Наиболее широкое применение в правоохранительной
практике имеют следующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными
формированиями, участвующими в охране правопорядка:
1. Обмен информацией
о состоянии общественного порядка и общественной безопасности. Эта информация
необходима для определения актуальных задач по предупреждению и пресечению правонарушений,
планирования работы, повышения ее эффективности и оценки конечных результатов.
Объем и содержание информации, которой органы внутренних дел обеспечивают
общественные формирования, определяются руководителями соответствующих органов
внутренних дел.
2. Совместное
планирование и проведение мероприятий по обеспечению охраны общественного
порядка и общественной безопасности, по предупреждению и пресечению правонарушений.
3. Оказание
органами внутренних дел содействия и поддержки общественным формированиям в
выполнении возложенных на них задач в сфере правопорядка.
4. Обучение
сотрудниками органов внутренних дел членов общественных формирований методам и
формам предупреждения и пресечения правонарушений; проведение с ними работы по
правовому обучению; оказание методической и иной помощи в планировании и учёте
их работы.
5. Направление
органами внутренних дел материалов о правонарушениях в общественные
формирования для рассмотрения и приятия, соответствующих мер общественного
воздействия к правонарушителям.
6. Передача
общественными формированиями материалов о правонарушениях в органы внутренних
дел, если при рассмотрении дела о правонарушении общественное формирование
придет к убеждению о необходимости привлечения правонарушителя к уголовной или
административной ответственности.
7. Сотрудничество
граждан с органами внутренних дел в охране правопорядка на договорно-возмездной
основе осуществляется за счёт средств органов внутренних дел.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С
ТРУДОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ,
НАСЕЛЕНИЕМ И СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА
Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит
от непосредственной связи милиции с трудовыми коллективами, населением и
средствами массовой информации. Правоохранительная практика показывает, что,
опираясь на поддержку трудовых коллективов, населения и средства массовой
информации, милиция более успешно решает задачи по обеспечению общественного
порядка и общественной безопасности.
Сотрудники милиции проводят в
трудовых коллективах и среди населения информационно-консультативную
деятельность. Разъясняют законы и иные правовые акты по вопросам обеспечения
правопорядка, личной и общественной безопасности, охраны собственности от
противоправных посягательств. Они информируют население о состоянии
правопорядка в городе или ином населённом пункте, т.е. на территории обслуживания.
Взаимодействие с трудовыми
коллективами (независимо от форм собственности) и населением поддерживают:
подразделения патрульно-постовой службы милиции – в процессе охраны
общественного порядка на улицах, в парках, площадях и в других общественных
местах, а также при проведении массовых мероприятий; подразделения
Государственной инспекции по безопасности дорожного движения – с трудовыми
коллективами автотранспортных организаций в деле обеспечения безопасности дорожного
движения; участковые инспектора милиции – с трудовыми коллективами предприятий,
организаций и населением по вопросам профилактики правонарушений на
обслуживаемой ими территории; сотрудники лицензионно-разрешительной службы – с
коллективами частных охранных объединений, а также предприятий, имеющих
огнестрельное оружие и взрывчатые материалы, используемые в хозяйственной
деятельности; подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел
– с коллективами объектов, которые они охраняют; сотрудники криминальной
милиции, дознаватели и следователи – с трудовыми коллективами и населением при
проведении мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Аналогичное сотрудничество с
трудовыми коллективами и населением осуществляется и другими службами органов
внутренних дел.
Важное значение в организации
рассматриваемого взаимодействия имеет укрепление связи с трудовыми коллективами
и населением на закреплённой за органом внутренних дел территории. В этих целях
организуются и проводятся профилактические мероприятия с привлечением граждан. Население
информируется о состоянии общественного порядка, о пресечённых и раскрытых
преступлениях. Руководители органов внутренних дел, участковые инспектора и
другие сотрудники милиции отчитываются в трудовых коллективах, перед
населением, проживающим на обслуживаемой территории, о работе органов внутренних
дел.
Органами внутренних дел
практикуются письменные и устные (по радио, телевидению) обращения к населению
города или района либо к конкретной категории граждан, которые несут
ответственность за воспитание малолетних. Обращения могут содержать просьбы об
оказании содействия сотрудникам милиции в наведении порядка на территории
микрорайона, района, города и т.п. В обращениях вносятся предложения об
образовании формирований из жильцов того или иного дома для охраны порядка в
подъездах, дворах в дневное и вечернее время, а также для предупреждения
квартирных краж, угона автомототранспортных средств и других преступлений.
Гражданам сотрудниками милиции сообщаются номера телефонов, по которым они
могут круглосуточно передавать необходимую информацию о противоправных
посягательствах на их права, свободы, имущество и иные законные интересы.
Нередко милиция обращается к
населению с просьбой о содействии ей в поиске преступников, обнаружении
свидетелей, доказательств по делу установлении личности по неопознанным трупам,
розыске похищенных детей, а также в получении иной информации, полезной для
борьбы с преступностью.
Поддержание связи со средствами
массовой информации. Необходимым условием выполнения задач и функций,
возложенных на органы внутренних дул (милицию), является поддержание ими связи
со средствами массовой информации.
Контакты с журналистами и
другими представителями средств массовой информации могут включать в себя
оказание им помощи в получении и проверке информации (проведение интервью,
ознакомление с материалами, привлечение представителей прессы для участия в
рейдах, патрулировании и других мероприятиях).
По наиболее актуальным и важным
вопросам деятельности органов внутренних дел проводятся пресс-конференции,
брифинги, приёмы, встречи представителей прессы с руководством внутренних дел,
руководителями служб и подразделений органов; для более эффективного информирования
представителей средств массовой информации готовятся пресс-релизы.
Пресс-конференция – это
встреча руководителей органа внутренних дел, его служб и подразделений с
представителями средств массовой информации для беседы по вопросам,
представляющим большой общественный интерес, по поводу какого-либо важного
события. Как правило, после соответствующего заявления руководителя он или иные
должностные лица орган отвечают на вопросы присутствующих корреспондентов.
Брифинг – краткое
совещание с представителями средств массовой информации, где выражается позиция
руководства органа внутренних дел по интересующему общественность вопросу,
даётся информация о происшествиях за определённый период времени, конкретной
работе органа, мнениях на рассматриваемую проблему, требующую своего
разрешения.
Пресс-релиз –
специальный бюллетень, подготовленный органом внутренних дел для работников
средств массовой информации. Обычно в нём содержатся сообщение, информация о
каком-либо событии, проблеме и т.п.
Сотрудники органов внутренних
дел выступают перед журналистами и представителями иных средств массовой информации
на радио, телевидении, в прессе; консультируют редакции по готовящимся
публикациям, радио и теле передачам.
Большое значение в формировании
положительного мнения о работе органов внутренних дел по укреплению
правопорядка имеют связи с депутатами, представителями политических партий,
движений, религиозных объединений и др.
К наиболее распространённым
формам связи с представителями и лидерами указанных объединений, как показывает
практика, относятся:
-
поддержание с руководителями и лидерами национальных землячеств,
религиозных объединений постоянных отношений, координация усилий по
предотвращению межнациональных конфликтов среди населения, в том числе через
средства массовой информации;
-
участие представителей органов внутренних дел в съездах, конференциях,
демонстрациях и других мероприятиях, проводимых общественными объединениями;
-
обмен информацией с депутатами, лидерами общественных движений и
религиозных концессий;
-
интервьюирование лидеров партий, движений, землячеств по вопросам
обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в населённом
пункте, обслуживаемом тем или иным органом внутренних дел, а также с целью
выяснения общественного мнения о работе органов внутренних дел (милиции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа по теме
«Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными формированиями
охраны общественного порядка» состоит из двух разделов:
первый –
организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении правопорядка, где
деятельности общественных формирований дан правовой статус;
второй – взаимодействие органов
внутренних дел с трудовыми коллективами, где проанализированы формы и методы
этой работы, с учётом реально складывающейся социально-политической и
экономической обстановкой в РФ на современном этапе развития.
Участие граждан, общественных
формирований в охране общественного порядка постоянно совершенствуют формы и
методы этой работы, что требует пристального анализа обучаемых практики этой
работы в органах внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция
Российской Федерации.// Росс. Газета –1993.
2. О
милиции: Закон РСФСР от 18.04.91 г. (с изменениями и дополнениями, внесёнными
законами РФ от 18.02.93 и 01.06.93 г.) // ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР - №16 1991 г. ст. 503; // Ведомости Съезда народных
депутатов РФ и Верховного совета РФ - № 10 1993 г. ст. 360, №32 ст.1231.
3. Положение
о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ, от 12.02.93г. //
Собрание актов президента и Правительства РФ - №7 1993 г. ст. 562.
4. Положение
о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка, от
14.07.1974г. // сборник законодательных и иных нормативных актов об
административной ответственности –М.1978 г.
5. О
частной детективной и охранной деятельности. В Российской Федерации от 11 марта
1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ – 1992
г., №17 – ст.888.
6. Вопросы
частной детективной и охранной деятельности. Постановление правительства РФ от
14 августа 1992г с изменениями внесёнными постановлениями Правительством РФ №951,
№1282 от 1993г., №720,№ 921,№ 1453 от 1994г., №1058 от 1995г., № 22 от 1996г.
// Собрание актов Президента и Правительства РФ. –1992г - №8 ст.506; 1993г. №
39 – ст.3690; // собрание законодательства РФ – 1994 -№17.-ст. 1989; 1995г. - №
2- ст.154; № 45. Ст. 4324.
7. Положение
о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе. От 16
апреля 1996г. // Собрание законодательства РФ – 1996г. №17 – ст.1554.
8. Временная
инструкция по организации работы внештатных сотрудников милиции. Приказ МВД РФ
№420 от 20 ноября 1992г.
9. Временное
положение о Московской городской Народной Дружине // Вестник Мэрии Москвы –
1994г.- № 11
10. Положение об общественных
пунктах охраны порядка в г. Москве // Вестник Мэрии Москвы – 1996г.- № 23
11. Административная деятельность
органов внутренних дел: Учебник. Часть особенная, под редакцией проф. А.П.,
Коренева. М. 1997г.
12. Аникиенко С.А. Никулин М.И.
Лицензирование и контроль за частной детективной и охранной деятельностью
Хабаровск, 1997г.
13. Закон «Об общественных
объединениях» от 12 августа 1995г.
14. «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.07. 1995г.
//Росс. Газета –19957 16авг.
15. « О мерах по усилению
охраны общественного порядка в Республике Бурятия» от 18 ноября 1993г.
|