на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв.

Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв.

Черемисин Роман

Апрель 2005г.

Введение

После покорения Сибири в 1583 году, когда славный воевода Ермак с дружиною из 840 человек очистил земли Сибирские от салтана Кучума. И бил челом Иоанну царством Сибирским, драгоценными соболями, черными лисицами и бобрами. «Слова восхищения с живой радостью повторялись во дворце и на Красной площади. «Новое царство послал Бог России». Звонили в колокола, пели молебны благодарственные» - пишет Н.М. Карамзин. Но в месте с этим Бог послал российскому государству огромное поле с плевелами язычества, которое нужно было очистить и засеять семенами Христовой веры. Для миссионерской деятельности русской церкви открылись необъятные просторы. Христианская вера проникла в Сибири вместе с русской колонизацией. С конца XVI века сильным стимулом для колонизации послужила политическая и военная поддержка, оказывавшаяся государством свободному движению русских переселенцев на Восток. Небольшие военные отряды, посылавшиеся правительством, создавали укрепления. За ними часто устремлялся поток крестьян-земледельцев, да и авантюристов, искавших на новых землях скорой наживы. Поселенцы из крестьян-земледельцев шли впереди военных отрядов, или следом, осваивая новые земли. Именно русские поселенцы в Сибири стали первыми проповедниками христианства для инородцев. По свидетельству сибирских историков, общим правилом русских поселенцев в Сибири было: «где зимовье ясашное, там и крест или впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка; где город, там и управление воеводское, огнестрельный снаряд и монастырь, кроме церкви».

История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 век.

Правительство разными мерами старалось усилить христианский элемент в этой стране: сибирские храмы снабжались из Москвы книгами, иконами, колоколами, воском, ладаном и другими предметами церковной утвари. Но нужды в храмах и священнослужителях были ощутительны. В 1611 году сибирские воеводы писали к Сильвестру, архиепископу Вологодскому, что многие новоустроенные храмы не освящены, за неимением антиминсов, а другие стоят без пения, потому что нет попов. Недостаток пастырей в языческой стране был причиной того, что дело христианского просвещения шло медленно между туземцами, и христианство не могло глубоко проникнуть в жизнь новопросвещенных. Даже у русских людей-казаков, первых поселенцев Сибири, была дозволяема умычка жен и девиц из городов. Казаки жили с татарками как с женами, вступали в браки в непозволительных степенях кровного родства, отнимали силой чужих жен, бросали их и брали других. Сами священники не стояли на высоте своих обязанностей: ими совершались всякие незаконные браки. С конца XVI века по желанию монахов создавались монастыри. Так возникли первые опорные пункты будущей миссии. Церковная организация Сибири не успевала за развитием общественной жизни. Только в 1620 году в Тобольске, основанном еще в 1587 году, патриархом Филаретом была открыта архиепископия. Первым сибирским и тобольским архиепископом был Киприан Старорусенников. Его епархия простиралась от Урала далеко на восток без определенной границы и расширялась ежегодно по мере продвижения военных отрядов и колонистов и возникновения укреплений. По отзывам современников архиепископ Киприан был «муж просвещенный и ревностный, собственным примером учащий учитель». В течение трех лет своей пасторской деятельности он успел много сделать для просвещения своей епархии: он улучшил нравственность между христианами и многих магометан и язычников обратил ко Христу; построил до 30 храмов, основал несколько новых монастырей в Туринске, Алапаеве (Невьянске), Таре, Томске и на реке Тагиле, в Тобольске, Тураханске и на реке Нейве. Привел в должный вид возникшие прежде монастыри. На месте старого острога построил архиерейский дом, церковные постройки, а также деревянную соборную церковь. Он назвал ее так, как назывался собор на его родине, - Софийской. И вся прилегающая площадь стала называться Софийским двором. В игумены монастырей он назначал лично ему известных своей строгой жизнью монахов, прибывших с ним в Сибирь из волоколамского, соловецкого и других монастырей. После Киприана, переведенного на Крутицкую кафедру, приемником и продолжателем его дела был архиепископ Макарий. В способах распространения христианства он совершенно напоминал своего предшественника. Правительство со своей стороны и материальными и нравственными средствами старалось обеспечить успех миссионерского дела Тобольских архипастырей. В 1625 году архиепископу Макарию дан был наказ касательно ведения миссионерского дела. В наказе советовалось располагать инородцев к принятию христианства мерами кротости, ласковым обращением, материальными вспомоществованиями, ходатайством за провинившихся перед властями. В видах поощрения инородцев к принятию христианства, издан был закон (1629), по которому холоп, принадлежавший иноземцу и некрещеному, получал свободу, сделавшись христианином. Православный же даже в качестве свободной прислуги не должен оставаться у инородца и некрещеного. Известно о миссионерской работе между Уралом и Обью, проводившейся монахами основанного в 1644 году на Исете в Западной Сибири Далматского монастыря. Благодаря таким мерам христианство довольно успешно стало распространяться в Сибири. Были случаи обращения целых инородческих селений.  

С 1664 по 1678 год митрополичье правление осуществлял преосвященный Корнилий. Он был уроженец Новгородский. Ни о времени рождения его, ни о звании, из какого он происходил, не имеется сведений, но известно, что образование он получил в училище при Новгородском архиерейском доме. По пострижении в монашестве и по происхождении всех степеней иерархии, возведен в сан архимандрита Новгородского Хутынского монастыря, а в 1664 году, 24 июня в Москве хиротонисан в сан архиепископа Сибирской епархии. В Тобольск прибыл 23 февраля 1665 года и вступил в кафедральный собор с церемониею, по примеру своих предместников.

В первое лето пребывания архиепископа Корнилия в Тобольске, как в городе, так и во всем его округе в продолжение нескольких недель шел беспрерывно такой сильный дождь, что люди пришли в страх. Архиерей послал духовенство в Абалацкое село, чтобы принести от туда в Тобольск чудотворный образ Божией Матери. С молитвою и слезами пал благочестивый архипастырь, а с ним духовенство и весь народ, пред Святой иконою, моля Царицу Небесную умилосердиться над градом и людьми согрешившими, и умолить Сына и Бога Своего о прекращении гнева небесного. После того икона перенесена была в Софийский собор, и лишь только началась литургия, - дождь вдруг перестал, солнце воссияло, и тогда же настало ясно. В память этого чудесного события архиепископ Корнилий установил каждогодно приносить икону Абалакской Божией Матери в Тобольск 8 июля, что соблюдается и до нынешних времен.  

В 1668 году архиепископ Корнилий по царскому повелению прибыл в Москву, где 25 мая во дворцовой церкви Патриархами Паисием Александрийским, Макарием Антиохийским, бывшими в России для суда над Патриархами Никоном и Иоасвафом-Московским, с российскими и греческими архиереями, возведен на степень митрополита Сибирского и Тобольского. В иерархическом порядке Сибирская епархия поставлена на четвертую степень митрополии, а именно:1)Новгородская, 2)Казанская, 3)Астраханская и 4) Сибирская. Далее следовали митрополии: Ростовская, Рязанская, Нижнегородская и Крутицкая.

Царь Алексей Михайлович достойно ценил долговременное и ревностное служение митрополита Корнилия и в январе 1675 года прислал в Тобольск своего стольника Алексея Петровича Салтыкова, который в кафедральном соборе торжественно объявил преосвященному от Государя его милостивое благоволение. Это было равносильно нынешнему награждению архипастырей орденскими знаками, при Высочайших грамотах и рескриптах. Благодарный владыка тогда же совершил торжественное молебствие о здравии и благоденствии Государя.

Достигши преклонных лет и чувствуя приближение смерти, преосвященный митрополит Корнилий, в начале 1678 года переселился в Знаменский монастырь и там же принял схиму, а 23 декабря того же года скончался и погребен, в находившейся близ архиерейского дома, Сергиевской церкви. 

При митрополите Тобольском Симеоне, современнике патриарха Никона , 14 волостей кодских остяков изъявили желание принять крещение. Благодаря его стараниям в главном остяцком селении Коде, на реке Оби, возник монастырь, сделавшийся рассадником христианской веры среди остяков. К концу патриаршего периода христианская вера в Сибири распространилась от подошвы Урала до гор Байкальских. При тобольском митрополите Павле (1678-1692) отправлена была миссия в Даурию. Также митрополит Павел очень много строил. Вскоре по прибытии нового архипастыря в свой кафедральный город, постигло Тобольск, обычное в те времена, когда город и храмы в Сибири строились деревянные, страшное несчастье. Пожар истребил крепость, построенную всего два года тому назад, Вознесенскую церковь, 500 домов, все татарские юрты, приказ, боярский дом и церковь Св. Троицы. Новая крепость построена была, вместе с церковью Вознесения в башне, в 1681 году. В том же 1680 году сгорели в Абалаке две деревянные церкви. Преосвященный Павел, видя, что деревянные церкви делаются добычей огня, просил Государя о дозволении построить в Тобольске кафедральный собор, а в Абалаке, ради чудотворной иконы, церковь – каменные и в 1680 году получил дозволение, причем Царь Федор Алексеевич приказал выдать из казны на построение Тобольского собора выдать 700 рублей денег и прислать из Москвы 682 пуда железа. 

Во время преосвященного Павла начали появляться в Сибири раскольники. В ослеплении невежеством, злобой и фанатизмом, они положили начало самосожигательству, первый случай которого был в 1679 году, в Тобольском округе, на реке Березовке, где собралось из Тобольска, Верхотурья и Тюмени и их округов раскольников с женами и детьми до 2700 человек, и все, вместе со своим наставником тюменским иереем Дометианом, в монашеств Доминиилом, сами себя сожгли. В 1682 году в Устяцкой слободе, на реке Тобол, педали себя огню 400 человек стариков и старух. В Верхатурском округе, в деревне Нагормыч, сожглись 100 человек, тут же вскоре собралось для самосожжения еще 350 человек. Митрополит Павел не допустил этого. В 1687 году в Тюменском округе, на речке Тегенке сгорело более 300 человек, в том же году и в том же округе, в деревне Боровикове, сгорело 150 человек. Но раскольники не только сами себя сжигали, - они старались наносить страшные вред и ненавидимым ими православным. От поджога раскольниками в 1686 году, в первый день Пасхи, в селе Каманке, Тюменского округа, сгорела церковь с 250 человеками молившихся в ней православных. В том же году, 25 апреля, от поджога теми же раскольниками, пострадала Тюмень, сгорело в ней пять церквей, приказ, гостиный двор и много домов.  

Труды по управлению обширною епархией, заботы и огорчения подломили силы и здоровье маститого митрополита: на 26 июля 1691 года преосвященного Павла внезапно постигла болезнь – паралич, отнялся язык и память, правая рука и нога. В таком положении оставался он до конца августа того же года, а в следующем, 1962 году, по указу Государя, вызван в Москву, куда отправился больной, и по пути скончался 4 января 1692 года. 

Для успешного распространения в этом крае христианства, по благословению патриарха Иоакима, основан был Селенгский монастырь (1681). В апреле 1683 года было заложено первое каменное здание – Софийский собор, прообразом которого явилась церковь Вознесения в Московском Кремле. Софийско-Успенский собор соорудили в 1686 году. Почти одновременно, в 1685-1686 годах вокруг Софийского двора построили каменную стену. В ее северной части находился главный вход, Святые ворота с Церковью Сергея Радонежского над ними. Тогда же построили и колокольню. Жилые же здания двора долго оставались деревянными, за исключением двухэтажного архиерейского дома. В 1700 году в бескрайней Тобольской епархии было 160 православных храмов. Но правильно организованных миссий для проповеди христианства в Сибири в этот период не было. Язычников, несмотря на успехи веры Христовой, оставалось еще много, и просвещение их было делом будущего.

Петр 1 был крайне заинтересован в обращении инородцев Сибири, поэтому его внимание привлекла деятельность почти душевнобольного Тобольского митрополита Игнатия Римского-Корсакого(1692-1701;фактически до 1699года), на которого в Москву непрерывно поступали жалобы. Стоит заметить, что митрополит Павел обличал Тобольского воеводу боярина Андрея Федоровича Нарышкина, который был двоюродным дядей, царствовавшего тогда Царя Петра 1. Злоупотребляя своею властью, воевода с дружиною творили всевозможные бесчинства: жили распутно, грабили народ и в особенности инородцев, истязали их. 18 июня 1700 года Петр попросил Киевского митрополита назначить на Сибирский митрополичий престол ученого монаха, «благого, непорочного жития человека, которому бы в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божиею помощию исподволь в Китае, и в Сибири в слепоте идолослужения и в прочих неверствиях закоснелых человек приводить в познание и служение, и поклонение истинного Живого Бога». В помощь этому человеку надо прислать ученых монахов, «которые бы могли твердыми святого Евангелия доводами многие души области темные сатанинские привести в свет познания Христа Бога нашего».

После этого 23 марта 1701 года малороссийский архимандрит Димитрий Туптало был посвящен в митрополита Тобольского и Сибирского. Однако царю так понравился этот образованный человек и прекрасный проповедник, что он не отпустил его в Сибирь, а сделал митрополитом Ростовским. Следующим кандидатом, предложенным Киевским митрополитом, был архимандрит Филофей Лещинский, который управлял Сибирской епархией в 1702-1711, а потом еще раз в 1715-1720 годах. Его-то и должно назвать основателем миссии в Западной Сибири. Трудности миссионерства в Сибири намного превосходили те, с которыми вынуждены были бороться проповедники православия в Европейской России. Удаленность от главных церковных и светских центров столицы затрудняла служебную переписку. Духовенство, подчиненное митрополиту, не являло собой, как правило, образец нравственности и христианских добродетелей, да и не отличалось образованием. Немногие соглашались добровольно отправиться в далекую землю, где условия жизни духовенства были значительно хуже, чем в других российских епархиях. Многие священники, диаконы и монахи в наказание за какие-нибудь проступки ссылали в Сибирь и покидали эти края при первой же возможности. В XVIII веке в Святейший Синод постоянно приходили жалобы от Сибирских епархиальных архиереев на непригодность подчиненного им духовенства. Клирики совершенно не знали языков инородцев, но даже знания разговорного языка не помогало в переводе христианских понятий, которым не находилось соответствия не только в языке, но и в представлениях инородцев. Разнообразие религиозных исповеданий составляло еще одну специфическую трудность для миссии в Западной Сибири. Народности, находившиеся ранее под господством татар, частично исповедовали ислам. Между Уралом и Енисеем и далее на восток кочевали народы, приверженные самому примитивному шаманизму, который на юге, в Забайкалье, на монголо-китайской границе, смешивался с буддизмом-ламаизмом. Миссионеры сталкивались здесь с враждебным отношением населения ко всему русскому. Их совсем не поддерживали местные государственные власти, авторитет которых был в XVIII веке ничтожен: российская власть над инородцами в удалении от городов или крепостей во многих случаях существовала только на бумаге. При таких условиях миссия нуждалась в сотрудниках, которые были бы готовы на самопожертвование.  

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.