Реферат: Общественные объединения как форма социальной организации формирующегося гражданского общества в России
И.Л. Шершнев, аспирант кафедры национальной
безопасности РАГС при Президенте РФ
Идея
создания гражданского общества возникла еще в античные времена. Древнегреческий
философ Платон (427-347) писал о принципах гармоничного устройства общества,
Аристотель (384-322) о статусе человека и гражданина, о роли собственности для
сохранения стабильности общественных и государственных институтов, Цицерон
(106-43) о государстве как общем деле народа, о роли гражданских обязанностей и
закона.
Свою
роль в формировании концепции гражданского общества сыграли теории
естественного права и общественного договора таких мыслителей, как: Ж. Бодена
(1530-1596) и его понимание общества и суверенитета; Г. Гроция (1583-1644)
теория о естественном праве как основе права внутригосударственного и права народов;
Т. Гоббса (1588-1679) идея об индивидуализме как стержне гражданского общества
и мире как естественном законе сохранения людей в гражданском обществе.
Предпосылками
формирования гражданского общества в период первых революций и легитимации воли
народа стали такие идеи, как: обоснование правомерности народного суверенитета
Дж. Милтона (1608-1674); о естественном, божественном и гражданском праве как
основе общества Б. Спинозы (1632-1677); о правовых принципах гражданского
общества Дж. Локка (1632-1704); об институционализации гражданских и
политических свобод Ш. Монтескье (1689-1755); о гражданственности, структуре
общества и народного суверенитета Ж.Ж. Руссо (1712-1778);
Также
в становлении концепции гражданского общества сыграли важную роль немецкие просветители,
такие, как: С. Пуфендорф (1632-1694) – об источнике власти, права и
обязанностей в гражданском обществе; Г. Лейбниц (1646-1716) о свободе, о
необходимости религиозного единства Европы, об этапах возникновения общества,
Хр. Томазий (1655-1728) о религиозной свободе и светском происхождении власти,
Хр. Вольф (1679-1754) об обязанностях как основе общества; И. Кант (1724-1804)
о всемирном гражданстве и правовом государстве; Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) о
системе гражданского общества. [Слесарева Г.Ф.]
Возникнув
первоначально как философская концепция, идея гражданского общества со временем
стала одной из центральных проблем политической мысли и общественных движений
Запада. [Ольшанский]
Сегодня
очень много говорят о необходимости построения гражданского общества в России
на публичных мероприятиях, по радио, телевидению, в газетах. Разные
политические деятели призывают участвовать население в формировании
гражданского общества, подчеркивая, что это единственный путь его развития. Но
формировать общество возможно при поддержке большинства граждан, которые знают
и понимают, что делать и как делать. А знают ли граждане России, что такое
гражданское общество?
В
2001 году Фондом «Общественное мнение» было проведено социологическое
исследование по проблемам становления гражданского общества в России и
выявлению мотивов участия россиян в общественных организациях. «На вопрос:
«Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые выражение «гражданское
общество»? только 16% россиян ответили: «знаю», 28% – «слышал», 40% – «слышу
впервые», 16% – «затрудняюсь ответить». Всех, кто «знает» и «слышал», попросили
объяснить своими словами, что такое «гражданское общество». На эту просьбу
откликнулись всего 22% опрошенных, и они дали вполне внятные ответы, отражающие
разные аспекты классических определений этого понятия: 8% говорили о
гражданских правах, 2% о возможностях граждан влиять на государство, 1%
упоминали в разных контекстах понятия «демократия», 1% упоминали гражданские
свободы, 2% рассуждали о солидарности и единении граждан, 2% – о гуманизме,
нравственности и справедливости, 1%- о культуре и цивилизованности. Кроме того,
5% опрошенных выражали бытовое понимание: гражданское общество объединяет
людей-граждан своей страны».1
Из
приведенного социологического опроса следует, что нет общего понимания
категории «гражданского общества», а значит, будет страдать эффективность
формирования гражданского общества.
Существует
множество определений понятия «гражданское общество». Так, «гражданское
общество», это – «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и
политическими отношениями между его членами, не зависимое от государства, но
взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического,
политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с
государством развитые правовые отношения».2 Наличие в государстве
демократического законодательства, разделения властей, оппозиции, плюрализма
политических партий свидетельствуют о гражданском обществе, и через них
гражданского общество влияет на власть. В концепции гражданского общества
власть существует для общества в силу ее легитимности. [Ольшанский]
Г.Г.
Дилигенский представляет гражданское общество как совокупность отношений и
институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на
нее воздействовать. Необходимым условием функционирования такого общества
служит существование автономных социальных акторов и типа личности, который
определяется, как достаточная автономность от государства, способность
конструктивно взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, а
также подчинять частные интересы общему благу, выраженному в правовых нормах.3
По
мнению С.Г.Кара-Мурзы, гражданское общество – «это ассоциация свободных
граждан, которая ограничивает и контролирует действия государства, обеспечивает
равенство всех граждан перед законом с помощью механизма разделения властей и
приоритета права. На деле «гражданское общество» – это условное, зашифрованное
наименование такого способа совместной жизни, с которым неразрывно сцеплены
важнейшие условия, в совокупности и определяющие тип цивилизации – рыночную
экономику и демократию западного типа…»4 Центральной идеей гражданского
общества стала частная собственность и все то, что связано с ее
неприкосновенностью. Установление гражданского общества требует разрушения
всяческих общинных, солидарных связей и превращения людей в индивидуалистов,
которые уже затем соединятся в классы и партии, чтобы вести борьбу за свои
интересы. Это – полное принципиальное отрицание соборной личности. [Кара-Мурза]
Известный
русский мыслитель Данилевский Н.Я. предупреждал, что «политические формы,
выработанные одним народом, собственно только для одного этого народа и
годятся»5 . Поэтому строительство гражданского общества целесообразно вести на
основе традиционной специфики российского общества. Конечно, трудно понять, что
считать традиционной основой. Например, «Российская империя в начале ХХ века
представляла преимущественно традиционную страну, в которой социальную основу
традиции составляло крестьянство с его общинным мироощущением, а духовную
основу – религиозная вера».6 Советская Россия трансформировала традиционные
основы русского народа под систему управления государством. При строительстве
коммунизма востребовались такие качества народа как общинность, терпимость,
усердность и бескорыстие.
В
1991 году российский народ претерпел новую трансформацию в виде перехода от
социализма к капитализму. Неолиберальная трансформация показала, что смена
формы собственности на средства производства не обязательно ведет к
эффективному и справедливому порядку, а наличие атрибутов демократического
устройства, расширение прав человека не обязательно является показателем
становления правового государства и ведет к гражданскому обществу. [Локосов
В.В. С.234]
В
условиях очередной трансформации общество было ввергнуто в «абсурдное состояние
духа» [Х. Ортега-и-Гассет], когда народ больше всего «заботит собственное
благополучие, и меньше всего – истоки этого благополучия. Не видя в благах
цивилизации ни изощренного замысла, ни искусного воплощения, для сохранности
которого нужны огромные и бережные усилия, средний человек и для себя не видит
иной обязанности, кроме как убежденно домогаться этих благ единственно по праву
рождения».7 Получается, что современное российское общество «проедает» свой
потенциал в виде сложившихся традиций и социально-политических приобретений,
накопленных тысячелетием. И остановить это возможно с помощью самого общества
через социальную активность общественных движений и объединений и государственной
политики. К этому есть основания – «единые, глубинные основы российского
менталитета, сочетающее в себе позитивные элементы общественных ценностей и
государственного целеполагания, которые в состоянии сохранить
естественно-историческую целостность России и восстановить ее
социально-историческую интеграцию».8
Социальную
активность и деятельность общественных институтов как формы формирующегося
гражданского общества определяет экономика страны и форма государственного
устройства. В книге «Общая и практическая политология. Учебное пособие» описан
подход изучения гражданского общества с помощью противопоставления
экономических укладов и форм государственного устройства. Это рыночная
экономика, административно-плановая экономика, демократия и авторитаризм.
Исходя из этих категориальных пар, можно выделить четыре основные
идейно-политические доктрины гражданского общества: либерально-демократическую
(доктрина «рыночной демократии»), социал-демократическую (концепция
«демократического социализма» и «социалистического гражданского общества»),
авторитарно-буржуазную (доктрина «государственного капитализма») и
авторитарно-социалистическую (доктрина «государственно-бюрократического
социализма»).
В
подходе государственно-бюрократического социализма – гражданское общество
понимается как часть системы.
В
доктрине «государственного (авторитарного) капитализма» гражданское общество
рассматривается, как сфера частного бизнеса, семейно-родственных и иных
негосударственных отношений, образующих в своей совокупности
социально-экономическую базу капиталистического государства. В этом случае
гражданское общество фактически не является субъектом политики.
В
концепции «демократического социализма» гражданское общество есть совокупность
общественно-политических организаций и институтов, которые наряду с
демократическим государством образуют основу социальной (экономической,
политической и пр.) демократии.
И
в идеологии «рыночной демократии» «гражданское общество» представляется, прежде
всего, как «экономическое общество», в котором государство ограничено в своих
возможностях регуляции экономической жизни и контролируется общественными
объединениями и движениями. [Общая и практическая политология]
У
всех этих доктрин есть свои сторонники. Исходя из этой типологии гражданского
общества, мы видим, что Российское государство строит гражданское общество на
основе доктрины «рыночной демократии». Этот факт опубликован в послании
Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (о положении в стране
и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) в 2002 году,
где говорилось, что «наши цели неизменны – демократическое развитие России,
становление цивилизованного рынка и правового государства…». [Послание
Президента]
В
соответствии со стратегией развития государства как демократического
государства с рыночной экономикой выступает на передний план необходимость
развития «третьего сектора» – социальной организации гражданского общества, так
как гражданское общество и рынок неразделимы.
«Гражданское
общество в России возможно при многочисленных свободных ассоциациях граждан с
многообразными взаимосвязями между ними, уважающих законы государства, умеющих
и желающих влиять на эти законы и не позволяющих вмешиваться в свою
повседневную деятельность никаким государственным чиновникам».9
Ключевым
понятием гражданского общества является понятие «гражданин». Гражданином
является «субъект жизни общества, активно влияющий на процесс его изменений». В
рамках гражданского общества, понимаемого как коммуникативный процесс, понятие
«гражданин» раскрывается через понятие «участие», т. е. через его деятельность
в различных общественных организациях и институтах. 10 [А.Ю.Сунгуров]
Еще
с древних времен люди осознали важность и полезность участия в общественных
организациях для реализации общих и своих интересов. [Юрьев С.С.] Так, в VII-VI
вв. до н.э. среди жителей аттики существовали особые политические группировки
местной аристократии. В Афинах образовывались гетерии – тайные общества
единомышленников-олигархов, направленные против демократического строя, а в
Древнем Риме были оптиматы – сторонники аристократии, и популяры, выражавшие
интересы всаднического сословия, провинциалов и плебса [Словарь античности
(пер. с нем.). М., 1989. С. 276, 396, 413, 417, 449.]
В
римских законах XII таблиц (V век до н.э.) есть упоминания об объединениях по
общности интересов, благотворительных организациях для бедных и т.д. [Новицкий
И. Б. Римское право. М., 1993. С. 61.]
В
Европе в средние века существовали различные религиозные и политические объединения,
союзы взаимопомощи, профессиональные организации, гильдии. Они создавались
добровольцами для взаимной помощи и защиты. [Берман Г. Дж. Западная традиция
права: эпоха формирования (пер. с англ.). М., 1994. С. 365–367]
В
России XIX века широко были распространены купеческие гильдии. Они занимались
благотворительной деятельностью. К тому времени насчитывалось около 1404
благотворительных организаций по всей стране. Средства благотворительных
обществ составляли членские взносы, добровольные поступления и пожертвования.
Издавались специальные журналы – «Вестник благотворительности» и «Трудовая
помощь». [Яновский А. Е. Общественное призрение и благотворительность в России.
В кн.: Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991. С. 421]
Страницы: 1, 2
|