Согласно ст. 8 ордонанса
1986 г., предприятию или группе предприятий запрещается злоупотреблять
господствующим (доминирующим) положением на внутреннем рынке, а также
экономической зависимостью, в которой от него находятся другие предприятия,
являющиеся их поставщиками или клиентами.
Для нарушителей закона
ордонанс предусмотрел разные виды ответственности: гражданскую,
административную и уголовную. Последней подлежат не только физические лица,
руководители предприятий-нарушителей, но и юридические лица, сами предприятия,
товарищества и их объединения.
Развитие трудового и
социального законодательства.
Заметной вехой в создании
правовых начал регулирования трудовых конфликтов и условий труда стал принятый
в 1910 г. специальный Трудовой кодекс. Но становление современной правовой
системы трудового и социального регулирования связано с послевоенным периодом и
последними десятилетиями XX в.
Важным рубежом в
формировании современного трудового и социального права стала Конституция
Четвертой республики (1946 г.). Преамбула к этой Конституции представляла собой
настоящую хартию труда. Здесь не только признавалось право трудящихся на труд,
на создание профсоюзов, на забастовку и т.д., но и предусматривалась
государственная программа социальной поддержки матерей, детей, инвалидов,
престарелых, безработных и т.д.
Конституция 1958 г. не
содержала каких-либо новых положений о труде и социальной политике. Но, как
известно, она сохранила преамбулу к Конституции 1946 г. в качестве действующего
правового документа. Отсюда выводились и обязательства правительства Пятой
республики в области труда и социального обеспечения.
В соответствии с
Конституцией 1958 г. законы определяют лишь фундаментальные принципы трудового
права. Вопросы, которые не попадают в сферу законодательного регулирования
труда, решаются в регламентарном и административном порядке. Таким образом,
Конституция оставила парламенту право разрабатывать общие принципы трудового
права, тогда как реализация этих принципов предоставлялась правительству.
Важнейшим источником
трудового права Франции является Трудовой кодекс, который действует в настоящее
время в редакции 1973 г. с поправками 1981—1982 гг. Этот Кодекс представляет
собой инкорпорацию многочисленных законодательных актов по труду, принятых в
разное время парламентом и правительством.
В качестве дополнительного
источника права выступает и текущее законодательство. В частности, декреты
министра труда (социальных дел), которые связаны с регулированием действия
коллективных договоров, закрепляют правила по технике безопасности и
производственной санитарии и т.д.
Кодекс о труде претерпел
в XX в. большие изменения. Сначала он распространялся только на промышленных
рабочих, которые требовали особой правовой защиты. В настоящее время он
действует в отношении всех лиц наемного труда, как простых рабочих, так и представителей
управленческой элиты.
Трудовой кодекс и
законодательство последних десятилетий, отразившие тенденцию к демократизации и
расширению социальной политики государства, регулируют широкий круг отношений.
Во-первых, в них
регламентируется сама организация работы государственных органов в сфере
трудовых отношений (Трудовая инспекция и т.д.).
Во-вторых,
устанавливаются нормы, относящиеся к трудовому договору как к основному
правовому документу, регулирующему отношения между работодателем и работником.
Здесь же предусматривается регламентация заработной платы и трудовых споров,
которые разрешаются специальными судами.
В-третьих, Трудовой
кодекс регулирует коллективные трудовые отношения, а также создание и
деятельность профессиональных объединений работников и работодателей.
Законодательство
1981—1982 гг., отразившее усиление позиций левых, демократических сил,
расширило право комитетов предприятий на участие в управлении. Они получили
возможность влиять на финансовые дела, на планирование, на развитие условий
труда и социальной политики в пределах отдельных предприятий.
Трудовой кодекс 1973 г.
носит общенормативный характер. В то же время в нем имеется специальный раздел,
который устанавливает особые условия труда в зависимости от отрасли и
профессии. Так, выделяются нормы, относящиеся к труду шахтеров, моряков
торгового флота, торговых агентов, актеров, домашних работников.
Во Франции на работников
частных и государственных предприятий распространяются по общему правилу одни и
те же нормы трудового права. Это не исключает и специальных норм, которые
издаются для регулирования труда на национализированных предприятиях.
В послевоенный период
значительные демократические изменения произошли и в сфере социального права, в
основе которого лежит Кодекс социального страхования 1956 г. с последующими
добавлениями.
Кодекс социального
страхования, по сути дела, содержит две группы норм, составляющих в целом
социальное право: это, во-первых, право социального обеспечения, а во-вторых,
право семьи и социальной помощи.
Первая группа норм
устанавливает пенсии и пособия в связи с травматизмом, болезнью, беременностью,
инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей. Эта система норм
гарантирует все более широкому кругу лиц защиту на случай так называемого “социального
риска”. Размеры пенсий и социальных выплат регулярно (дважды в год)
индексируются в соответствии с изменениями средней заработной платы.
Система государственного
социального страхования во Франции основана на взносах предпринимателей и самих
работников, а также на средствах, выделяемых самим государством.
Право социальной помощи
предусматривает поддержку тех категорий лиц, которые оказались в нужде,
бедности или нищете. Это брошенные дети, престарелые или лица, лишенные
источников существования, лица и семьи, подвергающиеся опасности, беженцы. Если
право социального обеспечения основывается на государственной системе
страхования, то социальная помощь выступает как государственная
благотворительность.
Развитие уголовного права
и процесса в XIX—XX вв.
В течение всего XIX в. УК
и УПК активно использовались сменяющими друг друга правительствами для
поддержания необходимого публичного порядка. Правящие круги Франции
неоднократно прибегали к использованию не только судебных, но и внесудебных
методов расправы в случаях возникновения острых политических ситуаций.
В 1881 году специальным
законом о печати устанавливалась уголовная ответственность за широкий круг
преступлений и проступков, “совершаемых путем печати”. В законе
предусматривались наказания для лиц, использующих печать для “публичного
оскорбления” должностных лиц, “оскорбления нравственности”, подстрекательства к
неисполнению воинских обязанностей и т.д.
В июле 1894 г. в связи с
убийством президента Карно был принят закон, особо наказывающий “анархическую
пропаганду”, если она направлена к совершению преступлений. Но постепенное
развитие и укрепление демократических начал во французском обществе привело и к
определенной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во
Франции были приняты законы, отменявшие явно антидемократические положения УК
1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, в 1848 г. —
смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. — гражданская казнь.
В период Второй империи
осуществлялась также либерализация в области уголовной политики, которая нашла
свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц,
не представлявших серьезной социальной опасности.
В 1885 году специальным
законом было введено условное освобождение, которое применялось к лицам,
отбывшим не менее половины срока заключения (для рецидивистов — две трети
срока). Для условного освобождения требовалось, чтобы администрация места
заключения засвидетельствовала “хорошее поведение” заключенного, а также возможность
его “честного существования” после выхода из тюрьмы. Однако условное
освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в
колониях, к пожизненному заключению.
В первой
половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики,
осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические
трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных
вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и
конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических
памятников и т.д.).
Во второй половине XX в.
необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы
(терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в
самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия
наполеоновского УК основательно устарело.
Наиболее благоприятные
условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой
республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более
эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.
Уже в 60—70-х гг. была
пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к
декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих
возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным
видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).
В 1981 году в результате
длительной борьбы демократических сил из уголовных наказаний была исключена
смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффективной борьбы с наиболее
опасными деяниями была осуществлена криминализация и пенализация терроризма,
нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.
Существенной
либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы
применения лишения свободы, создание режима “полусвободы”, особенно при
краткосрочном заключении), когда содержание осужденного в местах заключения
сочетается с пребыванием его в домашних условиях.
В июле 1992 г.
результатом предшествующего широкого реформирования уголовного права стало
принятие нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и
полностью заменил собой УК 1810 г. Новый Кодекс существенно отличается от
предшествующего как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных,
но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим
усиление борьбы с социально опасными преступлениями, но сохраняющим в целом
демократическую и гуманистическую направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение кодексов
Наполеона заключается в следующем:
1. Кодексы Наполеона
способствовал и способствует широкомасштабному реформированию и кодификации
французского законодательства, формированию и развитию национальной правовой системы
Франции.
2. Кодексы Наполеона
обеспечивает доступность закона простому гражданину и этим способствует повышению
правовой культуры и правосознания, а также юридической грамотности общества в целом.
3. Кодексы Наполеона
способствует организованности, ясности, четкости и логичности национальной
правовой системы.
4. Кодексы Наполеона
предоставляет судам необходимые руководящие директивы и этим служит путеводителем
для судей.
5. Кодексы Наполеона для
практикующего юриста и студента упрощает поиск закона.
6. Кодексы Наполеона наглядно
показал и показывает преимущества кодификации законодательства.
В этой связи еще 200 лет
тому назад один из главных разработчиков кодекса Наполеона Порталис говорил,
что “задача законодательства заключается в установлении общих аксиом права,
исходя из широкого подхода к проблеме. Оно должно определить принципы,
оснащенные разными смыслами, а не снизиться до деталей каждого вопроса, который
может возникнуть”.
Французский писатель
Стендаль признавался, что для получения вдохновения и ощущения красоты французского
языка он читал отрывки из кодекса Наполеона каждый день. Действительно, кодекс Наполеона
был и остается источником вдохновения не только для французов, но и для юристов
всего мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алов П.А. История
развития континентального права. Монография – М.: ВДВ, 2008. – 432с.
2.
Архангельский
А.И. История государства и права. – М.: ВЭТРИ, 2008. - 852 с.
3.
Баланов М.И.
История государства и права Европы. – М.: ДЖИВ, 2007 – 248 с.
4.
Бараков М.А.
История государства и права европейских стран. – М.: ГВС, 2007. – 208 с.
5.
Всемирная история
государства и права: энцикл. словарь / под ред. А.В. Крутских. - М.: Инфра-М,
2001.- 398 с.
6.
Всеобщая история
государства и права: учебник / Черниловский З.М. - М.: ЮРИСТЪ, 2002.- 576 с.
7.
Всеобщая история
государства и права: учеб. для вузов / Графский В.Г. - М.: Норма, 2004.- 752 с.
8.
Всеобщая история
государства и права: В 2 т. Т. 1: учебник / Омельченко О.А. - 3-е изд., испр. -
М.: Остожье, 2001.- 528 с.
9.
Всеобщая история
государства и права: В 2 т. Т. 2: учебник / Омельченко О.А. - 3-е изд., испр. -
М.: Остожье, 2001.- 496 с.
10.
Всеобщая история
государства и права. Учебник / Городенко А.А. - 3-е изд., испр. - М.: Остожье,
2001. – 299 с.
11.
Всеобщая история
юриспруденции: курс лекций / Азаркин Н.М. - М.: Юридическая лит., 2003.- 608 с.
12.
Графский В. Г.
Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство
НОРМА, 2003. — 744 с.
13.
История
государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов / А.И. Бочкарев. - М.:
Норд, 2008. – 464 с.
14.
История
государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Колов. - М.: Дело,
2007. – 608 с.
15.
История
государства и права зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Додин А.А. - М.:
Новая школа, 2005. – 575 с.
16.
История
государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов / под ред. Матвешвили
В.В. - М.: БылВ, 2002. – 470 с.
17.
История
государства и права зарубежных стран / М.Н. Прудников. - Ростов н/Д: Феникс,
2003. – 384 с.
18.
История
государства и права зарубежных стран: учебник / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С.
Кнопов и др.; под ред. К.И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби,
2005. – 496 с.
19.
История
государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов / Н.А. Крашенинников,
О.А. Жидков. - 2-е изд., стер. - М.: Норма, 2005. – 720 с.
20.
История
государства и права: учеб. пособие для вузов / П.А. Кашова. - М.: СМС, 2008. –
172.
21.
Хрестоматия по
всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 1 / под ред. К.И. Батыра, Е.В.
Поликарповой. - М.: ЮРИСТЪ, 2003.- 392 с.
22.
Хрестоматия по
всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 2 / под ред. К.И. Батыра, Е.В.
Поликарповой. - М.: ЮРИСТЪ, 2003.- 520 с.
23.
Хрестоматия по
истории государства и права зарубежных стран. / отв. ред. Н.А. Даров - М.:
Норма, 2008.- 816 с.
24.
Хрестоматия по
истории государства и права Франции. / под ред. А.В. Жезлова - М.: СМС, 2008.-
716 с.
25.
Хрестоматия по
истории государства и права Европы. / отв. ред. Г.Л. Хеттов. - М.: ВЭТРИ,
2008.- 964 с.
[1]
Алов П.А. История развития континентального права. Монография – М.: ВДВ, 2008.
– 432с. С. 108.
[2]
Алов П.А. История развития континентального права. Монография – М.: ВДВ, 2008.
– 432с. С. 110.
[3]
Архангельский А.И. История государства и права. – М.: ВЭТРИ, 2008. - 852 с. С.
189.
[4]
Архангельский А.И. История государства и права. – М.: ВЭТРИ, 2008. - 852 с. С.
195.
[5]
Баланов М.И. История государства и права Европы. – М.: ДЖИВ, 2007 – 248 с. С.
96.
[6]
Баланов М.И. История государства и права Европы. – М.: ДЖИВ, 2007 – 248 с. С.
98.
|