на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития

6. Перспективы развития информационного общества

Информационная революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические и правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций. Все большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.

Подобное положение дел привело к вынужденному изменению направления политической мысли. Возникает необходимость планирования предстоящего развития новых информационно-телекоммуникационных технологий, которые в силу своих особенностей могут оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество как в рамках той или иной страны, так и в рамках международной системы. В частности, важно не допустить расширения в информационной среде конфронтации и противоборства, а также дальнейшего обострения «цифрового неравенства» между развитыми странами и остальным миром. А такие угрозы, надо признать, реальны.

По мнению, например, А. А. Чернова, именно государство в процессе становления информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве. В последние годы многие страны, а также международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. При этом преследуются как государственные интересы (лидерство в мировом сообществе), так и повышение качества жизни людей [10].

Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).

Основной чертой политики европейских стран служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка, другими словами, сочетание правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от сложившейся ситуации. При этом в целом в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг. Однако существуют и альтернативные мнения, согласно которым строительство информационной инфраструктуры (сетей) является движущим фактором развития сферы услуг. Серьезную озабоченность стран Евросоюза вызывает проблема неравенства в информационном обществе, когда значительная часть населения может просто оказаться за его бортом. Учет национальных и культурных особенностей также играет значимую роль.

Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Главное в этом подходе - оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. В США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашних развлечений», в Великобритании же спрос на подобную продукцию не является определяющим.

В основе восточной (Япония, Китай и др. страны) модели развития информационного общества лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями и происходящими социальными изменениями. Философские постулаты сосуществования и сопроцветания, а также содействие государства в реализации этих принципов на уровне отдельной организации является, по мнению азиатских политиков, залогом успеха.

Профессором Ф.Й. Радермахером были сформулированы некоторые принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:

активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;

обеспечение для каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;

постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:

справедливость,

всеобщая включенность в информационное общество,

сопротивление социальной разобщенности,

избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),

партнерские отношения между государственными и частными организациями,

инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ,

создание новых рабочих мест,

доступ к образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте,

политика социального согласия между всеми регионами;

культурное и лингвистическое разнообразие;

большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;

соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;

развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах;

развитие систем обучения на распределенной мультимедийной основе;

развитие систем профессиональной подготовки для новых сфер деятельности.

Среди прочих международных документов можно документ «Окинавская Хартия Глобального информационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества.

Другими важными перспективными направлениями развития информационного общества обычно называют интеллектуализацию, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.

Несмотря на все вышесказанное, приходится признать, что перспективы развития информационного общества весьма неоднозначны. Можно говорить о том, что теоретические концепции и планы в части гуманистических идей в некоторой степени утопичны. В реальности технические и экономические аспекты информатизации выходят на первый план, в то время как социальные и политические изменения общественных институтов пока либо не происходят, либо происходят не в том направлении, как изначально предполагалось. Роль информации в обществе, новые механизмы коммуникации, превращение информации в коммерческий продукт, сетевые принципы организации, повсеместное внедрение информационных технологий в экономику, политику, культуру, социальные отношения и другие описанные теоретиками элементы информационного общества в настоящее время присутствуют и постоянно развиваются. Однако, то вышеописанное информационное общество, которое позиционировалось как высокоинтеллектуальное демократическое общество с равными возможностями доступа к знаниям, образования, сохранения культуры и т.п. в настоящее время не состоялось, и вызывает сомнение возможность скорого появления его в будущем. Прогнозы теоретиков оказались несостоятельны в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе следует, что в современном обществе знание – сила. Тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством различных коммуникаций – вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. За словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание [6]. Кроме того, воплощение вышеописанных идей зачастую идет вразрез с интересами бизнеса и невозможно при существующих капиталистических отношениях.

Более того, оказывается, что информатизация помимо очевидной пользы приносит и вред, порождая проблемы, перспективы разрешения которых достаточно туманны. Так, например, информационное воздействие со стороны определенных заинтересованных групп лиц ведет к дестабилизации общества, а, попытки, поддержания порядка и стабильности зачастую означают деградацию демократических принципов и свобод. Капиталистические отношения накладывают ограничения на идею равного доступа к информационным ресурсам, а неконтролируемые потоки информации вызывают проблемы психологического и морально-этического характера. Таким образом информатизация порождает совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится чем-то жертвовать.

Безусловно, правительствами государств и различными общественными организациями прилагаются определенные усилия по развитию информационного общества, реформированию социальных, политических и экономических институтов, сглаживанию возникающих проблем, однако, на мой взгляд, в обозримом будущем не следует связывать слишком больших надежд на улучшение качества жизни людей с развитием информационного общества в том виде, в котором это предсказывали и предсказывают авторы теоретических концепций.

Заключение

В данной работе рассмотрены основные аспекты идей информационного общества. Раскрыта суть понятия, проанализированы исторические предпосылки его зарождения. На основе изучения работ Э. Тоффлера, М. Кастельса, М. Маклюэна и других исследователей показаны основные теоретические концепции. Рассмотрены некоторые современные тенденции, проблемы и перспективы развития информационного общества.

Из результатов исследования можно сделать противоречивые выводы. Если рассматривать процесс становления информационного общества с технократической точки зрения, то можно говорить о том, что оно сейчас активно формируется и в некоторой степени уже существует в отдельных развитых странах. Однако, если брать за основу предложенные теоретиками гуманистические идеи, то такое общество, несмотря на все постиндустриальные предпосылки, в настоящее время не состоялось и, по-видимому, не состоится в ближайшем будущем. Повсеместная информатизация приносит значительную пользу, расширяет и открывает новые возможности развития, однако, в то же время ставит ряд проблем, которые могут свести на нет многие ее преимущества.

Несмотря на усилия государственных органов и различных организаций по развитию идей информационного общества и реформированию общественных институтов, говорить о каких-либо значительных сдвигах в этом вопросе с точки зрения повышения качества жизни всего населения пока преждевременно.

Список литературы

1. Хромов Л.И. Теория информации и теория познания. - Спб, Изд. Русского философского общества, 2006. – 200с

2. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 98 с

3. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999.

4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М., 1999.

5. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М., Издательство МГУ, 1999.

6. Лактионов А. Информационное общество: Сб. - М.: ООО Издательство И74 АСТ, 2004.

7. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.

8. Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. - М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с

9. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета, Серия 10, "Журналистика" - N 2, 1999, с. 58-69.

10. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.

11. Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии. - Спб. Питер 2003. – 416с

12. Кравченко А. И., Социология в вопросах и ответах. - М., «Проспект», 2006 г.,

13. Мелюхин И.С. Концепция «Информационного общества» и кризис // Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 20 - 22.

14. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2000.

15. Уэбстер Ф. Теории информационного общества Перевод с английского М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е. Л. Вартановой - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004.

16. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. — 111 с.

17. Черри К. Человек и информация. - М., Связь, 1972

18. Янков М. Материя и информация. - М., 1979

19.Терроризм и ответные действия: анализ и мониторинг [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.agentura.ru/equipment/psih/info

20. Информационные войны [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infwar.ru/

21. Вестник РФФИ [Электронный ресурс]: Социальная роль научного знания в контексте постиндустриальной идеологии.- Режим доступа:

http://www.rffi.ru/default.asp?section_id=80

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.