Сие
наше постановление, как всяк усмотреть может, судебные места отделяет от
губернских правлений, предписывает каждому месту должности и правила,
доставляет оным возможность
исполнять предписанное, не токмо порядком своим соответствует нынешнему
внутреннему состоянию нашей империи, но еще
наивящше противу прежнего надежно утверждает общую тишину и безопасность,
снабдевая разными выгодами частное и личное
состояние и пребывание, в недрах государства живущих разного рода и поколения
людей; и следственно существом своим производит новый опыт к удостоверению
наших вернолюбезных подданных, сколь наполнены мы человеколюбивым призрением
к народу, и горячим попечением о общем благе и добром устройстве.
А по сему и надеемся мы, что всяк благоразумный человек,
и всяк ревностный сын отечества усердно стремиться будет соответствовать
нашему благому намерению, сколь до кого сии новые учреждения касаться будут,
и тем самым да докажут нам достодолжную признательность за дарованные вновь
нашему народу вообще единым учреждением разные благодеяния; бога же
мы просим и молим, да благословит сие наше постановление
многих лет благополучным течением, к счастию подданных, к
умножению истинного правосудия, к исправлению нравов и к распространению
всех христианских добродетелей: да вселит он в
сердца употребляемых в сие дело усердие к точному и нелицемерному
отправлению должности, отвращение же от праздного провождения времени в
роскоши и во всяких иных пороках, нравы развращающих, да почтется в людях
сих наивысшим стыдом леность, нерадение и неприлежность ко всякому
порученному делу, яко же и главнейшим поношением да будет упущение должности,
и нерачение о части блага общего им вверенного и да наставит всех и нас самих
на путь ему творцу во всем благоугодный, пребывая впрочем ко всем нашим
верным подданным
с обыкновенною нашею монаршею милостию. Дан в Москве ноябре 7 дня 1775 года,
государствования нашего в 14 лето.
Примерный штат губернии, в коей
столица
1. Дабы губерния порядочно могла быть управляема,
полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ.
2. Для управления же губернии полагается главнокомандующий в отсутствии
императорского величества.
3. В губернии учреждается правитель или губернатор.
4. В губернии учреждается правление губернское.
5. В губернском правлении заседает главнокомандующий, правитель или
губернатор с двумя советниками.
6. В губернии учреждается палата уголовного суда.
7. В палате уголовного суда заседает председатель один, два
советника и два асессора.
8. В губернии учреждается палата гражданского суда.
9. В палате гражданского суда заседает председатель один,
два советника и два асессора.
10. В губернии определяется губернский землемер.
11. В губернии учреждается палата для домостроительных
дел и управления казенных доходов и. в.
12. В казенной палате заседает поручик правителя или вице-губернатор,
директор экономии или домоводства, один советник,
два асессора и один губернский казначей.
13. В губернии учреждается верхний земский суд, а буде обширность губернии
того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного верхнего земского
суда.
14. В верхнем земском суде заседает первый и второй председатель и
десять заседателей.
15. Буде нужда того требует, то губернию разделить на
области или провинции.
16. Губернии и области разделяются на уезды или округи.
17. В уезде, или округе считается от двадцати до тридцати
тысяч душ.
18. В каждом уезде или округе учреждается уездный, или
окружной суд.
19, В уездном, или окружном суде заседают уездный, или окружной судья и
два заседателя.
20. При каждом уездном суде учреждается место под названием: дворянская
опека.
21. В дворянской опеке председает уездный дворянский предводитель и
заседает уездный судья и его заседатели.
22, В каждом уезде или округе учреждается нижний земский
суд.
23. В нижнем земском суде заседают земский исправник
или капитан, и два или три заседателя, смотря на обширность
уезда.
24. В каждом уезде или округе определяется уездный казначей один, землемер
присяжный один, доктор один, лекарь один,
подлекарей два и лекарских учеников два.
25. В каждом городе, где нет коменданта, определяется
городничий, в столице же обер-полицмейстер.
26. По городам и посадам старосты и судьи словесного суда
остаются на прежнем основании.
27. Ратушам быть только по посадам.
38. В городах остаться имеют городовые магистраты.
29. В городовом магистрате присутствовать имеют два бургомистра и четыре
ратмана.
30. При каждом городовом магистрате учреждается городовой
сиротский суд.
31. В городовом сиротском суде председает городской
глава
и заседают два члена городского магистрата и городовой староста.
32. В губернии учреждается губернский магистрат, и буде обширность
губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного
губернского магистрата.
33. В губернском магистрате заседает первый и вторый председатель и
шесть заседателей.
34. В губернии учреждается по усмотрению главнокомандующего, соображаясь с
обширностью губернии обстоятельствами
разнообразных уездов , для однодворцев и прочих, о коих в
335 статье ниже сего сказано, у каждых от 10 и 30 тысяч душ,
по одному суду под названием: нижняя расправа.
35. В нижней расправе заседает расправный судья и восемь
заседателей, из коих двое отсылаются для заседания в нижнем
земском суде и двое для заседания в совестном суде, по делам
до их селений касающимся.
36. В губернии, где учреждена одна или более, нижняя
расправа, там учреждается и суд под названием: верхняя расправа;
и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии
более одной верхней расправы.
37. В верхней расправе заседают первый и вторый председатель и десять
заседателей.
38. В губернии учреждается по одному приказу под названием: Приказ
общественного призрения .
39. В приказе общественного призрения председает губернатор
сам и заседают двое заседателей верхнего земского суда , двое заседателей
губернского магистрата , да двое заседателей верхней расправы ( где есть ; где
же которых нет , то само собою разумеется ,
что в заседании не будет ).
40. В губернии учреждается по одному суду под названием
совестный суд.
41. В совестном суде председает судья совестного суда той
губернии, и заседают по дворянским делам двое дворян, по городовым делам двое
граждан, по расправным делам двое поселян.
42. При губернском правлении и при палатах определяется
губернский прокурор, губернский стряпчий казенных дел, и губернский стряпчий
уголовных дел.
43. При верхнем земском суде определяется прокурор, стряпчий казенных дел
и стряпчий уголовных дел.
44. При губернском магистрате определяется прокурор, стряпчий казенных дел
и стряпчий уголовных дел.
45. При верхней расправе определяется прокурор, стряпчий
казенных дел и стряпчий уголовных дел.
46. В каждом уезде, или округе определяется уездный стряпчий один …
Наиболее важным актом, осуществившим
правовую консолидацию дворянства, стала «Жалованная грамота дворянству» (1785
г.).
Еще в 1771 г. в результате работы
Уложенной комиссии был подготовлен проект, позже положенный в основу
«Жалованной грамоты дворянству». В проекте все население разделялось на три
класса, первый из которых именуется «благородный». Проект развивал положения
екатерининского «Наказа» об особом статусе и предназначении дворянства.
Привилегии дворянства определялись
достаточно широко: прежде всего закреплялось положение Манифеста 1762 г. «О
вольности дворянской», о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в
другие государства, отказываться от подданства.
Устанавливались политические
корпоративные права дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных
съездах, право избирать дворянами судей.
«Жалованная грамота дворянству»
(полное название «Грамота на права и преимущества благородного российского
дворянства») состояла из вводного манифеста и четырех разделов (девяносто две
статьи).В ней устанавливались принципы организации местного дворянского
самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных
дворянских книг.
Дворянское достоинство определялось
как особое состояние качеств, которые послужили основанием для приобретения
дворянского звания. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое,
потомственное и наследственное. Оно распространялось на всех членов семьи
дворянина.
Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь
уголовные преступления, в которых проявились моральное падение преступника и
нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.
Личные права дворян включали: право
на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни,
освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и
др.
Имущественные права дворянства:
полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и
наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян
покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать
промышленные предприятия в. своих имениях, торговать продукцией своих угодий
оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.
Особые судебные права дворянства
включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права
дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда:
дворянина мог судить только равный ему сословный суд, решения других судов для
него не имели значения. Сословное самоуправление дворянства, регламентированное
«Жалованной грамотой», выглядело следующим образом: дворяне
создавали общество или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее
собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).
Собрание наделялось определенными
политическими правами: оно могло делать представления местным властям,
центральным учреждениям и императору по вопросам «общественной пользы».
В состав Собрания входили все
дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей
дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские
предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или
представителем монарха в губернии.
Устранялись от выборов дворяне, не
имевшие земель и не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Ограничивались при
выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных
судом дворян исключали из состава Собрания.
Собрание избирало также заседателей в
сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.
Дворянские собрания и уездные
предводители осуществляли составление дворянских родословных книг и решали
вопросы о допустимости в число дворян тех или иных лиц (существовало около
двадцати правовых оснований для причисления к дворянству).
Жалованная грамота сохраняла отличие
прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное
дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными)
независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация
дворянства, как сословия, завершилась. Закрепленные за дворянством права
определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации
находились в непосредственной зависимости от государственной власти
(регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным
государством правилам, . государственные чиновники утверждали кандидатуры
выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под
эгидой государственных должностных лиц и учреждений).
Правовой статус городского населения,
как особого сословия, начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание
органов городского самоуправления при Петре 1 (ратуши, магистраты) и
установление определенных льгот для верхушки городского населения укрепили этот
процесс. Дальнейшее развитие промышленности, торговли и финансов (как особых
функций города) потребовало издания новых правовых актов, регулирующих эти
сферы деятельности.
В 1769 г. был- разработан проект
положения «О среднем роде людей» или правовом статусе мещанства. К этому
сословию относились: лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое
духовенство, ученые, чиновники, художники) лица, занятые торговлей (купцы,
фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица
(ремесленники, мещане, работные люди).
«Средний род» людей располагал
полнотой государственных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество.
Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть
до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде.
Мещане освобождались от общественных
работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право
свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на
свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя
замену по рекрутскому набору.
Мещане имели право владения
городскими и загородными домами, имели неограниченное право собственности на
принадлежащее им имущество, неограниченное право наследования. Они получали
право владеть промышленными заведениями (с ограничением их размеров и числа
работающих на них), организовывать банки, конторы и пр.
При подготовке «Жалованной грамоты
городам» (которая началась в 1780 г.) кроме материалов Уложенной комиссии были
использованы другие источники: Цеховой устав (1722 г.), Устав благочиния (1782
г.) и Учреждение для управления губернией (1775 г.), шведский Цеховой Устав и
Положение о маклере (1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.),
законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.
«Жалованная грамота городам» (полное
название: «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») была
опубликована одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» в апреле 1785 г.
Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.
Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения
городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.
Это вполне согласовывалось с идеей создания «среднего рода
людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании
города особой организованной территорией с особыми же административной системой
управления и видами занятий населения. Принадлежность к мещанскому сословию, по
мысли законодателя, основывается, на трудолюбии и добронравии, является
наследственным, связан с пользой, которую мещанство приносит отечеству
(принадлежность к мещанству - не естественное явление, как принадлежность к
дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться
по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился
полный перечень деяний).
Личные права мещан включали: право на охрану чести и
достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.
К имущественным правам мещанства
относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение,
использование, наследование), право владения промышленными предприятиями,
промыслами, право на ведение торговли. Все городское население делилось на
шесть категорий:
1) «настоящие городские
обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;
2) записанные в гильдии
купцы (1 гильдия - с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II - от
пяти до десяти тысяч рублей, III-от одной до пяти тысяч рублей);
3) состоявшие в цехах ремесленники;
4) иногородние и иностранные купцы;
5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал
не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в
городской администрации, ученые, художники, музыканты); 6) прочее посадское население.
Купцы 1 и II гильдий пользовались
дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли
владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний
освобождались и именитые граждане.
Права и обязанности ремесленников
регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».
За городскими жителями, как и за
дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли
«общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации.
Горожане избирали бургомистров,
заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).
Собрание могло обращаться с
представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За
городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе
ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее
пятидесяти рублей) и возрастным цензом (не моложе двадцати пяти лет).
В городе создавалась общая городская
дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от
каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).
Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган -
шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал
один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.
В компетенцию городской думы входили:
обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных
споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и
магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы - их решали
судебные органы.
В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты -
«Сельского положения». Документ касался положения только государственных
крестьян. Он утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное
звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в
собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян),
право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право
заниматься земледелием, промыслами и торговлей.
Сельское общество получало права
корпорации. Сельские «обитатели» могли избирать исполнительные органы
самоуправления в общинах, избирали сословный суд и выходили с представлениями к
местной администрации. Лишение сословных прав могло осуществляться только по
суду. Предполагалось разделить все сельское население, по аналогии с городским,
на шесть категорий с учетом объявленного капитала, т. е. по имущественному
цензу. Две первых категории (с капиталом более одной тысячи рублей)
освобождались от телесных наказаний.
Проект не стал законом, однако
государственная и правовая политика в отношении крестьянства достаточно ясно
определялась. Крестьянское население подразделялось на «государственных
поселян», принадлежавших государству и владевших землями, полученными от правительства
свободных крестьян, арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся
крепостными; крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору. Все
категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя
нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с
разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.
Свод включал только действующие
законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и
главные управления, куда направлялись составленные отдельные части Свода.
Ревизия окончилась в мае 1832 г.
10 января 1832 г. Государственный
совет рассмотрел все подготовительные пятнадцать томов Свода и. пятьдесят шесть
томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод
законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом работа, начатая еще
Екатериной II, была завершена.
|