Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв.
Черемисин Роман
Апрель 2005г.
Введение
После покорения Сибири в 1583 году, когда славный
воевода Ермак с дружиною из 840 человек очистил земли Сибирские от салтана Кучума.
И бил челом Иоанну царством Сибирским, драгоценными соболями, черными лисицами
и бобрами. «Слова восхищения с живой радостью повторялись во дворце и на
Красной площади. «Новое царство послал Бог России». Звонили в колокола, пели
молебны благодарственные» - пишет Н.М. Карамзин. Но в месте с этим Бог послал
российскому государству огромное поле с плевелами язычества, которое нужно было
очистить и засеять семенами Христовой веры. Для миссионерской деятельности
русской церкви открылись необъятные просторы. Христианская вера проникла в
Сибири вместе с русской колонизацией. С конца XVI века сильным
стимулом для колонизации послужила политическая и военная поддержка,
оказывавшаяся государством свободному движению русских переселенцев на Восток.
Небольшие военные отряды, посылавшиеся правительством, создавали укрепления. За
ними часто устремлялся поток крестьян-земледельцев, да и авантюристов, искавших
на новых землях скорой наживы. Поселенцы из крестьян-земледельцев шли впереди военных
отрядов, или следом, осваивая новые земли. Именно русские поселенцы в Сибири
стали первыми проповедниками христианства для инородцев. По свидетельству
сибирских историков, общим правилом русских поселенцев в Сибири было: «где
зимовье ясашное, там и крест или впоследствии часовня; где водворение
крепостное, там церковь и пушка; где город, там и управление воеводское,
огнестрельный снаряд и монастырь, кроме церкви».
История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 век.
Правительство разными мерами старалось усилить
христианский элемент в этой стране: сибирские храмы снабжались из Москвы
книгами, иконами, колоколами, воском, ладаном и другими предметами церковной
утвари. Но нужды в храмах и священнослужителях были ощутительны. В 1611 году
сибирские воеводы писали к Сильвестру, архиепископу Вологодскому, что многие
новоустроенные храмы не освящены, за неимением антиминсов, а другие стоят без
пения, потому что нет попов. Недостаток пастырей в языческой стране был
причиной того, что дело христианского просвещения шло медленно между туземцами,
и христианство не могло глубоко проникнуть в жизнь новопросвещенных. Даже у
русских людей-казаков, первых поселенцев Сибири, была дозволяема умычка жен и
девиц из городов. Казаки жили с татарками как с женами, вступали в браки в
непозволительных степенях кровного родства, отнимали силой чужих жен, бросали
их и брали других. Сами священники не стояли на высоте своих обязанностей: ими
совершались всякие незаконные браки. С конца XVI века по
желанию монахов создавались монастыри. Так возникли первые опорные пункты
будущей миссии. Церковная организация Сибири не успевала за развитием
общественной жизни. Только в 1620 году в Тобольске, основанном еще в 1587 году,
патриархом Филаретом была открыта архиепископия. Первым сибирским и тобольским
архиепископом был Киприан Старорусенников. Его епархия простиралась от Урала
далеко на восток без определенной границы и расширялась ежегодно по мере
продвижения военных отрядов и колонистов и возникновения укреплений. По отзывам
современников архиепископ Киприан был «муж просвещенный и ревностный,
собственным примером учащий учитель». В течение трех лет своей пасторской
деятельности он успел много сделать для просвещения своей епархии: он улучшил
нравственность между христианами и многих магометан и язычников обратил ко
Христу; построил до 30 храмов, основал несколько новых монастырей в Туринске,
Алапаеве (Невьянске), Таре, Томске и на реке Тагиле, в Тобольске, Тураханске и
на реке Нейве. Привел в должный вид возникшие прежде монастыри. На месте старого
острога построил архиерейский дом, церковные постройки, а также деревянную
соборную церковь. Он назвал ее так, как назывался собор на его родине, -
Софийской. И вся прилегающая площадь стала называться Софийским двором. В
игумены монастырей он назначал лично ему известных своей строгой жизнью
монахов, прибывших с ним в Сибирь из волоколамского, соловецкого и других
монастырей. После Киприана, переведенного на Крутицкую кафедру, приемником и
продолжателем его дела был архиепископ Макарий. В способах распространения
христианства он совершенно напоминал своего предшественника. Правительство со
своей стороны и материальными и нравственными средствами старалось обеспечить
успех миссионерского дела Тобольских архипастырей. В 1625 году архиепископу
Макарию дан был наказ касательно ведения миссионерского дела. В наказе
советовалось располагать инородцев к принятию христианства мерами кротости,
ласковым обращением, материальными вспомоществованиями, ходатайством за
провинившихся перед властями. В видах поощрения инородцев к принятию
христианства, издан был закон (1629), по которому холоп, принадлежавший
иноземцу и некрещеному, получал свободу, сделавшись христианином. Православный
же даже в качестве свободной прислуги не должен оставаться у инородца и
некрещеного. Известно о миссионерской работе между Уралом и Обью, проводившейся
монахами основанного в 1644 году на Исете в Западной Сибири Далматского
монастыря. Благодаря таким мерам христианство довольно успешно стало
распространяться в Сибири. Были случаи обращения целых инородческих селений.
С 1664 по 1678 год митрополичье правление осуществлял
преосвященный Корнилий. Он был уроженец Новгородский. Ни о времени рождения
его, ни о звании, из какого он происходил, не имеется сведений, но известно,
что образование он получил в училище при Новгородском архиерейском доме. По
пострижении в монашестве и по происхождении всех степеней иерархии, возведен в
сан архимандрита Новгородского Хутынского монастыря, а в 1664 году, 24 июня в
Москве хиротонисан в сан архиепископа Сибирской епархии. В Тобольск прибыл 23
февраля 1665 года и вступил в кафедральный собор с церемониею, по примеру своих
предместников.
В первое лето пребывания архиепископа Корнилия в
Тобольске, как в городе, так и во всем его округе в продолжение нескольких
недель шел беспрерывно такой сильный дождь, что люди пришли в страх. Архиерей
послал духовенство в Абалацкое село, чтобы принести от туда в Тобольск
чудотворный образ Божией Матери. С молитвою и слезами пал благочестивый
архипастырь, а с ним духовенство и весь народ, пред Святой иконою, моля Царицу
Небесную умилосердиться над градом и людьми согрешившими, и умолить Сына и Бога
Своего о прекращении гнева небесного. После того икона перенесена была в
Софийский собор, и лишь только началась литургия, - дождь вдруг перестал,
солнце воссияло, и тогда же настало ясно. В память этого чудесного события
архиепископ Корнилий установил каждогодно приносить икону Абалакской Божией
Матери в Тобольск 8 июля, что соблюдается и до нынешних времен.
В 1668 году архиепископ Корнилий по царскому повелению
прибыл в Москву, где 25 мая во дворцовой церкви Патриархами Паисием
Александрийским, Макарием Антиохийским, бывшими в России для суда над
Патриархами Никоном и Иоасвафом-Московским, с российскими и греческими
архиереями, возведен на степень митрополита Сибирского и Тобольского. В
иерархическом порядке Сибирская епархия поставлена на четвертую степень
митрополии, а именно:1)Новгородская, 2)Казанская, 3)Астраханская и 4)
Сибирская. Далее следовали митрополии: Ростовская, Рязанская, Нижнегородская и
Крутицкая.
Царь Алексей Михайлович достойно ценил долговременное
и ревностное служение митрополита Корнилия и в январе 1675 года прислал в
Тобольск своего стольника Алексея Петровича Салтыкова, который в кафедральном
соборе торжественно объявил преосвященному от Государя его милостивое
благоволение. Это было равносильно нынешнему награждению архипастырей
орденскими знаками, при Высочайших грамотах и рескриптах. Благодарный владыка
тогда же совершил торжественное молебствие о здравии и благоденствии Государя.
Достигши преклонных лет и чувствуя приближение смерти,
преосвященный митрополит Корнилий, в начале 1678 года переселился в Знаменский монастырь
и там же принял схиму, а 23 декабря того же года скончался и погребен, в
находившейся близ архиерейского дома, Сергиевской церкви.
При митрополите Тобольском Симеоне, современнике
патриарха Никона , 14 волостей кодских остяков изъявили желание принять
крещение. Благодаря его стараниям в главном остяцком селении Коде, на реке Оби,
возник монастырь, сделавшийся рассадником христианской веры среди остяков. К
концу патриаршего периода христианская вера в Сибири распространилась от
подошвы Урала до гор Байкальских. При тобольском митрополите Павле (1678-1692)
отправлена была миссия в Даурию. Также митрополит Павел очень много строил.
Вскоре по прибытии нового архипастыря в свой кафедральный город, постигло
Тобольск, обычное в те времена, когда город и храмы в Сибири строились
деревянные, страшное несчастье. Пожар истребил крепость, построенную всего два
года тому назад, Вознесенскую церковь, 500 домов, все татарские юрты, приказ,
боярский дом и церковь Св. Троицы. Новая крепость построена была, вместе с
церковью Вознесения в башне, в 1681 году. В том же 1680 году сгорели в Абалаке
две деревянные церкви. Преосвященный Павел, видя, что деревянные церкви
делаются добычей огня, просил Государя о дозволении построить в Тобольске
кафедральный собор, а в Абалаке, ради чудотворной иконы, церковь – каменные и в
1680 году получил дозволение, причем Царь Федор Алексеевич приказал выдать из
казны на построение Тобольского собора выдать 700 рублей денег и прислать из
Москвы 682 пуда железа.
Во время преосвященного Павла начали появляться в
Сибири раскольники. В ослеплении невежеством, злобой и фанатизмом, они положили
начало самосожигательству, первый случай которого был в 1679 году, в Тобольском
округе, на реке Березовке, где собралось из Тобольска, Верхотурья и Тюмени и их
округов раскольников с женами и детьми до 2700 человек, и все, вместе со своим
наставником тюменским иереем Дометианом, в монашеств Доминиилом, сами себя
сожгли. В 1682 году в Устяцкой слободе, на реке Тобол, педали себя огню 400
человек стариков и старух. В Верхатурском округе, в деревне Нагормыч, сожглись
100 человек, тут же вскоре собралось для самосожжения еще 350 человек.
Митрополит Павел не допустил этого. В 1687 году в Тюменском округе, на речке
Тегенке сгорело более 300 человек, в том же году и в том же округе, в деревне
Боровикове, сгорело 150 человек. Но раскольники не только сами себя сжигали, -
они старались наносить страшные вред и ненавидимым ими православным. От поджога
раскольниками в 1686 году, в первый день Пасхи, в селе Каманке, Тюменского
округа, сгорела церковь с 250 человеками молившихся в ней православных. В том
же году, 25 апреля, от поджога теми же раскольниками, пострадала Тюмень,
сгорело в ней пять церквей, приказ, гостиный двор и много домов.
Труды по управлению обширною епархией, заботы и
огорчения подломили силы и здоровье маститого митрополита: на 26 июля 1691 года
преосвященного Павла внезапно постигла болезнь – паралич, отнялся язык и
память, правая рука и нога. В таком положении оставался он до конца августа
того же года, а в следующем, 1962 году, по указу Государя, вызван в Москву,
куда отправился больной, и по пути скончался 4 января 1692 года.
Для успешного распространения в этом крае
христианства, по благословению патриарха Иоакима, основан был Селенгский
монастырь (1681). В апреле 1683 года было заложено первое каменное здание –
Софийский собор, прообразом которого явилась церковь Вознесения в Московском
Кремле. Софийско-Успенский собор соорудили в 1686 году. Почти одновременно, в
1685-1686 годах вокруг Софийского двора построили каменную стену. В ее северной
части находился главный вход, Святые ворота с Церковью Сергея Радонежского над
ними. Тогда же построили и колокольню. Жилые же здания двора долго оставались
деревянными, за исключением двухэтажного архиерейского дома. В 1700 году в
бескрайней Тобольской епархии было 160 православных храмов. Но правильно
организованных миссий для проповеди христианства в Сибири в этот период не
было. Язычников, несмотря на успехи веры Христовой, оставалось еще много, и
просвещение их было делом будущего.
Петр 1 был крайне заинтересован в обращении инородцев
Сибири, поэтому его внимание привлекла деятельность почти душевнобольного
Тобольского митрополита Игнатия Римского-Корсакого(1692-1701;фактически до
1699года), на которого в Москву непрерывно поступали жалобы. Стоит заметить,
что митрополит Павел обличал Тобольского воеводу боярина Андрея Федоровича
Нарышкина, который был двоюродным дядей, царствовавшего тогда Царя Петра 1.
Злоупотребляя своею властью, воевода с дружиною творили всевозможные
бесчинства: жили распутно, грабили народ и в особенности инородцев, истязали
их. 18 июня 1700 года Петр попросил Киевского митрополита назначить на
Сибирский митрополичий престол ученого монаха, «благого, непорочного жития
человека, которому бы в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божиею помощию
исподволь в Китае, и в Сибири в слепоте идолослужения и в прочих неверствиях
закоснелых человек приводить в познание и служение, и поклонение истинного
Живого Бога». В помощь этому человеку надо прислать ученых монахов, «которые бы
могли твердыми святого Евангелия доводами многие души области темные
сатанинские привести в свет познания Христа Бога нашего».
После этого 23 марта 1701 года малороссийский
архимандрит Димитрий Туптало был посвящен в митрополита Тобольского и
Сибирского. Однако царю так понравился этот образованный человек и прекрасный
проповедник, что он не отпустил его в Сибирь, а сделал митрополитом Ростовским.
Следующим кандидатом, предложенным Киевским митрополитом, был архимандрит
Филофей Лещинский, который управлял Сибирской епархией в 1702-1711, а потом еще
раз в 1715-1720 годах. Его-то и должно назвать основателем миссии в Западной
Сибири. Трудности миссионерства в Сибири намного превосходили те, с которыми
вынуждены были бороться проповедники православия в Европейской России.
Удаленность от главных церковных и светских центров столицы затрудняла
служебную переписку. Духовенство, подчиненное митрополиту, не являло собой, как
правило, образец нравственности и христианских добродетелей, да и не отличалось
образованием. Немногие соглашались добровольно отправиться в далекую землю, где
условия жизни духовенства были значительно хуже, чем в других российских
епархиях. Многие священники, диаконы и монахи в наказание за какие-нибудь
проступки ссылали в Сибирь и покидали эти края при первой же возможности. В
XVIII веке в Святейший Синод постоянно приходили жалобы от Сибирских
епархиальных архиереев на непригодность подчиненного им духовенства. Клирики
совершенно не знали языков инородцев, но даже знания разговорного языка не
помогало в переводе христианских понятий, которым не находилось соответствия не
только в языке, но и в представлениях инородцев. Разнообразие религиозных
исповеданий составляло еще одну специфическую трудность для миссии в Западной
Сибири. Народности, находившиеся ранее под господством татар, частично исповедовали
ислам. Между Уралом и Енисеем и далее на восток кочевали народы, приверженные
самому примитивному шаманизму, который на юге, в Забайкалье, на
монголо-китайской границе, смешивался с буддизмом-ламаизмом. Миссионеры
сталкивались здесь с враждебным отношением населения ко всему русскому. Их
совсем не поддерживали местные государственные власти, авторитет которых был в XVIII
веке ничтожен: российская власть над инородцами в удалении от городов или
крепостей во многих случаях существовала только на бумаге. При таких условиях
миссия нуждалась в сотрудниках, которые были бы готовы на самопожертвование.
Страницы: 1, 2
|