Реферат: Основы государства и права
Контрольная работа № 00
по предмету «Основы теории государства и права»
Вопрос
1. Понятие и признаки
государства. Определение государства.
Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно
есть:
а) явление общественное;
б) явление политическое;
в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую
свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
В целом же понятийную
характеристику государства следует проводить по двум направлениям:
I. Отличие
государства от органов власти общинно-родового строя
Первый признак государства - публичная
власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением,
предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над
обществом, не сливаясь с ним.
В отличие от других видов социальной власти
государственная власть является
-
аппаратной (имеет механизм
осуществления),
-
суверенной (не зависит от иной
власти),
-
легитимной (опирается на закон).
Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом
власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция,
разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.
Третий признак государства - разделение
населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной
территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального
принципа является административно-территориальное деление на такие
административные регионы, как области, районы, города, а также определение
пространственных пределов и установление государственной границы.
Четвертый признак государства -
государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как
налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые
принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки),
внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то
есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и
обеспечивает его функционирование.
П. Отличие
государства от других политических организаций общества
0т других политических организаций государство
отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет
собой единство двух сторон:
а) независимости государства вовне;
б) верховенства государства внутри страны.
Верховенство государства внутри страны проявляется:
а) в исключительном праве государства официально
представлять все общество, а не отдельные его части;
б) в универсализме - власть в государстве распространяется
на все население;
в) в прерогативе - государство обладает правом
издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.
Независимость государства проявляется:
а) в признании данного государства международным
сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений;
б) в осуществлении самостоятельной внешней политики;
в) в невмешательстве других государств во внутренние и
внешние дела суверенного государства.
Из суверенитета государства (верховенства
государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его
от иных политических организаций:
а) государство
распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную
государственной границей;
б) государство
имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или
гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как
внутри страны, так и за ее пределами;
в) только
государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления
(юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое
проявление всякой другой общественной власти;
г) только
государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и
физического принуждения) в отношении населения;
д) у государства имеются такие средства воздействия, какими
никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы
безопасности, тюрьмы и т. п.).
С точки зрения современных представлений,
государство должно выступать как властная система, организующая общество в
интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным:
как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть
«Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.
Традиционно государство рассматривается как общность
людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит
для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над
ним
Данное определение подчеркивает структурный характер
организации государства, то есть наличие системы государственных органов,
посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое
определение является односторонним и неполным, так как характеризует
государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как
ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество
публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение характеризует государство как
политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство
как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников.
Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция,
которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и
соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узком смысле — это
политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство —
качественно определенная модель политической организации общества, структурными
элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория,
армия и правоохранительные органы.
Вопрос
2. Понятие формы
государства.
Ответ: Форма государства — это его устройство,
характеризующее способы организации высших органов государственной власти,
территориальной организации государства и осуществления государственной власти.
Другими словами, форма государства — это его
структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство
государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления,
административно-территориальное деление и политический режим.
I. Форма
правления выражает способ организации
высших органов власти, то есть характеризует, как устроены и действуют
властные структуры (органы государства). Форма правления дает ответ на вопрос,
кто и каким образом правит в государстве.
Существует две основные формы государственного
правления — монархия и республика.
Характерные черты государственного правления
МОНАРХИЯ
|
РЕСПУБЛИКА
|
существование единоличного носителя верховной
государственной власти |
выборность высших органов государственной власти и их
коллегиальный (коллективный) характер |
династическое наследование верховной власти |
наличие выборного главы государства |
пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии
не предусматривают отстранения монарха от власти на при каких обстоятельствах |
избрание органов верховной государственной власти на
определенный срок |
власть монарха предстает как непроизводная от власти
народа (власть приобретается «милостью Божией») |
производность государственной власти от суверенитета
народа |
отсутствие юридической ответственности монарха за свои
действия как главы государства |
юридическая ответственность главы государства |
В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты,
которые коренным образом отличают монархию от республики, однако существуют
отклонения от этих черт, которые будут рассматриваться далее.
Монархия - форма правления, где вся верховная власть
пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху,
султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии,
выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за
свои властные действия.
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить
такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная
(ограниченная).
|
МОНАРХИЯ
|
|
Абсолютная (неограниченная)
|
Конституционная (ограниченная)
|
|
дуалистическая
|
парламентарная
|
МОНАРХ
|
верховная государственная
власть – законодательная, исполнительная, судебная |
исполнительная власть, формирует
правительство, ответственное перед ним |
представительские функции:
формально утверждает состав правительства, подписывает законы, принятые
парламентом |
ПАРЛАМЕНТ
|
нет |
законодательная власть, при
этом монарх налагает вето на законы, принятые парламентом |
законодательная власть |
РЕЖИМ
|
Авторитарный |
Демократический |
Демократический |
СТРАНЫ
|
Саудовская Аравия
Российская Империя до 1906 г.
|
Марокко
Иордания
Кувейт
Бахрейн
|
Великобритания
Бельгия
Дания
|
Примечания
|
В таком государстве нет
конституционных актов, ограничивающих власть монарха. |
Практически дуалистическая
монархия как форма государственного правления себя изжила |
Сохранения этой разновидности монархии
обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям
национального мышления. |
Республика - форма государственного правления, при
которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными
органами, избираемыми населением на определенный срок.
Современная республика может быть президентской,
парламентарной или «полупрезиденсткой» (смешанного типа).
|
РЕСПУБЛИКА
|
|
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ
|
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ
|
СМЕШАННОГО ТИПА
|
|
Глава государства
|
Президент
- избирается населением или его
представителями на выборах (выборщиками)
|
Президент
- избирается либо парламентом,
либо специальной коллегией, образуемой парламентом
|
Президент
- избирается, как правило, на
всеобщих выборах
|
Глава правительства
|
Премьер-министр, который
является лидером правящей партии или партийной коалиции; обычно назначается
президентом |
Премьер-министр, обычно
утверждаемый парламентом с представления президентом |
Полномочия президента
|
Президент наделен такими
полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать
деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента,
право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента. |
Президент как глава государства
обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает
главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д. |
Президент наделен юридически и
реально большими полномочиями: осуществляет общее руководство правительством;
имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств
(обычно при выражении вотума недоверия правительству). |
Правительство
|
- формируется президентом самостоятельно (не исключен парламентский
контроль);
- политически ответственно перед президентом
|
- формируется только парламентским путем из числа депутатов,
принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в
парламенте) или к партийной коалиции;
- политически ответственно перед парламентом
|
-
формируется парламентским путем;
-
политически ответственно не только
перед президентом, но и перед парламентом
|
Исполнительная власть
|
принадлежит президенту |
формально наделен президент, однако на деле вся
исполнительная власть принадлежит правительству |
как бы раздваивается между двумя
центрами: президент и его администрация, с одной стороны, и премьер-министр и
правительство – с другой |
Страны
|
США
Аргентина
Бразилия
Мексика
|
Италия
ФРГ
Греция
Исландия
|
Франция
Финляндия
Россия
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|