Реферат: Морское право
ПЛАН.................................................................................................................................................................................................. 1
Понятие и история международного
морского права........................................................................ 2
Кодификация международного морского
права...................................................................................... 4
Конвенция ООН по морскому праву 1982
года................................................................................................ 8
Правило прохода кораблей в
нейтральных водах.................................................................................. 9
Заключение............................................................................................................................................................................... 15
Используемая литература:......................................................................................................................................... 16
Понятие и
история международного морского права
Международное морское право — это отрасль международного права,
состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и
регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью
в Мировом океане.
Данная отрасль является одной из
старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты
Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных
потребностей народов мира.
В течение долгого времени обычное
право составляло основу данной отрасли, регулируя прежде всего отношения,
связанные с мореплаванием и рыболовством. Международный договор также
применялся для этих целей на ранних стадиях развития международного морского
права, но довольно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н.э. были заключены договоры
между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плавания в
заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Данные
договоры оказали впоследствии влияние на формирование международно-правового
режима территориальных вод.
По римскому праву, море, в общем
признавалось свободным для судоходства и рыбной ловли, но с ограничениями.
Море, как и воздух, считалось res communis omnium (вещью, общей для всех), вместе с тем оно подчинялось
юрисдикции императора. Кроме того, свобода моря признавалась Римом только в отношении
своих граждан, но не для других народов.
Древнеизраильское право рассматривало
морские пространства к западу от Палестины в качестве доминиона Израиля. В целом
можно констатировать, что в античном международном праве не существовал принцип
свободы открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского
права в качестве системы норм, определяющих режим морских пространств и
правила их использования. Объяснялось это неразвитостью экономических
отношений и отсутствием единого мирового рынка.
В феодальную эпоху с ее
патримониальными отношениями было характерно распространение власти монарха (imperium) и его права владения (dominium) на значительные водные пространства.
Так, Португальская корона претендовала на Атлантический океан к югу от
Марокко, Испанская монархия — на Тихий океан и Мексиканский залив, Английские
короли — на северную Атлантику, Венеция считала себя сувереном Адриатического
моря, а Генуя — Лигурийского. Ряд этих претензий подкреплялся буллами римских
пап Александра VI (1493 г.) и Юлия II (1506 г.). В феодальную эпоху развитие
норм и правил морской деятельности шло по отдельным морским регионам и
учитывало местные условия и традиции. Таким образом появились региональные
источники морского права: Родосский морской кодекс, Олеронские свитки, Законы
Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др. В основном эти источники
представляли собой свод местных законов, обычаев и обыкновений, сложившихся и
действовавших в странах и портах определенного морского региона. Несмотря на
региональный характер, многие положения этих источников оказали существенное
влияние на развитие международного морского права.
Бурное развитие промышленности, торговли
и мореплавания, приведшее к великим географическим открытиям, способствовало
утверждению принципа свободы открытого моря и отказу от территориальных
претензий на морские пространства за пределами территориальных вод. Основатель
науки международного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго
Гроций, отстаивая интересы первой страны победившего капитализма —
Нидерландов, в своей книге «Свобода морей или право, которое принадлежит
Голландии, принимать участие в торговле в Ост-Индии» («Mare Liberum») утверждал, что ни Португалия, ни
любая другая держава не могут владеть морями и обладать исключительными правами
на судоходство. Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы
международной торговли требуют признания открытости морей. В то же время он
признавал возможность установления пояса территориальных вол прибрежным
государством и право мирного прохода по нему судов других государств.
Великая французская революция и
утверждение капиталистических производственных отношений во многих европейских
странах способствовали широкому признанию принципа свободы открытого моря. В
1661 г. итальянский юрист А. Джентили писал, что mare portio terrae (море — часть суши), имея в виду
пояс территориальных вод, за пределами которых должен действовать принцип
свободы морей.
История международных морских
отношений свидетельствует о том, что нормы и принципы международного морского
права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух
тенденций — защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости
свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов
международного права.
XX век ознаменовался необычайно быстрыми темпами развития промышленности,
науки и техники; появлением мирохозяйственных связей и мирового рынка;
значительным расширением деятельности государств в Мировом океане. Все эти
изменения потребовали развития норм и институтов международного морского
права, их кодификации.
Кодификация
международного морского права
В связи с бурным развитием торгового,
рыболовного и военного флота государств, расширением сфер деятельности в Мировом
океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал
удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость
разработки и принятия международных морских соглашений.
Первая попытка кодификации норм
международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в
1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права.
Организация Объединенных Наций с
самого начала своей деятельности приступила к кодификации и прогрессивному развитию
международного морского права. В период 1949 — 1956 гг. Комиссия международного
права ООН провела большую работу по кодификации обычно-правовых норм и
разработке новых. Это дало возможность провести I Конференцию ООН по морскому
праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и принято четыре конвенции: об открытом
море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболовстве
и охране живых ресурсов открытого моря.
В результате этой большой работы
международного сообщества удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов
и норм международного морского права: принцип свободы открытого моря,
включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и
трубопроводов, полетов над открытым морем; право мирного прохода через
территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага;
о режиме континентального шельфа и др.
Однако на I Конференции не удалось
решить вопрос о максимальной ширине территориального моря и рыболовной зоны.
Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в
I960 г. К сожалению, II Конференция не дала желаемых результатов.
Тем временем вопросы, связанные с
шириной территориального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, с
экономическими и другими правами прибрежных государств в их взаимодействии с
интересами международного сообщества в целом, становились все более
актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные
научно-технической революцией, — загрязнение морей и океанов, возможность использования
мощных технических средств в деле разведки и добычи живых и неживых ресурсов
Мирового океана, расширение и усложнение научных исследований морских пространств.
К этому времени весомым политическим
фактором международных отношений стали развивающиеся государства, которые
заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.
Совокупность этих обстоятельств
вызвала необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международного
морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г.
В процессе этой дискуссии
государствам удалось согласовать свои позиции по вопросам безопасности
мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения морской
среды, режима рыболовства. В результате появились такие международно-правовые
акты, как Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 и 1974 гг.;
Конвенция о международных правилах предотвращения столкновения судов в море 1972
г.; Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; Конвенция о вмешательстве
в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г.;
Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов
1972 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о
предотвращении загрязнения моря из наземных источников 1974 г.; Конвенция о сохранении
атлантических тунцов 1966 г.; Конвенция о порядке ведения промысловых
операций в Северной Атлантике 1967 г.; Конвенция о сохранении антарктических
тюленей 1972 г. и др.
Проблемы, связанные с созданием и
совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях,
указывали на необходимость разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по
морскому праву — хартии современного международного морского права. Среди
прочих первостепенную важность приобрели проблемы режима континентального
шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции
и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач в
соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 2750 С (XXV) от 17 декабря
1970 г. и 3067 (XXVIII) от 16 ноября 1973 г. была созвана III Конференция ООН
по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.
Многоплановый, глобальный характер
Конференции и ее нормотворческие задачи обусловили специфику процедурных и
организационных форм этого форума. Важной составной частью Правил процедуры
Конференции было «джентльменское соглашение» о консенсусе как главном средстве
принятия решений. Другим важным элементом организации работы Конференции был
принцип «пакетного» подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в совокупности,
исходя из признания тесной взаимосвязи всех проблем Мирового океана. Конвенция
не допускает каких-либо оговорок и исключений.
Всего было проведено 11 сессий,
причем начиная с 7-й сессии каждая из них имела дополнительные
(«возобновленные») части сессии. В них принимали участие делегации 164
государств. Приглашены также были 12 специализированных учреждений ООН, 19
межправительственных организаций и ряд неправительственных организаций.
На Конференции проявили себя силы, за
которыми стояли определенные политические и экономические интересы, такие, как
«Группа 77» (развивающиеся государства, которых было на самом деле около 120);
группа западных капиталистических государств; группа социалистических
государств; группа архипе-лажных государств; группа государств, не имеющих
выхода к морю, и других, находящихся в неблагоприятных географических условиях;
группа проливных государств и др. Несмотря на такое разнообразие интересов
участвующих в конференции государств в конце концов удалось вынести на
единственное за все годы голосование согласованный текст Конвенции ООН по морскому
праву. 30 апреля 1982 г. Конвенция была принята:
«за» проголосовали 130 делегаций,
«против» — 4 и 17 воздержались. Вместе с Конвенцией были приняты 4 резолюции,
составившие Приложение I к ней.
Заключительный акт III Конференции
ООН по морскому праву был принят в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. В
этот же день Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. была открыта для
подписания.
Конвенция
ООН по морскому праву 1982 года
Данная Конвенция, явившаяся
результатом большой и кропотливой работы значительного числа субъектов
международного права, представляет собой один из крупнейших общих
многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Конвенция
1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений. 16 ноября
1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной
грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу. Украина в
Конвенции 1982 г. не участвует, однако готовится присоединиться к ней.
Конвенция подтверждает и дополняет
ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые
нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении
Мирового океана. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно
допустимую ширину территориального моря 12 миль. Она подтвердила и детализировала
право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция
ввела новый институт — архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам.
В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные
проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через
них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в
пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в
отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся
на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в
отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила
основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот
институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального
шельфа.
Страницы: 1, 2
|