Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
На должность Президента - главы государства - может быть избран гражданин
Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в
России не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 4 года на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и
то же лицо не может занимать должность Президента
более двух сроков подряд. Порядок избрания Президента определяется федеральным
законом.
Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в сфере
исполнительной власти.
- он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства
РФ;
- по предложению Председателя Правительства РФ
назначает на должность и освобождает от должности заместителей Правительства РФ и федеральных министров;
-принимает решение об отставке Правительства РФ;
- имеет право председательствовать на заседаниях
Правительства РФ;
- назначает и освобождает высшее военное командование;
- является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ;
- утверждает военную доктрину РФ;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
- в установленном законом порядке может вводить чрезвычайное или военное положение и т.д.
При Президенте РФ образован самостоятельный орган управления (Президентура).
Этот орган возглавляет Президент. Он определяет полномочия главы Администрации
Президента, советников и других должностных лиц.
Правительство РФ.
Федеральным органом общей компетенции, осуществляющим исполнительную власть
в России, является Правительство Российской Федерации. Оно обеспечивает
согласованную деятельность органов исполнительной власти. Правительство также
правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией
и федеральными законами к ведению России.
Правовое положение Правительства, его состав, порядок формирования определяются
Конституцией и Федеральным Конституционным законом от 17 декабря 1997 г.
"О Правительстве Российской Федерации". В
своей деятельности Правительство руководствуется также указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, которому оно подотчетно.
Правительство Российской Федерации - коллегиальный орган. В состав
Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные
министры. Председатель Правительства назначается
Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы России. Другие
члены Правительства - заместители и федеральные министры - также назначаются
Президентом по предложению Председателя Правительства.
Правительство Российской Федерации согласно Конституции обладает широкими
полномочиями во всех сферах жизнедеятельности государства:
- Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой,
кредитной и денежной политики, а также политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,
экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и
обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об
исполнении федерального бюджета;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, законности и борьбе с преступностью и пр.
По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Министерство Российской Федерации.
Является центральным органом федеральной
исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности; образуется
на основании указа Президента Российской Федерации: возглавляется министром,
который назначаются на должность и освобождается от
должности Президентом Российской Федерации по
представлению Председателя Правительства России. Министр входит в состав
правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере
деятельности на основе единоначалия и несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и
функций.
Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам,
входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими
федеральными органами исполнительной власти). В министерстве образуется
совещательный орган - коллегия в составе министра (председатель коллегии), его
заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства,
ученых, представителей других организаций.
Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности.
Так, в сфере экономики действуют Министерство экономики. Министерство топлива и
энергетики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др. В
социально-культурной сфере функционируют: Министерство общего и
профессионального образования, Министерство культуры, Министерство науки и
технологии, Министерство труда и социального развития и др. В сфере
социально-политической деятельности функционируют Министерство обороны,
Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел
и др.
Государственный комитет Российской Федерации является центральным
органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим на основе
коллегиальности межотраслевое регулирование.
Образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется
председателем, который назначается на должность и освобождается от должности
Президентом России.
Председатель государственного комитета издает
приказы, распоряжения, указания по вопросам, отнесенным к компетенции
соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих
рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по
межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно
членами комитета и оформляются в виде постановления.
В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в
государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета
(председатель коллегии), заместителей председателя по должности, руководящих
работников комитета и других организаций. Государственные комитеты
функционируют в разных сферах. В экономике, например, функционирует
Государственный комитет Российской Федерации по
строительной, архитектурной и жилищной политике и др. В социально-культурной
сфере действуют Государственный комитет Российской Федерации по печати, Государственный
комитет Российской Федерации по кинематографии и др. Вопросами статистики в
стране ведает Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор
России и другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют
специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции.
Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.
В федеральной службе и других органах образуются коллегии, утверждаются Правительством России. Коллегия является
совещательным органом. Ее решения оформляются
приказами руководителя органа.
К указанным органам относятся:
- Федеральная архивная служба России:
- Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию;
- Служба внешней разведки Российской Федерации;
- Федеральная пограничная служба Российской Федерации;
- Российское космическое агентство:
- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;
- Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.
Территориальные (региональные) федеральные органы. К ним
относятся действующие в пределах края, области: Государственная налоговая
инспекция, управление статистики, миграционная служба, военкоматы и др. К
региональным федеральным органам относятся: командование военного округа,
командование пограничного округа, управление железной дороги, региональный
орган Госгортехнадзора России и др.
Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных
органов исполнительной власти.
Полномочия органов исполнительной власти
субъектов РФ.
1. Разрабатывают и представляют на утверждение представительному органу
бюджета, обеспечивают его исполнение;
2. Распоряжаются и управляют имуществом.
3. Разрабатывают и реализуют программы в сфере управления.
4. Осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.
5. Осуществляют меры по охране общественного порядка, ведут борьбу с
преступностью.
6. Осуществляют учет и контроль за деятельностью различных сфер деятельности.
7 Осуществляют управление в сферах экономического, социально-культурного
развития и т.д.
Вывод: Органы исполнительной власти имеют свою структуру,
компетенцию, определенный масштаб деятельности. Они осуществляют повседневное
руководство хозяйственной, социально-культурной и административно - политической
сферами деятельности.
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление - это организационная форма осуществления
населением власти на местах, которая призвана обеспечивать самостоятельное
решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального
образования (города, сельского поселения и др.),
вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и
иных местных традиций, осуществляя при этом функции управленческого характера.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти.
Компетенция органов местного самоуправления определяется законами и уставами
муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно.
Выборный, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов,
избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы
муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего
деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории
муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц
местного самоуправления.
Глава муниципального образования избирается гражданами,
проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо
представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке,
установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного
самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного
значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, порядок формирования органов
самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы
организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Срок полномочий выборного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица не может быть меньше двух лет.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по
вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в
соответствии с уставом муниципального образования. А лица, осуществляющие
службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными
служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к
должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения
муниципальной службы, управление службой, определяются уставом муниципального
образования.
Формы осуществления местного самоуправления: местный референдум,
муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы
местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие
формы участия населения в осуществлении местного
самоуправления.
Гарантии местного самоуправления.. Деятельность органов
местного самоуправления гарантируется предоставлением им права на судебную защиту, права на компенсацию дополнительных
расходов, возникающих в результате решений,
принятых органами государственной власти, а также в
связи с неправомерными действиями этих органов. Они обладают правом самостоятельно распоряжаться муниципальной
собственностью.
Органы местного самоуправления организуют свою работу в соответствии с
Конституцией РФ, федеральным Законом от 12.08. 1995 г. "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"', другими федеральными законами, конституциями,
уставами субъектов Российской Федерации, законами
субъектов Российской Федерации.
Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в
пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на
территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами
местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления
могут быть отменены органами (должностными лицами), их принявшими, либо
признаны недействительными по решению суда.
Ответственность должностных лиц местного самоуправления перед населением
наступает в результате утраты доверия населения. Ответственность перед
государством наступает в случае нарушения органами местного самоуправления и
должностными лицами этих органов законодательства, устава муниципального
образования. В случае нарушений орган государственной власти может обратиться в
суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного
самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
законодательству, уставу муниципального образования. (глав администраций может
отстранить от должности губернатор или Президент).
Административно-правовой статус
органов местного самоуправления
1. Они отделены от государства, не входят в систему государственной власти,
взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права.
2. Их общий статус. принципы организации, основные варианты организационных
форм, полномочия, установлены правом.
3. они могут вступать в различные административно-правовые отношения.
4. Они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями
(финансового и материального характера).
5. Конституция РФ предоставляет им право решать самостоятельно вопросы местного
значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
6. Общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть произвольно
ограничены какими либо органами государственной власти.
Вывод: Органы местного самоуправления решают вопросы местного
значения. Их роль в государственном управлении определена Конституцией РФ,
Законами и другими нормативными актами, а так же Уставами соответствующих
муниципальных образований.
|