на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Парламент и монархия - особенности истории (Великобритания)

Общие выборы в стране проводятся после досрочного роспуска парламента или истечения максимального срока его полномочий. Однако, практически, срок полномочий ни одного из парламентов послевоенных созывов не достигал пяти лет. Средняя про­должительность полномочий парламента одного созыва рав­нялась трем-четырем годам. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королев­ской прокламации. Эти полномочия осуществляются королевой по совету премьер-министра. Вполне естественно, что он выбирает для этого момент, наиболее благоприятный для руководимой им партии с точки зрения ее шансов на выборах.

В отличие от других государств Западной Европы, в Ан­глии не существует каких-либо специальных центральных органов по проведению выборов. Общее руководство организацией выборов в масш­табе всей страны осуществляет министерство внутренних дел, а в избирательных округах — чиновник по выборам (в этом качестве выступают шерифы графств и председатели местных советов). После получения предписания о проведе­нии выборов и извещения избирателей об их времени чинов­ник по выборам передает свои полномочия чиновнику по ре­гистрации. В качестве последнего выступает клерк местного совета.

С целью про­ведения выборов в Палату общин страна разделена на 650 избирательных округов. Из 650 членов Палаты общин 523 избираются от Англии, 72 - от Шотландии, 38 - от Уэльса, 17 - от Северной Ирландии.

В Великобритании не сущест­вует какого-либо ограничения числа кандидатов, которые могут быть выставлены в избирательном округе. Стадия выдвижения (номинации) кандидатов чрезвычайно проста. Кандидат должен представить чиновнику по выборам так называемый «документ о номинации». Этот документ за­полняется кандидатом и подписывается десятью граждана­ми. Требуется также вручить чиновнику по выборам заяв­ление о согласии на номинацию и внести избирательный залог. В 1985 году сумма избирательного залога была увеличена со 150 фунтов стерлингов до 500. В случае, если кандидат соберет менее 5% голосов избирателей, внесенный им залог пропадает.

Сейчас практически все кандидаты выдвигаются политическими партиями.

На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300-2500 кандидатов. Обычно в округе на одно место бывает три-четыре кандидатуры.

  В парламен­тских выборах участвует довольно высокий процент избира­телей – 70-80% от общего числа избирательного корпуса.

Выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. Этот метод основан на избрании одного кандидата от округа. Избранным считается кандидат, собравший большее число голосов избирателей по сравнению с каж­дым из других кандидатов по округу. При этом, избиратель имеет право голосовать только за одного кандидата из внесенных в из­бирательный бюллетень.

Не существует требования о получении кандидатом ми­нимального процента всех голосов избирателей.

В Великобритании не существует системы государствен­ных выплат в поддержку политических партий, как в неко­торых других западных странах (ФРГ, Швеция, Финлян­дия). С 1975 года применяется система государственных выплат для поддержки оппозиционных партий в парламенте.

В законодательном порядке установлена процедура оспаривания выборов. В течение 21 дня с момента голосова­ния избиратель, зарегистрированный в округе, либо кан­дидат, потерпевший там поражение, могут сделать заявление о том, что выборы были проведены не должным образом. На практике предусмотренная законом процедура оспаривания парламентских выборов не приме­няется. Последний такой случай был в 1923 году.

По своему социальному составу большинство парламен­тариев - лица, принадлежащие к так называемому «средне­му классу». В основном это представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных заведений, учителя.

Среди депутатов-кон­серваторов довольно велик процент бизнесменов (37-46% в парламентах созывов 1945-1974 годов). В 80-х годах их число со­кратилось. Что касается выходцев из рабочего класса, то в консервативной партии их число не превышает 1%, в лей­бористской партии их 12-18%. По своему воз­растному составу большинство парламентариев находится в возрастной группе 30-60-летних (не более 2% - лица 21-30 лет, около 14% - свыше 60 лет).

Реальное функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартий­ной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса. Она оказывает оп­ределяющее воздействие на внутреннюю организацию и де­ятельность Парламента. Под ее влиянием сложились наибо­лее существенные конституционные соглашения, обусловли­вающие весь комплекс отношений между Парламентом и Правительством.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сме­няются у власти. Две главные партии образуют офи­циально признанные стороны в Палате общин - «правитель­ственное большинство» и «официальную оппозицию Ее вели­чества». Партия, победившая на выборах, располагает большинством (правительственное большинство) и в силу этого формирует правительство. Поэтому, как пра­вило, правительство, располагает поддержкой большинства в Палате общин. Результатом усиления роли Правительства стало вытеснение классической моде­ли парламентарного правления, названной «вестминстерской» (по месту расположения Парламента), новой моделью - «моделью Уайтхолла» (по месту расположения Правительства). Следовательно, ли­дер партии большинства становится премьер-министром.

Партия, вторая по количеству мест, становит­ся официальной оппозицией, а ее лидер - Лидером оппози­ции. Должность Лидера оппозиции получила законодатель­ное закрепление в 1937 году, когда ему было назначено официальное жало­ванье. Для оппозиции характер­но состояние готовности принять власть от правительствен­ного большинства. Лидер оппозиции формирует из руководящих членов оппозиции «теневой кабинет» и назначает «теневых министров (ми­нистров-теней)».

Даже само расположение депутатов в Палате общин отра­жает ее разделение на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от спикера распо­ложены скамьи правительственного большинства; слева - оппозиции. Члены палаты - министры сидят на передних скамьях, а руководители оппозиции - напротив них. Соот­ветственно их называют «переднескамеечниками», и «заднескамеечниками».

В Великобритании существу­ет система парламентарного (ответственного) правления. Это значит, что правительство формируется из числа чле­нов парламента, несет ответственность перед парламентом (в этом случае под парламентом понимается только Палата общин) и в случае вотума недоверия должно уйти в от­ставку. Так как правительство несет коллективную ответствен­ность перед парламентом, вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ в до­верии правительству в целом.

В случае вотума недоверия, за которым должна последовать отставка, правительство имеет право распустить парламент и назначить новые выборы. Вотум недоверия, однако, в английской полити­ческой практике - явление, чрез­вычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая и оба они касались необычной для парламента ситу­ации, когда правительство не имело большинства в палате и было образовано правительство меньшинства (это случилось в 1924 году и 1979 году).

Оппозиция часто вносит в Палату общин предложение о вотуме недоверия, но оно отклоняется партийным большин­ством, поддерживающим правительство.

Что касается формирования правительства, то Палата об­щин не принимает непосредственного участия в подборе кан­дидатур. На­значение и смещение министров - право премьер-министра. Премьер-министр подбирает членов правительства из числа руководителей партии боль­шинства. Членами правительства должны быть депутаты Па­латы общин или лорды. В основном это члены Палаты общин и лишь несколько - члены Палаты лордов. Премьер-министр не обязан представлять на одобрение Палаты общин список членов сформированного им прави­тельства. Он не обязан также представлять на одобрение па­латы решение о производимых им перестановках в прави­тельстве.

Партийные фракции - базовые единицы в Палате общин. Они именуются парламентскими партиями. Термин «партия» означает, что фракции в Палате общин являются неза­висимыми, автономными образованиями и не связаны в своей деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне парламента. Лидер партии является лидером парламентской фракции.

Почти в 90% случа­ев голосование проводится в соответствии с партийным де­лением палаты. В редких, заранее оговариваемых руковод­ством фракций случаях в палате объявляется свободное голосование и депутаты голосуют по собственному усмот­рению, вне зависимости от партийной принадлежности (по таким вопросам, как отмена смертной казни, разрешение или запрещение абортов и т.п.). Случается, что депутаты голосуют и против партийных установок. В парламентской практике это довольно частое явление. Но в принципе от члена фракции ждут, что он будет поддерживать партий­ную фракцию.

В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные прин­ципы внутренней организации Палаты общин. Это не зна­чит, что Британский парламент не руководствуется в своей деятельности никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно большое значение в пар­ламентском производстве. Просто правила процедуры содержатся не в одном до­кументе, а в различных источниках («Практика» Парламен­та, постоянные и сессионные правила, решения спикера, за­коны). В настоя­щее время основной документ, регламентирующий парламентскую процедуру - постоянные правила. Они принимаются, изме­няются и отменяются палатой в обычном порядке. Авторитетным сборником правил парламентской проце­дуры является «Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях Парламента» (сокращенно его называют «Эрскин Мэй»).

Язык парламентского производства — английский. Вы­ступления на других языках не допускаются.

Стенографический отчет о заседаниях Палаты общин публикует­ся с 1803 года в официальных сборниках «Парламентские де­баты. Официальный отчет. (Ханзард[1])».

Парла­ментские сессии созываются ежегодно. Сессия начинается осенью (обычно в конце октября или начале ноября) и продолжается почти круглый год. В течение сессии до летних каникул Парламент преры­вает заседания в связи с Рождеством, Пасхой и Троицей. В августе сессия прерывается на летние каникулы. Число дней, которое палата заседает в течение одной сессии, неодинако­во: в среднем -  160-190 дней. Заседания палаты проис­ходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Заседания Палаты общин, как правило, являются откры­тыми. Однако спикер вправе отдать распоряжение о выво­де посторонних, и в этом случае заседание идет при закры­тых дверях.

Иногда заседание Палаты общин принимает форму так называемого «заседания Комитета всей палаты». Палата вы­носит решение о преобразовании себя в комитет для рас­смотрения какого-либо конкретного билля. Обычно Комитет всей палаты рассматривает либо самые важные законопроекты, либо те из них, которые не имеют спорного характера и которые палата не считает нужным направлять в постоянные комитеты. В конце заседа­ния комитет утверждает отчет, представляемый палате, и вновь преобразуется в палату.

Каждое заседание начинается с «часа вопросов», в тече­ние которого депутаты задают вопросы министрам.

Основ­ная повестка дня состоит в обсуждении биллей и предло­жений. Билли и предложения, вносимые министрами от имени правительства, относятся к категории правительственных дел. Билли и предложения, вносимые отдельными депутатами от своего имени, называются делами частных членов (рядовой член парламента именуется «частным чле­ном» - Private Member). Наряду с этим существуют дела оппозиции.

Соответственно время палаты подразделяется на правительственное, вре­мя частных членов и оппозиции. Обычно 12 дней в сессию отводятся для рассмотрения законопроектов частных членов и 8 — для обсуждения предложений частных членов. 20 дней выделяются оппозиции (это дни, когда ей предлагается право выбирать тему для дебатов). Остальное время палаты принадлежит Правительству.

Проблема времени в палате является очень острой не только из-за загруженности Парламента, но и потому, что все законопроекты и предложения, которые Парламент не успел рассмотреть во время одной сессии, считаются поте­рявшими силу. Это значит, что на новой сессии они подлежат рассмотрению в таком порядке, как будто они были вне­сены впервые.

Порядок рассмотрения вопросов в палате строится в соот­ветствии с делением палаты на правительственное большин­ство и оппозицию. По правительственным делам сначала вы­ступает министр, затем «переднескамеечник» оппозиции, а потом слово предоставляется другим депутатам большинства и мень­шинства. По делам оппозиции сначала выступает представи­тель оппозиции, затем — правительства и потом слово пол­учают другие депутаты.

Депутат может выступать в прениях только один раз. Продолжительность выступления не ограничена, но спикер может объявить, что время выступления не должно превы­шать 10 мин.

Голосование в Палате общин открытое. Депутаты, голосу­ющие за предложение или законопроект, собираются по пра­вую руку от спикера, против — по левую. Они сообщают свое имя клерку, когда проходят мимо него. Результаты го­лосования объявляются спикером.

Решения принимаются простым большинством голосов. В Британском Парламенте отсутствует требование квалифици­рованного большинства. Если в голосовании принимает участие меньше 40 депутатов, то рассматриваемый вопрос переносится на сле­дующее заседание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.