6. Перспективы развития
информационного общества
Информационная
революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники и
новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной
перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление
глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели
экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические
и правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое
характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций.
Все большее значение для успешного экономического развития приобретает
«электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных
сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является
относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.
Подобное
положение дел привело к вынужденному изменению направления политической мысли.
Возникает необходимость планирования предстоящего развития новых
информационно-телекоммуникационных технологий, которые в силу своих
особенностей могут оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество как
в рамках той или иной страны, так и в рамках международной системы. В частности,
важно не допустить расширения в информационной среде конфронтации и
противоборства, а также дальнейшего обострения «цифрового неравенства» между
развитыми странами и остальным миром. А такие угрозы, надо признать, реальны.
По
мнению, например, А. А. Чернова, именно государство в процессе становления
информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных
субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции
граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы
в мировом информационном пространстве. В последние годы многие страны, а также
международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию
концепций и программ по переходу к информационному обществу. При этом
преследуются как государственные интересы (лидерство в мировом сообществе), так
и повышение качества жизни людей [10].
Условно
выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и
восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный
Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане
занимает Китай (КНР).
Основной
чертой политики европейских стран служит поиск определенного баланса между
полным контролем со стороны государства и законами рынка, другими словами, сочетание
правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может
меняться в зависимости от сложившейся ситуации. При этом в целом в Европе
превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг.
Однако существуют и альтернативные мнения, согласно которым строительство
информационной инфраструктуры (сетей) является движущим фактором развития сферы
услуг. Серьезную озабоченность стран Евросоюза вызывает проблема неравенства в
информационном обществе, когда значительная часть населения может просто
оказаться за его бортом. Учет национальных и культурных особенностей также
играет значимую роль.
Американский
путь формирования информационного общества определяется общей моделью
социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к
минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Главное в этом подходе - оставить
все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка
информационно-телекоммуникационных технологий. В США основной упор делается на
дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашних
развлечений», в Великобритании же спрос на подобную продукцию не является
определяющим.
В
основе восточной (Япония, Китай и др. страны) модели развития информационного
общества лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь
между культурными ценностями и происходящими социальными изменениями.
Философские постулаты сосуществования и сопроцветания, а также содействие
государства в реализации этих принципов на уровне отдельной организации
является, по мнению азиатских политиков, залогом успеха.
Профессором
Ф.Й. Радермахером были сформулированы некоторые принципы, которые лежат в
основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:
активная
роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного
общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных
услуг;
обеспечение
для каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальному
телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся
со строгим соблюдением стандартов;
постоянное
внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:
справедливость,
всеобщая
включенность в информационное общество,
сопротивление
социальной разобщенности,
избежание
разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к
информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),
партнерские
отношения между государственными и частными организациями,
инвестиции
в крупные международные проекты развития ИКТ,
создание
новых рабочих мест,
доступ
к образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте,
политика
социального согласия между всеми регионами;
культурное
и лингвистическое разнообразие;
большое
внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих
нагрузку на окружающую среду;
соблюдение
гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита
персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;
развитие
международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой
сферах;
развитие
систем обучения на распределенной мультимедийной основе;
развитие
систем профессиональной подготовки для новых сфер деятельности.
Среди
прочих международных документов можно документ «Окинавская Хартия Глобального
информационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобального
информационного общества.
Другими
важными перспективными направлениями развития информационного общества обычно
называют интеллектуализацию, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных
на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества –
знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для
упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных
предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания
будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые
возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично
развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые
должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать
открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но
и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится
целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.
Несмотря
на все вышесказанное, приходится признать, что перспективы развития
информационного общества весьма неоднозначны. Можно говорить о том, что
теоретические концепции и планы в части гуманистических идей в некоторой
степени утопичны. В реальности технические и экономические аспекты
информатизации выходят на первый план, в то время как социальные и политические
изменения общественных институтов пока либо не происходят, либо происходят не в
том направлении, как изначально предполагалось. Роль информации в обществе, новые
механизмы коммуникации, превращение информации в коммерческий продукт, сетевые
принципы организации, повсеместное внедрение информационных технологий в
экономику, политику, культуру, социальные отношения и другие описанные
теоретиками элементы информационного общества в настоящее время присутствуют и
постоянно развиваются. Однако, то вышеописанное информационное общество, которое
позиционировалось как высокоинтеллектуальное демократическое общество с равными
возможностями доступа к знаниям, образования, сохранения культуры и т.п. в
настоящее время не состоялось, и вызывает сомнение возможность скорого
появления его в будущем. Прогнозы теоретиков оказались несостоятельны в первую
очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в
современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе
следует, что в современном обществе знание – сила. Тиражирование
интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством различных
коммуникаций – вот что коренным образом отличает современное общество как
информационное. За словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание
[6]. Кроме того, воплощение вышеописанных идей зачастую идет вразрез с
интересами бизнеса и невозможно при существующих капиталистических отношениях.
Более
того, оказывается, что информатизация помимо очевидной пользы приносит и вред, порождая
проблемы, перспективы разрешения которых достаточно туманны. Так, например, информационное
воздействие со стороны определенных заинтересованных групп лиц ведет к
дестабилизации общества, а, попытки, поддержания порядка и стабильности
зачастую означают деградацию демократических принципов и свобод.
Капиталистические отношения накладывают ограничения на идею равного доступа к
информационным ресурсам, а неконтролируемые потоки информации вызывают проблемы
психологического и морально-этического характера. Таким образом информатизация
порождает совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится
чем-то жертвовать.
Безусловно,
правительствами государств и различными общественными организациями прилагаются
определенные усилия по развитию информационного общества, реформированию
социальных, политических и экономических институтов, сглаживанию возникающих
проблем, однако, на мой взгляд, в обозримом будущем не следует связывать
слишком больших надежд на улучшение качества жизни людей с развитием
информационного общества в том виде, в котором это предсказывали и
предсказывают авторы теоретических концепций.
Заключение
В
данной работе рассмотрены основные аспекты идей информационного общества.
Раскрыта суть понятия, проанализированы исторические предпосылки его
зарождения. На основе изучения работ Э. Тоффлера, М. Кастельса, М. Маклюэна и
других исследователей показаны основные теоретические концепции. Рассмотрены
некоторые современные тенденции, проблемы и перспективы развития
информационного общества.
Из
результатов исследования можно сделать противоречивые выводы. Если
рассматривать процесс становления информационного общества с технократической
точки зрения, то можно говорить о том, что оно сейчас активно формируется и в
некоторой степени уже существует в отдельных развитых странах. Однако, если
брать за основу предложенные теоретиками гуманистические идеи, то такое
общество, несмотря на все постиндустриальные предпосылки, в настоящее время не
состоялось и, по-видимому, не состоится в ближайшем будущем. Повсеместная
информатизация приносит значительную пользу, расширяет и открывает новые
возможности развития, однако, в то же время ставит ряд проблем, которые могут
свести на нет многие ее преимущества.
Несмотря
на усилия государственных органов и различных организаций по развитию идей
информационного общества и реформированию общественных институтов, говорить о
каких-либо значительных сдвигах в этом вопросе с точки зрения повышения
качества жизни всего населения пока преждевременно.
Список литературы
1.
Хромов Л.И. Теория информации и теория познания. - Спб, Изд. Русского
философского общества, 2006. – 200с
2.
Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы:
Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 98 с
3.
Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999.
4.
Кастельс М. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальная
волна на Западе: Антология. - М., 1999.
5.
Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.,
Издательство МГУ, 1999.
6.
Лактионов А. Информационное общество: Сб. - М.: ООО Издательство И74 АСТ, 2004.
7.
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.
8.
Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и
социально-экономические аспекты. - М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с
9.
Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура //
Вестник Московского университета, Серия 10, "Журналистика" - N 2, 1999,
с. 58-69.
10.
Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и
перспективы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.
11.
Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии. - Спб. Питер 2003. –
416с
12.
Кравченко А. И., Социология в вопросах и ответах. - М., «Проспект», 2006 г.,
13.
Мелюхин И.С. Концепция «Информационного общества» и кризис // Информационное
общество, 1998, вып. 6, с. 20 - 22.
14.
Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.
– М.: Логос, 2000.
15.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества Перевод с английского М.В. Арапова и
Н.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е. Л.
Вартановой - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004.
16.
Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. —
111 с.
17.
Черри К. Человек и информация. - М., Связь, 1972
18.
Янков М. Материя и информация. - М., 1979
19.Терроризм
и ответные действия: анализ и мониторинг [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.agentura.ru/equipment/psih/info
20.
Информационные войны [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infwar.ru/
21.
Вестник РФФИ [Электронный ресурс]: Социальная роль научного знания в контексте
постиндустриальной идеологии.- Режим доступа:
http://www.rffi.ru/default.asp?section_id=80
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
|