на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Государство и право зарубежных стран

    В президентской республике министров назначает президент по своему усмотрению. В неко­торых странах, например в США, требуется согласие верхней палаты парламента, в других пре­зидентских республиках, например Мексике, этого не нужно. Президент увольняет их в от­ставку (без согласия верхней палаты). Состав правительства (кабинета) не нуждается в одобре­нии парламента (нижней палаты), голосования по поводу вотума доверия, одобрения про­граммы правительства не требуется. Правительств по существу не является коллегиальным ор­ганом, это – кабинет президента, совещательный орган, а министры – советники президента, но при этом они осуществляют государственное управление в своей области. При решении вопро­сов на заседаниях правительства не происходит или по крайней мере они решаются не путём голосования: мнение президента имеет решающее значение. В истории США были случаи, ко­гда все министры возражали против предложения президента, но оно тем не менее принима­лось. Во многих президентских республиках должности премьер – министра нет, президент сам является премьер – министром. Правительство не несёт ответственности перед парламентом. Парламент не может уволить правительство или министров в отставку.

   Президентская республика (как форма правления) несколько напоминает дуалистическую мо­нархию, тем более что впервые создавалась в США по её примеру, однако имеет весьма сущест­венные отличия от неё.

   Прежде всего,  здесь наиболее последовательно проведён принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. В президентских республиках нередко наблюдается  ситуация, характеризую­щаяся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет дру­гая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из властей не может конституци­онным путём устранить другую. Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифициро­ванное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата пар­ламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того ра­тифицирует (и может отказать в этом) заключённые президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечи­вая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

   Парламентская республика – это форма правления, при которой парламент наделён не только законодательными полномочиями, но и фактически возможностью формировать прави­тельство. Парламент имеет право требовать отставки правительство, выразив ему недоверие. Руководит правительством премьер – министр.

   К этой форме правления относится всё сказанное выше о парламентской монархии, за исклю­чением вопроса о главе государства.

    Парламентских республик в мире не так много (Венгрия, Германия, Италия, Молдова, Слова­кия, Эстония и др.). В парламентской республике правительство формально назначается прези­дентом, во всяком случае он подписывает акт о назначении совета, кабинета министров. Однако выбор президента не свободен: он обязан назначить министрами лиц, предложенных партией (партиями), одержавшей победу на парламентских выборах (в нижнюю палату) и имеющей в ней большинство или поддерживаемую другими партиями при голосовании по вопросу о дове­рии правительству. Правительство будет создано только когда, когда оно получит вотум дове­рия. С формальной точки зрения президент может назначить (пользуясь своими конституцион­ными полномочиями) правительство по собственному усмотрению из партии меньшинства (со­гласно конституции правительство назначает президент), но это означает, что оно в действи­тельности не будет создано. Поэтому президент может пойти на самостоятельное назначения правительства только в условиях своеобразного парламентского кризиса, когда правящая партия утрачивает большинство в парламенте (например - переход значительной части депутатов в другие партии – так было в Индии, но теперь такое в этой стране невозможно, т. к согласно по­правке к конституции переход в другую партию влечёт утрату депутатского мандата).

   Выражение недоверия правительству или отдельному министру в условиях парламентарной республики влечёт за собой его отставку. Но у президента есть другая возможность: не уволь­нять правительство, а досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, чтобы из­биратели решили, кто прав в споре правительства и парламента.

   Смешанная (полупрезидентская) республика – это форма правления, при которой парла­мент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отноше­нию к правительству.

   Полупрезидентская республика сочетает элементы президентской и парламентарной респуб­лики. От президентской республики в ней сохраняется ведущая роль президента в системе госу­дарственной власти, включая его право  брать в исключительных ситуациях всю полноту власти в свои руки (Франция), назначать министров и увольнять их в отставку, руководить непосредст­венно деятельностью некоторых министров, действовать в ряде случаев независимо от премьер – министра и министров, издавать свои акты по некоторым важным вопросам (назначение рефе­рендумов, применение исключительных полномочий и др.) без контрассигнатуры премьер – министра и министров, руководить заседаниями правительства. В полупрезидентской респуб­лике у президента есть и такие полномочия, которые не существуют в условиях ни президент­ской ни парламентарной республики. Таково, например, его право распустить или не распустить парламент при определённых обстоятельствах, при выражении вотума недоверия правитель­ству.

   От парламентарной республики восприняты разделение постов президента и премьер – мини­стра и главное – возможность ответственности правительства перед парламентом. В полупрези­дентской республике возможен вотум недоверия (резолюция порицания). Правда, вынесение и принятие такой резолюции порицания затруднено, поскольку требуется большое количество подписей депутатов под проектом резолюции; если она не пройдёт, депутаты, подписавшиеся под проектом, будут на некоторое лишены права вносить другие резолюции недоверия. На практике такие акты крайне редки и ещё реже – результативны (во Франции имели место еди­ничные случаи успеха).

Во многих странах Латинской Америки существуют суперпрезидентские республики (такой термин утвердился в зарубежной литературе). Полномочия президента в этих странах шире, чем в США. В частности, назначение министров и других высших должностных лиц не требует ут­верждения сената (в США сенат утверждает около 6 тысяч назначений). Большую роль в поли­тике стран Латинской Америки традиционно играют вооружённые силы, на которые опирается президент (их роль возросла в связи с частыми военными переворотами, когда армия ставила и смещала президентов). Напротив, роль политических партий традиционно слаба, ровно как и роль парламентов, которые, как правило, послушно следуют за президентом.

   В странах Африки и некоторых странах Азии в 60 – 80-х годах существовала своеобразная форма президентской монократической (советской) республики, хотя данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удалённый от демократического. Независимо от того, как конкретно именуются «представительные» органы в «социалистических» странах – народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрание народных пред­ставителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи народной власти на Кубе, в док­трине этих стран более или менее общепризнанно, что всё это – органы советского типа. Такую форму республики использовали как лидеры стран, провозглашавшие социалистическую ориен­тацию (например Гвинеи), так и в ёще большей степени государств, развивающихся по капита­листическому пути (Тунис, Уганда, Центрально – Африканская Республика, затем империи – Малави, Гвинея и др.).

   Советская типажность проявляется в первоначальных признаках таких, как производственно-территориальный признак формирования представительных органов, обеспечивающих «чистоту классового состава», избрание вышестоящих ступенями нижестоящих. В большинстве «социа­листических» стран эти признаки либо в последствии исчезли, как в СССР, либо вообще не по­являлись, как в Румынии. «Выборы» в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.

   Для советской республики характерно:

1.    Верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными на­именованиями – все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчётны им (включая даже суды).

2.    Советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения.

3.    Поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы, сес­сии советов редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнитель­ными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами.

   В условиях установленной законом однопартийности руководитель партии провозглашался пожизненным президентом (название ключевой должности государства может быть и другим). Парламент, состоявший из членов партии, подчинённых президенту, реальных полномочий не имел. Президент сам был министром многих министерств, имевших решающее значение. По­следней формой этого рода была КНДР до 1995 г., ныне форма президентской монократической республики не существует, хотя сын покойного президента и генерального секретаря правящей партии теперь является фактическим  руководителем страны, не занимая решающих государст­венных должностей.

   Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед ним, но она и резко отличается от парламентарной формы тем, что никакого баланса властей здесь нет – разделение властей даже теоретически не признаётся; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощённого в советах.

Форма монократической президентской (советской) республики отличается от правления воен­ных хунт и других подобных «республиканских» форм тем, что она зачастую одета в пышные «демократические» одежды, скрывающие её диктаторскую сущность.

   ВЫВОД: Из сказанного выше видно, что тенденция мирового развития форм правления за­ключается в создании смешанных и гибридных форм. Соединяются не только черты прези­дентской и парламентарной республики, но иногда и некоторые черты республики и монархии.

3.Конституционное закрепление форм государственного устройства. Виды форм государствен­ного устройства

Конституционное закрепление форм государственного устройства.

   Конституция государства определяет название государства, его сущность, содержание, форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

   Для примера привожу несколько статей из конституций некоторых государств.

Основной закон Федеративной Республики Германии.

   Статья 20.

1.    Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.

Конституция Австрийской Республики.

Статья 2.

1. Австрия является федеративным государством. 

2.Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австралии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены.

Конституция Бельгии.

   Статья 1.

Бельгия является федеративным государством, состоящем из сообществ и регионов.

Конституция Португальской Республики.

   Статья 6.

Государство является унитарным и уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления.

   При анализе приведённых выше статьей конституций, и конституций других государств видно, что форма государственного устройства может закрепляться в конституции прямо, то есть в конкретной статье или пункте статьи ( как в  конституциях Португалии, Бельгии, Германии, Австрии и др.), и косвенно, то есть когда в конституции нет прямого указания на форму государственного устройства конкретного государства, но она вытекает из общего текста конституции (Греция, Франция и Испания Италия и др.).

   Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной вла­сти, территориальное устройство, взаимоотношение между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами власти.  Принято различать три основные формы государственного устройства: унитарное госу­дарство, федерацию и третья форма – так называемое регионалистическое (конфедерация) госу­дарство (Италия, Испания и др.), но это в основном переходная форма, соединяющая некоторые черты унитаризма, автономии и федерализма.

   Унитарное государство (от латинского unus – один)– это целостное централизованное госу­дарство, административно-территориальные образования которого не имеют статуса государст­венных образований. Оно состоит из администраивно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, ком­муны и др. в отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются го­рода, особенно крупные, города  и крупные сёла тоже часто имеют статус общин, иногда органы местного самоуправления существуют и в мелких, входящих в общину (выборные старосты, со­лтысы – в Польше, кметы в Болгарии). Число звеньев в административно-территориальном де­лении может быть различным. В единичных очень мелких государствах, например Науру и Ту­валу в Океании, каждое из которых насчитывает менее 10 тыс. жителей, вообще нет админи­ст­ративно-территориального деления, в некоторых странах оно двухзвенное (округа или об­ласти и общины), в иных – четырёхзвённое (Франция). Наиболее распространено трёхзвённое админи­стративно-территориальное деление типа: область–район–община. Некоторые из таких единиц рассматриваются в качестве территориальных коллективов, и тогда в них создаются ме­стные органы самоуправления, другие такого статуса не имеют, и в этом случае создаются только ор­ганы местного управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.