую систему Швеции необходимо отметит, что она имеет свои особенности.
1.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА И
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ШВЕЦИИ
Политическая власть в Швеции принадлежит
правительству и партиям, входящим в него. В настоящее время в него входит 21
министр. Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту –
риксдагу, избираемому населением на 3 года путем прямого голосования на основе
пропорционального представительства. В риксдаге имеется президиум, состоящий
из председателя (тальмана) и трех его заместителей, и не менее 15 комитетов, в
том числе конституционный, бюджетно-финансовый, налоговый, а остальные
соответствуют областям деятельности министерств.
Риксдаг заседает с
октября по май. Проект бюджета на очередной финансовый год, начинающийся с
июля, представляется в январе, а в апреле утверждается с дополнениями. В
Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний)
и 284 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне
имеется местный региональный выборный орган – ландстинг, в компетенцию
которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения,
некоторые виды образования и другие вопросы. Ландстинг разрабатывает проект и
принимает бюджет лэна. В каждой коммуне также работает выборный орган местного
самоуправления – совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и
организующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения,
коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное
обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).
Таблица 1
Доходы Государственного бюджета Швеции
в % к национальному доходу[1]
Период
Страна
|
1951-
1955
|
1956-
1960
|
1961-
1965
|
1966-
1970
|
1971-
1975
|
1976-
1980
|
1981-
1985
|
1980-
1990
|
1990-
1995
|
ШВЕЦИЯ |
33 |
37 |
45 |
50 |
55 |
64 |
66 |
68 |
74 |
Таблица 2
Структура государственных расходов в Швеции
(среднегодовые показатели по пятилетным планам)[2]
|
1971-1975гг |
1976-1980гг |
1981-1986гг |
1986-1990гг |
|
Млрд.
Долл.
|
% |
Млрд.
Долл.
|
% |
Млрд.
Долл.
|
% |
Млрд.
Долл
|
% |
Общая
сумма
Расходов
|
18,0 |
100,0 |
42,0 |
100,0 |
73,0 |
100,0 |
110,0 |
100,0 |
1.
Капвложения |
1,9 |
10,7 |
2,9 |
7,0 |
4,5 |
5,1 |
6,6 |
6,0 |
2.
Тек. Расходы |
16,1 |
83,3 |
39,1 |
93,0 |
68,5 |
93,9 |
103,4 |
94,0 |
А)
военные |
1,2 |
6,9 |
2,2 |
4,9 |
3,1 |
4,2 |
4,2 |
3,8 |
Б)
Госаппарат
И
полиция
|
1,2 |
6,7 |
2,5 |
5,9 |
4,3 |
5,9 |
6,3 |
5,7 |
В)% и
выплаты
По
гос.долгу
|
0,8 |
4,5 |
2,2 |
4,9 |
8,2 |
11,2 |
13,8 |
12,5 |
Г)
Образование |
2,0 |
11,0 |
3,9 |
9,2 |
6,5 |
8,9 |
9,7 |
8,8 |
Д)Здраво-охранение |
2,1 |
11,6 |
4,7 |
11,2 |
8,2 |
11,3 |
12,2 |
11,1 |
Е)Прочие
соц.
Услуги
|
1,7 |
9,4 |
4,3 |
10,2 |
8,0 |
10,9 |
11,8 |
10,7 |
Ж)Ден.
Выплат населению |
4,7 |
25,9 |
11,0 |
26,2 |
20,1 |
27,6 |
33,5 |
30,4 |
Центральное
правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством
различных экономических инструментов. Основной их них – государственный бюджет.
В Швеции более 50%
государственных расходов составляют трансфертные платежи, т.е. перевод доходов
в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии,
жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные
субсидии. Сюда также входят выплаты государством процентов по государственному
долгу. Они идут в пенсионные фонды, а также предприятиям и банкам, купившим
государственные ценные бумаги.
Оставшиеся после вычета
трансфертных платежей их общих государственных расходов средства составляют
государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление
приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 потребляется в
коммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании и государственной
администрации. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты
государственных служащих – медицинских работников, учителей и др. Остающиеся
10% - государственные капиталовложения[3].
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Развитие шведской
системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой.
Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные
тенденции:
-
стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общих
правил взимания налогов);
-
высокая развитость регулирующей системы;
-
постоянная ориентация государства на поддержание
структурно-воспроизводственного равновесия;
-
гибкость, избирательность с точки зрения целенаправленности комплекса
льгот и санкций на реализацию общих целей социально-экономической политики;
-
подвижность, “чувствительность” к изменениям в формировании доходов и
других объектов налогообложения;
-
восприимчивость к изменению политических и социальных требований
развития общества;
-
постоянная противоинфляционнная направленность;
-
эластичность видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного
обращения;
-
всеохватность налогов и ставок, поскольку все виды денежной,
имущественной и даже натуральной собственности выступают объектами
налогообложения.
В Швеции государственный
сектор, т.е. центральное правительство и местные органы власти (коммуны и
правления лэнов), отвечает за разнообразные услуги, включающие образование,
меры политики на рынке труда и промышленную политику, здравоохранение, пенсии и
другое социальное страхование, заботу о пожилых, охрану окружающей среды и
т.п. Поэтому налоги в Швеции весьма высоки (в 198 году они составляли 56,5%
ВВП, в том числе 25,3% - прямые, 14,7% - косвенные и 16,5% - на социальное
страхование, и по этому показателю Швеция занимает первое место в мире), однако
большая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в виде
трансфертных платежей и государственных услуг[4].
Налоговая система в Швеции включает прямые и косвенные налоги и взносы.
Основные прямые налоги – национальный (государственный) и местный
(коммунальный) подоходные налоги, государственный налог на капитал (собственность),
налог на наследство и дары. Кроме того, существует развитая система взносов с
предпринимателей на социальное страхование, охватывающая пенсии, пособия по
болезни и т.д.
Косвенные налоги,
полностью поступающие государству, включают налог на добавленную стоимость и
различные торговые и акцизные налоги по отдельным товарам. Риксдаг определяет
как государственные, так и коммунальные налоги. Однако местные власти вправе
сами устанавливать налоговые ставки в своих коммунах и лэнах.
Шведские акционерные
компании и экономические ассоциации (в основном кооперативы) облагаются
государственным пропорциональным подоходным налогом в размере 52%.
Страницы: 1, 2
|