Недопоставки могут повлечь за собой разрушение всей цепочки
промышленных связей. Например, в июле 1995 50-70% работников “Автозаза” были
отправлены в неоплачиваемый отпуск, поскольку завод двигателей в Мелитополе
мог поставить только одну треть продукции от количества, указанного в
договоре, так как, в свою очередь, недополучил комплектующие детали из
луганского завода, который потребовал предоплату. А мелитопольский завод не
имел достаточно средств, чтобы удовлетворить эту просьбу.[19]
Банки развиваются стремительно, уровень обслуживания в них
улучшается, хотя всё ещё очень низок в сравнении с западными странами.
Тем не менее, открытие валютного счёта по-прежнему стоит
всего 10 долларов для частного лица и около 100 долларов для предприятия.
Виза-картой стало возможно пользоваться только с начала 1996 года и только в
нескольких местах в областном центре с налогом 5-4.5%. А украинская виза-карта
была издана впервые в сентябре 1996 года[20].
Обычно банковские услуги крайне дороги и сервис плох. Часто процент
взыскивается на индивидуальной основе, то есть, как кому заблагорассудится. В
середине 1997 года банковский процент займа составлял до 20% в месяц.
Операции с денежной массой трудны, если не невозможны для
большинства банков, которые в основном заняты переводами между предприятиями.
Зарплата обычно выдаётся деньгами. Система чеков отсутствует.
Предприятия же, как правило, имеют очень маленькую часть
средств в денежной массе, они обязуются государством производить большую часть
расчётов через банк. Исключение составляет заработная плата. Особенно тяжело
придерживаться этого правила промышленным предприятиям.
В Запорожье многие банки развиваются под эгидой крупных
государственных промышленных предприятий или как структура для отмывания
незаконно нажитых денег. Ярким примером может служить “Автозазбанк”. В прошлом
“Автозаз” пользовался услугами национального банка. В данный момент дирекция
считает, что более выгодно учредить свой собственный банк. Стартовый капитал
накопился за те три месяца, когда работники завода находились в недоплачиваемом
отпуске и не получали зарплаты. Однако в скорости государственная комиссия по
контролю обнаружила, что этих денег недостаточно для открытия банка. Были
проданы акции, в основном на уровне высших правящих кругов. Таким образом,
высшее руководство практически стало владельцем банка.
Банки других промышленных предприятий были учреждены таким
же образом.
Причём контролируются банки в основном фамильными кланами.
Здесь не принято брать на работу чужих, даже для очень компетентных посторонних
двери закрыты.
Какая новая экономическая система возникает в Запорожье ?
К середине 1999 года Запорожье всё ещё находится на очень ранней
стадии перехода к рыночной экономике. Характер местного хозяйствования может
быть определён как перераспределительная монетарно непрозрачная экономическая
система. Местные власти до сих пор не знают определённо, какие виды
деятельности субсидируются, какие - нет. Кроме медобслуживания и образования,
они субсидируют большую часть жилищных услуг и общественного транспорта. На
уровне правительства субсидируются также некоторые предприятия промышленности.
Сверх того, более половины экономической активности находится в сфере теневой
экономики, то есть без уплаты налогов. В итоге, немногочисленные честно
работающие предприятия промышленности, представляющие очень малую часть в
экономике страны и всё убывающие численно, должны поддерживать остальную
расширяющуюся часть экономики, включая теневые структуры, и покрывать все
издержки большей части социальных нужд. Это бремя им не под силу. Понятно, что
экономическая база такой перераспределительной экономики быстро вырождается.
Политические деятели, вероятно, не осознают этого механизма и продолжают
различными способами финансировать убыточную экономическую деятельность,
аргументируя эти действия необходимостью сохнанения социального равновесия. Это
ещё туже затягивает гордиев узел перераспределительной экономики.
В связи с продолжающимся спадом покупательной способности
населения, государство должно оплачивать всё большую часть расходов за счёт
бюджета. В 1997 году половина жителей Запорожья была не в состоянии заплатить
за квартиру, отопление, газ, воду, электричество. В это же самое время
государство решило увеличить квартплату на 60%.
Общественный транспорт и другие общественные службы также
столкнулись с уменьшением поступлений. По мере углубления финансового кризиса
государства, растут налоги. Местные власти в результате кризиса решили резко
сократить подачу горячей воды в квартиры, в том числе и для парового отопления.
Городские власти отдали распоряжение о регулярной работе городского транспорта
только в часы пик.
Таким образом, порочный круг замыкается: политики заняты
преимущественно обсуждением перераздела экономического пирога, вместо того,
чтобы заботиться о внедрении новых экономических механизмов, позволяющих
увеличить этот пирог.
В других постсоциалистических странах эти механизмы давно и
успешно запущены. А на Украине в целом и в Запорожье, в частности,
разрушительные силы преобладают над созидательными. Запорожью пока что ещё
очень далеко до того момента, когда критическая масса позитивных сдвигов позволит
говорить о его переходе к рыночной экономике.
Вообще, чрезвычайно тяжело характеризовать зарождающуюся в
Запорожье экономическую систему, потому что реальная экономическая ситуация
очень неопределённа и нестабильна. К середине 1999 года можно было обнаружить
отдельные островки с различными системами хозяйствования, действующие по
различным экономическим законам. Например, большие государственные предприятия
действуют по совершенно иным правилам, чем средние и малые предприятия. А
большая часть населения выживает благодаря использованию более примитивных форм
экономической деятельности, существующей параллельно с новыми банками. Однако в
экономическом пространстве, где находится место всем этим разрозненным частям
хозяйствования, можно различить основные направления экономики. И если
отследить основные движущие силы и основные действующие лица современной
общественно-политической и экономической жизни, а также основные ситуации,
складывающиеся в ней, то можно предположить наиболее вероятный сценарий дальнейшего
развития.
Одним из важнейших действующих лиц современной
экономико-политической драмы является бюрократия. Хотя на словах провозглашён
переход к рыночной экономике, ныне действующие экономические устои и
современное общество всё ещё остаются бюрократизированными. Бюрократические
препоны можно рассматривать как некую опухоль на теле социума, которую не
так-то просто удалить. Власть предержащие запрограммированы на осуществление
контроля над людьми и предприятиями. Контролемания, существующая в обществе и
парализующая всякую независимую экономическую деятельность, не может быть
отменена сверху директивным путём в связи с переходом к рынку. Поэтому её, как
черту бюрократии, следует считать важнейшей составляющей общественной и
экономической жизни Запорожья.
Люди и предприятия выживают здесь только если выработают
стратегию обходных манёвров по отношению к бюрократическому контролю. Это
означает сползание инициативной части общества в болото теневой экономики и
коррупции. Бюрократическое общество всегда шагает рука об руку с коррупцией.
Правительство же реагирует на “чёрную” экономику ещё большим контролем и
взвинчиванием налогов. Поэтому всегда наблюдается симбиоз большого теневого
сектора и бюрократии. Это же касается и организованной преступности, которая,
как язва, поразила все сферы экономики. Распространение преступности всё теснее
смыкается с контролеманией бюрократии, а на вершине общества - правящая элита,
которая не заинтересована в общественном и экономическом развитии.
Последним фактором, влияющим на экономическую ситуацию в
Запорожье, нам представляется криминализация деловых кругов. Разные преступные
группировки борются между собой за “защиту” предприятии.
Все эти факторы в Запорожском обществе способствуют
экономической отсталости, столь характерной для многих менее развитых стран.
Нам возразят, что город имеет некоторые черты развитой
экономики, например, уровень образования и индустриализации довольно высок.
Однако, следует помнить, что характеристика образовательного уровня на Украине
никогда не включала анализа реальных знаний, которыми располагает, например,
руководящее звено предприятий, а ограничивалась простым арифметическим
подсчётом людей, имеющих высшее образование. А между тем, на поверку часто
оказывается, что основные знания по современной экономике просто отсутствуют.
Да и высшее образование в условиях Украины всё чаще превращается в фикцию, так
как в этой области всё больше сказываются те же негативные экономические
тенденции, о которых сказано выше, плюс маргинализация интеллигенции и
непрекращаемая “утечка мозгов”, сопровождаемая снижением интеллектуального
потенциала в сфере образования, о чём будет рассказано в главе 7. К тому же,
как нам кажется, более важным является то, что пока целый ряд глубоко
укоренившихся негативных экономических отношений тормозит развитие современной
экономики. Так уж случилось, что на конец 1990-х годов в Запорожье для этого
развития нет социальной базы. Что касается уровня индустриализации, то он
стремительно падает как в Запорожье, так и на Украине. Это уникальный
исторический процесс. Никогда прежде этот регион, да и страна, не испытывали
такой стремительной деиндустриализации. Так что многие черты, которые принято
считать чертами развитой экономики, на деле здесь отсутствуют.
Экономическая система, которая возникает в настоящее время,
не приспособлена для производства товаров, потому что производитель немедленно
будет задушен бюрократами преступными группировками.
Криминализированная экономика нестабильна по своей природе,
так как неспособна на создание атмосферы социального и экономического единства.
Отсутствие же этого единства сопровождается непомерным ростом и
распространением в обществе культа грубой силы и принуждения. А страх является
в таком обществе дисциплинирующей силой. В нынешней нестабильной обстановке
легче разбогатеть, занимаясь воровством или торговлей, чем производя товары или
работая в сфере обслуживания. В Запорожье никто не загадывает на несколько лет
вперёд, в основном отдавая предпочтение краткосрочным перспективам. Многие
ожидают, что если экономическая система стабилизируется, при условии низкого
уровня инфляции, меньшего экономического спада и так далее, немедленно
возникнет ситуация, в которой станет выгодным рассчитывать на долгосрочные
перспективы и работать на них. Однако отсутствие управляемой законом экономики
пока является неотъемлемой чертой реальности и препятствует развитию
современной экономики. Итак, пока вместо рыночной экономики преобладает
криминализированная, бюрократически управляемая перераспределительная
экономическая система.
Заключение
В Запорожье, как и на Украине в целом, переход к новой
экономической системе является намного более тяжёлым процессом, чем в
большинстве районов Центральной и Восточной Европы. На Украине развивается
клептократия в сочетании с перераспределительной экономикой. В экономике
Запорожья по-прежнему доминирует государственный сектор, при этом практически
не управляемый законом. Экономика либерализована крайне незначительно и явно
недостаточно. Несмотря на то, что за последние годы возникало много новых малых
предприятий, только очень незначительная их часть могла выжить в сфере
промышленного производства. Промышленный спад принял катастрофические размеры.
К 1998 году промышленные мощности использовалась лишь на одну треть.
Финансовая инфраструктура развивалась стремительно,
возникало много новых банков. Однако уровень обслуживания в них всё ещё очень
низок.
Региональная экономика в Запорожье никогда не действовала
как слаженный комплекс, так как многие предприятия находились в подчинении
различных общесоюзных министерств. После провозглашения независимости Украины
региональная экономика не продвигалась по направлению к продуктивному рыночному
типу. Возникающая экономическая система настолько слаба, что скорее предрасположена
к недоразвитию, чем к поискам путей нормального развития и функционирования.
Она не может рассматриваться как производящая национальные богатства рыночная
экономика.
Авторы Ханс и Анна
ван Зон
Примечания
[1]Горбачёв не подверг никакой чистке Коммунистическую
партию Украины, что было необходимо для приспособления её к политике гласности
и перестройки, вероятно, опасаясь разрушительных центробежных сил во второй по
величине республике Советского Союза.
[2]Снижение экономического роста произошло в Советском
Союзе позже, чем в большинстве государств Восточной и Центральной Европы. А на
Украине - ещё позже, чем в других републиках СССР.
[3] Начиная с 1960-х годов и до конца 1980-х теневая экономика
возросла постепенно в Советском Союзе в 30 раз (согласно информации в “Зеркало
недели” от 10 февраля 1996 года) и достигла 20% валового национального продукта
в в 1990 году. Наибольший процент теневой экономики приходит-ся на сельское
хозяйство и гораздо мньше она распространена в торговле и промышленности. (См.
“Економiка Украiни”, ноябрь 1996).
[4] “Зеркало недели”, 10 февраля 1996г., стр5.
[5] “Экономiка Украiни”, ноябрь, 1996 г., стр.5.
[6] “Зеркало недели”, 10 февраля 1996 г., стр.6.
[7] “Зеркало недели”, 10 февраля 1996 г., стр.9.
[8] Сведения приводятся на основании данных Запорожского
статистического бюро 1996 года.
[9] “Экономiка Укарiни”, ноябрь 1996г., стр.14.
[10] Коропекий И.С., стр.127.
[11] “Киевские ведомости”, 6 июля 1995 г., стр.6.
[12] Запорожское статистическое бюро, 1996 г., стр.23.
[13] “Деловая Украина”, 15 ноября 1995 г., стр. 12.
[14] Например, профессор Р.Нитхаммер, занимавшийся
исследованиями в Запорожье, обратил внимание на тот факт, что завод в Запорожье
не имел необходимых винтов, которые должны были поступить из России. Но он
обнаружил, что буквально за уголом, в 500 метрах от этого завода, расположено
предприятие, выпускающее такие же винты. Однако оба предприятия не подозревали
о существовании и нуждах друг друга. Это яркое свидетельство неразвитости
связей между предприятиями внутри региона.
[15] “Зеркало недели”, 10 февраля 1996 г. стр. 7.
Центральным государственным аппаратом распределяется значительно больше
средств, чем в других странах сопоставимых размеров.
[16] Проект осуществлён на средства Европейского Союза в
качестве помощи странам Восточной Европы, его стоимость 700.000 долларов.
[17] Он полагает, что менеджеры проводят более трети своего
вемени разбираясь с правилами и законами. Исследования показали, что украинские
предприятия должны дать взятку за установку телефона в размере около 900
долларов и около 300 долларов составляет взятка за разрешение на импорт.
(“Business Central Europe”, июль 1997 г.)
[18] И.Егоров.
[19] “Новости”, 14 июля 1995 г. стр.3.
[20] “Киевские ведомости”, 5 октября 1996 г.
|