на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Ликвидация как способ прекращения юридического лица

    Пассивы, принимаемые  к  расчету, - это  обязательства  юридического  лица, в  состав  которых  включаются: целевые  финансирование  и  поступления; заемные  средства; кредиторская  задолженность; расчеты  по  дивидентам; доходы  будущих  периодов; резервы  предстоящих  расходов  и  платежей; прочие  пассивы[12].

    Вынести  решение  о  ликвидации  вправе  соответствующий  регистрирующий  орган  в  случаях:

- нарушения  сроков  регистрации  акций, установленных  законодательством.

    Так,  пункт 26  Положения  о  порядке  эмиссии, регистрации  и  размещения   ценных  бумаг  на  территории  Республики  Беларусь, утвержденного  Постановлением  Государственного  комитета  по  ценным  бумагам  от  27.06.2000  №12-П, предусматривает, что  вновь  созданное  акционерное  общество  должно  представить  документы, необходимые  для  регистрации  акций  в  Государственный  комитет  по  ценным  бумагам  в  течение  одного  месяца  с  момента  государственной  регистрации, а  совместное  предприятие  и  акционерное  общество, зарегистрированные  в  свободной  экономической  зоне,- в  течение  одного  месяца  со  дня  получения  свидетельства  о  полном  формировании  уставного  фонда. При  увеличении  уставного  фонда  путем  дополнительного  выпуска  акций  документы  для  их  регистрации представляются  в  указанный  комитет  в  течение  одного  месяца  со  дня  государственной  регистрации  внесенных  изменений  в  учредительные документы. Такой  же  срок( 1 месяц  с  момента  регистрации) установлен  и  для  открытых  акционерных  обществ, создаваемых  в  процессе  разгосударствления  и  приватизации[15].

- нарушение  сроков  и  порядка  формирования  минимального  размера  уставного  фонда, предусмотренного  в  соответствии  с  законодательством.

    Согласно  пункту 42.4  Положения  о  государственной  регистрации  и  ликвидации(прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования, утвержденного  Декретом  Президента  от  16.03.1999  №11, на  момент  осуществления  государственной  регистрации  уставный  фонд:

-      банков, небанковских  кредитно-финансовых  организаций, акционерных  обществ, унитарных  предприятий, основанных  на  праве  хозяйственного  ведения, за  исключением  унитарных  предприятий  сроки  формирования  минимального  размера  уставного  фонда  которых  устанавливается  Правительством,- должен  быть  сформирован  полностью;

-      полных  и  коммандитных  товариществ, обществ  с  ограниченной  ответственностью, обществ  с  дополнительной  ответственностью – должен  быть  внесен  не  менее  чем  на  половину;

-      производственных  кооперативов(в  том  числе  сельскохозяйственных  производственных  кооперативов), крестьянских(фермерских)  хозяйств – должен  быть  внесен  не  менее  чем  на  10%.

Оставшаяся  часть  уставного  фонда  указанных  юридических  лиц  должна  быть  внесена  в  течение  года  со  дня  государственной  регистрации[10].

    Контроль  за  формированием  уставного  фонда  осуществляют  инспекции  Государственного  налогового  комитета.

- неосуществления  предусмотренной  учредительными  документами  предпринимательской  деятельности  в  течение  6  месяцев  подряд  и  ненаправления  коммерческой  организацией  регистрирующему  и  налоговому  органам  сообщений  о  причинах  неосуществления  такой  деятельности[10].

    Регистрирующий  орган  также  вправе  вынести  решение  о  ликвидации  юридического  лица, если  имеются  соответствующие  основания, указанные  в  пункте  41.3  Положения  о  государственной  регистрации  и  ликвидации(прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования, утвержденного  Декретом  Президента  РБ  №11:

·     нарушение  сроков  и  порядка  формирования  минимального  размера  уставного  фонда, предусмотренного  в  соответствии  с  законодательством;

·     неосуществление  предпринимательской  деятельности  в  течение  6  месяцев  подряд  и  ненаправление  коммерческой  организацией  налоговому  органу  сообщения  о  причинах  неосуществления  такой  деятельности;

·     препятствие  собственником  имущества  частного  унитарного  предприятия, местонахождением  которого  является  жилое  помещение, проведению  соответствующих  проверок  уполномоченными  органами.

    При  наличии  указанных  выше  оснований  представление  о  ликвидации  регистрирующему  органу(а  в  отношении  организаций  с  иностранными  инвестициями – заявление  в  хозяйственный  суд) могут  направлять  органы: Комитета  государственного  контроля; Государственного  налогового  комитета; Государственного  комитета  финансовых  расследований – и  иные  уполномоченные  органы(прокуратуры, внутренних  дел, Министерства  статистики  и  анализа, Комитета  государственной  безопасности)[10].

    Регистрирующий  орган  обязан  согласовывать  ликвидацию  коммерческих  организаций, акции(доли) которой  находятся  в  государственной  собственности, с  республиканским  органом  государственного  управления  или  местным  исполнительным  и  распорядительным  органом, уполномоченным  управлять  соответствующим  государственным  имуществом [10].

    Примечательно, что  российский  законодатель  несколько  по-иному  регулирует  вопросы  ликвидации  юридического  лица. В  частности, ГК  РФ  в  статье 61  четко  определяет, что  «юридическое  лицо  может  быть  ликвидировано:

  • по  решению  его  учредителей(участников)  либо  органа  юридического  лица, уполномоченного  на  то  учредительными  документами, в  том  числе  в  связи  с  истечением  срока, на  который  создано  юридическое  лицо, с  достижением  цели, ради  которой  оно  создано;
  • по  решению  суда  в  случае  допущенных  при  его  создании  грубых  нарушений  закона, если  эти  нарушения  носят  неустранимый  характер, либо  осуществления  деятельности, запрещенной  законом, либо  с  иными  нарушениями  закона  или  иных  правовых  актов, либо  при  систематическом  осуществлении  общественной  или  религиозной  организацией(объединением), благотворительным  или  иным  фондом  деятельности, противоречащей  его  уставным  целям, а  также  в  иных  случаях, предусмотренных  настоящим  Кодексом» [2].

Таким  образом, в  российском  законодательстве  отсутствует  возможность  ликвидации  юридического  лица  по  решению  регистрирующего  органа. Сложно  определить, какой  из  подходов – белорусский  или  русский -  более  обоснован. Думаю,  каждый  из  законодателей  сделал  свой  выбор, исходя  из  целого  ряда  причин. Дело  в  том, что  в  РФ  дела  о  ликвидации  юридических  лиц  рассматриваются  преимущественно  арбитражными  судами. В  РБ  такие  дела  подсудны  хозяйственным  судам, которые  на  сегодняшний  день  находятся  в  тяжелом  положении  ввиду  огромного  количества  дел, подлежащих  рассмотрению. Поэтому,  установив  возможность  принятия  решения  о  ликвидации  юридического  лица  со  стороны  регистрирующего  органа, белорусский  законодатель  тем  самым  снизил  нагрузку  на  хозяйственные  суды.

        Следует  отметить, что  существуют  некоторые  особенности  ликвидации  некоммерческих  организаций, хотя  в  целом  ликвидация  данных  юридических  лиц  осуществляется  по  общим  правилам, установленным  законодательством. Пункт 4  статьи 57  ГК  гласит: «Юридическое  лицо, являясь  коммерческой  организацией  либо  действующее  в  форме  потребительского  кооператива, благотворительного  или  иного  фонда, ликвидируется  также  в  соответствии  со  статьей 61  настоящего  Кодекса  вследствие  признания  его  экономически  несостоятельным(банкротом)»[1]. То  есть  некоммерческая  организация  прекращает  свою  деятельность  не  только  по  основаниям, изложенным  в  пункте 2  данной  статьи, но  для  этой  категории  участников  гражданского  оборота  пункт 4  предусматривает  дополнительное  основание  ликвидации. Кроме  того, ряд  иных  норм  ГК  также  содержит  дополнительные  основания  прекращения  данных  юридических  лиц, но  уже  конкретизируя  непосредственно  для  каждой  отдельной  организационно-правовой  формы. Так, Кодекс  указывает  на  следующие  формы  некоммерческих  юридических  лиц: потребительские  кооперативы, общественные  организации, религиозные  организации, благотворительные  и  иные  фонды, учреждения,  ассоциации  и  союзы(пункт 3  статьи 46  разрешает  создание  некоммерческой  организации  и  в  других  формах, предусмотренных  законодательством, поэтому  уже  действуют  творческие  союзы, товарищества  собственников  жилых  помещений)[1].

    Потребительские  кооперативы  ликвидируются  по  общим  правилам  о  ликвидации  юридических  лиц, указанных  в  статье 57  ГК, а  также  в  судебном  порядке  по  требованию  кредиторов(пункт 4  статьи 116)[1].

    Общественные  организации  могут  быть  ликвидированы  по  решению  их  высших  органов  и  по  решению  суда  за  совершение  объединением  действий, указанных  в  статье 3  Закона  РБ «Об  общественных  объединениях» от  04.10.1994  № 3254-XII (свержение  или  насильственное  изменение  конституционного  строя, нарушение  целостности  и  безопасности  государства, пропаганда  войны, насилия, разжигание  национальной, религиозной  и  расовой  вражды, оказание  отрицательного  влияния  на  физическое  и  психическое  здоровье  граждан), в  случае  повторного  в  течение  года  совершения  действий, за  которые  было  вынесено  письменное  предупреждение  и  если  при  регистрации  общественного  объединения  со  стороны  его  учредителей  были  нарушены  требования  упомянутого  выше  Закона «Об  общественных  объединениях»  и  иных  актов  законодательства [7].

    Политические  партии, в  соответствии  со  статьей 35  Закона  РБ «О  политических  партиях»  от  05.10.1994  № 3266-XII, прекращают  свою  деятельность  по  решению  высших  органов, а  также  по  решению  Верховного  Суда  РБ  за  деятельность, имеющую  целью  изменение  конституционного  строя, или  за  ведение  пропаганды  войны, национальной  розни, религиозной  и  расовой  вражды  или  повторного  в  течение  года  совершения  действий, за  которые  было  вынесено  письменное  предупреждение. Кроме  того, Верховный  Суд  вправе  вынести  решение  о  ликвидации  за  нарушение  законодательства  о  массовых  мероприятиях  в  случаях, прямо  предусмотренных  законодательными  актами  Республики  Беларусь [8].

    Деятельность  религиозных  организаций  может  быть  прекращена  при  их  ликвидации  в  соответствии  с  их  собственными  установлениями. Решение  о  ликвидации  подобных  юридических  лиц  выносится  судом  в  случае  повторного  в  течение  года  нарушения  законодательства  РБ, осуществления  деятельности, противоречащей  уставу  религиозной  организации, или  направленной  против  суверенитета  РБ, конституционного  строя  и  гражданского  согласия, пропаганды  войны, социальной, национальной, религиозной, расовой  вражды  или  розни, унижения  национальной  чести  и  достоинства, осуществления  деятельности, сопряженной  с  нарушением  прав, свобод  и  законных  интересов  граждан, а  также  препятствующей  исполнению  гражданами  их  государственных, общественных, семейных  обязанностей  или  причиняющей  вред  их  здоровью  и  нравственности(статья 18  Закона  РБ «О  свободе  совести  и  религиозных  организациях»  от  17.12.1992  № 2054-XII) [5].

    Фонд  может  быть  ликвидирован  только  судом  по  заявлению  заинтересованных  лиц  по  основаниям, предусмотренным  пунктом 2  статьи 119  ГК:

  • если  имущества  фонда  недостаточно  для  осуществления  его  целей  и  вероятность  получения  необходимого  имущества  невозможна;
  • если  цели  фонда  не  могут  быть  достигнуты, а  необходимые  изменения  целей  фонда  не  могут  быть  произведены;
  • в  случае  уклонения  фонда  в  его  деятельности  от  целей, предусмотренных  уставом;
  • в  иных  случаях, предусмотренных  законодательством [1].

    Следует  отметить, что  в  Республике  Беларусь  действуют  государственные  внебюджетные  фонды. Согласно  статьи 37  Закона  РБ «О  бюджетной  системе  Республики  Беларусь  и  государственных  внебюджетных  фондах»  от  04.06.1993  № 2347-XII, эти  фонды  являются  составной  частью  государственных  средств  и  представляют  собой  совокупность  финансовых  ресурсов, используемых  по  целевому  назначению. Именно  поэтому  их  ликвидация  производится  по  решению  Президента  РБ  в  установленном  им  порядке [6].

    В  нашем  государстве  действуют  и  бюджетные  фонды, законодательство  о  которых  не  согласуется  с  изложенными  выше  правилами  статьи 119  ГК. Примером  могут  служить  бюджетные  фонды  охраны  природы  в  РБ. Их  деятельность  регулируется  Положением  о  порядке  формирования  и  использования  средств  бюджетных  фондов  охраны  природы  в  РБ  на  1998 г., утвержденным  Постановлением  Совета  Министров  РБ  от  02.04.1998  №30.

    Учреждение  может  быть  ликвидировано  по  общим  правилам  ликвидации  юридических  лиц, но  оно  не  может  быть  объявлено  банкротом, поскольку  субсидиарную  ответственность  по  его  обязательствам  несет  собственник  имущества  учреждения. Это  вытекает  из  анализа  статьи 120  ГК [1].

    Ликвидация  ассоциаций  и  союзов  также  осуществляется  по  общим  правилам  ликвидации  юридических  лиц, но  ассоциация(союз)  не  может  быть  признана  банкротом, так  как  по  ее  обязательствам  субсидиарную  ответственность  несут  ее  члены (статья 123  ГК) [1].

    Имеются  особенности  прекращения  деятельности  потребительских  союзов. Они  ликвидируются  по  решению  их  высших  органов  с  согласия  соответствующего  исполнительного  и  распорядительного  органа(в  случае  ликвидации  республиканского  союза – с  согласия  Правительства  РБ), а  также  по  основаниям, предусмотренным  законодательством  РБ(пункт 55  Положения  о  потребительской  кооперации  в  Республике  Беларусь, утвержденного  Декретом  Президента  РБ  от  20.08.1999  № 32) [26].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.