Нормативно-правовой акт
характеризуется такими признаками:
1) утверждается или санкционируется уполномоченнми органами
государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и
их односторонним волеизъявлением;
2) имеет внешню
форму в виде определенного письменного документа;
3) включает новые
нормы права или изменяет, отменяет уже действующие;
4) принимается в
соответствии с определенной процедурой;
5) имеет
юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми
актами, место и роль в системе законодательства и правового
регулирования;
6) придает воле
народа официальный характер.
От нормативно-правовых
актов следует отличать официальные юридические документы, которые не
содержат норм права и не вносят непосредственно изменения в
законодательство.Например, акты утверждения положений, правил, статутов или
акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов.
Более конкретную
характеристику данному источнику права автор даст в следующей главе
курсовой работы , а в данный момент целесообразней перейти к
характеристике иных источников(форм) права.
Правовой прецедент—это
такая форма права, когда конкретному решению суда или административного
органа придается нормативный характер, и оно является обязательным для
всех аналогичных дел.
В зависимости от того, кто
принимает это решение, правовой прецедент подразделяется на судебный и
административный.Правовой прецедент иногда называют правом , которое создано
судом.
Обязательным для судов
является не все решение или приговор, а только “сердцевина’’ дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой
выносится решение.Это, как называют специалисты по англосаксонской
правовой системе,’’ratio desidendi”.Из прецедента могут постепенно
складываться и нормы законов.
В недавнем прошлом в
советской правовой науке прецедент как источник права оценивался
только отрицательно, однако в последнее время тон критических
высказываний несколько смягчился.Более того, уже встречаются предложения
о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам
права.Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы
независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также
формирование их правосознания в том направлении, при котором станет
возможным их правотворчество.
В настоящий момент как в
странах СНГ,так и в Украине правовой прецедент официально не признается
как форма права,хотя в отдельных Постановлениях Пленума Верховного
Суда Украины по конкретным делам, которые являются общеобязательными
для всех судов, можно найти не только разъяснения действующего
законодательства, но и новые нормы или часть нормы права. Официально
считается, что суд не имеет права создавать новые нормы права,
заниматься правотворчеством, а только разъяснять, толковать нормы закона
и практику его применения.
К правовому прецеденту можно
отнести, в некоторой мере, решения Верховной Рады Украины о
предоставлении Крымской области статуса автономной республики, о
запрещении деятельности Коммунистической партии Украины в 1991 году.
Хотя эти решения и имеют характер индивидуальных актов применения
правовых норм, законов, не исключено,что эти решения могут при
определенных условиях стать правовым прецедентом.
Наиболее древней формой
права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку
народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.
Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет
уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В
рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались
решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и
другой способ санкционирования государством обычаев—отсылка к ним в
тексте законов.
Иногда бывает чрезвычайно
сложно сказать, является тот или иной обычай правовым. Например, обычай “кровной мести”—принцип талиона—“зуб
за зуб”, “око за око”. В последнее
время этот обычай ни одним государством не поддерживается, вместе с
тем он существует у многих народов. В прошлые столетия был
распространенным обычай—вызов на дуэль за унижение чести и достоинства
личности. Этот обычай существовал долгое время, пока общество и
государство не убедились в том, что он приносит большой вред, поэтому
он был запрещен в царской России и в других странах мира.
В Украине
правовые обычаи были очень распространены, начиная с древних времен,
особенно в период козацкой республики на Запорожье и до 20-х годов
20-ого столетия. Много примеров правовых обычаев приведено в
произведении П.Кулиша “Черная Рада”. Они касались
организации проведения козацкой рады, выборов кошевого отамана, Гетьмана,
определения наказаний козакам, которые нарушали войсковую дисциплину,
занимались кражами или не отдавали долга.
В годы
Советской власти правовые обычаи были заменены системой писаного
права—нормативно-правовыми актами. В последнее время снова появляется
интерес к этой форме права, которая, по сути, связана с природными
правами человека и обусловлена системами местного самоуправления.
Подход к
понятиям “обычай” и “обычное право’’ в различных научных школах неоднозначен. В отечественном
дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще
не разграничивались. Так, русский историк и правовед В.М.Хвостов в 1908
г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую
норму, сила которой основана не на предписании государственной
власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее
на практике. Другими словами, по В.М.Хвостову, обычай суть юридическая
норма, подкрепленная давностью применения.[7]
Некоторые
ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания
правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в
политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем,
применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества,
в архаических правовых системах.Однако это не совсем так, поскольку ,
как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются
некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых
обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.
Особенность
обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку.
С юридической точки зрения, обычай—неписаный источник права,
характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием.
Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или
иной регион.
Договор—эффективное
юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил
взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в
отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор
важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих
отношений и имущественного оборота.
С
юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой
соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или
прекращении гражланских прав и обязанностей. В условиях становления в
Украине рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования
значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают
свободное вступление в договорные отношения без какого-либо
административного диктата. Содержанием договора поэтому являются
взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается
на следующих принципах: 1) равенства; 2)
автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение
обязательства.
Особенность договора как подзаконного
источника права заключается в том, что стороны могут заключить как
предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми
актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету
договора—чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может
сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в
украинском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из
важнейших юридических документов нашего государства—Гражданский
кодекс—посвятил договору главу.
Условия договора должны
соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном
случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с
этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом,
принятым после заключения договора.
Иногда эту форму права
называют договор с нормативно-правовым содержанием. Это такая форма
права, в которой закрепляются юридические права и обязанности
участников общественных отношений, условия и содержание, юридическая
ответственность сторон.
Нормативно-правовые договоры
делятся на два вида: 1) договоры, которые
заключаються между предприятиями, организациями и гражданами.
Второй вид договоров можно
разделить также на два вида:
1)
договоры, которые заключаются между Украиной и другими
государствами или отдельными государственными органами. Эти договоры
изучаются международным правом. Они, как правило, ратифицируются Верховной
Радой Украины. Например, Договор о Содружестве Независимых Государств
(1991г.), которое было создано на основе бывшего Советского Союза
после его распада;
2) договоры (
соглашения ), которые имеют частный международно-правовой характер. Эти
договоры заключаются между предприятиями и организациями Украины и
зарубежных стран. Такие договоры можно заключить не только между
предприятиями, но и между гражданскими и политическими организациям.
Договоров, которые заключаются между
предприятиями и гражданами Украины достаточно много. Они имеют правовой
характер и учитываются, как юридический документ ( акт ) при рассмотрении
споров в Арбитражном Суде ( между предприятиями и организациями ) и в
судах общей юрисдикции, если участником такого договора является
гражданин.
В качестве примера
нормативно-правового договора можно рассмотреть договор в гражданском
праве и конституционный договор.
Товарно-денежный характер
отношений экономического оборота предполагает, что реализация товара
должна осуществляться с учетом общественно необходимых затрат на его
производство. Такие затраты, в свою очередь, определяются с учетом существующего
на данный момент в обществе соотношения между спросом и предложением.
Правильный учет спроса и предложения и выявление на их основе
общественно необходимых затрат на производство товара могут быть
осуществленны только в результате достигнутого соглашения между
товаропроизводителем и потребителем. Формой такого соглашения и
выступает договор как выражение общей воли товаропроизводителя и
потребителя.
Договор представляет собой
одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес
каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством
удовлетворения интереса другой стороны. Это порождает общий интерес
сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении.[8]
Поэтому именно договор, основанный на взаимной заинтересованности сторон,
способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в
экономическом обороте, которых невозможно добиться с помощью самых
жестких административно-правовых средств.
Договор в гражданском
праве—это и наиболее оперативное и гибкое средство связи между
производством и потреблением, изучения потребности и немедленного
реагирования на них со стороны производства.Он также обеспечивает
эффективный обмен произведенными и распределенными материальными
благами в случае изменения потребностей участников экономического
оборота. Наконец, договор предоставляет возможность потреблять
существующие в обществе материальные ценности не только их
собственниками (обладателями иных вещных прав), но и другими
участниками экономического оборота, испытывающими потребности в данных
материальных ценностях.
Конституционный договор в
практике мирового конституционализма является одним из важнейших
источников права, прежде всего, государственного права.Одновременно с
Конституцией данный вид договоров является основой, сердцевиной,
национального законодательства, на основе которого развиваются и
функционируют все другие отрасли правовой системы государства.
Еще в давние времена
подобные договоры заключались между представительским органом и князем
(королем), которые определяли основу их взаимоотношений, права и
обязанности сторон. Как способ разрешения проблем которые в данный
момент стоят перед Украиной, конституционный договор по своей сути
является тем источником права, который создают различные субъекты
конституционно-правовых отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|