Реферат: Особенности расследования ДТП
О Г Л А В Л Е Н И Е
1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………СТР.
2
2.ОСОБЕННОСТИ
РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП……………..СТР. 5
а) осмотр места происшествия……………...СТР.12
б) допрос свидетелей… ……………………. СТР.15
в)
допрос потерпевшего…………………… .СТР.16
г) судебно-медицинская экспертиза……..…СТР.17
д) дорожно-транспортная экспертиза………СТР.18
е) следственный эксперимент…………….…СТР.19
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….СТР.21
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……...СТР.23
В В Е Д Е Н И Е
События,
происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного
движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской
электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется
дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Однако не все, а лишь те
дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные
вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть
потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями,
влекущими уголовную ответственность в соответствии с УК РФ. Остальные случаи
дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием
дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.
Видами ДТП
являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой
транспорт и животных; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание
транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д)
падение пассажиров; е) прочие ДТП.
По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно
подразделить на: 1)происшествия, возникшие по вине людей (водителей,
пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и
дорог, и другие) и 2)происшествия, которые обусловлены не преодолимой силой
природы (наводнение, обвал, землетрясения и тому подобное), а также случайным
стечением обстоятельств.
В подавляющем
большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного
движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также
вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил
технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации
регулирования уличного движения.
Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще
всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте,
обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать
препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими
характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности
проезда перекрестков; не подачи или неправильной подачи предупредительного
сигнала; не правильном расчете минимального остановочного пути при различных
скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований
сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки;
не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения
и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении
правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по
времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость;
и другие.
Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно
состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за
стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном
выходе из-за транспортного средства движущегося в попутном или встречном
направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно
уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий
проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в
месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; и
другие.
Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных
средств (например, с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительных
приборов) лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию
транспортных средств, если это привело к наступлению последствий,
предусмотренных уголовным законом, влечет уголовно-правовую ответственность.
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП.
Расследуя дела
данной категории, необходимо учитывать, что дорожно-транспортные происшествия
происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при
столкновении двух транспортных средств, когда один водитель превысил скорость и
нарушил правила обгона, а другой – правила маневрирования и перестроения из
ряда в ряд). Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие
дорожно-транспортное происшествие.
В
дорожно-транспортном происшествии можно выделить три фазы: 1) начальную; 2)
кульминационную и 3) конечную. Каждая из них является логическим продолжением
предыдущей и, в свою очередь, предопределяет развитие последующей. Для
начальной фазы дорожно-транспортного происшествия характерны условия движения
транспортного средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной
ситуации, при которой участники движения должны немедленно принять все
имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения дорожно-транспортного
происшествия и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их
недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств
и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники
движения не располагают технической возможностью предотвращения дорожно-транспортного
происшествия, и оно становится неизбежным. Кульминационная фаза
дорожно-транспортного происшествия характеризуется событиями, вызывающими
наиболее тяжелыми последствиями (повреждения автомобилей, травмы пешеходов,
пассажиров, водителей). Это фаза протекает быстро (обычно несколько секунд)
развивается на участке дороги небольшой протяженности. Конечная фаза
дорожно-транспортного происшествия следующая за кульминационной, часто
совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при
возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после
остановки.
Знание механизма
дорожно-транспортного происшествия позволяет определить круг криминалистически
значимых признаках, которые, в свою очередь, способствуют установлению
объективной истины.
При расследовании
дорожно-транспортного происшествия следователь в первую очередь сталкивается с
реальной обстановкой, в которой протекало событие, то есть местом происшествия.
Именно в его обстановке чаще всего необходимо отыскать следы, по которым можно
судить о характере произошедшего события, механизме его развития, а через них и
о характере и последовательности преступных и им противостоящих действий при
развитии события (следы скольжения, торможения, характер повреждений на транспортных
средствах или неподвижных препятствиях и так далее).
Обстановка
совершения дорожно-транспортного происшествия включает в себя не только
обстановку места происшествия, но и сумму дополнительных факторов, относящихся
к водителю, транспортному средству и дорожной среде на предаварийном, аварийном
и послеаварийном этапах развития указанного происшествия.
Такими факторами
являются время, место, дорожные, погодно-климатические условия, состояние
водителя, состояние транспортного средства и некоторые другие.
Исследование
личностных свойств участников дорожно-транспортного происшествия, и в первую
очередь виновных в произошедшем событии, показывает, что при сборе информации о
них следователю необходимо наряду с социально-психологическими, эмоционально-волевыми
выявлять профессионально-функциональные и медико-биологические особенности
личности. Комплексное выявление этих особенностей и их верное осмысление могут
во многом повлиять на правильность оценки имеющихся данных о других элементах
криминалистической характеристики.
Неодушевленные
объекты, именуемые средствами преступления, также являются индивидуальными
следообразующими объектами, влияющими на другие элементы криминалистической
характеристики. Они, как и личность, обладают специфическим своеобразием,
выступают в роли информационных источников, обеспечивающих успех расследования.
В то же время их материальное отображение может иметь доказательственное
значение. В структуре криминалистической характеристики дорожно-транспортного
происшествия наличие такого средства преступления, как транспорт, является
обязательным, без него отпала бы необходимость говорить о преступлении.
Как правило, для
дорожно-транспортного происшествия характерна быстротечность событий, его
неожиданность для очевидцев, а иногда и для участников происшествия, и, как
следствие этого, кратковременность его восприятия и ограниченность объема
воспринятой информации. На характер и полноту восприятия обстановки и
обстоятельств механизма дорожно-транспортного происшествия влияют неблагоприятные
объективные и субъективные факторы (недостаточная освещенность, плохие
метеорологические условия, болезненное состояние, трагический исход
происшествия, состояние стресса и так далее). Эти обстоятельства настоятельно
диктуют необходимость установление всех очевидцев происшествия и проведения
весьма обстоятельного допроса осведомленных лиц.
Лица, совершающие
дорожно-транспортные происшествия, как правило, действуют по неосторожности в
форме преступной самонадеянности или небрежности. Известны однако случаи
умышленного совершения дорожно-транспортных происшествий с целью сокрытия
следов другого ранее совершенного преступления.
При расследовании
уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения
необходимо установить:
1.В нарушениях
каких правил выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные
последствия. В законе отмечается, что к этим правилам относятся правила
безопасности движения и эксплуатации транспорта, в их числе "Правила
дорожного движения", "Правила технической эксплуатации
автомототранспорта и городского электротранспорта", "Правила
пользования трамваем, троллейбусом и автобусом", "Правила по охране
автомобильных дорог и дорожных сооружений" и другие.
2. Где, когда и
при каких обстоятельствах, каким образом произошло дорожно-транспортное
происшествие.
3. Какие
последствия наступили в результате дорожно-транспортного происшествия.
4. Имеется ли
причинная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации
транспорта и наступившими последствиями.
5. Какова форма
выражения вины (самонадеянность или небрежность) лица, совершившего
преступление. Какие действия (или бездействие) повлекли наступление
общественно опасных последствий.
6. Кто совершил
преступное нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.
7. Какие
обстоятельства способствовали совершению преступления. Такие обстоятельства
необходимо не только выявить, но и принимать меры к их устранению уже в ходе
расследования и после него.
В начале
расследования возникают две типичные ситуации: а) водитель известен (он и
транспортное средство находятся на месте происшествия; водитель скрылся вместе
с автомашиной или без нее, но личность его установлена); б) водитель неизвестен
(он скрылся с места происшествия вместе с автомашиной или оставил угнанную
автомашину).
Наиболее
распространенной является первая ситуация. В этих случаях чаще всего
наблюдаются легкие или менее тяжкие телесные повреждения пострадавших или
причинение существенного материального ущерба. Программа действий следователя
состоит в незамедлительном осмотре места происшествия, в том числе и
транспортного средства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц,
освидетельствовании водителя и потерпевшего для установления алкогольного или
наркотического опьянения, назначение судебно-медицинской экспертизы
потерпевшего и других экспертиз.
Для второй
ситуации, когда
водитель на автомашине скрылся с места происшествия, обычно характерны наиболее
серьезные вредные последствия в виде причинения тяжких телесных повреждений или
смерти потерпевшего. Чаще всего эта ситуация встречается после угона
транспортного средства либо совершения дорожно-транспортного происшествия нетрезвым
водителем. В этом случае следователь должен произвести осмотр места
дорожно-транспортного происшествия, установить и допросить в качестве
свидетелей осведомленных лиц, допросить потерпевшего, назначить
судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего и дать поручение органам ГАИ,
уголовному розыску, службе охраны общественного порядка о производстве
оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску скрывшегося водителя
и его автомашины.
Исключительно
большое значение приобретает розыск скрывшегося водителя и транспортного
средства. Прежде всего должно быть обеспечено немедленное информирование
подразделений ГАИ и соседних территориальных органов милиции о случившемся,
чтобы перекрыть пути движения скрывшегося транспортного средства, должен быть
произведен опрос возможных свидетелей в местах по направлению его
предполагаемого следования, организовано преследование по "горячим
следам". Следует произвести обследование и осмотр автохозяйств, гаражей,
автостоянок и других мест с целью обнаружения автомашин в районах, через
которые пролегал путь движения скрывшегося транспортного средства. Наряду с
этим должен проверятся имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств
ГАИ.
Розыск
транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным
следам, обнаруженным на месте происшествия, - марке и типу автомашины, ее цвету
и другим приметам, номеру автомашины или его частей, характеру перевозимого
груза, повреждениям на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следам
транспортного средства на дороге и тому подобное, а также по информации от
осведомленных лиц о внешности водителя. Для розыска следует привлекать
представителей общественности, использовать местную печать, радио и
телевидение.
Страницы: 1, 2
|