- Система центральных органов государственной власти
основывается на принципе разделения властей.
- Согласно конституции главой ФРГ является президент,
который избирается на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием.
Президент может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует
законы, может в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для
большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация
федерального канцлера или соответствующего министра.
- Реальная исполнительная власть сосредоточена в правительстве
и особенно в руках его председателя - канцлера. Кандидатура
канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством
голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет
внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с
конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.
- Федеральное правительство имеет право издания
постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания
общих административных предписаний. Правительство активно участвует в
законодательном процессе. С этой точки зрения особенно важно его право
предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной
необходимости. Бундестаг тем самым устраняется от принятия законов (ст.
81).
- Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия
правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового
канцлера (ст. 67). Здесь применяется т.н. "конструктивный вотум"
недоверия, который резко отличается от деструктивного, применяемого в
других парламентарных странах.
- В системе центральных государственных органов ФРГ особое
место занимает Федеральный конституционный суд, состоящий из двух
сенатов по 8 судей в каждом. Члены суда избираются в равном количестве
Бундестагом и Бундесратом. Конституционный суд обладает широкой
компетенцией - толкование Конституции, проверка соответствия федерального
права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией
и землями и др. Суд может также отменять парламентские законы, если они не
соответствуют "духу и букве" конституции (ст. 93).
Политические партии
К началу 60-х годов в ФРГ сложилась трехчленная партийно-политическая
система. Ее главная особенность в том, что в качестве партий, образующих
правительство, выступают две основные политические организации: Социально-демократическая
партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический
союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный
союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья же
буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входит в
правительство на правах "младшего партнера"; баланса сил.
Такая система отличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основных
партий в определенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьим
партнером. Но и трехпартийная западно-германская парламентская модель может
быть названа лишь условно, так как три ее звена не равнозначны друг к другу.
СвДП по своим масштабам и влиянию не в состоянии претендовать на роль
правящей партии и не полноценна в качестве оппозиции.
Послевоенный период в истории ФРГ связан с правлением Христианско-демократической
партии. В это время Западная Германия преодолела послевоенную разруху и вышла
на одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так и
производительности труда. Однако на выборах в Бундестаг 1969г. ХДС потерпела
поражение. Новая правительственная коалиция сложилась из депутатов самой
массовой на тот момент партии ФРГ - социал-демократической (750 тыс. членов) и
малочисленной СвДП (80-100 тыс. членов). Права социал-демократов В. Брандт был
избран на пост канцлера ФРГ.
Правительство В. Брандта провозгласило новый курс во внешней политике на
достижение разрядки в международных отношениях. Оно пошло на заключение важных
договоров с СССР (август 1970 г.) и Польской Народной Республикой. Державы
признали нерушимыми все государственные границы Европы, включая существующие
границы ГДР и ФРГ и западные границы Польши. Стороны заявили, что они будут
разрешать все споры исключительно мирными средствами. В ноябре 1972 г. на
парламентских выборах ХДС потерпела новое поражение. Вилли Брандт был вторично
избран канцлером ФРГ.
Ситуация в правительстве изменилась осенью 1982 г., когда свободные
демократы перешли на сторону христианских демократов, создав таким образом
правительственный кризис. В результате были проведены досрочные парламентские
выборы и сформирован правительственный блок ХДС/ХСС - СвДП.
В целом боннская партийно-парламентская система действовала в условиях
экономических и социально-политических затруднений 70-80 годов четче, чем
подобный механизм в других капиталистических странах. ФРГ не знала ни глубокой
конфронтации сил с реальной перспективой участия левых в правительстве, как в
ряде западно-европейских стран с многопартийными системами; ни острых
конфликтов между исполнительной и законодательной властью, как в США в период
уотергейского дела. На этом основании многие политологи делали вывод об особой
прочности западногерманской политической системы.
Германская Демократическая
Республика
В соответствии с Потсдамским соглашением СССР оккупировал восточную часть
Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-Ангальт.
Был создан специальный орган советской военной администрации в Германии - СВАГ.
Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая
партия Германии (СЕПГ). Она образовалась в апреле 1946г. в результате слияния
коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В
сентябре-октябре 1946г. по всей Восточной Германии были проведены выборы в
органы местного самоуправления и земельные парламенты-ландтаги. СЕПГ получила
более 50 % голосов на общинных выборах и 47 % - на выборах в ландтаги.
Вместе с тем последовали реформы социалистического характера. Было
конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята
ориентация на коллективизацию сельского хозяйства.
В сентябре 1947 г. состоялся 2-ой съезд СКПГ. Он предложил созвать Немецкий
народный конгресс для определения дальнейших судеб государства. Народный
конгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий
народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.
7.10.1949 г. Народный совет объявил о введении в действие новой конституции
о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного
государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя во Временную
народную палату ГДР. Временная народная палата приняла закон об образовании
временного правительства ГДР и поручила его формирование Отто Гротенволю,
выдвинутому на пост премьер-министра фракцией СЕПГ.
Конституция ГДР 1949 г.
- Высший орган власти - Народная палата (400
депутатов), избираемая на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов.
При тайном голосовании, народная палата избирает свой Президиум,
в котором представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40
депутатов. Представительство земель осуществляет Палата земель,
которая избирается местными ландтагами. Палата земель получила
ограниченные права: она может в течение 14 дней заявить протест против
закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежит
последней.
К компетенции обеих палат относятся выборы президента. Он
избирается на 4 года, представляет республику в международных отношениях,
принимает дипломатических представителей, осуществляет право - помилование и
т.п. Первым президентом ГДР был избран представитель СЕПГ Вильгельм Пик.
- Правительство формируется представителем фракции,
которая является сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждает
состав правительства и его программу. Правительство ответственно перед
палатой.
Первые выборы в законодательную палату ГДР состоялись уже в 1949 г. Они
проводились на основе общей избирательной программы с общими списками
кандидатов Национального фронта демократической Германии. Квота, приходившаяся
на каждую партию, была определена заранее, СЕПГ получила 25 % мест,
христианско-демократический союз и либерально-демократическая партия - по 15 %,
демократическая крестьянская партия - 7,5 %, Союз свободной немецкой молодежи –
5 %.
В 1952 г. было ликвидировано историческое деление страны на земли и
установлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и
217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги. Власть на местах стали
осуществлять окружные и районные собрания, которые избирали свои советы (органы
исполнительной власти).
В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР.
Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 г. декларировала победу
социалистических производственных отношений.
Между тем, Западная Германия все более обгоняла Восточную по уровню жизни,
степени промышленного и демократического развития. Социализм дискредитировал
себя. В конце 80-х годов обстановка в мире изменилась. Закончилась
"холодная война", противостояние капиталистической и социалистической
систем. В этих условиях стало возможным объединение ФРГ и ГДР, и оно свершилось
в 1989 г.
Вывод: Таким образом, после 1-ой мировой войны Германия стала жертвой
противостояния между мировых систем и вновь потеряла свою целостность. Однако
на этот раз объединение государства свершилось не насильственным путем, не
"жезлом и кровью", как во времена Бисмарка, а посредством мирного
соглашения.
4. Развитие права
Гражданское право
Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой для
всей страны кодификацией гражданского права. Германское гражданское уложение в
значительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по так
называемой "пандектной" системе. В соответствии с ней общие для всех
институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Кроме того, кодекс
содержит еще 4 книги: вторая посвящена обязательственным отношениям, третья -
вещному праву, четвертая - семейному и пятая - наследственному.
Отличительными чертами ГГУ являются:
- отсутствие общих юридических определений,
- параграфы кодекса очень подробны и носят описательный
характер, содержат множество специальных юридических терминов.
- Одной из наиболее характерных черт ГГУ является наличие в
нем так называемых "каучуковых" параграфов, содержащих ссылки на
такие понятия, как "добрая совесть", "добрые нравы",
имеющие моральное, а не правовое содержание.
- Германское гражданское уложение признает в качестве
субъектов гражданского права физических и юридических лиц: ферейны
(общества, союзы) и учреждения. Под ферейнами понимаются союзы лиц, с
которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и
обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (такими, которые
преследуют цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (такими,
которые преследуют культурные, научные цели).
Вещное право
ГГУ делит все вещи на земельные участки и движимые вещи. Движимостью
считается все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно
связанной с почвой.
Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав: право
собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные сервитуты, личные
сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение ценности из чужой
вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение
какой-либо вещи (право преимущественной покупки, рыбной ловли, другие подобные
права).
Основным вещным правом является право собственности. В параграфе 903
ГГУ его содержание раскрывается следующим образом: "Собственник вещи может
обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого
воздействия на нее". Эта формулировка близка к понятию права собственности
во французском праве. То же широкое господство над вещью, выражающееся в
возможности обходиться с ней по своему усмотрению; та же абсолютная власть над
вещью, дающая собственнику право устранять всех других лиц от воздействия на
вещь. Таким образом, ГГУ, как и другие буржуазные кодификации, подчеркивает
начала свободы частной собственности.
Обязательственное право
Для Германского гражданского уложения в отличие от других буржуазных
кодексов характерно построение общих понятий, касающихся обязательств.
В параграфе 241 ГГУ дается определение обязательства: "В силу
обязательства кредитор управомочен требовать от должника представления.
Представление может состоять также в воздержании: Договор традиционно является
наиболее распространенным способом возникновения обязательственных
правоотношений. Договор понимается как юридическая связь, установленная между
несколькими лицами; его содержание может быть как положительное действие, так и
воздержание от такового.
Особенностью ГГУ является существование абстрактных обязательств.
Этот вид договора определяется как "договор, по которому должник обещает
удовлетворение с тем, чтобы обещание послужило самостоятельным основанием
обязательства" (параграф 780). Таким образом, предметом договора является
само обещание, облеченное в письменную форму (например, вексель, чек).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|