2.2 Дела Посольского
приказа
Посольский приказ
оформлял выезд за рубеж. Если территории порубежных соседей вклинивались на
русскую территорию или наоборот, то для перехода из государства в государство
крестьянам этих имений не нужны были официальные документы. Во всех остальных
случаях необходимо было получить проездную грамоту в Посольском приказе или у
воевод, исполнявших в данном случае его функцию. Несанкционированный переход
границы рассматривался как преступление, и преступника судили, проведя
следствие. На местах этим опять же занимались воеводы, которые должны были “писати
о том государю”. Так как вряд ли царь сам рассматривал все подобные отчёты, то
они поступали в Посольский приказ.
Приказ имел право
выдавать разрешения только на выезд в государства, в которых Россия находилась
в мирных отношениях, поэтому можно говорить о том, что приказ определял, с
какими странами Москва живёт в мире и с кем выгодно и невыгодно иметь сношения.
Так как сохранение мира – одна из важнейших задач, то русских подданных,
совершивших в дружественной стране “лихое дело”, то есть убийство, разбой или
грабёж, также судили в приказе или на месте.
Соответственно по
названию приказа, можно говорить о том, что он был ответственным за назначение
русских послов и прием иноземных.
Также Посольский приказ
занимался искуплением пленных и сбором денег на это. На практике эти деньги
собирал не Посольский приказ, а все другие, согласно своей компетенции, а затем
из своих денег отдавали причитающееся на выкуп пленных.
Иностранцы, получившие
разрешение на въезд в страну, должны оформлять все сделки в Печатном приказе,
то есть без проездной грамоты они не имеют право находиться в России и тем
более производить какие-то операции, так что в Печатном приказе, скорее всего,
обязаны были проверять наличие таковых у иноземцев при оформлении документов:
закладных, купчих. Иностранцы в городах жили в основном в отдельных районах и,
следовательно, были подведомственны приказу Большого дворца в Москве и воеводам
на местах. Отсюда тесное взаимодействие Посольского приказа уже как минимум с
двумя другими: Печатным и Большого дворца10.
Таким образом, приказ
ведал всеми международными отношениями Москвы: и торговыми, и политическими, и,
наверняка, в какой-то степени культурными.
2.3 Приказ Большого
Дворца
приказ
делопроизводство посольский печатный
Приказ Большого Дворца
занимался делами московских посадских людей и слобод, а также делами по
управлению дворцом.
Приказ Большого Дворца
был обособленным ведомством и обладал правом сбора печатной пошлины и имел свою
печать. Однако, указом 25 февраля 1624 года по докладу Печатного приказа все
печатные пошлины по делам, которые исходили из приказа Большого Дворца, было
предписано печатать, подписывать и собирать в Печатном. Это мероприятие не
имело успеха. Большой Дворец так и не пересылал грамоты в печатный.
Лицам, взявшим что-либо
на откуп, выдавались откупные грамоты. Таким образом, Большой Дворец ведал
откупами. Однако непонятно, почему тогда все остальные статьи, посвящённые
откупной системе, повествуют о том, сколько кому денег платить за откупные
грамоты в Печатный приказ, и почему с мест деньги за удостоверение откупных
грамот присылались туда же. Это можно объяснить тем, что откуп брали на разные
занятия, подведомственные разным приказам. В таком случае, все грамоты
действительно должны были оформляться в Печатном приказе11.
Большой Дворец взыскивал
печатные пошлины за приложение печати к сотным грамотам, выдававшимся в
дворцовые волости из разных приказов, в том числе и из самого Большого Дворца.
У Большого Дворца было право ставить печати к грамотам, направляемым в дворцовые
волости, и право получать за них печатные пошлины. Сотные же и иные грамоты,
направляемые из других приказов, подлежали освидетельствованию в Печатном
приказе, с уплатой пошлины там же.
Но основной функцией было
управление слободами и посадами, то есть Дворец занимался регулировкой
отношениё между белыми и чёрными слободами, процессами обеления, входа в тягло
и всяческих перемещений посадского населения.
Приказ также ведал
населением, несшим тягло и проживавшим в пределах посадской близости. Эти пределы
определены точно только для Москвы: “на все стороны от Земляного города ото рву
по 2 версты”.
Уложение запрещало
посадским людям закладываться в качестве крестьян и холопов и устанавливало за
это определённое наказание. Так как посадское население было подсудно приказу
Большого Дворца, то ему приходилось взаимодействовать с приказами Холопьего
суда, Сыскным и многими другими.
Также Большой Дворец
должен был ведать торговыми делами гостиной и суконной сотен, в частности тем,
где и как они торгуют.
2.4 Поместный приказ
Поместный приказ вёл
писцовые книги, учитывающие хозяйственный потенциал землевладений всех типов, и
переписные книги, основное значение которых состояло в учёте тяглого населения
феодальных владений. Поместный приказ следил за соответствием всей поземельной
документации, в том числе и выписей писцов, писцовым книгам. В спорах о земле
принимались во внимание записи и в прежних писцовых книгах, а при отсутствии
таковых приказ мог давать ввозные грамоты на прежние поместья на основе дозорных
книг.
Следующая крупная функция
Поместного приказа состояла в верстании служилых людей по отечеству поземельной
дачей с учётом оклада, назначаемого разрядным приказом, и родовитости служилого
человека.
На приказ возлагалась
регистрация всех поземельных сделок между феодалами – купли-продажи вотчин, их
заклада, “поступки” и передачи по наследству, мены поместьями и поместий на
вотчины. Приказ следил за законностью владения поместьями, осуществлял контроль
за исполнением указа о запрете духовным иерархам и монастырям покупать и
принимать в качестве вклада родовые, выслуженные и купленные вотчины и не имел
права регистрировать такие сделки; осуществлял также продажу порозжих земель в
вотчины, а при отсутствии у таких вотчин наследников отбирал их “на государя”.
То же делалось в отношении выморочных поместий, которые подлежали передаче
женам на прожиток. На приказе лежало разрешение всех поземельных конфликтов, в
том числе связанных с закладом и выкупом заложенной земли и других. Словом,
приказ отвечал за исполнение всех установлений, вошедших в главы Уложения и
посвященных поместному и вотчинному землевладению.
Следующая крупная функция
приказа состояла в контроле за соблюдением крепостного устава относительно
крестьян. Прямой обязанностью приказа была борьба с побегами крестьян и возврат
их владельцам на основании писцовых и переписных книг. Как возврат беглых, так
и остальные акты сделок на крестьян подлежали регистрации в приказе. Однако до
1675 такие записи велись не в Поместном приказе, а в Холопьем. В октябре 1675
г. вышел приказ, по которому запись крепостных документов и купчих на крестьян
должна была производиться в Поместном приказе в специальных книгах. На основе
Уложения 1649 г. должно было произойти разграничение функций между Поместным и
Холопьим приказами, но процесс этот затянулся до последней четвери XVII в.
Поместный приказ был
обязан устанавливать и свободное состояние “пришлых людей”, назвавших себя
свободными и изъявивших желание записаться в качестве крестьян за какими-либо
помещиками или вотчинниками. Во всех указанных случаях компетенция Поместного
приказа распространялась на территорию центра и юга государства, исключая
новгородские и псковские земли, подлежавшие юрисдикции приказных изб Новгорода
и Пскова, и территории, подведомственные приказам Сибирскому и Казанского
дворца.
Таким образом, Поместный
приказ должен был постоянно взаимодействовать со всеми остальными приказами,
так как обладал довольно широким кругом функций и в разных частных случаях был
вынужден прибегать к помощи коллег.
2.5 Монастырский
приказ
На пути подчинения
церковных корпораций общей системе государственной централизации заметным шагом
явилось создание Монастырского приказа. Он был учреждён в интересах средних и
низших слоёв служилых людей по отечеству и верхушки торгово-посадского мира,
наиболее активно боровшихся с духовными феодалами за землю и крестьян.
Монастырскому приказу были подсудны духовенство, чёрное и белое, и зависимые от
них люди и крестьяне, исключая патриарха и патриарших людей и крестьян, по
значительной части недуховных дел, кроме крупных уголовных преступлений. За
церковью сохранялся только суд по церковным делам.
До этого суд по
недуховным делам в отношении клириков от митрополитов и ниже, а также
монастырей осуществлялся в приказе Большого Дворца. Здесь же духовные
вотчинника, минуя общегосударственные учреждения, подлежали суду самого царя.
На уровне приказов все дела, касающиеся церкви, духовных лиц и зависимых от них
людей, были в ведении суда патриарших приказов. Уложение 1649 года лишало
высшее духовенство, за исключением патриарха, административных и судебных
привилегий, главным образом юрисдикции по отношению к церковным людям в
основной массе гражданских и уголовных дел. В ведение Монастырского приказа
предоставлялись также и церковные и монастырские земли.
Указанное ограничение
привилегий церкви в области управления и суда в Уложении не проведено
последовательно. В руках главы церкви – патриарха оставался орган управления
патриаршими вотчинами и людьми, подчинёнными патриарху – Патриарший двор.
Из приказа Большого
Дворца в ведение Монастырского приказа были переданы все монастырские и
церковные земли. Контроль же за исполнением запрета передачи вотчин в монастыри
по завещанию и обменом вотчинами возлагалась на Поместный приказ.
Наряду с этим
Монастырский приказ также был и финансовым, административным и полицейским
органом по отношению к церковным учреждениям, то есть совмещал функции
характерные для всех приказов вообще.
Доходы Монастырского
приказа были довольно велики, так как церковь в России XVII века играла
заметную роль во внутренней политике и экономике государства, и именно поэтому
правительство пошло на такой шаг, как создание особого органа, ставившего
церковь в какой-то степени под контроль светской власти.
2.6 Холопий приказ
Вопрос о положении
крестьян и холопов в XVII веке был очень важным. На Холопий приказ возлагался
контроль за соблюдением статуса второй по численности категории
феодально-зависимого населения – холопов. Главнейшей его функцией было
оформление служилых кабал в соответствии с требованиями закона и регистрация их
в кабальных книгах. Одной из форм такого контроля было рассмотрение челобитных
самих холопов с жалобами на неверное оформление кабал на них.
В этой связи Холопий
приказ был обязан следить за тем, чтобы не оформляли кабалы на крестьян и
бобылей, в том числе на беглых, и на детей боярских верстанных и наверстанных.
Холопий приказ преследовал насильственное похолопливание и имел право
наказывать виновных. Всё это ставило перед Приказом необходимость контроля за
оформлением кабал на свободных людей или на бывших холопов при наличии у них
отпускных. Сюда же относился контроль за соблюдением правового режима
добровольных холопов. Через приказ получали отпускные холопы, бежавшие из
плена.
Важнейшей функцией
Холопьего приказа была борьба с побегами холопов; беглые приводились в приказ,
наказывались кнутом и возвращались владельцам. Приказ следил также за
соблюдением условий сыска беглых холопов, предписанных законом, к тому же там
рассматривались дела о сносе беглыми имущества их хозяев и о возврате его по
принадлежности.
При отдаче беглого холопа
владельцу Приказ наказывал ему “накрепко”, чтобы он холопа “до смерти не убил”,
не изувечил и голодом не заморил, отсюда вытекала практика разбора в приказе всех
судных дел о холопах и вынесения приговоров по ним. То есть этот приказ, как и
все остальные выступал в роли судебной инстанции.
На Холопий приказ
возлагались регистрация других форм кабальной зависимости. Сюда относились
купчие и данные на людей из татарского полона; освобождение от неволи крещёных
татар. Подлежали регистрации в приказе заёмные кабалы и жилые или житейские
записи, которые оформлялись при отдаче родителями своих детей, племянников в
работу на определённый срок, те “урочные лета”17.
Соответственно своим
функциям Холопий приказ должен был взаимодействовать со многими, но не со всеми
остальными приказами.
2.7 Земский и
Разбойный приказы
Земский приказ был создан
во второй половине XVI века как правительственное учреждение, наблюдавшее за
порядком в Москве и ведавшее судопроизводством по делам о разбоях и о делах,
совершённых в столице.
Игра в карты и в кости не
запрещалась, так как на неё существовала государственная монополия, так что
игра приносила довольно большой доход в казну.
Существует деление:
Москва – Земский приказ, все остальные территории – Разбойный, в основу
которого лежал давнишний принцип подсудности по месту совершения преступления и
поимки преступника18.
Разбойный приказ – один
из органов центрального управления, возникший в ходе губной реформы с 1539 г.
до середины 50-х годов XVI века, вызванной обострением классовой борьбы и
ростом числа разбоев.
В соответствии с Соборным
Уложением 1649 года Разбойный приказ разбирал дела связанные с татьбой,
разбоем, убийствами, совершёнными в Московском и других уездах. В столице этим
занимался Земский приказ. На местах функции приказа исполняли губные старосты,
осуществлявшие свою деятельность по наказам из Разбойного приказа, которому
были подчинены по этим делам. Они должны были преследовать и ловить
преступников, получив на это санкцию вышестоящей инстанции, но наказывать и
судить они должны были без доклада по своему усмотрению в соответствии с
нормами права. В качестве приказной власти губные старосты ведали также помимо
губных дел сыском беглых крестьян, сбором податей, межеванием земель,
оформлением кабал и кабальных книг. Помощниками губных старост были губные
целовальники, в обязанности которых входило:
а) присутствовать на суде
губных старост;
б) исполнять их
поручения;
в) заведовать тюрьмами;
г) собирать подмогу из
населения в экстренных случаях.
Аппарат местного
управления имел прямое отношение к приказной системе, так как выполнял её
функции на местах, хотя и не входил в её состав.
В Москве и в городах
тюрьмы строились на средства Разбойного приказа, который также должен был
заниматься наём палачей и выдачей им жалованья.
Также в компетенцию
Земского приказа в Москве (и Разбойного на других территориях) входил разбор
дел связанных с приобретением иностранцами дворов и заключением с ними
кабальных грамот. И то и другое считалось разбойным делом и поэтому разбиралось
в Разбойном и Земском приказах, а также в приказных избах (выполнявших функции
приказов на местах).
Одной из статей дохода
обоих приказов: и Разбойного, и Земского – являлся штраф, взимавшийся с людей,
которые видели, как кого-то избивают или грабят, и не пришли на выручку, не
бросились за преступниками в погоню, а также, знавших о пребывании татей,
разбойников и лиц с резаными ушами не имевших письменных свидетельств об
освобождении из тюрем. С таковых брался штраф в размере полтины с человека.
В статью расхода можно
вписать содержание и строительство тюрем в городах.
Заключение
В целом, в приказной
период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных
учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются
устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государство,
действуя отрывочными и частными мерами, не создавая общих административных
правил, не могло еще ввести порядка в организацию учреждений и их
делопроизводство. Только с середины XVII века принимаются некоторые меры для
наведения порядка в делопроизводстве.
В наследство от
приказного делопроизводства получили мы и слово "волокита".
Подклеенные в столбцы длиной в среднем 50-80 м. документы наматывали на палочки
в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и понятие, обозначающее
сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса. В
аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание,
формализм. Не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация
документов, хранение, контроль за исполнением. И всё же именно на этом
историческом этапе складывается первая система работы с документами,
закладываются основные приёмы и методы создания, оформления и обработки
документов.
Важной особенностью
приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций
приказов. Почти каждый приказ выполнял не только функции управления; в его
ведении находились также определенные территории (волости, города, селения),
налоги с которых поступали на содержание приказа и осуществление его задач.
Этой сложностью определения точных функций приказов объясняются и трудности
классификации приказов.
Еще одна особенность
приказного делопроизводства заключалась в том, что его организация основывалась
главным образом на нормах обычного права, то есть на традициях, обычаях,
передаваемых из поколения в поколение в устной форме приказными служилыми
людьми. В 1550 году был издан Судебник, представлявший собой акт кодификации
правовых отношений; в 1649 году Земским собором утверждается Соборное уложение.
Эти законодательные акты, устанавливая организацию деятельности судебных
органов, регламентировали состав документов, правила оформления некоторых из
них, порядок рассмотрения, а также ответственность должностных лиц за
недобросовестную работу с документами и меру ответственности за допущенные
нарушения.
Литература
1.
Алексеева Е.В.
Архивоведение. М.: Академия, 2004. 276 с.
2.
Демидова Н.Ф.
Служилая бюрократия России XVIII века и её роль в формировании абсолютизма. М.:
Просвещение, 1987. 247 с.
3.
Кирсанова М.В.
Делопроизводство. Новосибирск: ИНФРА-М, 2003. 326 с.
4.
Коломеец М.С.
Делопроизводство. М.: Просвещение, 2001. 385 с.
5.
Кузнецова
Т.В.Делопроизводство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 359 с.
6.
Леонтьев А.К.
Образование приказной системы управления в Русском государстве. М.: Высшая
школа, 1961. 261 с.
|