на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Нотариат. Юридическая служба предприятия (объединения). Оказание юридических услуг по лицензиям

·  прохождение стажировки в качестве стажера нотариуса сроком до одного года (при назначении на должность после соответствующего перерыва в работе – до 6 месяцев);

·  сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, образованной Министерством юстиции.

Порядок прохождения стажировки, выдачи и аннулирования соответствующего свидетельства, а также образование и деятельности квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, компетенция этой комиссии определяется Министерством юстиции (ст. 13 Положения).

Лицо, впервые приступающее к работе государственного нотариуса, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

“Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю, что буду добросовестно исполнять обязанности нотариуса, защищать государственные интересы, права и законные интересы граждан и юридических лиц, хранить тайну нотариальных действий, всегда и везде беречь чистоту высокого звания нотариуса”.

Государственный нотариус подписывается под текстом присяги. Текст присяги, хранится в его личном деле.

Порядок принесения присяги определяется Министерством юстиции.

Согласно ст. 15 указанного положения заведующий государственной нотариальной конторы назначается на должность и освобождается от должности начальником управления юстиции местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с Министерством юстиции, а заведующий первой государственной нотариальной конторой.

Министерством юстиции, как правило, по представлению соответствующего управления юстиции;

Назначение на другие должности в государственной нотариальной конторе и освобождение от этих должностей осуществляется управлением юстиции местного исполнительного и распорядительного органа.

Руководство нотариатом осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиции местных исполнительных и распорядительных органов, другими государственными органами в пределах их компетенции.

Управления юстиции местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют непосредственный контроль за: исполнением служебных обязанностей нотариусами; правильностью совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами, а также за правильностью удостоверения завещаний и доверенностей другими должностными лицами, которые наделены правом совершать определенные нотариальные действия.

Должностные лица органов юстиции, уполномоченные на осуществление указанного контроля, имеют право знакомиться со сведениями и документами, касающимися исполнения нотариусами служебных обязанностей, совершаемых (совершенных) нотариальных действий, расчетов с гражданами и юридическими лицами, а также другими необходимыми документами.

Органы юстиции (Министерство юстиции и их управления на местах) и другие уполномоченные государственные органы рассматривают также жалобы, не связанные с законностью нотариальных действий или с отказом в их совершении (нарушение сроков совершения таких действий, несоблюдение установленных часов приема, грубое отношение к гражданам и т.п.).

Жалобу на неправильное совершение нотариального действия или неправильный отказ в его совершении заинтересованное лицо имеет право подать в районный (городской) суд по месту нахождения соответствующей государственной нотариальной конторы (рабочего места нотариуса), местного исполнительного и распорядительного органа в 10-дневный срок. Также жалобы, рассматриваются в суде в порядке производства, возникающих из административно-правовых отношений, однако условие отсутствия спора о праве гражданском.

Как уже ранее отмечалось, в Республике Беларусь действуют также и частные нотариусы. Всего Министерством юстиции с февраля 1993 г. было выдано 144 лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью. После издания Декрета Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. лицензии не выдавались и по состоянию на 5.02.99 г. в республике насчитывается 78 частных нотариусов. Их правовой статус регламентирован Положением о порядке выдачи лицензий на право занятия частной нотариальной деятельностью и проведение эксперимента этого вида деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Министерством юстиции Республики Беларусь 25 января 1994 г. и зарегистрированным в реестре Государственной регистрации за № 188/12 от 27 января 1994 г. (с изменениями и дополнениями).

Согласно Положению лицензия на право занятия частной нотариальной деятельностью может быть выдана гражданину Республики Беларусь, постоянно проживающему в том городе, в котором проводится эксперимент – частной нотариальной деятельности, имеющему высшее юридическое образование и опыт работы в качестве нотариуса не менее одного года, а также прошедшему собеседование на предмет знания нотариальной деятельности в соответствующей Комиссии Министерства юстиции. Лицензия не могла быть выдана гражданину, признанному в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, ранее судимому за умышленные преступления, уволенному из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам. Решение об отказе в выдаче лицензии и об аннулировании ее могло быть обжаловано в суд в течение 30 дней со дня вынесения решения. Лицензия может быть аннулирована Министерством юстиции при нарушении частным нотариусом законодательства, регулирующего нотариальную деятельность.

После выдачи лицензии частный нотариус должен был получить регистрационное свидетельство в Управлении юстиции облисполкома (Мингорисполкома) и в течение трех месяцев начать нотариальную деятельность. Частный нотариус работает индивидуально или может объединиться с одним, двумя или более частными нотариусами, создав нотариальное бюро. Частный нотариус должен иметь свою печать, а также удостоверительный штамп и бланки нотариальных документов, открыть расчетный счет и другие счета (в том числе и валютный) для хранения денежных средств.

Частный нотариус может совершать все виды нотариальных действий, предусмотренные ст. 13 Закона Республики Беларусь “О государственном нотариате”, за исключением:

выдачи свидетельств о праве на наследство;

выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе пережившему супругу;

наложения и снятия запрещения отчуждения недвижимого имущества, в том числе земельного участка.

Вместе с тем Министерство юстиции вправе разрешить частному нотариусу совершать все виды нотариальных действий без исключения. Частный нотариус имеет право совершать любые нотариальные действия, для которых не предусмотрено определенное место их совершения. Нотариальные действия, для которых установлено определенное место их совершения, частный нотариус совершает в том регионе, на который ему выдана лицензия на осуществление этого вида деятельности.

Частный нотариус обязан иметь рабочее помещение для надлежащего обслуживания физических и юридических лиц, которое должно быть открыто для приема в рабочие дни не менее шести часов.

Профессиональным объединением частных нотариусов является Белорусская нотариальная Палата, осуществляющая методическое руководство и контроль за их деятельностью. Общее государственное руководство частными нотариусами, как и государственными нотариальными конторами, осуществляет Министерство юстиции и его Управления на местах.

Таким образом, нотариат в Республике Беларусь, являясь особым правовым институтом, включает: государственные нотариальные конторы; органы местной власти на местах, где нет нотариусов; консульские учреждения за рубежом, а также нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой. Кроме того, как указывалось выше, некоторые нотариальные действия разрешается совершать уполномоченным должностным лицам лечебных, военных учреждений, ИТУ и др.


Компетенция нотариата

В компетенцию нотариата входит совершение следующих нотариальных действий:

1) удостоверение сделок (договоров, завещаний, доверенностей и т.д.)

2) принятие мер к охране наследственного имущества и управлению им;

3) выдача свидетельств о праве на наследство;

4) выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) наложение и снятие запрещения отчуждения жилого дома (части дома), квартиры, дачи, садового домика, гаража, земельного участка и т.д.);

6) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

7) свидетельствование подлинности подписи на документах;

8) свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

9) удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

10) удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

11) удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенном на фотографической карточке;

12) удостоверение время предъявления документов;

13) передача заявлений граждан и юридических лиц, другим гражданам и юридическим лицам;

14) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

15) совершение исполнительной надписи;

16) совершение протестов векселей;

17) предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

18) принятие на хранение документов.

Законодательством на нотариат может быть возложено совершение и иных нотариальных действий и оказание различных технических услуг, например, составление проектов сделок и заявлений, изготовление копий документов и выписок из них, перевод документов с одного языка на другой и т.п. Закон гарантирует соблюдение тайны о совершенном нотариальном действии. Справки о совершенных нотариальных действиях и документах выдаются только гражданам и организациям, по поручению или в отношении которых выполнялись эти действия, а также по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.

Как правило нотариальные действия совершаются в помещении нотариальной конторы. Однако в отдельных случаях допускается их совершение и на дому у заинтересованных лиц, в больнице и т.д., если граждане, для которых осуществляются эти нотариальные действия, по уважительной причине (болезнь, инвалидность и т.п.) не могут явиться в нотариальную контору или соответствующий исполком местного Совета.

За совершение нотариальных действий с заинтересованных лиц взимается государственная пошлина, поступающая в доход государства.

Частный нотариус за совершение нотариальных действий взимает государственную пошлину и нотариальный тариф. Государственная пошлина взимается по ставкам, предусмотренным для государственных нотариальных контор, и полностью поступает в государственный бюджет. Размер ставок нотариального тарифа установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 1998 г. № 1206 “Об утверждении ставок нотариального тарифа, взимаемого частными нотариусами за совершение нотариальных действий и за оказание нотариальных услуг, связанны с их совершением”. Нотариальный тариф после уплаты налогов поступает в доход частного нотариуса. Законодательством предусмотрены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины. Освобождение от уплаты нотариального тарифа не установлено.


Юридическая служба предприятия (объединения)

Как указывается в преамбуле Типового Положения о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь, утвержденного Министерством юстиции Республики Беларусь от 24 декабря 1998 г. № 371, в условиях строительства демократического правового государства, развития предпринимательства и осуществления деятельности предприятий различных форм собственности, предоставления хозяйственной самостоятельности государственным предприятиям и объединениям, углубления развития и изменения экономических отношений в Республике Беларусь значительно возрастает роль правовой работы как организующей и координирующей деятельности по применению действующего законодательства в сфере гражданского оборота. Организация и ведение правовой работы на предприятии (объединении) возлагается на юридическую службу.

Юридическая служба предприятия (объединения) – это самостоятельные подразделения – юридические отделы (бюро) либо специалисты-юристы: главные (ведущие) юрисконсульты, юрисконсульты, заместители руководителя по правовым вопросам.

Правовое обслуживание предприятий (объединений) возможно также на договорных началах адвокатами, юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности.

Возложение на юридическую службу иных, не связанных с правовой работой и не предусмотренных в Положении обязанностей, не разрешается.

Основными задачами юридической службы являются:

обеспечение законности в деятельности предприятия (объединения);

активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнения договорных обязательств, улучшения экономических показателей работы предприятия (объединения);

защита имущественных прав и законных интересов предприятия (объединения);

обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых на предприятии (объединении) локальных нормативных актов, а в случае издания данных актов, противоречащих действующему законодательству, принятие мер к их отмене в установленном порядке.

В соответствии с основными задачами юридическая служба предприятия (объединения) выполняет следующие основные функции:

организует правовое обеспечение работы предприятия (объединения) в условиях рыночной экономики;

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.