В администрации г. Вологды управление процессами
строительства, учета и содержания жилого фонда поручено главой города двум
заместителям главы: по градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Строительство на территории г. Вологды ведется под контролем управления
архитектуры и градостроительства. Комитет ЖКХиТ управляет работами по
содержанию жилого фонда и улучшению инфраструктуры городского хозяйства. В
городской структуре управления и хозяйствования имеется муниципальное
предприятие «Жилищный центр», которое по доверенности Администрации города
выполняет часть функций по учету и распределению жилья на хозрасчетной
основе(платные услуги населению).
В основном же, учетом и распределением жилого фонда занимается Жилищное
Управление (в дальнейшем - ЖУ).
В своей деятельности ЖУ руководствуется Законом РФ «О
местном самоуправлении в РФ», Жилищным Кодексом РСФСР, постановлениями
Губернатора области и Главы города, а также Правилами учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на
территории Вологодской области и Положением об Управлении.
Управление подчиняется Главе города и заместителю
Главы города по градостроительству.
Управление организовано в целях обеспечения
правильного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
распределения муниципального жилищного фонда и домов ЖК и ЖСК, осуществления
постоянного контроля за ведением учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, на предприятиях, организациях и учреждениях, независимо от
подчиненности.
Управление готовит годовые планы о распределении жилой
площади из фонда Администрации города:
-
по очередям Администрации города, бюджетных организаций и учреждений,
муниципальных предприятий, городского суда и прокуратуры;
-
гражданам, проживающим в домах,
признанных грозящими обвалом и непригодных для проживания;
-
гражданам, проживающим в домах,
подлежащих сносу под новое строительство.
ЖУ готовит проекты постановлений Главы города о
постановке и снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
по месту жительства, военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, лиц,
признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, лиц,
проработавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам
Крайнего Севера, не менее 10 лет; проводит ежегодную перерегистрацию граждан,
состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Совместно с комиссией по жилищным вопросам ЖУ
осуществляет контроль за соблюдением правильности учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий по месту работы и предоставлению им жилой площади в
соответствии с решениями администрации и профсоюзных комитетов или органов,
определенных коллективным договором (в случае отсутствия профсоюзной
организации) предприятий, учреждений, организаций. )
Кроме того Жилищное управление:
-
обеспечивает ведение документации
по долевому участию в строительстве муниципального жилья, субсидированию и
кредитованию жилищного строительства (расчеты, погашение кредитов), подготовку
проектов кредитных договоров и договоров на долевое участие в строительстве
жилья с юридическими и физическими лицами.
-
проводит работу по обмену и
присоединению жилой площади с доплатой за измененную площадь.
-
готовит проекты постановлений
Главы города по изменению статуса нежилых помещений на жилое, переводу жилых
помещений в нежилые и исключению из жилищного фонда.
-
осуществляет постоянный контроль
за соблюдением порядка заселения муниципальных жилых домов, кооперативного,
государственного и общественного жилого фонда, муниципальных и ведомственных
общежитии.
-
ведет учет и распределяет жилую
площадь в муниципальных общежитиях.
-
ведет учет служебных жилых
помещений, производит оформление и выдачу специальных ордеров на их заселение.
-
ведет учет жилищного фонда
специального назначения и обеспечивает его целевое распределение.
-
доводит постановления Главы города
по выделению жилой площади до сведения муниципальных предприятий, учреждений и
организаций, контролирует их исполнение.
-
в соответствии с финансированием
жилищного строительства из муниципального, областного и федерального бюджетов
обеспечивает выделение квартир по льготным спискам очередности нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
-
разрабатывает проекты документов
по вопросам, связанным с обеспечением соблюдения жилищного законодательства.
-
готовит информации, справки по
вопросам, входящим в компетенцию Управления для принятия решения по заявлениям,
предложениям, жалобам граждан; по запросам, просьбам предприятий, учреждений и
организаций.
-
рассматривает заявления,
обращения, жалобы граждан, поступившие непосредственно в Управление, и письма,
предложения, запросы предприятий, организаций и учреждений по жилищным
вопросам, в пределах своей компетенции дает ответы.
-
готовит предложения и оказывает
практическую помощь комиссиям по жилищным вопросам на предприятиях и в
организациях.
-
производит оформление и выдачу
ордеров на получение жилой площади.
-
контролирует выплату денежных
средств гражданами до получения ордера.
-
регистрирует документы,
правоустанавливающие собственность на жилую площадь.
-
при необходимости выдает справки
о составе семьи и занимаемой жилой площади гражданам, зарегистрированным по
месту жительства в домах, принадлежащих им на праве личной собственности.
-
обеспечивает деятельность
комиссий:
o по жилищным вопросам при Администрации города;
o по оценке жилых домов и жилых помещений на
пригодность для дальнейшего проживания;
o по работе с
участниками президентской программы «Государственные жилищные сертификаты»;
o по выдаче свидетельств на строительство или
приобретение жилья военнослужащим, уволенным в запас или отставку.
Управление осуществляет контроль за МУП «Жилищный
центр».
Управление
имеет право:
-
отказать в приеме заявлений
граждан, документов организаций, предприятий и учреждений, не имеющих
необходимого справочного подтверждения;
-
проводить проверку работы жилищных
комиссий организаций, предприятий, учреждений, независимо от их форм
собственности;
-
запрашивать сведения о наличии
свободной жилой площади и состоянии жилищного фонда в Комитете ЖКХТ.
Управление несет ответственность за соблюдение Жилищного
законодательства на территории города, за правильность заселения всего жилого
фонда с соблюдением установленных сроков и отвечает за выполнение в г. Вологде
Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений на территории Вологодской области.
Деятельность Управления может быть прекращена по
распоряжению Главы города в установленном порядке.
Управление возглавляет начальник, который назначается и
освобождается от должности Главой города.
В
состав Управления входят два отдела:
-
отдел распределения освободившегося жилья;
-
отдел субсидирования.
Возглавляют
отделы заместители начальника Управления, заведующие отделами.
Заместители
начальника Управления, заведующие отделами назначаются на должность и
освобождаются от должности Главой города. Специалисты Управления назначаются на
должность и освобождаются от должности заместителем Главы города по управлению
по предложению начальника Управления.
Основным законодательным актом, на который опирается
в своей деятельности отдел заселения освободившегося жилья, является
«Постановление Совмина РСФСР от 31.07.84. №335(ред. От 28.02.96.) О порядке
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых
помещений в РСФСР». На учёт для получения жилых помещений принимаются
граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (в нашем случае –
имеющие постоянную прописку в г. Вологда). Жилые помещения предоставляются
гражданам в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях
договора найма и на условиях аренды, как правило , в виде отдельной квартиры на
семью. Жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени
принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане,
имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (ИВОВ,
УВОВ, ветераны труда, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, медработники, военнослужащие
и т.д.), включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.
Распределение квартир проводится согласно плана, утвержденного Постановлением
главы города под общественным контролем.
Отдел субсидирования в своей
деятельности руководствуется в основном «Положением о предоставлении гражданам
РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на
строительство или приобретение жилья».Согласно «Положению…» безвозмездная
субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам РФ ,
нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по предоставлению
жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в
организациях, воинских частях и формированиях , а также лицам, имеющим согласно
действующему законодательству право на льготное финансирование строительства
или приобретения жилья, но не воспользовавшихся этим правом. Размер субсидии
определяется в зависимости от отношения месячного дохода на одного члена семьи
к установленному минимальному размеру оплаты труда и от времени ожидания после
постановки на учет по улучшению жилищных условий. Эта сумма колеблется в
пределах от 5% до 70% от средней стоимости строительства или приобретения жилья
на момент получения субсидии; для военнослужащих-до 100% в зависимости от срока
службы.
Еженедельно проводятся заседания
Общественной комиссии по жилищным вопросам, в состав которой входят
представители Совета ветеранов, городского управления внутренних дел, войсковых
частей, горкома профсоюза медицинских и педагогических работников, депутаты
Совета самоуправления, работники и ветераны службы ЖКХ города.
За 1998 год по линии Жилищного
Управления городской администрацией улучшены жилищные условия 300 семьям,
проживающим в городе, за 1999 год – 108, за первое полугодие 2000 года-90.
Предоставлены комнат в общежитиях почти 500 молодым семьям и переселенцам(в
1999г.-269, за первый квартал 2000г.-50).В 1999 году выднлено 37 квартир
работникам бюджетных организаций по субсидиям.
Жилищное Управление организует работу
Междуведомственной комиссии по оценке жилых домов на пригодность для
проживания. Обследовано 157 домов , из них 24 грозят обвалом, не пригодны для
проживания по другим причинам и будут расселяться. В 1998 г. расселено из таких
домов 57 семей, в 1999г.-45.
По городским очередям в 1998г.
предоставлено 10 квартир(1999г.-13,1полуг.2000г.-3), обеспечено жильем 17
детей-сирот (1999г.-10,1полуг.2000г.-5).
Начальником Жилищного Управления
введены новые формы деятельности в улучшении жилищных условий граждан. С целью
ограничения обмана в коммерческих структурах Жилищное Управление производит
обмен старых квартир на новые с доплатой разницы стоимости жилья. Ежегодно
таким образом справляют новоселье более 60 семей. Средства от этих обменов
поступают в целевой городской фонд развития жилищного строительства, а далее
снова идут на строительство новых квартир. Старые квартиры распределяются
бесплатно гражданам, поживающим в аварийном жилом фонде. Через фонд жилищного
строительства ежегодно осваивается более 3 млн.руб., т. е. Свыше 1000 кв. м.
жилья. Это достаточно крупная сумма, дополняющая бюджетное финансирование
строительства.
ЖУ
курирует долю бюджетного финансирования строительства жилья в городских
объектах (она составляет 16,2%), кроме того за счет внебюджетных источников
путем личной деятельности построено около 5% всей введенной жилой площади.
При
этом ЖУ делает ставку на перестройку существующих зданий поскольку это
обходится бюджету в 2 раза дешевле. В городе активно ведется работа по
реконструкции общежитий по жилые дома за счет средств проживающих.
Работникам
ЖУ по своей должности приходится изыскивать новые возможности строительства
жилья и реконструкции существующих помещений и зданий под квартиры.
Заключение.
Оценка
по конечным результатам деятельности является необходимым компонентом
определения дееспособности любых властных структур. Очевидна и взаимосвязь
показателей оценки деятельности с разработкой местной социально-экономической
политики, ее целями и задачами.
В
теории управления проблемы оценки эффективности управляющих систем всегда были
одними из самых трудных, их решению уделялось особое внимание. Значение местной
власти для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения с передачей
социальной сферы от предприятий в ее ведение, расширением правовой и
экономической самостоятельности существенно возросло. Наблюдается общая тенденция
смещения ответственности за практической решение социально-экономических
проблем на уровень городов и районом.
Рассматривая
оценочные факторы, которые определяют конечные результаты деятельности властных
структур, необходимо выделить, вероятно, главный на сегодняшний день – наличие
имеющихся в распоряжении властных структур материальных и финансовых ресурсов.
Отсюда вытекает необходимость постоянного поиска новых источников
финансирования, т.к. первым из критериев оценки управления – показатель динамики
доходной части бюджета и внебюджетных фондов.
Оценка
эффективности муниципального управления является сложной задачей, т.к. требует
применения целого комплекса показателей и методов оценки, взаимодополняющих
друг друга.
И
все же наиболее важным и необходимым (но недостаточным) является определение
уровня условий проживания в городских поселках.
|