на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Общественные объединения как форма социальной организации формирующегося гражданского общества в России

Реферат: Общественные объединения как форма социальной организации формирующегося гражданского общества в России

И.Л. Шершнев, аспирант кафедры национальной  безопасности РАГС при Президенте РФ

Идея создания гражданского общества возникла еще в античные времена. Древнегреческий философ Платон (427-347) писал о принципах гармоничного устройства общества, Аристотель (384-322) о статусе человека и гражданина, о роли собственности для сохранения стабильности общественных и государственных институтов, Цицерон (106-43) о государстве как общем деле народа, о роли гражданских обязанностей и закона.

Свою роль в формировании концепции гражданского общества сыграли теории естественного права и общественного договора таких мыслителей, как: Ж. Бодена (1530-1596) и его понимание общества и суверенитета; Г. Гроция (1583-1644) теория о естественном праве как основе права внутригосударственного и права народов; Т. Гоббса (1588-1679) идея об индивидуализме как стержне гражданского общества и мире как естественном законе сохранения людей в гражданском обществе.

Предпосылками формирования гражданского общества в период первых революций и легитимации воли народа стали такие идеи, как: обоснование правомерности народного суверенитета Дж. Милтона (1608-1674); о естественном, божественном и гражданском праве как основе общества Б. Спинозы (1632-1677); о правовых принципах гражданского общества Дж. Локка (1632-1704); об институционализации гражданских и политических свобод Ш. Монтескье (1689-1755); о гражданственности, структуре общества и народного суверенитета Ж.Ж. Руссо (1712-1778);

Также в становлении концепции гражданского общества сыграли важную роль немецкие просветители, такие, как: С. Пуфендорф (1632-1694) – об источнике власти, права и обязанностей в гражданском обществе; Г. Лейбниц (1646-1716) о свободе, о необходимости религиозного единства Европы, об этапах возникновения общества, Хр. Томазий (1655-1728) о религиозной свободе и светском происхождении власти, Хр. Вольф (1679-1754) об обязанностях как основе общества; И. Кант (1724-1804) о всемирном гражданстве и правовом государстве; Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) о системе гражданского общества. [Слесарева Г.Ф.]

Возникнув первоначально как философская концепция, идея гражданского общества со временем стала одной из центральных проблем политической мысли и общественных движений Запада. [Ольшанский]

Сегодня очень много говорят о необходимости построения гражданского общества в России на публичных мероприятиях, по радио, телевидению, в газетах. Разные политические деятели призывают участвовать население в формировании гражданского общества, подчеркивая, что это единственный путь его развития. Но формировать общество возможно при поддержке большинства граждан, которые знают и понимают, что делать и как делать. А знают ли граждане России, что такое гражданское общество?

В 2001 году Фондом «Общественное мнение» было проведено социологическое исследование по проблемам становления гражданского общества в России и выявлению мотивов участия россиян в общественных организациях. «На вопрос: «Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые выражение «гражданское общество»? только 16% россиян ответили: «знаю», 28% – «слышал», 40% – «слышу впервые», 16% – «затрудняюсь ответить». Всех, кто «знает» и «слышал», попросили объяснить своими словами, что такое «гражданское общество». На эту просьбу откликнулись всего 22% опрошенных, и они дали вполне внятные ответы, отражающие разные аспекты классических определений этого понятия: 8% говорили о гражданских правах, 2% о возможностях граждан влиять на государство, 1% упоминали в разных контекстах понятия «демократия», 1% упоминали гражданские свободы, 2% рассуждали о солидарности и единении граждан, 2% – о гуманизме, нравственности и справедливости, 1%- о культуре и цивилизованности. Кроме того, 5% опрошенных выражали бытовое понимание: гражданское общество объединяет людей-граждан своей страны».1

Из приведенного социологического опроса следует, что нет общего понимания категории «гражданского общества», а значит, будет страдать эффективность формирования гражданского общества.

Существует множество определений понятия «гражданское общество». Так, «гражданское общество», это – «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, не зависимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения».2 Наличие в государстве демократического законодательства, разделения властей, оппозиции, плюрализма политических партий свидетельствуют о гражданском обществе, и через них гражданского общество влияет на власть. В концепции гражданского общества власть существует для общества в силу ее легитимности. [Ольшанский]

Г.Г. Дилигенский представляет гражданское общество как совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать. Необходимым условием функционирования такого общества служит существование автономных социальных акторов и типа личности, который определяется, как достаточная автономность от государства, способность конструктивно взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, а также подчинять частные интересы общему благу, выраженному в правовых нормах.3

По мнению С.Г.Кара-Мурзы, гражданское общество – «это ассоциация свободных граждан, которая ограничивает и контролирует действия государства, обеспечивает равенство всех граждан перед законом с помощью механизма разделения властей и приоритета права. На деле «гражданское общество» – это условное, зашифрованное наименование такого способа совместной жизни, с которым неразрывно сцеплены важнейшие условия, в совокупности и определяющие тип цивилизации – рыночную экономику и демократию западного типа…»4 Центральной идеей гражданского общества стала частная собственность и все то, что связано с ее неприкосновенностью. Установление гражданского общества требует разрушения всяческих общинных, солидарных связей и превращения людей в индивидуалистов, которые уже затем соединятся в классы и партии, чтобы вести борьбу за свои интересы. Это – полное принципиальное отрицание соборной личности. [Кара-Мурза]

Известный русский мыслитель Данилевский Н.Я. предупреждал, что «политические формы, выработанные одним народом, собственно только для одного этого народа и годятся»5 . Поэтому строительство гражданского общества целесообразно вести на основе традиционной специфики российского общества. Конечно, трудно понять, что считать традиционной основой. Например, «Российская империя в начале ХХ века представляла преимущественно традиционную страну, в которой социальную основу традиции составляло крестьянство с его общинным мироощущением, а духовную основу – религиозная вера».6 Советская Россия трансформировала традиционные основы русского народа под систему управления государством. При строительстве коммунизма востребовались такие качества народа как общинность, терпимость, усердность и бескорыстие.

В 1991 году российский народ претерпел новую трансформацию в виде перехода от социализма к капитализму. Неолиберальная трансформация показала, что смена формы собственности на средства производства не обязательно ведет к эффективному и справедливому порядку, а наличие атрибутов демократического устройства, расширение прав человека не обязательно является показателем становления правового государства и ведет к гражданскому обществу. [Локосов В.В. С.234]

В условиях очередной трансформации общество было ввергнуто в «абсурдное состояние духа» [Х. Ортега-и-Гассет], когда народ больше всего «заботит собственное благополучие, и меньше всего – истоки этого благополучия. Не видя в благах цивилизации ни изощренного замысла, ни искусного воплощения, для сохранности которого нужны огромные и бережные усилия, средний человек и для себя не видит иной обязанности, кроме как убежденно домогаться этих благ единственно по праву рождения».7 Получается, что современное российское общество «проедает» свой потенциал в виде сложившихся традиций и социально-политических приобретений, накопленных тысячелетием. И остановить это возможно с помощью самого общества через социальную активность общественных движений и объединений и государственной политики. К этому есть основания – «единые, глубинные основы российского менталитета, сочетающее в себе позитивные элементы общественных ценностей и государственного целеполагания, которые в состоянии сохранить естественно-историческую целостность России и восстановить ее социально-историческую интеграцию».8

Социальную активность и деятельность общественных институтов как формы формирующегося гражданского общества определяет экономика страны и форма государственного устройства. В книге «Общая и практическая политология. Учебное пособие» описан подход изучения гражданского общества с помощью противопоставления экономических укладов и форм государственного устройства. Это рыночная экономика, административно-плановая экономика, демократия и авторитаризм. Исходя из этих категориальных пар, можно выделить четыре основные идейно-политические доктрины гражданского общества: либерально-демократическую (доктрина «рыночной демократии»), социал-демократическую (концепция «демократического социализма» и «социалистического гражданского общества»), авторитарно-буржуазную (доктрина «государственного капитализма») и авторитарно-социалистическую (доктрина «государственно-бюрократического социализма»).

В подходе государственно-бюрократического социализма – гражданское общество понимается как часть системы.

В доктрине «государственного (авторитарного) капитализма» гражданское общество рассматривается, как сфера частного бизнеса, семейно-родственных и иных негосударственных отношений, образующих в своей совокупности социально-экономическую базу капиталистического государства. В этом случае гражданское общество фактически не является субъектом политики.

В концепции «демократического социализма» гражданское общество есть совокупность общественно-политических организаций и институтов, которые наряду с демократическим государством образуют основу социальной (экономической, политической и пр.) демократии.

И в идеологии «рыночной демократии» «гражданское общество» представляется, прежде всего, как «экономическое общество», в котором государство ограничено в своих возможностях регуляции экономической жизни и контролируется общественными объединениями и движениями. [Общая и практическая политология]

У всех этих доктрин есть свои сторонники. Исходя из этой типологии гражданского общества, мы видим, что Российское государство строит гражданское общество на основе доктрины «рыночной демократии». Этот факт опубликован в послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) в 2002 году, где говорилось, что «наши цели неизменны – демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства…». [Послание Президента]

В соответствии со стратегией развития государства как демократического государства с рыночной экономикой выступает на передний план необходимость развития «третьего сектора» – социальной организации гражданского общества, так как гражданское общество и рынок неразделимы.

«Гражданское общество в России возможно при многочисленных свободных ассоциациях граждан с многообразными взаимосвязями между ними, уважающих законы государства, умеющих и желающих влиять на эти законы и не позволяющих вмешиваться в свою повседневную деятельность никаким государственным чиновникам».9

Ключевым понятием гражданского общества является понятие «гражданин». Гражданином является «субъект жизни общества, активно влияющий на процесс его изменений». В рамках гражданского общества, понимаемого как коммуникативный процесс, понятие «гражданин» раскрывается через понятие «участие», т. е. через его деятельность в различных общественных организациях и институтах. 10 [А.Ю.Сунгуров]

Еще с древних времен люди осознали важность и полезность участия в общественных организациях для реализации общих и своих интересов. [Юрьев С.С.] Так, в VII-VI вв. до н.э. среди жителей аттики существовали особые политические группировки местной аристократии. В Афинах образовывались гетерии – тайные общества единомышленников-олигархов, направленные против демократического строя, а в Древнем Риме были оптиматы – сторонники аристократии, и популяры, выражавшие интересы всаднического сословия, провинциалов и плебса [Словарь античности (пер. с нем.). М., 1989. С. 276, 396, 413, 417, 449.]

В римских законах XII таблиц (V век до н.э.) есть упоминания об объединениях по общности интересов, благотворительных организациях для бедных и т.д. [Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993. С. 61.]

В Европе в средние века существовали различные религиозные и политические объединения, союзы взаимопомощи, профессиональные организации, гильдии. Они создавались добровольцами для взаимной помощи и защиты. [Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования (пер. с англ.). М., 1994. С. 365–367]

В России XIX века широко были распространены купеческие гильдии. Они занимались благотворительной деятельностью. К тому времени насчитывалось около 1404 благотворительных организаций по всей стране. Средства благотворительных обществ составляли членские взносы, добровольные поступления и пожертвования. Издавались специальные журналы – «Вестник благотворительности» и «Трудовая помощь». [Яновский А. Е. Общественное призрение и благотворительность в России. В кн.: Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991. С. 421]

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.