на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Гарантии депутатской деятельности (Украина)

 Закон предоставляет народным депутатам право на ежегодный отпуск в межсезонный период длительностью 45 дней, если законом не предусмотрена возможность предоставления отпуска большей длительности, с выплатой помощи на оздоровление в размере двойной месячной заработной платы.

Работающие члены семьи народного депутата Украины, если они прибывают с ним в Киев, по их желанию освобождаются от трудовых обязанностей на предыдущем месте работы и возвращаются назад в порядке перевода. Им предоставляется помощь в трудоустройстве в соответствии с их профессией или специальностью. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более 3х месяцев, за счет Верховной Рады Украины.

Супругу народного депутата Украины, освобожденному (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения своих полномочий в Верховной Раде или ее постоянных органах, в случае не трудоустройства его перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы).

Жизнь и здоровье депутата подлежит обязательному страхованию за счет средств Верховной Рады Украины на сумму 10-летнего денежного содержания депутата. Условия страхования устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

В случае инвалидности, вследствие исполнения депутатом служебных обязанностей, народный депутат Украины в зависимости от степени утраты трудоспособности получает компенсацию в размере 5-летнего денежного содержания, а в случае его гибели семье выплачивается одноразовая помощь в размере 10-летнего содержания.

За семьей погибшего сохраняется право на получение жилья на основаниях, которые существовали до возникновения этих обстоятельств. Она пользуется льготными условиями оплаты жилья, определенными Кабинетом Министров Украины.

Пенсия народным депутатам Украины назначается в размере 80% заработной платы с учетом всех надбавок, доплат к должностному окладу. За каждый год свыше 25-летнего и 20-летнего (для мужчин и женщин) стажа пенсия увеличивается на 1%, но не более 90% заработной платы. Пенсия народному депутату Украины выплачивается независимо от того,  какой его заработок после выхода на пенсию. В случае выхода на пенсию народному депутату Украины выплачивается помощь в размере 12 месячных должностных окладов.

За депутатом сохраняются квалификационные категории, разряды, чины на период работы в Верховной Раде Украины. Квалификационная аттестация проводится в соответствующие сроки с исключением из них периода работы в Верховной Раде Украины.

Жилищные гарантии: на период выполнения постоянной работы в Верховной Раде Украины и ее органах депутату создаются надлежащие жилищные условия. Депутатам предоставляются на соответствующий период в Киеве служебные жилые помещения для проживания с членами семьи (ч.1 ст.38 Закона).

Депутат имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты. За народным депутатом Украины и членами его семьи сохраняется право на жилую площадь, которую они занимают по месту их постоянного проживания, на весь период их работы в качестве народного депутата Украины в Верховной Раде Украины.

Депутаты после перехода на постоянную работу в Верховную Раду Украины и члены их семей, которые пребывают на учете, требующих улучшения жилищных условий по месту предыдущей работы или постоянного проживания, с учета не снимаются.

Проживание в гостинице вместе с депутатом, который не имеет служебной жилплощади в Киеве, в период работы сессии оплачивается за счет сметы расходов Верховной Рады Украины (ст.38 Закона).

Гарантии по обеспечению деятельности народного депутата Украины ст.35 Закона закрепляет, что депутат может иметь до 10 помощников-консультантов, правовой статус которых определяется положением «О референте-консультанте народного депутата Украины» от 21.12.90 г. Депутат также может иметь помощников-консультантов, которые работают на общественных началах (ст. 35 Закона).

Иные гарантии: к ним можно отнести право народного депутата Украины на бесплатный проезд (ст.39), право народного депутата Украины на первоочередное поселение в гостинице (ст.37), компенсация расходов, связанных с депутатской деятельностью (ст.40).


Вопросы неприкосновенности народного депутата Украины

В соответствии с ст.27 Закона Украины «О правовом статусе народного депутата Украины» народный депутат Украины не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, которые налагаются в судебном порядке, без его письменного согласия или согласия Верховной Рады Украины.

Не допускаются досмотр, обыск, задержание, осмотр личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения депутата, а также нарушение тайны корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и применение иных мер, которые ограничивают свободу депутата.

Депутат после  окончания срока полномочий может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за нарушения закона, которые были совершены им в период выполнения депутатских полномочий, только в порядке, предусмотренном законодательством относительно народного депутата Украины.

Уголовные дела в отношении народного депутата Украины могут возбуждаться только Генеральным прокурором Украины.

Ст.28 Закона устанавливает порядок получения согласия Верховной Рады Украины на привлечение народного депутата Украины к ответственности. Для получения согласия Верховной Рады Украины на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, которое налагается в судебном порядке, Генеральный прокурор Украины вносит в Верховную Раду представление, о чем немедленно уведомляется депутат. Верховная Рада рассматривает представление не позднее, чем в срок одного месяца в порядке, предусмотренном регламентом Верховной Рады Украины. При необходимости от Генерального прокурора Украины могут быть истребованы дополнительные материалы.

Верховная Рада Украины принимает большинством – 2/3 голосов депутатов от общего состава народных депутатов Украины – мотивированное решение и в трехдневный срок уведомляет о нем прокурора. Депутат имеет право принимать участие в обсуждении Верховной Радой Украины вопроса о его депутатской неприкосновенности. По результатам этого рассмотрения Верховная Рада Украины принимает постановление.

Генеральный прокурор Украины в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан уведомить Верховную Раду Украины о результатах следствия. О результатах судебного рассмотрения Генеральный прокурор Украины в трехдневный срок обязан проинформировать Верховную Раду Украины (ч.7 ст.28 Закона Украины «О правовом статусе народного депутата Украины»).

Депутатская неприкосновенность является ядром правового статуса народного депутата Украины. Она является необходимым условием для эффективного и беспрепятственного осуществления народными депутатами Украины своих полномочий[7].

Зарубежный опыт показывает, что в различных государствах в понятие «депутатская неприкосновенность» вкладывается различное содержание. Интересно, что почти во всех странах депутат лишается иммунитета в случаях задержания его на месте преступления. В таком случае его арест проводится без санкции парламента.

В Финляндии арест парламентария и возбуждение против него уголовного дела без санкции парламента возможен в случае, если его деяние классифицируется как преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев. В Швеции 2 года, в Македонии, Словении, Хорватии, Югославии – 5 лет. Но даже в этих случаях парламенты до вынесения судом приговора могут требовать освобождения депутата, ссылаясь на наличие у него иммунитета[8].

Для большинства государств англосаксонской и континентальной (западноевропейской) системы права депутатская неприкосновенность, как правило, распространяется на время сессии, а в Великобритании – за 40 дней до открытия сессии, во время ее проведения, 40 дней после ее окончания, и обязательно прекращается, если депутат парламента задержан на месте совершения преступления.

Конституционный институт депутатской неприкосновенности должен, прежде всего, означать соотношение дополнительной гарантии и законности. Народный депутат Украины – полномочный представитель своих избирателей, он имеет особый статус и должен свою деятельность осуществлять в границах и на основе закона. Поэтому деморализация и криминализация отдельных депутатов, что находит свое выражение в совершении ими преступлений или правонарушений, должно служить основанием для прекращения их полномочий[9]. Такое положение будет соответствовать ст.24 Конституции Украины, которая содержит положения о равности конституционных прав и свобод граждан и их равность перед законом.

Понятно, что иммунитет ни в одной стране не имеет абсолютного характера, но наряду с этим в каждой из них он рассматривается как неотъемлемый атрибут статуса парламентариев и важный фактор, который обеспечивает необходимые правовые условия для беспрепятственного и эффективного осуществления ими своих депутатских полномочий[10].

«Депутатская неприкосновенность, как одно из условий специальной гарантии, должна распространяться только по месту осуществления депутатской деятельности, – то есть во время проведения сессионной работы в Верховной Раде Украины»[11]. «Это положение не является чем-либо особым потому, что в государствах Европы и Америки институт депутатской неприкосновенности как дополнительная конституционная гарантия действует в границах парламентской деятельности и прекращается в связи с совершением депутатом преступления»[12].

Вопросы неприкосновенности народных депутатов Украины активно обсуждаются в украинском обществе на разных уровнях. Есть, как известно, приверженцы ее сохранения, а есть и достаточно тех, кто решительно выступает за ее отмену.

Замечу, что депутатской неприкосновенности уже лишились депутаты местных советов. Что же касается народных депутатов, то тут подход должен быть иным. Нужно вести речь только об определенных ограничениях иммунитеты депутатов Верховной Рады. Ведь их неприкосновенность зафиксирована в Конституции Украины (ст.80). И поднимать вопрос о ее снятии – это ставить вопрос о внесении изменений в Конституцию. Кроме того, можно вести речь о сроках действия депутатской неприкосновенности. Дискуссионным является также процедурный вопрос – кто вносит, кто решает вопрос о лишении депутатского иммунитета[13].


Проблемы соответствия института депутатского иммунитета с требованиями Конституции Украины

Содержание депутатского иммунитета определено в ст.80 Конституции Украины таким образом: народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы.

Одновременно аналогичная форма в Законе Украины «О правовом статусе народного депутата Украины» содержит расширительный объем депутатского иммунитета. Ст.27 Закона устанавливает, что народные депутаты Украины не могут быть привлечены не только к уголовной, но и к административной ответственности.

Привлечение к ответственности допускается только по согласию самого депутата или по согласию Верховной Рады Украины, а в межсессионный период по согласию с Президиума Верховной Рады Украины. Но ведь Президиума давно нет; получается, что депутат вообще не может быть лишен иммунитета в межсессионный период.

Не соответствует Конституции и положение Закона, по которому депутатский иммунитет расширен на лицо, которое было депутатом (ч.3 ст.27 Закона).

Вопрос о привлечении депутата к ответственности решается 2/3 голосов народных депутатов Украины, т.е. 300 человек. Но в соответствии со ст.91 Конституции Украины Верховная Рада Украины принимает решения большинством голосов, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины[14].

«Первоочередной является проблема гармонизации института депутатского иммунитета с требованиями Конституции Украины, а потом … могут решаться вопросы, связанные с изменением Закона «О статусе народного депутата Украины»[15].


Заключение

Народные депутаты Украины являются представителями всего украинского народа. Естественно, что для того, чтобы максимально представлять интересы своих избирателей, народные депутаты Украины должны обладать рядом гарантий, обеспечивающих невозможность какого-либо влияния извне при осуществлении ими своих полномочий. Конституция Украины и законы Украины создают для этого соответствующую нормативную базу. Народные депутаты Украины обладают гарантиями своих полномочий в трудовой сфере, в сфере информационной, в других сферах.

Особое место в ряду депутатских гарантий занимает конституционный институт депутатской неприкосновенности. Данный институт служит барьером для незаконного привлечения депутатов к уголовной или административной ответственности. Но в связи с этим встает другая проблема: что, если свою неприкосновенность депутат будет использовать в преступных целях.

То есть данный институт не должен быть абсолютным. Должен существовать  четкий механизм привлечения народного депутата Украины к уголовной ответственности. Данная проблема является очень острой, особенно на почве привлечения к ответственности экс-премьера Павла Лазаренко. Кстати в России решен вопрос о необходимости проведения референдума по вопросу: нужна ли депутатская неприкосновенность. Я полагаю, данный опыт будет очень полезен для нашего государства.


Список использованной литературы

1. Конституция Украины, Одесса, «Астропринт», 1999

2. Закон Україны «Про статус народного депутата України”, Київ, Парламентське видання, 1999

3. Баймуратов О.М., Нгуєн Анг Туан. Правовий статус народного депутата України || Вісник Одеського Інституту внутрішніх справ, 1999, №4

4. Конституційне право України, Київ, 1998

5. Манчуленко Г., Філіпчук В. Народний депутат: конституційно-правовій статус || Віче, 1998, №1

6. Депутатський імунітет: Pro i contra, Юридичний вісник України, 1999 року, 11-17 березня

7. Депутатська недоторканність: український та європейський досвід || Право України, 1999, №4


[1] Баймуратов О.М., Нгуєн Анг Туан. Правовий статус народного депутата України || Вісник Одеського Інституту внутрішніх справ, 1999, №4, ­­- с.3

[2] Баймуратов О.М., Нгуєн Анг Туан. Там же, с.3

[3] Манчуленко Г., Філіпчук В. Народний депутат: конституційно-правовій статус || Віче. – 1998, №1. с.5

[4] Баймуратов О.М., Нгуєн Анг Туан. Там же, с.3

[5] Манчуленко Г., Філіпчук В. Там же, с.5

[6] Баймуратов О.М., Нгуєн Анг Туан. Там же, с.5

[7] Баймуратов О.М., Нгуєн Анг Туан. Там же, с.6

[8] Депутатський імунітет: Pro i contra, Юридичний вісник України, 11-17 березня 1999 року

[9] Баймуратов О.М., Нгуєн Анг Туан. Там же, с.6

[10] Депутатський імунітет: Pro i contra, Юридичний вісник України, 11-17 березня 1999 року

[11] Баймуратов О.М., Нгуєн Анг Туан. Там же, с.6

[12] Там же, с.6

[13] Депутатська недоторканність: український та європейський досвід || Право України, 1999, №4

[14] Депутатський імунітет: Pro i contra, Юридичний вісник України, 11-17 березня 1999 року

[15] Депутатський імунітет: Pro i contra, Юридичний вісник України, 11-17 березня 1999 року


Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.