В
1920 году были образованы в ЦК и губкомах РКП(б) учетно-распределительные
отделы. Они стали первыми органами, специально занимавшимися выдвижением и
перемещением ответственных партийных работников, а также учетом кадров.
Особенно активно действовал подчиненный непосредственно Секретариату ЦК РКП(б)
Учетно-распределительный отдел ЦК. В 1922 году Учраспред ЦК произвел более 10
тысяч назначений.
Руководящие
должности в партийных комитетах по уставу партии- выборные. Путь к обходу этого
пункта устава был без труда найден: руководящие партийные органы “рекомендуют”
нижестоящим лиц, подлежащих избранию. Так Секретариат ЦК рекомендовал
кандидатуры секретарей губкома. К тому же Секретариат ЦК рекомендовал
кандидатуры и вышестоящему органу- Оргбюро ЦК, которое принимало решения о
замещении высших постов в партии и государстве. Так Секретариат во главе со
Сталиным централизовал в своих руках дело назначения на наиболее ответственные
руководящие должности в стране. Сложившуюся новую обстановку в партийном
аппарате Троцкий называет “бюрократизацией партии”. Троцкий констатирует:
“Партия живет на два этажа: в верхнем решают, а в нижнем- только узнают о
решениях”.[7]
В
1924 году Учраспред слился с Оргинструкторским отделом ЦК. В результате был
образован Орграспредотдел, ставший фактически главным отделом в аппарате ЦК.
Этот орган, во главе которого Сталин поставил Л.М. Кагановича, формировал как
партийную, так и государственную номенклатуру, причем число назначений на
руководящие должности в государственном аппарате перевешивало : в период с
конца 1925 года до 1927 года орграспредотдел произвел 8761 назначение, в том
числе только 1222- в партийные органы.[8]
В
1923 году ЦК созвал специальное совещание заведующих учетно-статистическими
подотделами местных парторганизаций с участием партийных специалистов по
статистике для разработки не только общей схемы учета, но и детальных схем,
форм и инструкций по технике учета и особенно по персональному изучению
ответственных руководящих работников разных масштабов. Разработанное и
утвержденное ЦК “Положение по изучению ответработников” определяло различные их
категории : закрепленные на ныне выполняемой работе, годные для выдвижения,
подлежащие замене как слабые, подлежащие посылке на учения, подлежащие
переброске к станку или плугу, или на массовую работу, или в другую
организацию без понижения масштаба и т.п.[9]
Широкое
применение Орграспредотделом номенклатурного принципа назначения на
государственные посты довольно часто сталкивалось с упорным сопротивлением
руководителей ведомств (например, председателя ВСНХ РСФСР П.А. Богданова или
заместителя председателя ВСНХ СССР Г.Л. Пятакова) , протестовавших против
назначения неизвестных им людей на работу в учреждения их ведомств.
Каковы
же были аргументы, обосновывающие подобные назначения? Для этого достаточно
привести слова Кагановича : ”Проведенное ЦК и ЦКК обследование ряда ведомств и
хозяйственных органов показало, что многие, если не большинство руководителей,
не знают своих кадровых сил, не ведут учета и даже не могут определить своих
потребностей. Отсюда - назначения людей, часто непригодных с деловой и
политической стороны, и затирание партийных и честных беспартийных работников.
Такое
положение не гарантирует не только обеспечения влияния партии на командные
узловые пункты государственной и хозяйственной работы, не и просто ограждения
их от злоупотреблений жуликов, карьеристов и хапуг.”[10]
Если с введением номенклатуры первая задача была выполнена и влияние партии
установилось на всех ключевых позициях в государстве, то успехи в устранении из
властных структур столь обличаемых “жуликов, карьеристов и хапуг” более чем
сомнителен.
Несмотря
на то, что номенклатурный механизм уже был приведен в действие, закрепления в
нормативных документах он еще не имел.
Датой
оформления номенклатуры можно считать 12 июня 1923 года, когда Оргбюро ЦК
приняло постановление “О назначениях”, подготовленное комиссией под
руководством Молотова и Кагановича. В октябре 1923г. ЦК партии вынес решение об
основных задачах учетно-распределительной работы, 16 ноября 1925г. Оргбюро
приняло новое развернутое положение о порядке подбора и назначения работников и
переработанные номенклатуры должностей.[11]
Номенклатурные
списки - это документы, скрывающие сущности механизмов господства и
воспроизводства касты “руководителей”, и основанная на них система, запускающая
эти механизмы. Создание таких документов не было обычной
организационно-технической процедурой.[12]
Оно представляет собой важнейшую политическую и социальную акцию - рождение
замкнутого слоя власть имущих, “канонизированных” начальников всех уровней.
Сначала
номенклатура делилась на два списка : №1 и №2. К первому были отнесены
должности, на которые руководители назначались только постановлением ЦК
(Политбюро), ко второму - должности, назначение на которые требовало согласия
Орграспредотдела ЦК. Затем в 1925г. дополнительно к номенклатуре №1 вводится
список “выборных должностей”, утверждение на которые шло через “специальные
комиссии, выделяемые ЦК для проведения соответствующих съездов и собраний”, то
есть еще до того, как кто-либо и куда-либо будет избран. Подбор и назначение на
должности, не входившие в номенклатуры №1 и №2, должны были производиться по
спискам, устанавливаемым для каждого учреждения по согласованию с Орграспредотделом
ЦК - ведомственная номенклатура №3.[13]
Руководители
местных учреждений назначались и смещались постановлениями местных парторганов.
К тому же по номенклатурам проходили не только государственные учреждения, но и
общественные организации : профсоюзы, кооперативные центры и банки и т.п.
Назначались не только члены партии, но и беспартийные. По трем номенклатурам
проходили только учреждения общесоюзные и только одной республики - РСФСР.
Госаппарат РСФСР изначально попал в номенклатуру Молотова-Кагановича потому,
что эта республика не имела своей компартии и своего ЦК. Еще одной
особенностью номенклатуры, ее стержневым принципом являлась секретность,
дезинформация. Экономическая частная собственность была уничтожена, но взамен
создана политическая ее форма - абсолютная частная собственность номенклатуры
на всю политически важную информацию С 1932 г. списки номенклатуры становятся
предельно секретными и переводятся в текущий архив ЦК.
Все
эти черты номенклатуры послужили основой единоличной власти Сталина,
контролировавшего полностью списки №1 и №2, а частично и №3. К Генеральному
секретарю тянулись и нити власти управления. Некоторые ведомства возглавлялись
ближайшими лицами сталинского окружения, имевшими в “своих” учреждениях
неограниченную власть и непосредственно подчинявшимися только Сталину. НКВД
последовательно возглавляли Г. Ягода (1934-1936), Н. Ежов (1936-1938), Л. Берия
(1938-1953), НКПС - “железный нарком” Л. Каганович, Наркомат Обороны - “первый
Маршалл” К.Е. Ворошилов.
Таким
образом, созданная Сталиным номенклатурная система явилась основой
тоталитарного режима и пронизала все сферы общества. Номенклатура как замкнутая
кастовая общность становилась собственником власти, управления, идеологии.
Глава 3
Трансформация номенклатуры
Номенклатурный
принцип руководства обществом сложился и окончательно утвердился лишь к концу
30-х годов и с тех пор до конца 80-х годов лишь модернизировался. С укреплением
власти номенклатуры, все больше расширялись рамки ее компетенции.
Номенклатурный
принцип назначения стал применяться настолько широко, что в 1930 г.
Орграспредотдел ЦК партии снова пришлось разделить на два отдела.
Оргинструкторский отдел стал ведать только партийной номенклатурой, а отдел
назначений, состоявший из секторов по отраслям народного хозяйства, занимался
формированием номенклатуры в государственных учреждениях и общественных
организациях.
Продолжалась
работа по совершенствованию процедуры пополнения номенклатуры и перемещения в
ней. Этим занялись сразу же после завершения войны. В 1946 г. была разработана
и утверждена новая номенклатура должностей ЦК ВКП(б). В работу с руководящими
кадрами вносились плановость, систематическое изучение и проверка их
политических и деловых качеств, обеспечивалось создание резерва для выдвижения,
строгий порядок в назначении и освобождении номенклатурных работников.
Расширялась номенклатура должностей ЦК компартий союзных республик, крайкомов,
обкомов, горкомов и райкомов. После XIX съезда КПСС - последнего,
проходившего при Сталине, эта номенклатура должностей была снова уточнена. Но
все это были уже уточнения и дополнения. Номенклатура уже прочно взяла в свои
руки власть в обществе.
Значительное
изменение характера номенклатуры, положения номенклатурного работника
происходит уже в брежневское время.
В
первую очередь, изменилось социальное происхождение госпартаппарата. Эти
перемены можно проследить на примере состава ЦК. В сталинское время члены ЦК
являлись или неспециалистами, рабочими-маргиналами (большинство), или
специалистами с высшим и средним образованием. В этот период графа “социальное
происхождение” стала объектом манипулирования в политической статистике,
предназначенной скрывать реальные процессы, протекавшие в органах власти и
управления. К 1970 г. 70 % состава ЦК являлись выходцами из семей крестьян и
неквалифицированных рабочих. [14]Таким
образом уровень маргинализации был довольно высок. Именно маргинальное сознание
номенклатуры определило ее основные черты, такие как единомыслие,
беспрекословное подчинение приказам свыше и в то же время склонность к
бездействию в ожидании этих приказов, стремление переложить ответственность на
других.
После
1970 г. постепенно исчезает в биографических данных высшей номенклатуры графа
“социальное происхождение”, такие сведения засекречиваются. Скорее всего это
связано с появлением нового класса “служащих”, крайне разнородной смеси больших
социальных групп. Это образование, оказавшееся между высшей номенклатурой и
работниками материального и духовного производства, являлось непосредственным
хранителем материальных ценностей, распорядителем рабочей силы и учетчиком
рабочего времени. Эти признаки и многочисленность позволяют говорить именно о
классе.
Показательны
и изменения в образовательном уровне номенклатуры. Брежневская номенклатура, в
основном, имеет техническое, военное или сельскохозяйственное образование.
Важной особенностью является отсутствие юристов. Их профессионализм был крайне
опасен установившемуся корпоративному режиму.
Положение
номенклатурного работника в 70-е годы было более комфортным, чем в 30-е. Он уже
не жил в постоянном страхе за свой пост. Ведь в сталинское время как легко люди
оказывались на вершине власти, так же легко они могли быть от нее отстранены.
Очень частым явлением были “чистки” как партийных рядов, так и госаппарата. При
всех неудачах было традицией искать виновных - “врагов народа”, “вредителей”.
“Перетряхивание” парт- , госаппарата, кооперативных и общественных организаций
проводилось в период с 1925 по 1932 годы специальными комиссиями из
представителей партийных, профсоюзных и советских органов. “Вычищено” было
примерно 10 % от общего числа проверенных.
От
“чисток” перешли к более радикальным мерам - репрессиям, которые коснулись всех
слоев общества. Это были самые сложные годы для номенклатуры. Судьба
назначенцев находилась в руках уже не номенклатурных органов, а карательных. Об
этом свидетельствуют воспоминания Н.С. Хрущева : “... руководители не
чувствовали себя руководителями. Руководящие органы, которые выбирались,
зависели уже не от тех, кто их выбирал, а от чекистских органов, какую оттуда
дадут характеристику... Кандидатуры были, с точки зрения внутрипартийной
демократии, подставные. Органы безопасности, которые должны быть под контролем
партии, стали, наоборот, над партией, над выборными органами и творили, что
хотели.”[15]
Репрессии
действительно оказались сильным потрясением для номенклатуры, запомнившей, что
власть ее не вечна. Поэтому особенно важной вехой в истории номенклатуры стало
подчинение ей КГБ. В составе Отдела административных органов ЦК КПСС существовал
сектор органов КГБ - единственный сектор, фамилию заведующего которым не
печатали даже в служебном списке телефонов ЦК, просто было написано “ зав,
сектором”. Затем Ю.В. Андропова, председателя КГБ, включили в число членов
Политбюро, а затем избрали его Генеральным секретарем ЦК. Верхушка номенклатуры
продолжала следить за тем, чтобы органы не вышли из-под ее контроля, что
явилось наиболее важным шагом к неотчуждаемости номенклатуры.
К
этому времени в номенклатуре вырастает классовое сознание, она чувствует свою
общность. Как замкнутая каста, правящий класс СССР начинает переходить к
самопроизводству. Номенклатурная должность не наследуется, но принадлежность к
классу номенклатуры становится фактически наследственной. Приведем несколько
примеров. Сын Л.И. Брежнева Юрий, несмотря на свою молодость, стал первым
заместителем министра внешней торговли СССР. Сын А.А. Громыко - Анатолий,
пробыв некоторое время в Институте США и Канады Академии Наук, оказался вдруг
на номенклатурном посту советника - посланника в Вашингтоне, потом в ГДР, а
затем его назначили директором Института Африки АН СССР, хотя об Африке он знал
к тому времени только то, что она существует. Зато пост директора института - в
номенклатуре Секретариата ЦК КПСС.
Еще
одной характерной чертой номенклатуры было обладание различными “благами”,
недоступными простым советским гражданам. Список этих благ довольно обширен :
бесплатные или льготные путевки в дома отдыха и санатории, предоставление
квартир в домах повышенной благоустроенности, спецбольницы и поликлиники,
госдачи и т.д.
Несмотря
на внешнее благополучие номенклатуры, система уже находилась на пути
самораспада. Симптомы ее разложения очевидны : выхолащивание идеологии,
ведомственная анархия, моральная деградация верхов. Отсутствие у номенклатуры
адекватного самосознания - реальной оценки происходящего - означало, что конец
ее существованию может положить любая допущенная ею серьезная ошибка.[16]
Так и произошло, когда в начале 80-х годов верхушка номенклатуры выдвинула
лозунг гласности и тем самым дала выход накопившемуся массовому недовольству.
Распад
номенклатуры произошел в два этапа. 15 октября 1989 г. в газете “Правда” было
объявлено, что комиссия ЦК КПСС по вопросам партийного строительства и кадровой
политики приняла решение о демонтаже номенклатурного механизма, об упразднении
“учетно-контрольной номенклатуры”. С августа 1991 г. высшая партократия была
лишена официального списочно-номенклатурного принципа власти.
Распад
номенклатуры проявился, главным образом, в крахе ее ядра - уникального
образования Партия-Государство, которое потеряло свою важнейшую функцию -
организаторскую.
Заключение
Анализируя
процесс формирования номенклатуры и ее характерные признаки, можно определить
ее роль в советской системе следующими положениями.
Номенклатура,
созданная Сталиным как опора тоталитарного режима, уничтожает класс
профессиональных революционеров - борцов за идею и становится у власти.
Осознавая, что власть ее не абсолютна, номенклатура стремится к неотчуждаемости
своих прав и привилегий. Маргинальный характер правящего класса, отсутствие у
него идеологического стержня ведут к его разложению. Гибель номенклатуры была
предопределена. Партия, предоставив Орграспредотделу решать кадровые вопросы,
подписала себе смертный приговор, поставив этот орган над собой. Разрушались
основные партийные принципы, в частности, демократические. Поэтому уничтожение
монопольного положения Коммунистической партии привело к смерти номенклатуры,
которая могла существовать лишь при подобной однопартийной системе.
[1]
Сироткин В. Номенклатура в историческом разрезе / Через тернии. - М., 1990,
с.315.
[2]
Мизес Людвиг фон. Социализм : экономический и социологический анализ. - М.,
1993, с.124.
[3]
Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М.,
1991, с.132
[4]
Там же, с.82
1 Коржихина Т.П., Сенин А.С. История
российской государственности. М., 1995, с.141
2 Восленский
М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991, с.83
1 xii съезд ВКП(б). Стенографический отчет.
С.57
[7]
Л. Троцкий. Новый курс. М., 1923. С.12
[8]
Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М.,
1991, с.86
[9]
Каганович Л.М. Памятные записки. - М., 1996, с.313.
[10]
Каганович Л.М. Памятные записки. - М., 1996, с.311
[11]
Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995,
с.245.
[12]
Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура : становление, механизмы
действия. // Вопросы истории, 1993, №7, с.25.
[13]
Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995,
с.245
[14]
Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура. // Вопросы истории, 1993,
№7, с.32
[15]
Мемуары Н.С. Хрущева // Вопросы истории, 1990, №4, с.74.
[16]
Чешков М.”Вечно живая” номенклатура? // МЭМО, 1995, №6, с.36
|